СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМОЙ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Введение 15
Глава 1. Теоретическое обоснование управления внутришкольной системой оценки 22
1.1. Определение понятия «управления системой оценки образовательных
результатов» в условиях федерального государственного стандарта 22
1.2. Основные подходы к управлению внутренней системой оценки
образовательных результатов в условиях ФГОС 31
1.3. Факторы, влияющие на управление внутришкольной системой оценки
образовательных результатов 36
Глава 2. Изучение существующих условий для совершенствования управления внутришкольной системой оценки в условиях федеральных государственных образовательных стандартов 43
2.1. Характеристика муниципального автономного общеобразовательного
учреждения «Гимназия №1» города Сосновоборска 43
2.2. Анализ существующего управления оценочной деятельности учителей
МАОУ «Гимназии №1» г.Сосновоборска 55
2.2. Изучение уровня сформированности оценочной компетентности учителей МАОУ «Гимназии №1» г.Сосновоборска 68
Глава 3. Система мер, направленных на совершенствование управления внутришкольной системой оценки образовательных результатов в условиях федеральных государственных стандартов 85
3.1. Модель методической системы оценки образовательных результатов . 85
3.2. Организация работы педагогов по разработке алгоритма конструирования
контрольно-измерительных материалов 95
3.3. Организация работы педагогов по разработке алгоритма создания
модели оценочных заданий 98
3.4. Развитие компетенций педагогов по формированию самооценки и
взаимооценки учащихся 101
3.5. Результаты апробации инструментов совершенствования системы
оценки образовательных результатов обучающихся в общеобразовательном учреждении «Гимназия №1» г.Сосновоборска 117
Заключение 121
Список использованной литературы 124
Приложения 136
Закон «Об образовании в РФ» существенно расширяет спектр процедур оценки образовательных достижений, которые включают государственную итоговую аттестацию выпускников, мониторинговые исследования федерального, регионального и муниципального уровней, независимую оценку качества образования (включая международные сравнительные исследования) и внутреннюю систему оценки качества образования образовательного учреждения.
С расширением спектра внешних оценочных процедур возникает проблема обеспечения преемственности процедур внешней оценки (муниципального, регионального и федерального уровней) и оценки внутри образовательной организации. Одним из путей взаимодействия внешней и внутренней оценки может стать использование единых показателей качества учебной подготовки учащихся и требований к конструированию инструментария по предметам.
Введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) требует внесения соответствующих изменений в оценку учебных достижений. ФГОС определяет систему требований к результатам обучения, в которые включены не только предметные, но и метапредметные результаты освоения образовательной программы. Поэтому наряду с инструментарием, обеспечивающим оценку предметных результатов, необходимо разработать и концептуальные подходы к оценке метапредметных результатов обучения.
Переход к оценке учебных достижений в соответствии с требованиями ФГОС приводит к необходимости отбора качественных материалов для использования в рамках текущей и тематической оценки учебных достижений, а также внутреннего мониторинга учебных достижений в образовательных учреждениях. Следовательно, целесообразно говорить о необходимости повышения квалификации учителей в области современных средств оценки учебных достижений. При этом нужна координация оценочной деятельности всех учителей, работающих в одном классе, а так же взаимосвязь оценочной деятельности учителей и внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся.
Анализируя проблему оценки учебных достижений, следует отметить, что эта проблема рассматривалась исследователями с самых разных сторон. Большая группа работ в дидактике и методике обучения посвящена исследованию функций проверки и оценки знаний в учебном процессе, методам учета знаний в традиционной системе обучения (И.Я. Лернер, Е.И. Перовский, М.Н. Скаткин, С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, В.Г. Разумовский, Н.А. Родина, Э.Е. Эвенчик и др.).Другие направления связаны с изучением воспитательных функций оценки, изучением влияния оценки на формирование самооценки учащихся (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Б. Воронцов и др.), использованием различных методов и форм проверки в контрольно-оценочной деятельности учителя (В.П. Беспалько, Ю.И. Дик, А.Е. Марон, В.П. Шаталов, О.В. Оноприенко, П.М. Эрдниева и др.), применением тестовых технологий для оценки учебных достижений (П. Карпиньчик, В.А. Орлов, Н.С Пурышева, И.И. Нурминский, Г.Г. Никифоров, Н.Е. Важеевская и др.).
Анализ нормативных документов, литературы и научно-методических исследований по проблемам оценки учебных достижений, а также содержания оценочных процедур на федеральном и региональном уровнях позволил выявить ряд противоречий, обусловленных несоответствием:
• между требованиями нормативных документов и образовательной практики к использованию широкого спектра процедур оценки учебных достижений (государственная итоговая аттестация, мониторинговые исследования в системе образования, процедуры независимой оценки качества образования и т.п.) и неразработанностью теоретических положений, обеспечивающих единство подходов к оценке качества учебной подготовки;
• между необходимостью создания инструментария для оценки выполнения требований ФГОС, базирующегося на системно-деятельностном подходе, и существующими подходами к конструированию измерительных материалов, приоритетом которых является обеспечение валидности по контролируемым элементам содержания;
• между требованиями ФГОС к оценке метапредметных результатов обучения и отсутствием теоретических подходов и методик, обеспечивающих оценку метапредметных результатов обучения в преподавании;
• между необходимостью совершенствования контрольнооценочной деятельности учителя в условиях введения ФГОС и недостаточной подготовкой учителей в области педагогических измерений.
Указанные противоречия определяют актуальность исследуемой проблемы исследования, которая заключается в поиске ответа на вопрос: каковы теоретико-методологические и научно-методические основы методической системы оценки учебных достижений учащихся в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования.
Объект исследования - система оценки образовательных результатов образовательной организации в условиях федерального государственного образовательного стандарта.
Предмет исследования - совершенствование управления внутренней системой оценки образовательных результатов в условиях федерального государственного образовательного стандарта.
Цель исследования - обоснование и совершенствование системы оценки учебных достижений в соответствующей требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования, которая бы позволила получать объективную информацию о качестве учебной подготовки учащихся на всех этапах обучения, о причинах и тенденциях ее изменения и принятие решений о коррекции процесса обучения. Одним из способов взаимодействия внешней и внутренней оценки может стать использование единых показателей качества учебной подготовки учащихся и требований к конструированию инструментария.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что совершенствование управления внутришкольной системой оценки образовательных результатов в условиях ФГОС будет обеспечиваться следующими условиями:
• если будет теоретически обосновано управление внутришкольной системой оценки образовательных результатов;
• если будут изучены условия для совершенствования внутришкольной системы оценки образовательных результатов, включающие изучение уровня сформированности педагогов к осуществлению оценочной деятельности;
• если будет разработана система мер, включающая методическое сопровождению оценочной деятельности педагога;
• если разрабатываемый комплекс измерительных материалов для оценки учебных достижений будет обеспечивать оценку достижения как предметных, так и метапредметных результатов обучения;
• взаимодействие внешней оценки результатов обучения (государственная итоговая аттестация, независимая оценка регионального и федерального уровней) и внутренней оценки образовательной организации будет обеспечено посредством использования показателей качества учебной подготовки и требований к разработке измерительных материалов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
• выявить состояние проблемы оценки образовательных результатов в образовательной практике образовательных учреждений и практике существующих оценочных процедур на федеральном и региональном уровнях;
• разработать меры по совершенствованию управления внутренней системой оценки образовательных результатов, отвечающих требованиям ФГОС общего образования;
• разработать единые для образовательного учреждения опорные модели измерительных материалов для оценки предметных и метапредметных результатов обучения, соответствующие концепции оценки учебных достижений;
• разработать контрольно-измерительные материалы для оценки предметных и метапредметных результатов в соответствии с образовательной программой образовательной организации.
Мы предполагаем, что совершенствование методической системы оценки учебных достижений приведет в соответствие систему оценки образовательной организации с требованиями ФГОС основного и среднего общего образования и обеспечит получение объективной и надежной информации о качестве учебной подготовки, если:
• за счет изменения содержания оценки будет обеспечена валидность инструментария по отношению к планируемым результатам обучения;
• расширение спектра содержательных характеристик заданий будет обеспечивать полноту получаемой информации о проверяемых планируемых результатах (умениях) и уровне их освоения;
• комплекс измерительных материалов для оценки учебных достижений по предметам будет обеспечивать оценку достижения как предметных, так и метапредметных результатов обучения;
• взаимодействие внешней оценки результатов обучения (государственная итоговая аттестация, независимая оценка муниципального, регионального и федерального уровней) и внутренней оценки образовательной организации будет обеспечено посредством использования показателей качества учебной подготовки по конкретному предмету и требований к разработке измерительных материалов;
• качество заданий и измерительных материалов по предмету будет удовлетворять требованиям к статистическим характеристикам тестовых заданий и педагогических тестов.
Методологической и теоретической основой исследования являются исследования по проблемам:
• проектирования образовательных систем (А.М. Новиков, Н.К. Зотова, С.М. Маркова, Т.И. Шамова);
• оценки качества образования (А.Е. Бахмутский, В.А. Болотов, И.А. Вальдман, Н.Ф Ефремова, Г.С Ковалева, и др.);
• педагогической диагностики, критериев качества знаний обучающихся (В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, В.М. Полонский, А.Б. Воронцов и др.);
Научная новизна результатов исследования заключается в усовершенствовании системы оценки учебных достижений учащихся в условиях введения ФГОС. В основание концепции включены цель и факторы, обуславливающие ее разработку, в теоретическую часть концепции - ведущие принципы, основные концептуальные положения, показатели качества учебной подготовки и модель системы оценки учебных достижений. Блок практических приложений концепции содержит структуры модели заданий и измерительных материалов, критерии достижения показателей качества учебной подготовки, требования к перечню содержательных характеристик заданий, методику конструированию заданий, модели измерительных материалов.
В ходе исследования уточнены понятия: «качество учебной
подготовки» и «оценка учебных достижений», «управление системой оценки»; введения показателей качества учебной подготовки (достижение минимальных требований ФГОС к результатам обучения, уровни достижения результатов обучения и динамика достижения результатов обучения) для индивидуальной предметной подготовки и для подготовки группы обучающихся, а также критериев достижения показателей; расширения спектра содержательных характеристик заданий для оценки учебных достижений, в том числе введения характеристики для описания уровня достижения планируемого результата и введения интерпретации уровней сложности заданий, что обеспечивает полноту получаемой информации в соответствии с требованиями ФГОС; введения структуры модели задания и структуры модели измерительных материалов, описывающей состав и взаимодействие всех этапов создания измерительных материалов, которые дают возможность создавать сбалансированные банки заданий и измерительных материалов.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработаны и апробированы: методика использования набора содержательных характеристик заданий (включающего проверяемый планируемый результат, уровень достижения планируемого результата, элемент содержания, уровень сложности, способ представления информации в задании). Методика формирования банков заданий на основе разработки моделей заданий с последующим созданием групп подобных заданий. Методика создания обобщенных схем оценивания заданий с развернутым ответом и методических материалов по оцениванию заданий с развернутым ответом для обучения экспертов.
Разработанные методики и инструментарий могут использоваться учителями для организации оценки учебных достижений.
В условиях введения ФГОС контрольно-оценочной деятельности учителя нуждается в совершенствовании. В методике преподавания разработаны различные методы и формы проверки знаний и умений учащихся.
При сохранении традиционного арсенала методов и форм проверки в условиях введения ФГОС совершенствование контрольно-оценочной деятельности учителя осуществляется по следующим направлениям: использование критериального оценивания и индивидуализированной шкалы в рамках текущей проверки для оценки индивидуальной динамики достижения обучающимися планируемых результатов; использование нормативно-ориентированного оценивания и объективизирванной шкалы в рамках промежуточной аттестации и итоговой оценки для определения уровня достижения требований ФГОС; повышение объективности за счет использования единого банка заданий и измерительных материалов по предмету; применение в рамках текущего оценивания комплексных заданий, позволяющих оценить целях ряд умений, и оценочных процедур наблюдения за деятельностью обучающихся; использование портфеля достижений как одного из инструментов для оценки динамики образовательных достижений; выбор спектра оценочных процедур для тематической проверки и промежуточной аттестации с учетом необходимости получения комплексной оценки результатов обучения.
Условием совершенствования контрольно-оценочной деятельности учителя является повышение квалификации в области оценки учебных достижений.
Таким образом, совершенствование организации оценочной деятельности в образовательной организации при помощи специально организованной деятельности, включающей работу кафедр учреждения по разработке моделей заданий по предмету, комплексных работ по предмету, направленных на оценку как предметных, так и метапредметных результатов, обеспечению динамики образовательных результатов учащихся, по созданию банка оценочных средств для обеспечения валидности, обучение педагогов для развития и обеспечения оценочной деятельности позволяет реализовать требования ФГОС и соответствие внутренней и внешней оценки образовательных результатов учащихся.
Новизна результатов исследования заключается:
• выявлены особенности управления внутренней системы оценки в общеобразовательных учреждениях, особенности организации оценочной деятельности в условиях реализации федерального государственного стандарта, условия, влияющие на ее организацию;
• предложены принципы управления системой оценки в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС;
• разработаны модели составления заданий и контрольно-измерительных материалов для организации оценочной деятельности в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС;
• разработанная модель организации реализации внутренней системы оценки в условиях ФГОС позволяет анализировать и своевременно проводить коррекцию образовательного процесса направленного на достижение планируемых результатов;
• совокупность разработанных инструментов позволит повысить качество образования.
Практическая значимость исследования:
Разработанные методики и инструментарий могут использоваться учителями для организации оценки образовательных результатов. Продуктами деятельности проекта стали:
- Локальные акты: «Положение о текущей, промежуточной, итоговой аттестации и системе оценивания».«Положение об оценивании образовательных результатов учащихся» (на основе классификации уровней усвоения деятельности,предложенной В.П. Беспалько). «Положение о Портфолио гимназиста». «Положение о зачетной книжке гимназиста».
• Новый подход к оценочной деятельности учителя.
• На последующих ступенях обучения обеспечивается преемственность подходов системы оценивания образовательных результатов.
• Научно-методические материалы, материалы психологопедагогической диагностики, опубликованные в «Вестнике Гимназии».
• Участие в краевом проекте общеобразовательных организаций с высокими результатами обучения и/или имеющих опыт по организации внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов для проведения мероприятий по разработке школьных программ повышения качества образования.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" Система КОНСУЛЬТАНТ: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ: http://base. garant.ru/55170507/#ixzz51AXOpP92
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 г. № 373
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 марта 2010 г. № 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
5. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 2148-р.
6. Абасов, З.А. Проектирование инноваций в структуре педагогической деятельности // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт: журнал. М., 2014. № 6. C. 8-12.
7. Агранович М.Л. Возможности анализа образовательных систем на основе результатов ЕГЭ // Вопросы образования. 2004.№ 2. С. 272-287.
8. Агранович М.Л., Ковалева Г.С., Поливанова К.Н., Фатеева А.В. Российске образованиев контексте международных индикаторов, 2009. Аналитический доклад. - М.: ИФ «Сентябрь», 2009.
9. Агранович, М.Л. Индикаторы оценки качества образования
[электронный ресурс]: Директор школы. -2015. - №5. -
URL: http://www. slideshare.net/OPENCU/ss-5676984
10. Аргунова М. В. Ключевые образовательные компетенции о оценка их сформированности // Химия в школе. №6. 2009.
11. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М., 2011.
12. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения//Педагогика.-М.: 2009 - №4. - С18-22.
13. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Поддержка деятельности образовательных учреждений муниципальной методической службой: Методическое пособие / Под ред. 1. В. Немовой. - М.: АПКиПРО, 2004,- 87с.
14. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
15. Бахмутский А.Е. Оценка качества школьного образования: дис. ... д- ра пед. наук. - СПб., 2004. - 343 с....133