Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование оценочных суждений обучающихся 9 класса с учетом предметного содержания иноязычно-речевой деятельности

Работа №164328

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Иноязычно-речевая деятельность как предмет иноязычного образования9
1.1. Сущностные характеристики иноязычно-речевой деятельности: различные
определения 9
1.2. Психологическое (предметное) содержание иноязычно-речевой
деятельности 12
1.3. Оценочные суждения как неотъемлемая часть иноязычно-речевой
деятельности: определение понятия «оценочное суждение»; структура оценки, оценочного суждения 16
1.4. Анализ реальной ситуации в ракурсе проблемы 19
1.4.1. Причины недостаточного уровня сформированности оценочных суждений
обучающихся в процессе речепорождения на иностранном языке 23
1.4.2. Психолого-дидактическая структура процесса совершенствования
оценочных суждений 26
Выводы по главе 1 29
2. Методическое управление как основа процесса совершенствования
оценочных суждений 30
2.1. Поэтапная система совершенствования оценочных суждений при обучении
иноязычно-речевой деятельности 30
2.2. Анализ УМК по французскому языку для 9-х классов «L'oiseau bleu»
(авторы: Н.А. Селиванова, А.Ю. Шашурина) 36
2.3. Методические рекомендации для учителя по совершенствованию
оценочных суждений обучающихся на уроках французского языка 40
Выводы по главе 2 43
Заключение 45
Список использованных источников 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 51
ПРИЛОЖЕНИЕ В 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 53

Проблема формирования оценочных суждений обучающихся на уроках иностранного языка приобретает все большее значение. Система иноязычного образования в современной школе строится на основе новой концепции, которая в качестве одной из основных задач ставит развитие личности обучающихся, усиления гуманистического содержания обучения, наиболее полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого обучающегося.
Стоит также упомянуть, что новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в качестве цели определяет формирование у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, то есть «способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителем языка» [ФГОС, 2010].
Совершенствование оценочных суждений обучающихся - это неотъемлемая часть в обучении иноязычно-речевой деятельности. Под этим явлением мы понимаем сложный педагогически целенаправленный процесс осознания и выражения обучающимся своего отношения к какому-либо явлению, где результатом этого процесса является оценка в форме суждения.
В процессе оценивания знаний, полученных на уроках иностранного языка, обучающиеся овладевают умениями определять авторскую позицию, выявлять новые аргументы, высказывать мнение по поводу узнанного. Полученные на уроках иностранного языка умения необходимы обучающимся для жизни в современном обществе, так как феномен оценки широко распространён в различных сферах деятельности человека и общества.
В иноязычном образовании такому сложному феномену, как совершенствование оценочных суждений, не уделяется должного внимания. Как показывают наблюдения и анализ нашего исследования в данной области, лингвистический и методический аспекты проблемы слабо разработаны. Значительная часть обучающихся не применяет оценочные суждения на уроках иностранного языка, у них есть трудности с формулированием своего мнения средствами иностранного языка, а также с его отстаиванием, то есть аргументацией. Недостаточная разработанность данной проблемы, с одной стороны, и задача ссовершенствования оценочных суждений обучающихся в процессе обучения иностранному языку, с другой, определили актуальность нашей выпускной квалификационной работы.
С учетом наблюдения и анализа иноязычно-речевой деятельности обучающихся в средней общеобразовательной школе нами была выбрана следующая тема исследования: «Совершенствование оценочных суждений обучающихся 9 класса с учетом предметного содержания иноязычно -речевой деятельности».
Объектом исследования является процесс совершенствования оценочных суждений обучающихся в иноязычном образовании.
Предметом исследования выступают информационные материалы и речемыслительные установки учителя, как эффективные средства совершенствования оценочных суждений в процессе обучения иноязычно­речевой деятельности в средних общеобразовательных школах.
Цель нашего исследования заключается в обосновании необходимости совершенствования оценочных суждений обучающихся к предмету иноязычно­речевой деятельности и разработке эффективных средств совершенствования оценочных суждений.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1. проанализировать термин «оценочное суждение» в различных областях знаний;
2. выявить основные причинно-следственные связи недостаточного уровня сформированности в речи обучающихся оценочных суждений при обучении иноязычно-речевой деятельности;
3. описать и обосновать эффективные средства совершенствования оценочных суждений и представить этапизацию данного процесса;
4. разработать методические рекомендации по совершенствованию оценочных суждений обучающихся.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• метод теоретического исследования - изучение и анализ работ учёных- методистов, психологов, философов, логиков, лингвистов по проблеме исследования, анализ учебных материалов;
• метод эмпирического исследования - наблюдение за учебным процессом, анализ устных речевых произведений обучающихся;
• метод практического исследования - анализ результатов проведенного наблюдения;
• статистический метод исследования - составление диаграмм по результатам наблюдения.
Теоретическую основу исследования составили: нормативные документы, регламентирующие процесс обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе, а также работы научных исследователей: педагогов - А.А. Вербицкого [Вербицкий], В.А. Ковшикова и В.П. Глухова [Ковшиков, Глухов, 2007], психологов - И.А. Зимней [Зимняя, 1997], А.Н. Леонтьева [Леонтьев, 1975; Леонтьев, 1994], В.Г. Асеевой [Асеева, 1976], лингвистов - А.А. Леонтьева [Леонтьев, 1974], Л.С. Щербы [Щерба, 1974], Е.М. Вольф [Вольф, 2002], методистов - В.Б. Царьковой [Царькова, 1980], К.Б. Есипович [Есипович, 1988], Е.И. Пассова [Пассов, 1989], О.С. Богдановой [Богданова, 2011; Богданова, 2017], социолога - Т.М. Дридзе [Дридзе, 1980] и других ученых, занимающихся феноменом оценочного суждения и иноязычным образованием.
База исследования - 9 класс КГБОУ «Красноярской Мариинской женской гимназии-интерната». В экспериментальной группе приняли участие 9 обучающихся 9 класса.
Изучение вопросов, связанных с темой исследования , последовательно осуществлялось в период с сентября 2018 года по май 2019 года и включало этап педагогической практики, сбор фактического материала, написание курсовой работы по проблеме совершенствования оценочных суждений обучающихся к предмету иноязычно-речевой деятельности, разработку фрагментов урока, оформление результатов исследования.
Практическая ценность работы заключается в возможности использования ее результатов в процессе обучения французскому языку. Материалы исследования могут быть использованы студентами четвертых и пятых курсов в ходе педагогической практики в школе.
Апробация работы. Теоретические и практические положения исследования изложены в научной статье (сдана в печать) и докладывались на научной конференции:
1. доклад «Формирование оценочных суждений обучающихся с учетом
предметного содержания иноязычно-речевой деятельности» на
региональной студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики» в рамках XX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», Красноярск 23-24 апреля 2019 г;
2. статья «Формирование оценочных суждений обучающихся с учетом предметного содержания иноязычно-речевой деятельности» в соавторстве с О.С. Богдановой, написана и сдана в печать в сборник «Молодежь и наука XXI века: Материалы научно-практической конференции студентов факультета иностранных языков», Красноярск 23-24 апреля 2019 г.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе определяется сущностные характеристики иноязычно- речевой деятельности, ее психологическое содержание. Здесь также рассматривается оценочное суждение как неотъемлемая часть иноязычно -речевой деятельности, в связи с чем раскрывается понятие термина «оценочное суждение», а также его структура. Кроме того, в этой главе определяются основные причины недостаточного уровня сформированности оценочного суждения обучающихся в процессе речепорождения на иностранном языке и психолого-дидактическая структура процесса совершенствования оценочных суждений.
Вторая глава представляет результаты опытной работы: анализ УМК по французскому языку, разработку методических рекомендаций к учебному пособию Н.А. Селивановой и А.Ю. Шашуриной «L'oiseau bleu» для 9-х классов, анализ результатов опытной работы по совершенствованию оценочных суждений к предмету иноязычно-речевой деятельности. В ходе практики была разработана и внедрена в процесс иноязычного образования поэтапная система совершенствования оценочных суждений.
В заключении представлены выводы, сделанные на основании проведенного исследования. Сравнив результаты до и после внедрения разработанной системы совершенствования оценочных суждений, мы отметили положительные результаты. Они доказывают эффективность данной системы совершенствования оценочных суждений при обучении иноязычно-речевой деятельности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящее исследование было посвящено такому сложному феномену как «совершенствование оценочных суждений обучающихся 9 класса с учетом предметного содержания иноязычно-речевой деятельности».
На основе полученных данных мы можем установить, что процесс совершенствования оценочных суждений может быть реализован посредством разработанной системы, которая включает в себя три этапа: обогащение обучающихся информацией по проблеме обсуждения, анализ этой информации, а также этап формулирования собственных взглядов и их использование в речевых поступках. Система обеспечивается рядом упражнений, которые отвечают определенным требованиям. Данная поэтапная система имеют ряд определенных достоинств: результативность, мотивированность, личностная направленность, метапредметность, а также формирование мировоззрения.
Для достижения цели нашего исследования, заключающегося в обосновании необходимости совершенствования оценочных суждений обучающихся к предмету иноязычно-речевой деятельности и разработке эффективных средств совершенствования оценочных суждений, нам удалось решить поставленные ранее задачи:
1. проанализировать термин «оценочное суждение» в различных областях знаний;
2. выявить основные причинно-следственные связи недостаточного уровня сформированности в речи обучающихся оценочных суждений при обучении иноязычно-речевой деятельности;
3. описать и обосновать эффективные средства совершенствования оценочных суждений и представить этапизацию данного процесса;
4. разработать методические рекомендации по совершенствованию оценочных суждений обучающихся.
В соответствии с задачами нашего исследования, был рассмотрен такой феномен как «оценочное суждение» на уроке иностранного языка, а также была разработана этапизация совершенствования оценочных суждений обучающихся к знаниям. Для решения поставленных нами задач мы обратились к ряду педагогов, лингвистов, психологов, методистов, а также к исследователям других сфер деятельности.
Умения давать оценку какому-либо явлению, полученные на уроках иностранного языка при обучении иноязычно -речевой деятельности, необходимы как в иноязычном образовании (например, при сдаче единого государственного экзамена), так и в повседневной жизни. Индивид, имеющий свое мнение и оперирующий своими суждениями, ценится гораздо выше, чем тот, который не может выразить личное мнение и аргументировать его. Поэтому методическое управление иноязычно-речевой деятельностью учащихся играет важную роль в становлении личности. Так, опираясь на УМК «L’oiseau bleu» для 9-х классов нами были разработаны методические рекомендации, способствующие совершенствованию оценочных суждений обучающихся к предмету иноязычно - речевой деятельности.
В качестве общего вывода можем сказать, что разработанная нами поэтапная система совершенствования оценочных суждений обучающихся эффективна. Кроме того, теоретические и практические результаты исследования могут быть использованы студентами старших курсов педагогических университетов в ходе активной практике в школе.


1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования // Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 25.11.2018).
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно -методического объединения по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15). URL: http://fgosreestr.ru/ (дата обращения 27.11.2018).
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.
4. Богданова О.С. Формирование личностного отношения учащихся к знаниям при обучении иностранному языку// Иностранные языки в школе. 1989. №6. 180 с.
5. Богданова О.С. Курс лекций по методике преподавания иностранных языков. Красноярск, 2017.
6. Богданова О.С. Лингводидактика и методика преподавания иностранных языков в схемах и комментариях: текст лекций/ Красноярс. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2011. 176 с.
7. Богданова О.С. Пока не начался урок: разговор с учителем: учебно - методическое пособие / Красноярс. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017. 224 с.
8. Бяковская Н.Г. Глаголы мысли в русском языке и их концептуально - семантические особенности // Lingua mobilis. 2011. №3 (29). С. 39.
9. Вербицкий А.А. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. [Электронный ресурс]. URL: http://psychology_pedagogy.academic.ru/ (дата обращения: 26.11.18).
10. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. Изд. 2-с, доп. М.: Едиториал УРСС, 2002. 280 с.
11. Горский Д.П. Краткий словарь по логике / Д. П. Горский, А. А. Ивин, А. Л. Никифоров; под ред. Д. П. Горского. М.: Просвещение, 1991. 208 с.
12. Григорьева Е.Я., Горбачева Е.Ю. Le fraiicais en perspective 8. М.: Просвещение, 2011. 240 с.
13. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М.: Высш. шк., 1980. 224 с.
14. Дубнякова О. А. Структурно-семантическое описание конструкции avoir + «именная часть» (психосистематический подход) // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. №18. С. 51-52.
15. Есипович К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранных языков в средней школе. М.: Просвещение, 1988. 190 с....35


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ