Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования орфографической зоркости
младших школьников 5
1.1. Орфография и её основные принципы 5
1.2. Характеристика орфографического навыка 11
1.3. Орфографическая зоркость как компонент орфографического
навыка 14
1.4 Орфограммы, изучаемые в начальной школе 19
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Методические основы формирования орфографической зоркости
младших школьников 31
2.1 Особенности орфографической зоркости четвероклассников 31
2.2 Метод проектов в начальной школе 36
2.3 Комбинированная работа над орфографической зоркостью как средство
совершенствования орфографической зоркости 41
Выводы по 2 главе 50
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложение 62
Русский язык является одним из сложных предметов для восприятия в период обучения в школе.
В настоящее время одной из главных задач на уроках русского языка является формирование грамотного письма, ведь оно является гарантией точности передачи собственной мысли.
К одному из главных компонентов грамотного письма относят орфографическую грамотность, которая является частью языковой культуры. Основы грамотности начинают закладываться в начальных классах, поэтому учитель должен выбрать правильные методики для обучения, учитывать возрастные особенности детей, а также влиять на развитие их когнитивных процессов.
Начала школа приобрела огромный опыт в решении проблемы орфографической грамотности, которая нашла отражение в трудах М.Р. Львова, Н.С. Рождественского, Д. И. Тихомирова, М.В. Ушакова, а также Т.Г. Размаевой, М.М. Разумовской, П.С. Жедек, М.С. Соловейчик.
Одной из причин низкого уровня сформированной орфографической грамотности младших школьников является несформированность орфографической зоркости.
М.Р. Львов понимает под орфографической зоркостью способность быстро обнаруживать орфограммы в различных единицах языка (тексте, предложениях, словосочетаниях, словах) орфограммы.
Для того чтобы формировалась орфографическая зоркость младших школьников, необходимо постоянно развивать у них зрительную память.
Проблема сформированной орфографической зоркости является достаточно актуальной, так как многие учащиеся среднего общего образования являются недостаточно грамотными в настоящее время.
Цель работы - составить комплекс заданий и разработать проект, учитывающие актуальный уровень орфографической зоркости четвероклассников.
Объект исследования: процесс совершенствования орфографической зоркости младших школьников.
Предмет исследования: комбинированная работа как средство совершенствования орфографической зоркости младших школьников.
Гипотеза: предполагаем, что комбинированная работа, включающая комплекс заданий и итоговый групповой проект, положительно повлияет на повышение уровня орфографической зоркости младших школьников.
Задачи работы:
1. проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую, методическую литературу по теме исследования;
2. определить актуальный уровень орфографической зоркости учащихся четвертых классов;
3. составить комплекс заданий и разработать итоговый проект для совершенствования орфографической зоркости младших школьников.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы:
•Анализ выбранной литературы
•Констатирующий эксперимент
•Анализ работ учащихся
Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ СОШ - интернат №1 города Красноярска в 4 классе.
Основы грамотного письма начинают закладываться на начальном этапе образования.
Современное письмо состоит из трех частей: алфавита, графики и орфографии.
Орфография - это правила, которые обеспечивают единообразное написания родственных слов, единообразие обозначения грамматических форм и пр.
Сущность русской орфографии определяется ее принципами:
•морфологиче ским;
• фонематиче ским;
•традиционным;
• смысловым;
• интонационным;
• принципом дифференциации значений;
• фонетический;
• синтаксическим.
Главным компонентом грамотного письма является орфографический навык.
Орфографический навык - это автоматизированный механизм написания слов родного языка.
Для формирования орфографического навыка кроме грамматических и фонетических умений, необходимы и собственно орфографические. К ним относят:
• обнаружение орфограммы;
• определение типа орфограммы, то есть соотнесение ее с
определенным правилом;
• применение правила и письмо в соответствии с ним;
• осуществление орфографического контроля;
Мотивация орфографической работы реализуется через:
•возбуждение познавательных интересов;
•поиск учителем занимательных форм и методов работы;
• облегчение работы учащихся благодаря четкому дидактическому материалу;
•введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки знаний.
Орфографическая зоркость — это способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях, которые предназначены для записи или уже написаны, орфограммы, а также определять их типы.
На формирование орфографической зоркости влияет:
•зрительная память;
• операции систематизации, сравнения, классификации, сравнения;
•зрительное и слуховое восприятие;
•произвольное и непроизвольное внимание.
Причины падения орфографической зоркости:
•понижение уровня чтения;
• снижение читательского интереса;
•плохое методическое оснащение;
•понижение уровня познавательного интереса учащихся;
• фонематический слух.
Фонематический слух - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка
Факторы, способствующие развитию орфографической зоркости и, следовательно, грамотного письма:
• слуховой;
• зрительный;
• рукодвигательный;
• речедвигательный;
• комментирование.
Орфограмма — это написание, требующее проверки, та буква, то сочетание букв, та морфема, тот стык морфем, то место разделения слова при переносе на другую строку, которые нуждаются в проверке и обосновании.
Существует несколько опознавательных признаков орфограмм, с которыми учащиеся знакомятся, начиная с 1 класса:
•несовпадение буквы и звука, написания и произношения;
•звуки и звукосочетания, буквы и буквосочетания, которые создают опасность ошибок;
•морфемы в словах.
Перечисленные признаки являются общими для всех типов орфограмм. Первый признак опирается на фонетический принцип, второй признак - на запоминание, третий признак решает грамматико-орфографические задачи.
В начальной школе изучаются следующие типы орфограмм:
• безударные гласные в корне слова;
•звонкие и глухие согласные в корне слова;
•непроизносимые согласные в корне слова;
•разделительный ь и ъ;
•раздельное написание предлогов, слитное - приставок;
•заглавная буква в именах людей, названий рек, городов и др.;
•заглавная буква в начале предложении;
• буквы и, а, у после шипящих;
•мягкий знак на конце имен существительных после шипящих;
•правописание безударных гласных е, м в падежных окончаниях имен существительных.
Проводимый эксперимент показал, что более 50% учащихся четвертых классов выполнили задания на низком уровне, это свидетельствует о том, что у детей плохо развита орфографическая зоркость и объясняется тем, что учитель на уроках русского языка мало уделял ее развитию. Наиболее сложным заданием для младших школьников, оказалось, найти орфограммы в словах, это говорит нам о том, что у детей плохо развит зрительный анализатор.
С целью совершенствования орфографической зоркости младших школьников разработана комбинированная работа, включающая два раздела: комплекс упражнений, которые направлены на совершенствование орфографической зоркости, и итоговый групповой проект «Орфографический справочник», в котором каждая группа оформляет страничку с определенной орфограммой.
Полагаем, что комбинированная работа, включающая в себя комплекс заданий и групповой проект, положительно повлияет на повышение уровня орфографической зоркости младших школьников.
1. Алабугина Ю.В. Орфографический словарь. Толковый словарь. Основные правила русской орфографии. 3 книги в одной. - М.: АСТ, 2015. - 352 с.
2. Алгазина Н.Н. О развитии орфографической зоркости. / Н.Н Аалгазина// Русский язык в школе. - 2009 - №3 - С. 32-37.
3. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков.
Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2012 г.
4. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии:
изучаем и применяем: учеб. - метод. пособие / авт. Т.Ю. Артюгина. -
Архангельск: АО ИППК РО, 2009. - 58 с.
5. Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач/О.С. Арямов // Начальная школа. - 1999 №4 - с.17
6. Бабайцева В.В. Тайны орфографической зоркости. / В.В. Бабайцева // Русская словесность. - 2000 - №1 - С. 62-68.
7. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии// Начальная школа. -2003 №4
8. Бондаренко А.А. Орфография и орфоэпия - 2 стороны
правильности речи// Начальная школа. - 2014 №2.
9. Борисенко И.В. Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения правописанию// Начальная школа. 2003. №7
10. Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся / В.Я. Булохов. // Начальная школа. 2002. №1. 90 с.
11. Валгина Н.С., Еськова Н.А. и др. Правила русской орфографии и пунктуации. - М.: Эксмо, 2007
12. Виноградов, В.В. Вопросы русской орфографии / В.В. Виноградов. М., 1990. 323 с.
13. Власенков А.И. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Русское слово - учебник. 2012 - 232 с.
14. Гайденко Е. Проектная деятельность учащихся. Шаги в науку - с 1-го класса. // Начальная школа. - 2006. - №10. - с. 2-3.
15. Гвоздев, А.Н. Основы русской орфографии / А.Н. Гвоздев. М., 2007. 288 с...60