Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №164287

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы74
Год сдачи2020
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО
ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
1.1. Характеристика дошкольников с ЗПР 7
1.2. Особенности речевого общения детей с ЗПР 14
1.3. Формирование игровой деятельности у дошкольников с ЗПР 20
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЧЕВОГО
ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 30
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 36
ГЛАВА III. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО АКТИВИЗАЦИИ
РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3.1. Цель, задачи и организация формирующего эксперимента 47
3.2. Система упражнений по активизации речевого общения 48
3.3. Контрольный эксперимент 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67


Вся наша жизнь проходит в общении и межличностных контактах, но именно в дошкольном возрасте начинают формироваться основные навыки общения, появляются первые трудности, связанные с проблемами в межличностных контактах.
Дошкольники регулярно прибывают в общении друг с другом, оказываются включены в систему межличностных отношений, ежедневного взаимодействия, опосредованного их коллективной работой. В этом возрасте общение со сверстниками становится ведущей потребностью, которая применяется в игре. Формирование области общения является необходимым условием, как для общего психического развития личности ребенка, так и для его позитивной социализации в целом и готовности к учебной деятельности в частности.
Общение - это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания.
Под общением понимают ту деятельность, которая подразумевает связь между людьми с целью налаживания взаимоотношений, взаимопонимания, получения информации, достижения общего результата.
Речевое общение (коммуникация) представляет собой особый вид деятельности, целью которой является обмен мыслями, формирование взаимопонимания. Слово «коммуникация» происходит от латинского слова «communico», что означает «связываю, общаюсь», поэтому наиболее близким к нему по значению является термин «общение» [8 ].
При речевом общении люди сообщают разнообразную информацию (передают определенные сведения), узнают информацию, стимулируют друг друга к действию, выражают свое отношение к высказыванию. Средством речевого общения является язык. Овладение коммуникативной деятельностью происходит путем усвоения языка, который функционирует в речи окружающих.
Некоторые авторы рассматривают общение как одно из главных условий детского развития, наиболее важный фактор формирования личности ребенка, ведущий вид деятельности человека, который направлен на оценку и познание самого себя через взаимодействие с окружающими людьми [8].
Важно заметить, что формирование навыков общения для обеспечения полноценной коммуникации является чрезвычайно актуальным для детей с ограниченными возможностями здоровья. Преимущественное большинство среди таких детей составляют дети с задержкой психического развития. Задержка психического развития на сегодняшний день - одна из самых распространенных психических патологий детского возраста...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате изучения психолого -педагогической литературы мы установили, что речевое развитие включает владение речью, как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи; фонематического слуха. Нарушения речи у детей с ЗПР вызывают серьёзные трудности в организации собственного речевого поведения и отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря и словаря прилагательных, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей является снижение потребности в общении. Их игровые умения развиты слабо, игра носит манипулятивный характер; попытки общения этих детей со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессии.
Констатирующий эксперимент, который проводился на базе МБДОУ детский сад №123 г. Пензы «Семицветик», позволил выделить следующее:
Во время общения с детьми, как познавательного, так и личностного, взрослому необходимо постоянно стимулировать их активность. С этой целью мы поощряли любую попытку ребенка рассказать о случаях, знакомых ему по книгам, фильмам, мультфильмам или из собственной жизни, сходных с обсуждаемыми.
Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что общение у дошкольников с ЗПР со взрослым находится на более низком уровне, чем у их нормально развивающихся сверстников и свойственно детям более младшего возраста. Результаты констатирующего эксперимента показали, что для всех детей с ЗПР свойственна ситуативно-деловая форма общения, т.к. из предложенных вариантов, они выбирали игрушки. В то
время как у детей с нормой эта форма является ведущей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет. И ни один из дошкольников с ЗПР не имеет внеситуативно - личностный тип общения со взрослым. При обследовании коммуникативно¬речевых умений у 40% детей с задержкой психического развития выявлен низкий уровень. Дети испытывали трудности при формулировании вопросов, не умели правильно излагать свои мысли, повторяли несколько раз одни и те же фразы, перебивали собеседника, неохотно шли на контакт, ответы на вопросы малоразвернуты, были эмоционально скованны. У 60% детей с ЗПР выявлен средний уровень. Дошкольники достаточно контактны, но в общении участвовали по инициативе других, в ходе диалога не умели задавать вопросы, затруднялись в подборе слов, лексическими средствами практически не пользовались...


1. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие / Л.Н. Блинова. - М.: «НЦ ЭНАС», 2001. - 136 с.
2. Борякова, Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевого высказывания шестилетних детей с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова // Дефектология. - 1983. - № 3. - С. 83-87.
3. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и
коррекция задержки психического развития у детей. Учебно -методическое пособие / Н.Ю. Борякова [Электронный ресурс]. -
http://pedlib.ru/Books/1/0487/1 0487-1.shtml
4. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя дет.сада / Под ред. Т.А. Марковой. - М.: «Просвещение», 2010. - 130 с.
5. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в развитии ребенка /
Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2009. - № 6. - С. 71-76.
6. Гаврилушкина, О.Т. Развитие навыков общения поведения дошкольников в условиях детского сада / О.Т. Гаврилушкина // Ребенок в дет. саду. - 2010. - № 2. - С. 12-16.
7. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса / А.Н. Гвоздев. [Электронный ресурс]. - http://sdo.mgaps.ru/books/K6/M7/file/2.pdf
8. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация: учебник / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «ИНФРА-М», 2008. - 207 с.
9. Гурин, Ю.В. Игры для детей от трех до семи лет / Ю.В. Гурин, Г.Б. Монина. - СПб.: «Речь», 2011. - 256 с.
10. Зверева, О.Н. Сюжетно-ролевая игра / О.Н. Зверева // Игра и дети. - 2010. - № 6. - С. 23-30.
11. Запорожец, А.В. Развитие общения у дошкольников / А.В. Запорожец, М.И. Лисина. - М.: «Просвещение», 2009. - 92 с.
12. Инденбаум, Е.Л. Становление познавательной деятельности детей с легким психическим недоразвитием в разных психолого-педагогических условиях / Е.Л. Инденбаум // Дефектология. - 2008. - № 5. - С. 16-17.
13. Комарова, Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду / Н.Ф. Комарова. - М.: «Скрипторий 2003», 2012. - 150 с.
14. Коненкова, И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития / И.Д. Коненкова. - М.: «ГНОМ и Д», 2005. - 80 с.
15. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для вузов / Р.И. Лалаева. - М.: «ВЛАДОС», 2004. - 303 с...42


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ