Адаптация младших школьников к школьному обучению
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ 6
1.1. Понятие об адаптации в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Специфика адаптации младших школьников к школе 12
1.3. Психолого-педагогические условия в период адаптации первоклассников 22
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ результатов исследования 38
2.3. Программа формирующего эксперимента, направленная на улучшение
адаптации первоклассников 47
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ 6
1.1. Понятие об адаптации в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Специфика адаптации младших школьников к школе 12
1.3. Психолого-педагогические условия в период адаптации первоклассников 22
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ результатов исследования 38
2.3. Программа формирующего эксперимента, направленная на улучшение
адаптации первоклассников 47
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Актуальность исследования. Процесс адаптации - важнейший момент становления ребенка в качестве субъекта учебной деятельности. Во-первых, потому что в ходе адаптации к школьному обучению ребенок получает ориентацию в системе поведения, что надолго определяет дальнейшую судьбу его развития. Во-вторых, в ходе этого процесса формируется ученический коллектив с определенным уровнем социально-психологической сплоченности.
Взаимоотношения в школьном классе выступают мощным средством привлечения личности ребенка к новым культурно-социальным функциям, нормам поведения, характерным для школы. Самым важным является то, что процесс привыкания к школьной жизни и ее условиям является сложным. Одни дети проходят этот процесс легко без психических травм, а другие достаточно сложно, вследствие чего и вытекает проблема «школьной дезадаптации».
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО) для успешной адаптации первоклассника классный руководитель должны обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику. Школьная дезадаптация - потеря ребенком учебной мотивации, низкая успеваемость, конфликтность в общении с учителями и сверстниками.
Пристальное внимание к школьной адаптации вызвана тем, что, представляя собой динамический процесс прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие; механизмы же приспособления, которые возникли во время адаптации, снова и снова актуализируются, и используются в подобных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера...
Взаимоотношения в школьном классе выступают мощным средством привлечения личности ребенка к новым культурно-социальным функциям, нормам поведения, характерным для школы. Самым важным является то, что процесс привыкания к школьной жизни и ее условиям является сложным. Одни дети проходят этот процесс легко без психических травм, а другие достаточно сложно, вследствие чего и вытекает проблема «школьной дезадаптации».
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО) для успешной адаптации первоклассника классный руководитель должны обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику. Школьная дезадаптация - потеря ребенком учебной мотивации, низкая успеваемость, конфликтность в общении с учителями и сверстниками.
Пристальное внимание к школьной адаптации вызвана тем, что, представляя собой динамический процесс прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие; механизмы же приспособления, которые возникли во время адаптации, снова и снова актуализируются, и используются в подобных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера...
В данной работе была изучена и проанализирована методическая и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, проведена диагностическая работа по выявлению уровня адаптации младших школьников к школе и разработан комплекс рекомендаций и мероприятий для повышения уровня адаптации младших школьников к школе и создании благоприятных условий для самореализации личности ученика.
1. Проведенный теоретический анализ исследований и основных подходов к исследованию содержания и сущности адаптации в различных ее смыслах позволил установить, что, современное понимание сущности адаптации - это процесс желаемого или вынужденного вхождения в любую сферу деятельности личности, успешность которого зависит от степени согласованности условий с возможностями организма и психики человека. Мы считаем, что наиболее основательным и систематизированным является видение выделенных научных подходов С.М. Кулик. Другие результаты теоретического исследования научных подходов отражают отдельные аспекты адаптации. Распределение этих подходов целесообразно только с теоретической точки зрения. Практически реальное взаимодействие качеств осуществляется одновременно на трех уровнях - биофизиологический, психологический и информационно-коммуникативный. Поэтому при рассмотрении этих уровней адаптации надо придерживаться взгляда на них как на взаимодействующие подсистемы соответствующих подпространств характеристик личности, находящихся в отношениях гибкой иерархии.
2. Адаптацию можно рассматривать не только как приспособление ребенка к успешному функционированию к новой системе отношений, социальным условиям и новым требованиям, но и как способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию. В соответствии с определением, данным М.Р. Битяновой, адаптация ребенка к школе означает, прежде всего, приспособления его к новому
функционированию: выполнение учебных и социальных требований,
принятие на себя ролевых обязательств школьника. Адаптационный период первоклассников, сопровождается рядом процессов, среди которых можно выделить физиологические приспособление деятельности функциональных систем организма первоклассника к изменениям в режиме и нагрузке, формирование и развитие способов и приемов процесса обучения, оценка изменений в окружающей реальности как субъективно комфортных или дискомфортных. Процесс адаптации протекает в 3 этапа и длиться около 5-6 недель. Наиболее сложными являются первые два этапа, так как организм затрачивает все ресурсы, что есть в организме ребенка. Напряжение всех функциональных систем организма ребенка, связанное с изменением привычного образа жизни, в наибольшей степени проявляется в течении первого полугодия. Считается, что период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается на 5-6 неделю, весь первый год можно считать периодом неустойчивой, напряженной регуляции всех систем детского организма.
3. Успешная адаптация зависит от благоприятных условий и содержания обучения, деятельности и общения ребенка в семье и школе. А эффективность процесса школьной адаптации определяет успешность дальнейшей учебной деятельности, а также сохранение физического и психологического здоровья детей. Поэтому важно привлекать к решению данной проблемы не только педагогов и психологов, но и детей и их родителей. Сопроводительная деятельность педагогов и психологов в период адаптации первоклассников должна быть направлена на создание благоприятных условий для успешного обучения и развития ребенка. Целью сопроводительной деятельности является создание социально-психологических условий для развития личности первоклассников и их успешного обучения...
1. Проведенный теоретический анализ исследований и основных подходов к исследованию содержания и сущности адаптации в различных ее смыслах позволил установить, что, современное понимание сущности адаптации - это процесс желаемого или вынужденного вхождения в любую сферу деятельности личности, успешность которого зависит от степени согласованности условий с возможностями организма и психики человека. Мы считаем, что наиболее основательным и систематизированным является видение выделенных научных подходов С.М. Кулик. Другие результаты теоретического исследования научных подходов отражают отдельные аспекты адаптации. Распределение этих подходов целесообразно только с теоретической точки зрения. Практически реальное взаимодействие качеств осуществляется одновременно на трех уровнях - биофизиологический, психологический и информационно-коммуникативный. Поэтому при рассмотрении этих уровней адаптации надо придерживаться взгляда на них как на взаимодействующие подсистемы соответствующих подпространств характеристик личности, находящихся в отношениях гибкой иерархии.
2. Адаптацию можно рассматривать не только как приспособление ребенка к успешному функционированию к новой системе отношений, социальным условиям и новым требованиям, но и как способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию. В соответствии с определением, данным М.Р. Битяновой, адаптация ребенка к школе означает, прежде всего, приспособления его к новому
функционированию: выполнение учебных и социальных требований,
принятие на себя ролевых обязательств школьника. Адаптационный период первоклассников, сопровождается рядом процессов, среди которых можно выделить физиологические приспособление деятельности функциональных систем организма первоклассника к изменениям в режиме и нагрузке, формирование и развитие способов и приемов процесса обучения, оценка изменений в окружающей реальности как субъективно комфортных или дискомфортных. Процесс адаптации протекает в 3 этапа и длиться около 5-6 недель. Наиболее сложными являются первые два этапа, так как организм затрачивает все ресурсы, что есть в организме ребенка. Напряжение всех функциональных систем организма ребенка, связанное с изменением привычного образа жизни, в наибольшей степени проявляется в течении первого полугодия. Считается, что период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается на 5-6 неделю, весь первый год можно считать периодом неустойчивой, напряженной регуляции всех систем детского организма.
3. Успешная адаптация зависит от благоприятных условий и содержания обучения, деятельности и общения ребенка в семье и школе. А эффективность процесса школьной адаптации определяет успешность дальнейшей учебной деятельности, а также сохранение физического и психологического здоровья детей. Поэтому важно привлекать к решению данной проблемы не только педагогов и психологов, но и детей и их родителей. Сопроводительная деятельность педагогов и психологов в период адаптации первоклассников должна быть направлена на создание благоприятных условий для успешного обучения и развития ребенка. Целью сопроводительной деятельности является создание социально-психологических условий для развития личности первоклассников и их успешного обучения...
Подобные работы
- Адаптация младших школьников к школьному обучению в условиях
полярной ночи.
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - Особенности взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному процессу
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2022 - Организация социокультурной адаптации младших школьников- мигрантов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016 - Психолого-педагогические исследования младшего школьного возраста
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2020



