Реферат
Введение 7
Глава 1. Теоретическое основы воспитательной деятельности в образвательной организации
1.1. Воспитательная деятельность в общеобразовательном процессе
современной школы 11
1.2. Требования к воспитательным технологиям с введением ФГОС 17
1.3. Факторы, влияющие на процесс управление воспитательными технологиями 24
Глава 2. Анализ системы управления воспитательной деятельностью в МБОУ СШ №56
2.1. Характеристика системы управления образовательной организации 31
2.2. Анализ результатов обследования кадрового состава образовательной ор
ганизации 35
2.3. Направления совершенствования процесса управления воспитательными
технологиями 39
Глава 3. Апробация модели управления воспитательными технологиями в современной школе
3.1. Модель управления воспитательными технологиями 44
3.2. Реализации модели управления воспитательными
технологими 50
3.3. Анализ результатов апробации процесса управления воспитательных
технологий в МБОУ СШ №56 58
Заключение 62
Список использованной литературы 64
Приложения 70
С внедрением федерального государственного образовательного стандарта последнего поколения [37], современная школа предъявляет новые требования к основному, общему образованию школьников и, тем самым, диктует новые требования к подготовке учителя. Современной школе необходим педагог, не только знающий свой предмет в совершенстве, но и способный создавать все необходимые психолого-педагогические условия для развития и саморазвития личности ученика, его ключевых компетенций. В связи с этим возникает запрос учителей на повышение уровня готовности к реализации профессиональной педагогической деятельности.
Введение Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования требует обновления содержания образования, в связи с изменениями потребностей личности, общества и государства в образовании. Развитие личности в системе общего образования обеспечивается, прежде всего, через современные воспитательные технологии.
Современные воспитательные технологии помогают усвоению необходимых навыков, компетентностей, основ жизненных правил именно то, что необходимо современному школьнику. На успешность личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте значимое влияние оказывает осознание себя как самостоятельного, независимого от мнения окружающих, самооценка развития волевых сторон своей личности, своей привлекательности и интеллектуального развития [59, с. 19]. По данным исследования, на успешность личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте значимое влияние оказывает осознание себя как самостоятельного, независимого от мнения окружающих, самооценка развития волевых сторон своей личности, своей привлекательности и интеллектуального развития [39]. Вследствие чего, формируется социальный заказ, выражающийся в требованиях к повышению профессиональной компетентности учителей в воспитательной работе, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни.
Одним из способов повышения интереса к воспитательной деятельности, является создание организационно-стимулирующей среды. Так, по мнению Т.А. Носовой [54, с. 15-17], ключевым условием повышения качества обучения выступает специально созданная образовательная среда, которая характеризуется как планомерность, упорядоченность и личная значимость учебно-познавательной деятельности. В то же время, необходимо совершенствовать уровень педагогического мастерства учителей в воспитательной деятельности их готовности в условиях обновления содержания основного общего образования, а также компетентности в области учебных предметов и методики их преподавания.
Все вышеперечисленное определило выбор темы исследования: «Совершенствование процесса управления воспитательными технологиями в современной школе».
Проблема исследования заключается в совершенствование процесса управления воспитательными технологиями в современной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Актуальность темы исследования обусловлена становлением новой системы образования. Особая роль отводится воспитательным технологиям.
Цель исследования: совершенствование процесса управления воспитательными технологиями в современной школе.
Объект исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №56 г. Красноярска.
Предмет исследования: воспитательные технологии в образовательном процессе.
Объект, предмет, цель и актуальность определили задачи исследования:
• Дать определение понятию «педагогическая технология» и «воспитательная технология» и определить взаимосвязь.
• Определить факторы влияющие на процесс совершенствования воспитательных технологий воспитательными технологиями.
• Проанализировать потенциал кадрового состава к совершенствованию воспитательных технологий в образовательном процессе МБОУ СШ №56.
• Разработать модель управления воспитательными технологиями
Теоретической и методологической базой исследования являются нормативно-правовые документы РФ (Федеральный закон от 29 декабря 2012г. «Об образовании в РФ») [37]; системно - деятельностный подход ( А. Г. Асмолов, П.Я. Гальперин и др.) [66, с. 7], разрешает представить цели, действия, содержание и результаты обучения как систему основных задач, направленных на формирование личностных качеств обучающихся; рефлексивный подход (С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков и др.) [43], направленный на овладение обучающимися умениями и навыками самостоятельной познавательной деятельности и оценки ее результатов; педагогического взаимодействия (И.В. Дубровина, С.В. Кондратьев и др.) [12, с. 105].
Методы исследования:
• теоретические (изучение философской, педагогической, психологической, учебной и методической литературы по теме исследования; анализ, синтез, обобщение);
• эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование);
• методы математической статистики (количественный и качественный анализ экспериментальных данных).
Основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа с 2016 по 2018 гг.
Первый этап (2016-2017) - аналитический: изучение и теоретический анализ литературы по проблеме исследования; определение цели и задач, исходной гипотезы исследования, формулирование положений, выносимых на защиту; проведение констатирующего этапа эксперимента; выявление и теоретическое обоснование организационно - педагогических условий повышения готовности учителей к формированию современных воспитательных технологий.
Второй этап (2016-2018) - экспериментальный: проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента, апробация организационно - педагогических условий готовности учителей к внедрению современных воспитательных технологий в учебный процесс.
Третий этап (2018) - оценочный: систематизация и статистическая обработка экспериментальных данных, оценка результатов экспериментальной работы, обобщение и анализ результатов проведенного исследования в целом, оформление текста диссертации.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке модели внедрения современных воспитательных технологий в учебный процесс [59].
Исследование проводилось на базе Муниципального Бюджетного Общеобразовательного Учреждения «Средняя школа №56» советского района г. Красноярска.
В ходе исследования были проанализированы основные подходы к понятиям: «готовность», «внедрение», «педагогические условия».
Определены теоретические аспекты повышающие профессиональную готовность учителей в основные школы при внедрении ФГОС, определены компоненты готовности к внедрению ФГОС, такие как:
• когнитивный (либо познавательный) компонент.
• мотивационный компонент характеризуется наличием интереса у педагога к методической работе, посвященной реализации ФГОС; осознанием необходимости повышения квалификации, стремлением к профессиональному самосовершенствованию в вопросах введения ФГОС.
-психолого-педагогический компонент предполагает понимание принципов организации научного исследования, способность к поиску новых оптимальных решений профессиональных задач, стремление использовать современные воспитательные технологии в профессиональной деятельности.
• оценочно-рефлексивный компонент предполагает умение осуществлять рефлексию результатов собственной педагогической деятельности по реализации ФГОС, умение вносить коррективы в методы преподавания и оценивать результаты образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Обоснована специфика и сущность внедрения современных воспитательных технологий. Выборка технологий происходила с точки зрения эффективности МБОУ СШ №56, которые позволяют развивать общеучебные и логические процессы, в том числе навыки саморегуляции, сотрудничества, коммуникации. Выявлены и теоретически обоснованы организационнопедагогические условия повышения готовности учителей к внедрению современных воспитательных технологий.
Положительные результаты опытно-экспериментальной работы по реализации организационно - педагогических условий повышения готовности учителей к внедрению современных воспитательных технологий в МБОУ СШ№56 г. Красноярска доказывает результативность в учебный процесс. Модель внедрения современных воспитательных технологий показала свою эффективность. Задачи магистерской диссертации были решены. Внедренная модель считается перспективной. Поскольку процесс только что внедрен и перспективы пока еще обширные, поэтому мы считаем дальнейшее его развитие перспективным, что подтверждается мнением рецензента.
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации в иллюстрациях [Текст]: учебник / Р.Ф. Абдеев; Соц.-экон. ин-т. - М.: Клинц. гор. тип. 2004 - 94 с.
2. Анофрикова С.В. Практическая методика. Часть 1: Учебное пособие / С.В. Анофрикова, Г.П. Стефанова. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ин-та, 2002. - 232 с.
3. Арташкина Т. А. Проблема целей обучения в высшей школе [Текст] / Т. А. Арташкина. - Владивосток: Изд- во Дальневост. ун-та, 1994 - 175 с.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.
5. Борытко Н.М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября [Электронный ресурс] - URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-10.htm (дата обращения 22.05.2018).
6. Волков И.П. Учим творчеству. М., 1988. — 96 с.
7. Выготский Л.С. Словарь Л.С. Выготского/ Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев. - 2010 г.
8. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы / Ред.-сост. А. Н. Тубельский, А. О. Зверев. М., 2002 г.
9. Глоссарий терминов по технологии образования. Париж, Юнеско, 1986 г.
10. Горгома В.С. Психологические детерминанты готовности к профессиональной деятельности студентов вуза: Дисс. ... канд. псих. наук: 19.00.01. - Ставрополь, 2007 г.
11. Гришкина Т.Е., Юрьева Т.А. Современные подходы в подготовке бакалавров психолого-педагогического образования к работе с девиантными подростками // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. с.
282.
12. Дубровина, И.В. Психологическая служба в современном образовании / И.В. Дубровина. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
13 Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 1983. - 353 с.
14. Каптерев П. Ф. - Антология гуманной педагогики. Издание: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001 г.
15. Капустин, Н.П. - Педагогические технологии адаптивной школы: учебное пособие / Н.П. Капустин. - Москва : Академия, 1999. - 216 с....58