ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ, ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ И
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 8-13 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЬНОЙ БОРЬБОЙ ... 6
1.1. Общая характеристика возрастных особенностей
юношеского возраста с точки зрения психологии и физиологии 7
1.2. Особенности технико-тактической подготовки в вольной
борьбе в группе начальной подготовки 12
1.3. Особенности физической подготовки юных борцов 18
1.4. Базовая техника в вольной борьбе 28
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 42
2.1. Организация исследования 42
2.2. Методы исследования 43
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫМ ПРИЕМАМ В ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ В РАЗНОУРОВНЕВЫХ ГРУППАХ 46
3.1. Выявление особенностей построения учебнотренировочного процесса спортсменов (по итогам анкетирования) 46
3.2. Внедрение в учебно-тренировочный процесс комплексов
приемов и упражнений для технического совершенствования базовой техники вольной борьбы на начальном этапе подготовки борцов 8-13 лет 53
3.3. Результаты педагогического эксперимента по внедрению в учебно-тренировочный процесс комплексов приемов и упражнений для технического совершенствования базовой техники вольной борьбы на начальном этапе подготовки
борцов 8-13 лет 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
Приложение 80
Актуальность исследования: вольная борьба является одним из самых популярных видов единоборств. Правилами соревнований в вольной борьбе разрешены захваты ниже пояса и технические действия, выполняемые с помощью ног - подсечки, подножки и другие, что существенно расширяет перечень выполняемых приёмов и повышает зрелищность поединков.
Интерес детей и их родителей к занятиям вольной борьбой объясняется тем, что на занятиях дети выполняют акробатические, гимнастические упражнения. У детей, занимающихся вольной борьбой, формируется правильная осанка, развивается ориентация в пространстве, развиваются физические качества. Навыки, приобретенные на занятиях вольной борьбой, могут быть использованы в самых неожиданных спортивных и жизненных ситуациях.
Диапазон сложности и разнообразия приемов и упражнений чрезвычайно велик. Можно заниматься всю жизнь борьбой и открывать для себя все новые приемы и упражнения, подводящие к этим приемам. Разнообразие весовых категорий позволяет заниматься детям с различной комплекцией тела. Занятия борьбой дают возможность всесторонне развить качества, необходимые не только в спорте, но и в трудовой деятельности.
В то же время в эпоху всеобщей компьютеризации и «цифровизации» её негативным проявлением является глобальная зависимость детей и подростков от средств коммуникации - смартфонов, планшетных компьютеров - которая приводит не только к снижению двигательной активности детей, но и к пассивному образу жизни, например, нежеланию преодолевать даже небольшие трудности.
В связи с этим в спортивных секциях складывается такая ситуация, когда часть контингента остаётся неизменной, а часть постепенно и постоянно меняется. В связи с этим у тренеров возникают определённые сложности в организации тренировочного процесса: когда одни занимающиеся уже закончили изучать определенный материал, приходят новые занимающиеся, с которыми снова нужно осваивать тот же материал. То есть в каждый момент времени на борцовском ковре присутствуют занимающиеся с разным уровнем подготовленности. И тренеру необходимо решить данную проблему, то есть выстроить тренировочный процесс максимально эффективно для всех занимающихся.
Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс в группах начальной подготовки.
Предмет исследования. Совершенствование учебно-тренировочного процесса в освоении базовой техники вольной борьбы в разноуровневых группах на базе ДЮСШ.
Цель исследования: Разработка комплексов упражнений и приемов для усвоения базовой техники вольной борьбы в разноуровневых группах.
Задачи исследования:
1. Проанализировать тренировочный процесс в группах начальной подготовки на основе научно-методической литературы.
2. Разработать комплексы приемов и упражнений для учебнотренировочного процесса в разноуровневых группах.
3. Апробировать и определить эффективность комплексов приемов и упражнений в учебно-тренировочном процессе борцов первого, второго и третьего годов обучения в совместных группах .
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Анкетирование.
3. Педагогическое наблюдение.
4. Педагогический эксперимент.
5. Контрольные упражнения.
6. Статистическая обработка экспериментальных данных.
Гипотеза: предполагается, что с помощью внедрения в учебно
тренировочный процесс разработанного нами комплекса приемов и упражнений на совместных занятиях вольной борьбой борцов первого, второго и третьего года обучения, улучшится восприятие базовых навыков вольной борьбы.
Научная новизна: впервые апробированы комплексы приемов и упражнений в учебно-тренировочном процессе на совместных занятиях вольной борьбой борцов первого, второго и третьего года обучения в МБУ ДО «ДЮСШ г. Тулуна» и доказана их эффективность.
Практическая значимость работы заключается в описании методики проведения тренировочных занятий по вольной борьбе в разноуровневых группах совместно и внедрении её в практическую деятельность.
Проанализировав литературные источники, мы выявили, что проблемы разноуровневых групп нигде не описываются, но имеется довольно много информации про базовую технику вольной борьбы. Так как базовые приемы и в целом базовая техника важны в будущем становлении борца, необходимо закреплять ее на начальных этапах подготовки.
Внедрение в учебно-тренировочный процесс борцов вольного стиля 8-13 лет разработанных нами комплексов повышают уровень усваиваемости базовой техники вольной борьбы. Результаты практически всех контрольных испытаний в экспериментальной и контрольной группах достоверны, за исключением одного показателя в экспериментальной группе и трех в контрольной по возможным описанным причинами выше.
Мы рекомендуем тренерам более серьезно и тщательно подходить к выдаче материалов по базовой технике вольной борьбы, особое внимание рекомендуем уделить борцовской стойке, перемещению и маневрированию в ней.