ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I . Лук и стрелы кочевников Тувы в эпоху средневековья
(III в . до н . э . - XVIII в . н. э.) 6
1.1. Эволюция сложного лука в хунно-сяньбийскую эпоху (III в. до н.э. - V в.
н . э . ) по археологическим материалам Тувы 6
1.2. Лук и стрелы кочевников Тувы в эпоху развитого редневековья (VI-XVIn
вв . н. э.. , 10
ГЛАВА II. Развитие лучного спорта в Монголии 16
2 .1 Развитие лучного спорта в XX в 16
2.1. Развитие стрельбы из лука в Монголии 18
ГЛАВА III . Состязания стрельбы из лука в Туве 24
3.1. Лук и стрелы у
тувинцев 24
3. 2 . Самострел - один из разновидностей лука 28
3.3 . Технология изготовления лука в Туве и Монголии 33
3. 4 . Разновидности стрельба из лука у тувинцев 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
Список литературы 52
Актуальность исследования. В современном спорте представители как западных, так и восточных школ добиваются выдающихся успехов. В этом аспекте вопрос дальнейшего прогресса российского спорта является весьма важным, поскольку Россия - евразийская страна, и в ее пределах наиболее многогранно и полно реализуется процесс взаимообогащения культур Востока и Запада.
Необходимо отметить, что успехи стран Азии в спорте стали возможными в значительной степени благодаря тому, что они, сохраняя культурное своеобразие, смогли освоить достижения мирового уровня и осуществить стратегический прорыв в этом направлении. И сегодня обмен опытом между школами спорта становится все более интенсивным.
Таким образом, для наиболее полного соответствия многосторонним требованиям взаимообогащения и взаимного обмена культур в сфере физического воспитания и спорта требуются целенаправленные усилия практиков и ученых в осуществлении частных и обобщающих спортивно¬педагогических исследований. Вместе с тем анализ литературы показывает, что работ в этом направлении все еще недостаточно.
Все вышесказанное определяет необходимость и актуальность данного исследования.
Объект исследования - стрельба из лука в Туве и Монголии физическое воспитание и спорт в культурах народов Тувы и Монголии.
Предмет исследования - историко-педагогические предпосылки развития и современное состояние стрельбы из лука в Туве и Монголии.
Цель исследования - выявить и обобщить прогрессивный опыт развития стрельбы из лука в Туве и Монголии.
Рабочая гипотеза. Предполагается, что выявление и использование опыта культур позволит повысить качество и эффективность процессов обучения и тренировки стрелков из лука от начинающих спортсменов до мастеров международного уровня, а также будет способствовать повышению эффективности подготовки квалифицированных специалистов.
Задачи исследования:
1) Выявить историко-педагогические предпосылки развития стрельбы из лука в Туве и Монголии.
2) Определить общие черты и характерные особенности стрельбы из лука в культурах тувинского и монгольского народов.
3) Изучить и сравнить современное состояние стрельбы из лука.
Методы исследования. Историографические методы: историко-сравнительный, ретроспективный, синхронный, хронологический. Этот методологический комплекс позволил изучить развитие стрельбы из лука в Туве и Монголии в различные исторические периоды.
Методы формальной логики (существования, отношения, сопоставления, сравнения и выбора предметов) увеличили область соприкосновения использованной методологии с практикой физического воспитания.
С помощью статистического метода наглядно представлены данные по развитию стрельбы из лука в исследуемых республиках в различные периоды.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Концепция обобщения достижений культур в сфере физического воспитания и спорта (Калмыков С.В., 1994-2005). Современные концепции теории и истории физической культуры и спорта (Кун Л., 1982; Матвеев Л.П., 1977-2005; Пономарев Н.И., 1970; Родиченко B.C., 1996; Санданов Б.Д., 1990; Столбов В.В., 1983 и др.).
Научная новизна работы состоит в следующем:
1) на основе системного подхода раскрыты исторические и педагогические предпосылки развития стрельбы из лука в Туве и Монголии;
2) выявлены конструктивные особенности лука у различных народов;
3) показана роль лука и отношение общества к нему в культурах народов;
4) исследовано современное состояние, охарактеризованы этапы развития спортивной стрельбы из лука в связи с Олимпийскими играми, выявлены тенденции в изменении соотношения сил на мировой арене и в эволюции правил соревнований.
Теоретическая значимость работы. В данном исследовании предпринята одна из первых попыток системного анализа эволюции стрельбы из лука в Туве и Монголии как результата взаимовлияния культур. На основе сопоставления различных данных показано, что современный лук и стрельба из лука как вид спорта представляют собой результат многовекового взаимопроникновения культур этих народов. В результате анализа историко¬сравнительных данных выявлены особенности и закономерности процесса развития стрельбы из лука.
В целом результаты исследования дополняют знания и сведения в области истории и управления физической культурой.
Практическая значимость состоит в том, что обобщенные в работе материалы исследований могут быть использованы в качестве теоретического материала и практических рекомендаций в работе тренеров детско-юношеских спортивных школ, учителей физической культуры и преподавателей, высших и средних учебных заведений; в составлении учебных программ, пособий, при разработке лекций и спецкурсов и подготовки дипломных, курсовых работ.
Основными предпосылками развития стрельбы из лука как вида спорта являются многовековые традиции народов, самобытные педагогические системы воспитания, распространение лучших образцов лука благодаря межкультурным коммуникациям в течение многих столетий. Важнейшей предпосылкой развития современной стрельбы из лука является создание ФИТА, деятельность МОК, проведение крупнейших мировых соревнований, включение ее в программу Олимпийских игр, достижения науки и техники в области получения высокотехнологичных материалов и разработки новейших конструкций, широкий международный обмен опытом подготовки высококлассных спортсменов.
Анализ процесса развития стрельбы из лука показывает, что общим является то, что лук - это величайшее открытие всего человечества, оружие планетарного масштаба, первоначально служившее основным средством добычи пищи и защиты, стало важнейшим фактором не только выживания, но и прогресса всего человечества. Стрельба из лука в культурах народов - необходимый охотничий военный атрибут человека, не имеющая конкуренции, находится под духовным влиянием конфуцианства и буддизма, является средством достижения особых глубинных состояний человека и включена в самобытные этнопедагогические системы воспитания подрастающего поколения. Лук - обычное, конкурирующее с другими видами оружие, имеющее сугубо утилитарное значение для охоты и военных действий.
В настоящее время стрельба из лука представляет собой высокоорганизованный, имеющий соответствующую материально-техническую базу и основанный на высоких технологиях вид спорта. Подготовка спортсменов в ведущих школах мира включает в себя современные методики тренировки с использованием разработок в области спортивной педагогики, психологии, биомеханики и медицины. Международная федерация стрельбы из лука ведет работу по дальнейшему повышению зрелищности этого вида спорта, для этого в соревнования введена система, предусматривающая выбывание спортсменов после поражений в спаррингах.
В мировой стрельбе из лука на фоне повышения конкуренции, прослеживается тенденция роста уровня достижений азиатских спортсменов, среди которых представители восточной части российской школы занимают одно из лидирующих мест. Богатые традиции, популярность, высокий уровень кадрового обеспечения, внедрение современных технологий подготовки в учебно-тренировочный процесс позволяют спортсменам Российской Федерации входить в число ведущих спортсменов мира.
1. Анучин Д.Н. Лук и стрелы: Археологический очерк. - М., 1887.
2. Аркин Я. Звени тетива. О конструкции современных спортивных луков и стрел // Физкультура и спорт. - 1959. - № 8. - С. 18-19.
3. Балов А.Ш. Основы баллистики стрельбы из лука: Учеб. пособ. - М.: ВПА, 1975.
4. Бальбуров А.А. Поющие стрелы. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1972.
5. Басаева К.Д. Традиционные обычаи и обряды западных бурят, связанные с рождением и первыми годами жизни ребёнка // Этнографический сборник. - Улан-Удэ, 1974. - Вып. 6. - С.28-42.
6. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии. СПб., 1851, ч. 1.
7. Богданов А.И. Специальная подготовка стрелка из лука. - М. "Физкультура и спорт", 1971.
8. Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племён. М.-Л., 1965.
9. Глинский Е.А. О технике стрельбы из лука у народов северо-востока Сибири//Сов. этнография. - 1987. - № 6. - С. 100-109.
Ю.Гордиенко Г.А. Альманах по стрельбе из лука за 40 лет: Сборник статей, планов, отчётов, документов, архивных материалов. - М., 1997.
11 .Гордиенко Г.А. Материальная часть для стрельбы из лука: Метод, рек-ции.-. М., 1977. - 62 с.
12. Гордиенко Г.А., Сидорук В.В. Изготовка при стрельбе из лука // Разноцветные мишени. - М.: Физкультура и спорт, 1979.
13. Корх А.Я. Стрелковый спорт и методика преподавания.- М.: Физкультура и спорт, 1986.
14. Косыгина Л.В. Совершенствование управления подготовкой квалифицированных стрелков из лука на основе применения традиционных методов восточных систем: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2000.-24 с.
15. Лхагвасурэн Г. Национальные спортивные традиции Монголии // Теория и практика физической культуры. - 1981. № 1. - С. 52-53.
1 б.Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки.- М.: Физкультура и спорт, 1977.-280 с.
17.Медведев А.Ф. Ручное метательное оружие. - М.: АСАИ, 1966.
18.Овчинникова Б.Б. Древнетюркские лучники Саяно-Алтая // Военная археология. Оружие и военное дело в исторической и социальной перспективе. СПб: 1998. С. 283-288.
19.Овчинникова Б.Б. К вопросу о вооружении кочевников средневековой Тувы (по материалам раскопок могильника Аймырлыг) // Военное дело древних племён Сибири и Центральной Азии. Новосибирск: 1981. - С. 132-146.
20.Окладников А.П. Археологические исследования в Бурят-Монголии в 1947 г. //Вестник древней истории.- 1948.-N° 3 (25). - С.155-163.
21. Окладников А.П. Погребение бронзового века в Ангарской тайге. КСИИМК, 1940, вып. 8, с. 107-112.
22,Очиров П.Т. Земля Мэргэнов.-Улан-Удэ: ГУП Изд. дом Буряад унэн, 2003.¬104 с.
23. Петросян П.М., Резников В.Г. О положении лука при прицеливании // Разноцветные мишени. - М., 1983.
24. Потанина А.В. Буряты. Этнографический очерк // Из путешествий по Восточной Сибири, Монголии, Тибету и Китаю: Сб. статей А.В.Потаниной.- М.: Изд-е геогр. отд. императ. об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии, 1895. - С. 1-47.
25. Савинов Д. Г. Новые материалы по истории сложного лука и некоторые вопросы его эволюции в Южной Сибири // Военное дело древних племён Сибири и Центральной Азии. Новосибирск: 1981. - С. 146-162.
26. Сагалеев А.С. Феномен бурного прогресса спорта в азиатских странах // Современный олимпийский и массовый спорт в контексте Восток-Запад: Матер. III Междунар. науч.-практич. конф.-Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун¬та, 2005. -С.32-34.
27. Сандаг Ш. Образование единого монгольского государства и Чингисхан // Татаро-монголы в Азии и Европе: Сб. статей. - 2-е изд. - М.: Наука, 1977.- С.23-45.
28. Сафронова Г.Б. Влияние стрелковых нагрузок разного и интенсивности на структуру спортивного результата и функциональные показатели у высококвалифицированных стрелков из лука // Тез. Всесоюз. науч. конф. - М., 1990.-С.220-237
29. Сафронова Г.Б. Система восстановительных мероприятий в стрельбе из лука: Метод, реком. - М., 1983.- 24 с.
30. Сафронова Г.Б. Физиологические механизмы двигательного навыка в стрельбе из лука: Метод, реком. - М., 1980.-38 с.
31. Сокровенное сказание монголов. Перевод С.А.Козина.-Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1990.
32. Столбов В.В. История физической культуры: Учеб.для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 Физ. воспитание - М.: Просвещение, 1989.- Г88 с.
33. Стрельба из лука: Правила соревнований. - М.: Советский спорт, 1991. - 38 с.
34. Суслов В.А. Стрельба из лука. В помощь преподавателю // Физическая культура в школе.-1989.-.№ 6.-С.31-34.
35. Теруншвили Т.И., Арчвадзе JI.E. Метод оценки техники стрельбы из лука // Сб. трудов /Грузинск. ГИФК.- Тбилиси, 1982.- Т. XIIL-C.137-140.
36. Хазанов А.М. Сложные луки евразийских степей и Ирана в скифо¬сарматскую эпоху. - В кн.: Материальная культура народов Средней Азии и Казахстана. М., 1966, с. 29-44.
37. Хара-Даван Э. Чингисхан как полководец и его наследие: культурно-исторический очерк Монгольской империи. - 2-е изд. - Элиста: Калмыц. кн. изд-во, 1991. - 196 с.
38. Цыбиктаров А.Д. Бурятия в древности. История (с древнейших времён до XVII века).-2-е изд.-Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2001. - 266 с.
39. Цыбиктаров А.Д. Культура плиточных могил Монголии и Забайкалья. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ. - 1998. - 288 с.
40. Шилин Ю.Н. Регуляция психических состояний стрелков из лука: Метод, рек-ции. - М., 1993. - 30 с.
41. Шилин Ю.Н. Физическая подготовка стрелков из лука: Лекция для студентов Академии.- М., 1995. - 25 с.
Литературы на монгольском языке:
1. Ж. Батаа, Ц. Туваанжав, Х.Чойжилжав. Монголын ундэсний сур харваа. Улаанбаатар, 2013 он, 240 х.
2. С. Батхуяг. Монгол ундэсний сурын сурын харвааны онол арга зуй. Улаанбаатар, 2006, 166 х.
3. Биеийн тамирын дээд сургуулийн оюутнуудад зориулсан «Монгол ундэсний сурын харвааны онолын ундэс», Улаанбаатар, 1999 он, хх-3,1
4. Биеийн тамирын дээд сургуулийн оюутнуудад зориулсан «Монгол ундэсний сурын харвааны аргазуйн ундэс» 2002 он. хх-3,0
5. Ж.Батдэлгэр, Ш.Ичинхорлоо, Б.Энхжаргал, Улла Мадсэн. Багш бэлтгэдэг сургуулиудад узэх «Боловсрол судлалын еренхий ундэс» гарын авлага. Улаанбаатар, 1997 он, хх-8,3.
6. Лхагвасурэн Го., Г.Батсух, Г.Цэвэгмид, Д.Батсух Биеийн тамирын дээд сургуулийн оюутнуудад зориулсан “Монгол ундэсний спорт тоглоом.. Улаанбаатар, 2004 он.
7. Монгол ундэсний сур харвааны 100 нэр томъёоны тайлбар. «Монгол бох, морь, сур» сонин. 1996 он.
8. Монгол ундэсний сурын харваан дахь кинематик ухагдахуунууд «УБИС-ийн эрдэм шинжилгээний бичиг», Улаанбаатар, 1992 он.
9. Монгол ундэсний сурын харвааны онол аргазуйн шинжлэх ухааны ундэсийг боловсруулах асуудал. «УБИС-ийн эрдэм шинжилгээний бичиг» Улаанбаатар, 1991 он.
Ю.Монгол ундэсний сурын харвааны онол, арга зуйн ундсийг боловсруулсан нь. Боловсрол судлалаар шинжлэх ухааны докторын зэрэг горилсон бутээл, Улаанбаатар, 2007 он.
11. Монгол ундэсний сурын харвааны онол, аргазуй. Улаанбаатар. 2006 он.
12. Монгол ундэсний сурын харвааны секцийн улгэрчилсэн хетелбер, Улаанбаатар, 1976 он.
13. Монголд ундэсний сурын харвааны онол аргазуйн ундэс хичээлийн хетелбер /Ундэсний биеийн тамирын дээд сургуульд узнэ/. Улаанбаатар, 1993 он.
14. Монголын ундэсний сурын харвааны онол арга зуйн ундсэн асуудоууд “Боловсрол судлал” Улаанбаатар, 2007 он /05, 22 - 27 тал
15.0юутны бие дааж хийх ажлыг оновчтой зохион байгуулах нь сургалтын чанарыг дээшлуулэх нэг арга зам. «Мэдлэгийн зуун-дээд боловсролын чанар» Эрдэм шинжилгээний бага хурлын илтгэлийн хураангуй. Улаанбаатар. 2001 х. 96-98