Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №164295

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы45
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Понятие коммуникации и коммуникативных умений 6
1.2. Особенности развития коммуникативных умений у дошкольников с
речевыми нарушениями 11
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 18
2.1. Описание диагностических методик по исследованию уровня развития коммуникативных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи ... 18
2.2. Результаты, полученные в ходе проведения диагностической работы . ... 21
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 26
3.1. Описание работы по развитию коммуникативных умений у дошкольников
с общим недоразвитием речи 26
3.2. Определение эффективности проделанной работы 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40


Период развития ребенка в дошкольном возрасте является одним из самых значимых этапов в его жизни, который в значительной мере обусловливает его дальнейшее развитие, в том числе и речевое. Речь - это значимая составляющая взрослеющего ребенка, как и любого человека. Важными составляющими речи, как средства общения, являются коммуникативные качества. Общение является средством обмена информацией, выражения эмоций, желаний и тех или иных потребностей, а также способ оказания влияния на собеседника. Начало освоения и первоначальное развитие всех элементов и сторон коммуникативных умений происходит в период дошкольного детства.
Значимость данного вопроса о развитии коммуникативных умений детей дошкольного возраста определена Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» [29]. Кроме того федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) установлен обязательный минимум содержания образовательной программы, которая реализуется в детских садах (ДОУ). Программа включает в себя образовательные области, одной из которых является «социально-коммуникативное развитие», нацеленное «на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых» [30].
Учитывая, что коммуникативные качества личности относятся к одной из важных сторон личностной сферы, то коммуникативные умения, как обязательная их составляющая, являются той обязательной основой коммуникации, обеспечивающей эффективную социальную и психологическую адаптацию подрастающего человека в окружающем его мире. Умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое поведение оказывают решающее влияние не только на позитивную совместную деятельность, но и на будущий социальный статус ребенка в современном обществе.
Современные исследования в области педагогики показывают, что достаточно большое количество посещающих дошкольные образовательные организации детей в той или иной степени имеют отклонения в речевом развитии (как грубые дефекты речи так и общее недоразвитие речи (ОНР)).
Для общего недоразвития речи характерны речевые нарушения разного рода. Ребенок может иметь различные недостатки в развитии всех аспектов речевой системы - затрагивающих звуковую и смысловую стороны речи - при нормальных показателях слуха и сохранении интеллекта [5].
Детям дошкольного возраста, имеющим речевые нарушения, достаточно сложно овладеть коммуникативными умениями. Для таких дошкольников характерны существенные отклонения от возрастных нормативов: узость словарного запаса, своеобразное использование слов, их неправильное или неточное употребление. Поэтому развитию коммуникативных умений у детей с ОНР необходимо уделить особое внимание...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Общение детей дошкольного возраста с окружающими, несомненно, является значимым для становления всех сфер личности, в общем, и для развития речи, в частности. В процессе коммуникации происходит развитие коммуникативных умений, накапливаются коммуникативные знания и опыт использования средств общения для установления контакта и налаживания отношений с участниками коммуникации. Особенно это важно для дошкольников с общим недоразвитием речи.
При выполнении выпускной квалификационной работы нами были изучили теоретические аспекты развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста с ОНР. Анализ психологической, методической литературы, а также опыта педагогической деятельности по теме исследования позволил нам раскрыть понятия коммуникации, коммуникативных знаний, умений и навыков. На основе изученного мы пришли к выводу о том, что эффективное взаимодействие между людьми, независимо от их возраста, требует арсенала коммуникативных знаний, а также развитых умений и навыков для успешного взаимодействия и выполнения соответствующих общению действий. Важнейшим элементом коммуникативной компетентности являются сложные, осмысленные коммуникативные действия, которые укреплены теоретическими знаниями и практической готовностью к взаимодействию. Они объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные,
аффективно-коммуникативные умения.
В рамках решения задач ВКР мы рассмотрели особенности развития коммуникативных умений у дошкольников с речевыми нарушениями. Учеными выделены три уровня недоразвития речи у дошкольников, каждому из которых присуща различная степень развития коммуникативных умений. Большинству дошкольников с ОНР достаточно сложно начать общение и вступить в контакт со сверстниками и взрослыми. Поэтому их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной, а возможности коммуникации отличаются ограниченностью, характеризуясь по всем параметрам ниже нормы.
Вторая глава нашего исследования была посвящена практическому изучению уровня развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с ОНР. Для проведения экспериментального исследования мы, подобрав несколько диагностических методик, выявили начальный уровень развития коммуникативных умений детей. Диагностика показала, что такие дошкольники имеют трудности в развитии и недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений, а также наличие необходимости организации специальной работы, направленной на их развитие.
Третья глава ВКР посвящена организации и проведению работы, направленной на развитие коммуникативных умений детей-дошкольников с нарушениями речи. Для этого нами были разработаны методические рекомендации, подобраны специальные обучающие игры и развивающие упражнения, способствующие формированию и совершенствованию коммуникативных умений у детей исследуемой группы. Материал подбирался с учетом выявленных особенностей детей после проведения диагностического исследования.
Для определения эффективности разработанных нами методических рекомендаций и проделанной работы, нами была проведена повторная диагностика. Для этого мы использовали сходные с предложенными на первом этапе исследования методики. Проведение оценки было организовано по тем же самым критериям, что и вначале исследования.
Повторная диагностика показала, что разработанные нами методические рекомендации являются эффективными. Уровень сформированности коммуникативных умений после проведения коррекционно-воспитательной работы и комплекса специальных игр и упражнений у дошкольников повысился, кроме того, по итогам проведения обеих диагностических методик не у кого из детей не был выявлен низкий уровень развития умений.
Таким образом, можем считать, что цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи исследования решены.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие. / Г.С. Абрамова - 3-е изд. - М.: Академия, 2013. - 672 с.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / М.М. Алексеева., М.Б. Яшина. - 3-е изд. - М.: Академия, 2000.
- 400 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология сегодня. Поиски и размышления. / Г. М. Андреева. - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2013. - 160 с.
4. Артемова Л.В. Окружающий мир дидактических игр дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей. / Л.В. Артемова. - 2-е изд.
- М.: Просвещение, 2012. - 96 с.
5. Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи. // Современное дошкольное образование. - 2017. - № 2 (74). - С. 38-43.
6. Афонькина Ю.А. Правильно думать и говорить. / Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова. // Дошкольное воспитание. - 2010. - №5. - С. 68-74.
7. Байгузева А.П. Понимание коммуникативной компетентности в психологической и педагогической науках в контексте преподавания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». / А. П. Байгузева. // Молодой ученый. - 2017. - № 11.2 (145.2). - С. 6-8.
8. Бардышева Т.Ю. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 4-5 лет с ОНР / Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. - 2-е изд. - М.: Скрипторий, 2015. - 264 с.
9. Бодалев А.Н. Личность и общение. - М.: АРКТИ, - 2001. - 328 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2012. - 468 с.
11. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, - 2003. - 672 с.
12. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. - М.: Сфера, НИИ Школьных технологий. - 2008. -128 с.
13. Ермакова Т.В. Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. / Т.В. Ермакова, Ф.Г. Усманова, О.Н. Чирковская // Методист. - 2015. - № 8. - С. 64-67.
14. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - 4-е изд. - Екатеринбург: КнигоМир, 2011. - 320 с.
15. Зайцева К.П. Игры, тренинги по развитию коммуникативных способностей детей 6-7 лет: методическое пособие. - Челябинск: ЧИИИКРО, 2013. - 80 с...32


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ