ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИНГВО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ФОБИИ КАК КОМПЛЕКСНОЙ ЭМОЦИИ 7
1.1. Эмоция как объект лингвистических исследований 7
1.1.1. Изучение эмоции в контексте лингвопсихологии,
эмоциологии и социолингвистики 7
1.1.2. Методология исследования эмоций в отечественной и
зарубежной лингвистике 17
1.1.3. Эмотикон как объект анализа тональности текста 20
1.2. Научное осмысление фобии как сложного эмоционального
кластера 27
1.2.1. Изучение фобии как комплексной эмоции 27
1.2.2. Лексико-семантические группы комплексной эмоции фобии
(на базе страха, боязни, тревожности) 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ ФОБИЙ НА МАТЕРИАЛЕ КИТАЙСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ 35
2.1. Социолингвистические исследования фобий в Китае 35
2.2. Характеристика исследовательского корпуса 37
2.3. Идентификация фобий китайских подростков 42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 70
Данная работа посвящена изучению комплексной эмоции «фобия». Что такое фобия и какое место этот феномен занимает в нашей жизни? Боязнь, тревога, страх, фобия - всё это формы одной эмоции, которые присутствуют в мире каждого современного человека. Особый же интерес авторов данной работы привлекли страхи современного общества Китая, а точнее - молодого поколения.
Актуальность данной работы определяется недостаточной на настоящий момент изученностью различных форм явления «фобия» и их репрезентации в языке. Более того, выражение страха в контексте виртуального мира представляет собой широкое поле для исследований различных наук. Особое значение также имеет возможность более углубленного изучения социальных страхов молодежи на таком материале речевых высказываний, как личные интернет-страницы в социальных сетях. Об актуальности исследования свидетельствует и всевозрастающая среди молодых людей популярность виртуального общения и, как следствие, необходимость в более четкой интерпретации речевых высказываний в социальных сетях. Также об актуальности данного исследования свидетельствует его антропоцентричность.
Обратим внимание, что наше исследование не ограничивается рамками языкознания и связано с культурными и психологическими особенностями представителей рассматриваемого языкового сообщества.
Понятие «страх» и связанные с ним эмоции широко исследуются несколькими науками одновременно, в их числе: социолингвистика, психолингвистика, лингвопсихология, лингвокультурология, когнитивная лингвистика. Данный феномен обусловлен тем, что эмоции обладают культурной, психофизиологической, антропологической и другими составляющими. В данном исследовании комплексная эмоция «фобия» рассматривается в рамках трех наук: лингвопсихологии, социолингвистики и эмоциологии. Необходимость интегративного подхода обусловлена сложностью исследуемого феномена и невозможностью объяснить его средствами одной дисциплины. Комплексный подход предполагает разносторонний анализ с использованием методов, предлагаемых различными науками.
Объект исследования: комплексная эмоция «фобия», проявляющаяся у подростков современного китайского общества.
Предмет исследования: вербальные и невербальные языковые средства проявления фобии у китайских подростков в сети интернет.
Цель исследования: выявить фобии китайских подростков, вербально или невербально проявляющиеся в интернет-пространстве.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть науки лингвопсихологию, эмоциологию и
социолингвистику в контексте изучения эмоций человека.
2. Изучить метод анализа тональности текста и специфику анализа эмодзи.
3. Рассмотреть комплексную эмоцию «фобия», выступающую как объект лингвистических исследований.
4. Рассмотреть социолингвистические исследования фобий в КНР.
5. Дать характеристику исследовательского корпуса.
6. Определить превалирующие среди подростков современного китайского общества фобии и провести анализ выявленных фобий в социолингвистическом аспекте.
Материалом исследования выступают 150 личных публикаций в китайской социальной сети WeChat, а также 100 интернет-мемов поисковой системы Baidu. Целевой массив включает представителей обоих полов китайской молодежи, носителей наречия путунхуа, возрастной ценз респондентов - 19-24 лет.
Основным методом нашей работы является анализ тональности текста, или анализ эмоциональной окраски текста. Данный метод широко используется в исследованиях, выполненных в рамках выбранных нами научных направлений. В связи с этим предполагается, что он позволит осуществить наиболее четкое рассмотрение изучаемого предмета. Также в исследовании используется интерпретативный метод, который главным образом заключается в анализе языковых единиц более сложных, чем лексическая единица и направлен на интерпретацию культурных феноменов. Кроме того, для отбора материала по лексемам из заранее составленного лексического списка используется контекстуальный анализ, позволяющий изучить функциональную специфику слов и их значений в зависимости от контекста. Метод семантического поля был использован для создания лексических списков и изучения лексики семантического поля «фобия».
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования ее результатов в практической деятельности. В процессе поиска материала для исследований комплексной эмоции «фобия» может быть использован верифицированный в данной работе список лексико- грамматической группы «фобия». Кроме того, результаты исследования могут стать основой для автоматизированного анализа тональности интернет-текстов.
Таким образом, интерес данного исследования заключается в возможности проследить, как в сознании среднего человека концептуализируется рассматриваемый нами феномен фобии.
Работа апробирована на Международной научно-практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека», которая состоялась 23-24 апреля 2019 года. По результатам конференции работе было присвоено 2 место, а также была опубликована научная статья журнале SiberiaLingua.
Корчуганова П.Н. Фобия как объект лингвистического исследования тональности текста (на примере китайских подростков) // SiberiaLingua, 2019.Вып. 1. С. 92-100.
Подводя итоги анализа полученных результатов, представляется возможным сделать следующие выводы.
Поскольку характер феномена фобии был определен как междисциплинарный, что подтвердилось в ходе исследования, предполагается проводить его изучение в рамках не менее чем трех наук, позволяющих рассмотреть его многочисленные составляющие. Авторы этой работы использовали опыт наук лингвопсихология, эмоциология и социолингвистика, и опирались на их теоретическую и практическую базу по изучению эмоций в процессе исследования.
В рамках исследования изучено множество подходов к научному осмыслению эмоций и выяснено, что наиболее эффективными являются интерпретативный метод и метод экспертной оценки, а также ручной анализ тональности текста. Данный метод, предполагающий интеллектуальную обработку сообщения исследователем, позволил учесть переносное значение текстовых сообщений, а также более глубоко проанализировать эмоциональный посыл заключенных в них графических элементов. Так, эмотикон является важным компонентом сообщения, выражающим его эмоциональную окраску, что делает возможным присвоение ему конкретной тональности. Заметим, что в контексте исследования китайских текстов интерпретация эмодзи требует сопровождения экспертной оценкой.
В результате рассмотрения комплексной эмоции «фобия» в контексте лингвистических исследований авторы работы смогли определить данный феномен как тревожно-фобическое расстройство, включающее страх, боязнь, тревожность, недоверие, не связанное с естественной реакцией на страх, и имеющее навязчивый характер социальной природы с глубинными предпосылками. Было определено, что комплексная эмоция «фобия» носит коллективный характер, поскольку находит выражение у определенных социальных групп.
Теоретический анализ литературы позволил наметить ориентиры дальнейшей работы и выдвинуть предположения о возможном ходе работы и ожидаемых результатах. Так, на основе социолингвистических исследований фобий в КНР стало возможным выдвинуть предположения о предпосылках тех или иных фобий, рассмотренных в процессе практической деятельности.
Исследовательский корпус данного исследования состоит из следующих элементов. В целевую выборку вошли китайцы обоих полов от 19 до 24 лет, для которых путунхуа - родное наречие. Материал включает текстовые сообщения китайской социальной сети WeChat и интернет-мемы поисковой системы и интернет-библиотеки Baidu. Оба ресурса представляют собой обширные запасы неизученного или недостаточно изученного материала, содержащего информацию о социальных фобиях и эмоциональных переживаниях подростков, что и подтвердилось на практике. Анализ интернет-текстов позволил собрать текстовый материал, а интернет- мемы стали основным источником комбинированного текстового и графического материала.
Были выявлены превалирующие среди китайских подростков и нашедшие выражение в китаеязычном веб-пространстве коллективные фобии.
Такое тревожно-фобическое расстройство, как футурофобия, проявляется в сомнениях, неуверенности или тревоге о будущем, что может быть связано с неизвестностью, неопределенностью, страхом взросления, страхом не оправдать возложенных на себя надежд. Другая форма фобического страха - атазагорафобия - выражена в болезненной боязни негативной оценки со стороны окружающих, в страхе быть непопулярным и чувстве вины. Еще один обнаруженный нами вид фобического страха - боязнь одиночества - связан с неудачным опытом романтических отношений и футурофобией и может проявляться в тревоге по поводу возможности остаться одному, перспективы не найти партнера или испытать недостаток внимания. Последняя выявленная нами фобия - троллефобия, которая, как и атазагорафобия, может быть связана с болезненной боязнью негативной оценки со стороны окружающих и страхом быть непопулярным, однако проявляется только в интернет-пространстве как ответная реакция на троллинг. Характерной чертой материала, содержащего указание на троллефобию, является высокая комичность, предположительно создаваемая с целью нивелировать агрессию со стороны обидчика и скрыть испытываемую интернет-пользователем тревогу.
Проведенные исследования позволяют установить невозможность однозначной трактовки интернет-высказываний и интернет-мемов, что объясняется высокой степенью зависимости от контекста, а также культурной и психологической обусловленностью.
В ходе работы авторы исследования пришли к выводу о том, что изучение социальных фобий подростков Китая с опорой на ручной анализ тональности текста возможен лишь при дальнейшей экспертной оценке носителей китайского языка и культуры, поскольку понимание некоторых психологических и культурологических феноменов может быть затруднено, что в результате может привести к ложным выводам.
В ходе эксперимента был разработан список слов лексико-грамматического поля «фобия», состоящий из 26 китайских лексем в первоначальном варианте и из 16 лексем в конечной версии. Сокращение списка произошло в процессе исследования, когда поиск по конкретной лексеме не давал результатов или когда при последующем анализе в образце не было обнаружено указания на интересующий авторов работы предмет.
Практическая значимость научного исследования заключается, прежде всего, в его результатах, позволяющих утверждать значимость интернет - пространства как платформы, являющейся источником информации о социальных фобиях китайских подростков. Кроме того, представляется возможным использование лексико-грамматического списка поля «фобия», составленного для данного исследования, в изучении социальных фобий методом автоматизированного анализа тональности текста.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленные задачи были решены в полном объеме и данное исследование можно считать завершенным. В заключение следует отметить, что малоизученность предмета позволяет констатировать необходимость его дальнейших исследований. Перспективным представляется, во-первых, дальнейшая разработка лексико-грамматического поля социальных фобий и, во-вторых, проведение исследования методом автоматизированного анализа тональности текста.