Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМОЙ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Работа №164261

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы153
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 15
Глава 1. Теоретическое обоснование управления внутришкольной системой оценки 22
1.1. Определение понятия «управления системой оценки образовательных
результатов» в условиях федерального государственного стандарта 22
1.2. Основные подходы к управлению внутренней системой оценки
образовательных результатов в условиях ФГОС 31
1.3. Факторы, влияющие на управление внутришкольной системой оценки
образовательных результатов 36
Глава 2. Изучение существующих условий для совершенствования управления внутришкольной системой оценки в условиях федеральных государственных образовательных стандартов 43
2.1. Характеристика муниципального автономного общеобразовательного
учреждения «Гимназия №1» города Сосновоборска 43
2.2. Анализ существующего управления оценочной деятельности учителей
МАОУ «Гимназии №1» г.Сосновоборска 55
2.2. Изучение уровня сформированности оценочной компетентности учителей МАОУ «Гимназии №1» г.Сосновоборска 68
Глава 3. Система мер, направленных на совершенствование управления внутришкольной системой оценки образовательных результатов в условиях федеральных государственных стандартов 85
3.1. Модель методической системы оценки образовательных результатов . 85
3.2. Организация работы педагогов по разработке алгоритма конструирования
контрольно-измерительных материалов 95
3.3. Организация работы педагогов по разработке алгоритма создания
модели оценочных заданий 98
3.4. Развитие компетенций педагогов по формированию самооценки и
взаимооценки учащихся 101
3.5. Результаты апробации инструментов совершенствования системы
оценки образовательных результатов обучающихся в общеобразовательном учреждении «Гимназия №1» г.Сосновоборска 117
Заключение 121
Список использованной литературы 124
Приложения 136

Закон «Об образовании в РФ» существенно расширяет спектр процедур оценки образовательных достижений, которые включают государственную итоговую аттестацию выпускников, мониторинговые исследования федерального, регионального и муниципального уровней, независимую оценку качества образования (включая международные сравнительные исследования) и внутреннюю систему оценки качества образования образовательного учреждения.
С расширением спектра внешних оценочных процедур возникает проблема обеспечения преемственности процедур внешней оценки (муниципального, регионального и федерального уровней) и оценки внутри образовательной организации. Одним из путей взаимодействия внешней и внутренней оценки может стать использование единых показателей качества учебной подготовки учащихся и требований к конструированию инструментария по предметам.
Введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) требует внесения соответствующих изменений в оценку учебных достижений. ФГОС определяет систему требований к результатам обучения, в которые включены не только предметные, но и метапредметные результаты освоения образовательной программы. Поэтому наряду с инструментарием, обеспечивающим оценку предметных результатов, необходимо разработать и концептуальные подходы к оценке метапредметных результатов обучения.
Переход к оценке учебных достижений в соответствии с требованиями ФГОС приводит к необходимости отбора качественных материалов для использования в рамках текущей и тематической оценки учебных достижений, а также внутреннего мониторинга учебных достижений в образовательных учреждениях. Следовательно, целесообразно говорить о необходимости повышения квалификации учителей в области современных средств оценки учебных достижений. При этом нужна координация оценочной деятельности всех учителей, работающих в одном классе, а так же взаимосвязь оценочной деятельности учителей и внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся.
Анализируя проблему оценки учебных достижений, следует отметить, что эта проблема рассматривалась исследователями с самых разных сторон. Большая группа работ в дидактике и методике обучения посвящена исследованию функций проверки и оценки знаний в учебном процессе, методам учета знаний в традиционной системе обучения (И.Я. Лернер, Е.И. Перовский, М.Н. Скаткин, С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, В.Г. Разумовский, Н.А. Родина, Э.Е. Эвенчик и др.).Другие направления связаны с изучением воспитательных функций оценки, изучением влияния оценки на формирование самооценки учащихся (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Б. Воронцов и др.), использованием различных методов и форм проверки в контрольно-оценочной деятельности учителя (В.П. Беспалько, Ю.И. Дик, А.Е. Марон, В.П. Шаталов, О.В. Оноприенко, П.М. Эрдниева и др.), применением тестовых технологий для оценки учебных достижений (П. Карпиньчик, В.А. Орлов, Н.С Пурышева, И.И. Нурминский, Г.Г. Никифоров, Н.Е. Важеевская и др.).
Анализ нормативных документов, литературы и научно-методических исследований по проблемам оценки учебных достижений, а также содержания оценочных процедур на федеральном и региональном уровнях позволил выявить ряд противоречий, обусловленных несоответствием:
• между требованиями нормативных документов и образовательной практики к использованию широкого спектра процедур оценки учебных достижений (государственная итоговая аттестация, мониторинговые исследования в системе образования, процедуры независимой оценки качества образования и т.п.) и неразработанностью теоретических положений, обеспечивающих единство подходов к оценке качества учебной подготовки;
• между необходимостью создания инструментария для оценки выполнения требований ФГОС, базирующегося на системно-деятельностном подходе, и существующими подходами к конструированию измерительных материалов, приоритетом которых является обеспечение валидности по контролируемым элементам содержания;
• между требованиями ФГОС к оценке метапредметных результатов обучения и отсутствием теоретических подходов и методик, обеспечивающих оценку метапредметных результатов обучения в преподавании;
• между необходимостью совершенствования контрольно­оценочной деятельности учителя в условиях введения ФГОС и недостаточной подготовкой учителей в области педагогических измерений.
Указанные противоречия определяют актуальность исследуемой проблемы исследования, которая заключается в поиске ответа на вопрос: каковы теоретико-методологические и научно-методические основы методической системы оценки учебных достижений учащихся в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования.
Объект исследования - система оценки образовательных результатов образовательной организации в условиях федерального государственного образовательного стандарта.
Предмет исследования - совершенствование управления внутренней системой оценки образовательных результатов в условиях федерального государственного образовательного стандарта.
Цель исследования - обоснование и совершенствование системы оценки учебных достижений в соответствующей требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования, которая бы позволила получать объективную информацию о качестве учебной подготовки учащихся на всех этапах обучения, о причинах и тенденциях ее изменения и принятие решений о коррекции процесса обучения. Одним из способов взаимодействия внешней и внутренней оценки может стать использование единых показателей качества учебной подготовки учащихся и требований к конструированию инструментария.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что совершенствование управления внутришкольной системой оценки образовательных результатов в условиях ФГОС будет обеспечиваться следующими условиями:
• если будет теоретически обосновано управление внутришкольной системой оценки образовательных результатов;
• если будут изучены условия для совершенствования внутришкольной системы оценки образовательных результатов, включающие изучение уровня сформированности педагогов к осуществлению оценочной деятельности;
• если будет разработана система мер, включающая методическое сопровождению оценочной деятельности педагога;
• если разрабатываемый комплекс измерительных материалов для оценки учебных достижений будет обеспечивать оценку достижения как предметных, так и метапредметных результатов обучения;
• взаимодействие внешней оценки результатов обучения (государственная итоговая аттестация, независимая оценка регионального и федерального уровней) и внутренней оценки образовательной организации будет обеспечено посредством использования показателей качества учебной подготовки и требований к разработке измерительных материалов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
• выявить состояние проблемы оценки образовательных результатов в образовательной практике образовательных учреждений и практике существующих оценочных процедур на федеральном и региональном уровнях;
• разработать меры по совершенствованию управления внутренней системой оценки образовательных результатов, отвечающих требованиям ФГОС общего образования;
• разработать единые для образовательного учреждения опорные модели измерительных материалов для оценки предметных и метапредметных результатов обучения, соответствующие концепции оценки учебных достижений;
• разработать контрольно-измерительные материалы для оценки предметных и метапредметных результатов в соответствии с образовательной программой образовательной организации.
Мы предполагаем, что совершенствование методической системы оценки учебных достижений приведет в соответствие систему оценки образовательной организации с требованиями ФГОС основного и среднего общего образования и обеспечит получение объективной и надежной информации о качестве учебной подготовки, если:
• за счет изменения содержания оценки будет обеспечена валидность инструментария по отношению к планируемым результатам обучения;
• расширение спектра содержательных характеристик заданий будет обеспечивать полноту получаемой информации о проверяемых планируемых результатах (умениях) и уровне их освоения;
• комплекс измерительных материалов для оценки учебных достижений по предметам будет обеспечивать оценку достижения как предметных, так и метапредметных результатов обучения;
• взаимодействие внешней оценки результатов обучения (государственная итоговая аттестация, независимая оценка муниципального, регионального и федерального уровней) и внутренней оценки образовательной организации будет обеспечено посредством использования показателей качества учебной подготовки по конкретному предмету и требований к разработке измерительных материалов;
• качество заданий и измерительных материалов по предмету будет удовлетворять требованиям к статистическим характеристикам тестовых заданий и педагогических тестов.
Методологической и теоретической основой исследования являются исследования по проблемам:
• проектирования образовательных систем (А.М. Новиков, Н.К. Зотова, С.М. Маркова, Т.И. Шамова);
• оценки качества образования (А.Е. Бахмутский, В.А. Болотов, И.А. Вальдман, Н.Ф Ефремова, Г.С Ковалева, и др.);
• педагогической диагностики, критериев качества знаний обучающихся (В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, В.М. Полонский, А.Б. Воронцов и др.);
Научная новизна результатов исследования заключается в усовершенствовании системы оценки учебных достижений учащихся в условиях введения ФГОС. В основание концепции включены цель и факторы, обуславливающие ее разработку, в теоретическую часть концепции - ведущие принципы, основные концептуальные положения, показатели качества учебной подготовки и модель системы оценки учебных достижений. Блок практических приложений концепции содержит структуры модели заданий и измерительных материалов, критерии достижения показателей качества учебной подготовки, требования к перечню содержательных характеристик заданий, методику конструированию заданий, модели измерительных материалов.
В ходе исследования уточнены понятия: «качество учебной
подготовки» и «оценка учебных достижений», «управление системой оценки»; введения показателей качества учебной подготовки (достижение минимальных требований ФГОС к результатам обучения, уровни достижения результатов обучения и динамика достижения результатов обучения) для индивидуальной предметной подготовки и для подготовки группы обучающихся, а также критериев достижения показателей; расширения спектра содержательных характеристик заданий для оценки учебных достижений, в том числе введения характеристики для описания уровня достижения планируемого результата и введения интерпретации уровней сложности заданий, что обеспечивает полноту получаемой информации в соответствии с требованиями ФГОС; введения структуры модели задания и структуры модели измерительных материалов, описывающей состав и взаимодействие всех этапов создания измерительных материалов, которые дают возможность создавать сбалансированные банки заданий и измерительных материалов.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработаны и апробированы: методика использования набора содержательных характеристик заданий (включающего проверяемый планируемый результат, уровень достижения планируемого результата, элемент содержания, уровень сложности, способ представления информации в задании). Методика формирования банков заданий на основе разработки моделей заданий с последующим созданием групп подобных заданий. Методика создания обобщенных схем оценивания заданий с развернутым ответом и методических материалов по оцениванию заданий с развернутым ответом для обучения экспертов.
Разработанные методики и инструментарий могут использоваться учителями для организации оценки учебных достижений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В условиях введения ФГОС контрольно-оценочной деятельности учителя нуждается в совершенствовании. В методике преподавания разработаны различные методы и формы проверки знаний и умений учащихся.
При сохранении традиционного арсенала методов и форм проверки в условиях введения ФГОС совершенствование контрольно-оценочной деятельности учителя осуществляется по следующим направлениям: использование критериального оценивания и индивидуализированной шкалы в рамках текущей проверки для оценки индивидуальной динамики достижения обучающимися планируемых результатов; использование нормативно-ориентированного оценивания и объективизирванной шкалы в рамках промежуточной аттестации и итоговой оценки для определения уровня достижения требований ФГОС; повышение объективности за счет использования единого банка заданий и измерительных материалов по предмету; применение в рамках текущего оценивания комплексных заданий, позволяющих оценить целях ряд умений, и оценочных процедур наблюдения за деятельностью обучающихся; использование портфеля достижений как одного из инструментов для оценки динамики образовательных достижений; выбор спектра оценочных процедур для тематической проверки и промежуточной аттестации с учетом необходимости получения комплексной оценки результатов обучения.
Условием совершенствования контрольно-оценочной деятельности учителя является повышение квалификации в области оценки учебных достижений.
Таким образом, совершенствование организации оценочной деятельности в образовательной организации при помощи специально организованной деятельности, включающей работу кафедр учреждения по разработке моделей заданий по предмету, комплексных работ по предмету, направленных на оценку как предметных, так и метапредметных результатов, обеспечению динамики образовательных результатов учащихся, по созданию банка оценочных средств для обеспечения валидности, обучение педагогов для развития и обеспечения оценочной деятельности позволяет реализовать требования ФГОС и соответствие внутренней и внешней оценки образовательных результатов учащихся.
Новизна результатов исследования заключается:
• выявлены особенности управления внутренней системы оценки в общеобразовательных учреждениях, особенности организации оценочной деятельности в условиях реализации федерального государственного стандарта, условия, влияющие на ее организацию;
• предложены принципы управления системой оценки в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС;
• разработаны модели составления заданий и контрольно-измерительных материалов для организации оценочной деятельности в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС;
• разработанная модель организации реализации внутренней системы оценки в условиях ФГОС позволяет анализировать и своевременно проводить коррекцию образовательного процесса направленного на достижение планируемых результатов;
• совокупность разработанных инструментов позволит повысить качество образования.
Практическая значимость исследования:
Разработанные методики и инструментарий могут использоваться учителями для организации оценки образовательных результатов. Продуктами деятельности проекта стали:
- Локальные акты: «Положение о текущей, промежуточной, итоговой аттестации и системе оценивания».«Положение об оценивании образовательных результатов учащихся» (на основе классификации уровней усвоения деятельности,предложенной В.П. Беспалько). «Положение о Портфолио гимназиста». «Положение о зачетной книжке гимназиста».
• Новый подход к оценочной деятельности учителя.
• На последующих ступенях обучения обеспечивается преемственность подходов системы оценивания образовательных результатов.
• Научно-методические материалы, материалы психолого­педагогической диагностики, опубликованные в «Вестнике Гимназии».
• Участие в краевом проекте общеобразовательных организаций с высокими результатами обучения и/или имеющих опыт по организации внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов для проведения мероприятий по разработке школьных программ повышения качества образования.


1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" Система КОНСУЛЬТАНТ: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ: http://base. garant.ru/55170507/#ixzz51AXOpP92
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 г. № 373
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 марта 2010 г. № 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
5. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 2148-р.
6. Абасов, З.А. Проектирование инноваций в структуре педагогической деятельности // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт: журнал. М., 2014. № 6. C. 8-12.
7. Агранович М.Л. Возможности анализа образовательных систем на основе результатов ЕГЭ // Вопросы образования. 2004.№ 2. С. 272-287.
8. Агранович М.Л., Ковалева Г.С., Поливанова К.Н., Фатеева А.В. Российске образованиев контексте международных индикаторов, 2009. Аналитический доклад. - М.: ИФ «Сентябрь», 2009.
9. Агранович, М.Л. Индикаторы оценки качества образования
[электронный ресурс]: Директор школы. -2015. - №5. -
URL: http://www. slideshare.net/OPENCU/ss-5676984
10. Аргунова М. В. Ключевые образовательные компетенции о оценка их сформированности // Химия в школе. №6. 2009.
11. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М., 2011.
12. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения//Педагогика.-М.: 2009 - №4. - С18-22.
13. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Поддержка деятельности образовательных учреждений муниципальной методической службой: Методическое пособие / Под ред. 1. В. Немовой. - М.: АПКиПРО, 2004,- 87с.
14. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
15. Бахмутский А.Е. Оценка качества школьного образования: дис. ... д- ра пед. наук. - СПб., 2004. - 343 с....133


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ