ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
|
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
1.1. Становление глагольного словаря в онтогенезе - основа анализа
речевого дефекта в динамике возрастного развития ребенка. .9
1.2. Oсобенности функционирования глагольного словаря в системе лексико-грамматического оформления речи у детей старшего дошкольного возраста.с. OНРIIIуровня.речевого .развития. 17
1.3. Oбзор методик логопедической работы, направленной на
формирование и развитие глагольного словаря с O№ III уровня .25
Выводыпо 1 главе 29
ГЛАВА 2. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 42
2.3. Методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей сформирванности глагольного словаря у детей старшего
дошкольного .возраста.с. ОНР. Ш.уровня 47
Выводы по 2 главе. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 65
ПРИЛОЖЕНИЕ В. 65
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
1.1. Становление глагольного словаря в онтогенезе - основа анализа
речевого дефекта в динамике возрастного развития ребенка. .9
1.2. Oсобенности функционирования глагольного словаря в системе лексико-грамматического оформления речи у детей старшего дошкольного возраста.с. OНРIIIуровня.речевого .развития. 17
1.3. Oбзор методик логопедической работы, направленной на
формирование и развитие глагольного словаря с O№ III уровня .25
Выводыпо 1 главе 29
ГЛАВА 2. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 42
2.3. Методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей сформирванности глагольного словаря у детей старшего
дошкольного .возраста.с. ОНР. Ш.уровня 47
Выводы по 2 главе. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 65
ПРИЛОЖЕНИЕ В. 65
Актуальность. Современный этап развития российского образования характеризуется принятием нового Закона «Об образовании в РФ», а также стандартов дошкольного и школьного образования, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно Зако«Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ дошкольное образование является первой ступенью образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155, ориентирует педагогов на создание психолого-педагогических условий для укрепления здоровья детей, обеспечения общекультурного, личностного и познавательно-речевого развития, создания условий для формирования предпосылок учебной деятельности. В документе они представлены как целевые ориентиры дошкольного образования. ФГОС ДО обеспечивает равные возможности потенциального развития каждого ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. На основе этих требований ставятся задачи индивидуализации и дифференциации в воспитании и обучении, построения педагогического процесса на основе максимального учета общих возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка в каждый конкретный период его жизни. При этом ориентиры ФГОС к обновлению содержания дошкольного образования в настоящее время очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к речевому развитию старших дошкольников, частью которого является формирование у них глагольного словаря.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена важностью развития лексической стороны речи как центрального дефекта в структуре нарушений при общем недоразвитии речи. Как отмечают многие исследователи (Н.А. Никашина, Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская, В.К. Воробьева, Н.В. Серебрякова и др.), среди разнообразия речевых нарушений, свойственных детям с общим недоразвитием речи, особо выделяется недостаточный объем и бедность предикативного словаря. Для детей с ОНР характерны бедность активного и пассивного словаря глаголов, неточное, недифференцированное употребление слов, своеобразие словоизменения и словообразования глаголов. Кроме того, ребенок с ОНР, имея недостаточный запас глаголов, долгое время не может активно включаться в речевое общение, что в свою очередь помешает его гармоничному развитию в дальнейшем, как в умственном, так и в речевом плане, создаст препятствия для нормального процесса обучения грамоте, усвоения им письма и чтения в школе.
Актуальность данной проблемы на социально-педагогическом уровне. Неполноценное развитие глагольного словаря является предпосылкой неуспешного обучения дошкольника в школе. Развитый глагольный словарь необходим для развития связной речи, для правильного построения предложений, своевременного перехода от диалогической формы общения к контекстной. Недифференцированное употребление глаголов, своеобразие словоизменения и словообразования глаголов не позволяет ребенку активно включиться в речевое общение и создает препятствия для нормального процесса обучения грамоте, усвоения им письма и чтения в школе...
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена важностью развития лексической стороны речи как центрального дефекта в структуре нарушений при общем недоразвитии речи. Как отмечают многие исследователи (Н.А. Никашина, Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская, В.К. Воробьева, Н.В. Серебрякова и др.), среди разнообразия речевых нарушений, свойственных детям с общим недоразвитием речи, особо выделяется недостаточный объем и бедность предикативного словаря. Для детей с ОНР характерны бедность активного и пассивного словаря глаголов, неточное, недифференцированное употребление слов, своеобразие словоизменения и словообразования глаголов. Кроме того, ребенок с ОНР, имея недостаточный запас глаголов, долгое время не может активно включаться в речевое общение, что в свою очередь помешает его гармоничному развитию в дальнейшем, как в умственном, так и в речевом плане, создаст препятствия для нормального процесса обучения грамоте, усвоения им письма и чтения в школе.
Актуальность данной проблемы на социально-педагогическом уровне. Неполноценное развитие глагольного словаря является предпосылкой неуспешного обучения дошкольника в школе. Развитый глагольный словарь необходим для развития связной речи, для правильного построения предложений, своевременного перехода от диалогической формы общения к контекстной. Недифференцированное употребление глаголов, своеобразие словоизменения и словообразования глаголов не позволяет ребенку активно включиться в речевое общение и создает препятствия для нормального процесса обучения грамоте, усвоения им письма и чтения в школе...
По результатам проведенного анализа литературных источников по проблеме сформированности глагольного словаря у старших дошкольников с СНР (III уровня) был составлен диагностический комплекс и проведен констатирующий эксперимент. В экспериментальную группу вошло 20 детей . Проведя констатирующий эксперимент, мы выявили особенности сформированности глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня:
недостаточный объем глагольного словаря,
- недостаточно развитый навык словообразования и
словоизменения глаголов, ошибки при использовании синонимов и антонимов глаголов.
Эти особенности имеют условные уровни проявления: высокий, средний, низкий. Они представлены на рисунке 4.
По результатам проведенного эксперимента, нами были составлены методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Подобраны игры и представлены направления работы по формированию глагольного словаря у детей с ОНР.
Таким образом, поставленные цели и задачи реализованы, гипотеза нашла свое подтверждение в данной работе.
недостаточный объем глагольного словаря,
- недостаточно развитый навык словообразования и
словоизменения глаголов, ошибки при использовании синонимов и антонимов глаголов.
Эти особенности имеют условные уровни проявления: высокий, средний, низкий. Они представлены на рисунке 4.
По результатам проведенного эксперимента, нами были составлены методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Подобраны игры и представлены направления работы по формированию глагольного словаря у детей с ОНР.
Таким образом, поставленные цели и задачи реализованы, гипотеза нашла свое подтверждение в данной работе.
Подобные работы
- Развитие предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (Саратовский Национальный Исследовательский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - Методическое обеспечение коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2024 - Логопедическая работа по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2019 - Формирование монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией через использование элементов песочной терапии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами сказки
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТЕЕМ
РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2019 - Формирование монологической речи у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня и дизартрией через использование
элементов песочной терапии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



