Введение 4
1. Современный брендинг и социальные сети 10
1.1 Основные особенности современного брендинга в России и за рубежом.
10
1.2 Социальные сети как специфическая «среда обитания» личных брендов
28
2. Оценка красноярскими пользователями формирования и продвижения личных брендов в социальных сетях 47
2.1 Брендовый контент в социальных сетях: анализ формирования и
продвижения ряда личных брендов популярных блогеров и лидеров мнений 47
2.2 Оценка красноярскими пользователями брендового контента в социальных сетях и рекомендации по эффективному формированию личных брендов в виртуальной среде 61
Заключение 80
Список использованных источников 84
Приложение А 90
Приложение Б 92
Приложение В 109
Приложение Г 110
Выбранная тематика актуальна в связи с тем, что в настоящее время практически невозможно представить продвижение личного бренда человека без помощи социальных сетей. Именно посредством этого медиаканала сегодня происходит повышение узнаваемости и лояльности к бренду.
Личный бренд открывает для личности множество преимуществ: известность, узнаваемость, развитие, а вместе с тем предоставляет возможность заработка на своём имени и построения успешной карьеры в целом, что делает исследования в этой области актуальными для многих людей и перспективными для специалистов. Именно личный бренд позволяет человеку выделить себя на фоне конкурентов, что в нынешних условиях - насущная необходимость.
Научная проблема, поставленная в данной выпускной квалификационной работе, является противоречием между массовым использованием брендиндирования в социальных сетях, с одной стороны, и отсутствием системного научного подхода к организации этой деятельности, с другой. Произвольность выбора или формирования бренда, не соответствующего в основных чертах реальному образу личности, зачастую чревата на практике выявлением противоречий, «распадом» создаваемого образа, «срывом маски», тотальным недоверием, волной негатива и отрицательных отзывов. Потому мы исходим из той гипотезы, что важно выстраивать личный бренд в социальных сетях с опорой на свой реальный образ, анализируя его сильные стороны, гармонично «дотягивая» их до убедительного целого. Такого рода анализ и синтез требует владения научными методами и методами психологических тренингов в работе с психологическим негативом, как собственным, так и транслируемым в социальных сетях. Все это делает еще более актуальной избранную проблематику исследования.
Актуальность данной темы заключается еще и в том, что социологические исследования в этой области и анализ контента социальных сетей, в конечном счете, поможет выявить недостатки в уже существующих технологиях брендиндирования, поскольку непрофессиональный подход, недостаточное владение инструментами продвижения личного бренда или их неэффективность, снижают результативность этого метода или вовсе приводят к результату, обратному по сравнению с желаемым.
Степень изученности проблемы.
Выбранная нами тема является довольно емкой, одним из ее аспектов является понятие «бренда». Это понятие впервые стало предметом изучения таких специалистов в сфере маркетинга как Ф. Котлер, Д. Траут, В. Доминин, И. Важенина. Если разбираться более детально, то можно выделить следующих авторов: Ф. Котлер, К. Асплунд, И. Рейн и Д. Хайдер. В конце прошлого столетия они в научной работе «Маркетинг мест: привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы» изучали понятия бренда, анализируя задачи бренда территории.
Разноплановые теоретические и практические аспекты изучения брендинга широко представлены в трудах многих зарубежных и отечественных ученых: Аакер Д., Э. Райсом, Огилви Д., Я. Эллвудом, Е. В. Роматом.
Бренд как маркетинговая технология, а также формирование и приемы продвижения брендов рассмотрены в работах исследователей: Годин А. М., Уиллера А., Рожкова И. Я.
Что касается личного бренда, то здесь стоит упомянуть как отечественных, так и зарубежных исследователей. Своим возникновением данный термин обязан автору множества работ по маркетингу и PR - Т. Питерсу. Также, здесь важно указать опять же Ф. Котлера, вместе с ним свойства бренда рассматривали такие зарубежные ученые этой сферы как Т. Гэд, Х. Рамперсад, и отечественные - С. А. Карташов и другие. Также, особенности личного бренда рассмотрены в исследованиях В. Г. Данилова и А. А. Кичаева, О. В. Чурсиновой и А. А. Ярошук, В. Кириллова и А. Рябых, а также А. Ю. Питеровой и А. А. Медведевой. Специфика личных брендов в образовательной среде рассмотрена в работах Макнелли Д. и Спика К., Лунева А. Н. и Пугачева Н. Б.
С точки зрения важности формирования потребительской лояльности к бренду проблема освещается во многочисленных работах таких авторов как И. В. Алешина, Е. П. Голубков.
Концепции идентичности бренда представлены в работах Капферера Ж.- Н., Феоктистова А. А. и Д. Аакера. Методики оценки брендов проанализированы в исследованиях Мельникова В. И., Старова С. А. и Алканова О. Н.
Роль личного бренда в социальных медиа упомянута в работах А. С. Архангельской, И. Б. Архангельской, А. В. Храмкиной, В. П. Рубцовой и Д. В. Толмачевой. Анализ характеристики аудитории социальных медиа подробно разобран в электронном источнике исследовательской компании Mediascope. Контент-маркетинговая стратегия разрабатывалась при помощи исследований Бондара К., Тутена Л., Оддена Л., Секерина В. Д., Еременской Л. И., Громова М. Д. и Степновой О. В.. Способы продвижения в социальных медиа рассмотрены в работах Лепаж Е. и Зырянова Б. В.
Предмет исследования - личное брендирование в социальных сетях: основные тренды, их оценка красноярскими пользователями и тенденции развития.
Объект исследования - личное брендирование в социальных сетях.
Цель исследования - на основе маркетингового анализа и социологических данных о предпочтениях красноярских пользователей социальных сетей выявить основные тренды формирования личных брендов, тенденции развития популярных блогеров и лидеров мнений и их эффективность.
Задачи исследования:
- дать рабочие определения основных понятий исследования (бренд, брендинг, социальные сети и других) в контексте избранной проблематики;
- выявить основные особенности современного брендинга в России и за рубежом;
- провести ряд экспертных интервью с целью определить особенности формирования, бытования и продвижения личных брендов в социальных сетях;
- уточнить основные тренды современного брендирования в
виртуальной среде;
- провести анализ 5-6 личных брендов популярных блогеров и
лидеров мнений в избранных социальных сетях;
- выявить способы продвижения этих личных брендов;
- на основе количественного социологического исследования в среде красноярских пользователей определить их оценку брендового контента в социальных сетях;
- определить тенденции развития личного брендирования в соцсетях и разработать рекомендации по эффективному формированию личных брендов в виртуальной среде.
Гипотеза исследования. Эффективность личного бренда в социальных сетях напрямую зависит от опоры при его формировании на совокупность реальных данных о личности, предпочтительных для бренда его отдельных позитивных чертах, умения гармонично дотянуть эти «отдельности» до желаемого возможного символического целого.
Методологическая основа исследования.
Для решения поставленных целей и задач выпускной квалификационной работы, использовался всесторонний подход к созданию личного бренда в социальных сетях, основанный на методах теоретического анализа и эмпирических исследований, а также научного анализа, обобщения. Кроме того, методы качественного и количественного социологического исследования послужили для раскрытия эффективности созданных рекомендаций по продвижению бренда. Также, были использованы методы индукции, дедукции и моделирования для изучения объекта исследования и разработки практических рекомендаций для раскрытия особенностей современного брендинга в социальных сетях, а также системный подход к формированию брендового контента и научные аспекты его изучения.
Данное исследование позволит выяснить из чего состоит понятие бренд, на чем основывается и как создается личный бренд популярных блогеров и лидеров мнений, а также выявить отношение красноярских пользователей к этому феномену и сформировать рекомендации, позволяющие выстроить персональный бренд наиболее эффективно.
Говоря о базисе дипломной работы, можно выделить следующие ключевые концепции и теории, такие как: технология создания личного бренда, исследованная Ф. Котлером; теории брендинга Д. Огилви, Э. Райса, А. Эллвуда и других; теории личного бренда и его продвижения.
Практическая значимость исследования.
Результаты проделанной работы могут быть широко использованы в практике личного брендирования. Полученный в ходе социологических исследований и исследований контента социальных сетей материал будет актуален и для деятельности различных рекламно-маркетинговых служб, специализирующихся на продвижении личных брендов. Он также может быть использован для построения учебных курсов по маркетингу и рекламе.
Новизна исследования. Данная выпускная квалификационная работа является всесторонним исследованием, направленным на выявление основных трендов формирования личных брендов популярных блогеров и лидеров мнений и их эффективность. Результатом работы стали рекомендации по эффективному формированию личных брендов в виртуальной среде.
Структура работы. Работа состоит из реферата, введения, двух глав, в каждой из которой по два параграфа, заключения, библиографии. В конце работы размещены приложения, в которых содержится эмпирический материал, привлеченный для анализа, а также развернутые данные социологических исследований и характеристика с места прохождения практики.
Целью данного исследования стало выявление основных трендов формирования личных брендов популярных блогеров и лидеров мнений и их эффективность, посредством анализа и социологических данных о предпочтениях красноярских пользователей социальных сетей. Для ее достижения, в рамках данной выпускной квалификационной работы, был исследован 61 источник научно-специальной, а также справочной литературы, что позволило ознакомиться с теориями и мнениями экспертов, выявить актуальные способы продвижения личных брендов, а также ознакомиться с трудами научных деятелей для более глубокого анализа проблематики продвижения личного бренда в социальных сетях. В ходе изучения было проведено качественное социологическое исследование, которое позволило выявить особенности формирования, бытования и продвижения личных брендов в социальных сетях, а также уточнить основные тренды современного брендирования в виртуальной среде. В качественном социологическом исследовании приняли участие 3 эксперта и 4 пользователя социальных сетей, опрос проходил в формате экспертных и глубинных интервью. Для оценки красноярскими пользователями брендового контента в социальных сетях было проведено количественное социологическое исследование, в котором приняли участие 388 респондентов.
Первый параграф выпускной квалификационной работы был посвящен теоретическому исследованию современного брендинга, а также тесно связанных с ним определений (бренд, брендинг, социальные сети и других). Помимо прочего, в этом параграфе был разработан понятийный аппарат и теоретическая база, необходимые для более глубокого исследования проблематики. В соответствии с задачами параграфа были даны не только рабочие определения «бренда» и «личного бренда», но и выявлены основные особенности современного брендинга в России и за рубежом. Брендинг в практике российского рынка существует уже достаточно продолжительное время и активно используется современными компаниями. Российская система 80
брендинга имеет свои специфичные черты, однако подавляющее большинство отечественных производителей еще с 90-х годов используют западную модель развития бренда, так как это проще и удобнее для них.
Во втором параграфе, опираясь на проведенное качественное исследование, были изучены особенности формирования, бытования и продвижения личных брендов в социальных сетях. Основным полем их формирования и бытования в современном мире являются социальные сети. Виртуальная среда предоставляет новые эффективные возможности для личного брендирования: высокая скорость передачи информации,
повсеместность распространения виртуальных каналов коммуникации, огромные аудитории потенциальных клиентов и поклонников, сравнительно невысокая стоимость «раскрутки» - все эти преимущества позволяют в минимально короткие сроки получить известность. Личный бренд создают не только персоны, связанные с общественной и публичной деятельностью, но и те, кто завоевывает рынок для продвижения своих интересов, увлечений, для их монетизации.
Третий параграф был посвящен анализу личных брендов известных личностей, а также способам их продвижения в социальных сетях. На основании изученного материала были сделаны следующие выводы:
- Внешний вид важен, но не для всех. Лидеры мнений делают акцент на цепляющем, интересном контенте, а не визуальной составляющей. В противном случае можно получить красивый, но совершенно пустой по содержанию, аккаунт;
- Публику привлекает искренность. Личный бренд формируется на основе привычек, своеобразного юмора, собственного мнения (которое может отличаться от большинства), а не на шаблонах, повторяющихся в каждом блоге;
- Необязательно быть вежливым и учтивым со своей аудитории, Tone of Voice может быть разным, в зависимости от того, каких целей
необходимо добиться;
- Архетипы - то, что помогает личному бренду стать более целостным и наделяет смыслом его атрибуты;
- Регулярная работа над личным брендом, корректировка стратегии и своевременный персональный ребрендинг позволяют долгое время быть интересным публике;
- Больше целевой аудитории можно охватить, если задействовать максимальное количество аккаунтов в социальных сетях;
- Общение с аудиторией - важная часть продвижения своего бренда, поскольку только так можно узнать о настроениях своей аудитории, о сильных и слабых сторонах;
- Внешний вид может сказать гораздо больше, чем речь, потому как в реальной жизни, так и в социальных сетях не стоит недооценивать силу невербалики;
- Личному бренду нужно быть готовым к негативу, а также уметь с ним работать. Кстати совсем необязательно, чтобы тебя любили, запоминаться и быть интересным людям можно и с другими эмоциями;
- Коллаборации и совместная деятельность с другими известными личностями позволяет привлечь заинтересованную в бренде аудиторию.
Четвертый параграф ВКР был направлен на разработку рекомендаций по эффективному формированию личных брендов в виртуальной среде, в первую очередь, на основе проведенного количественного социологического исследования.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что реферирование теоретических источников, проведение социологических исследований, а также анализ деятельности личных брендов в социальных сетях позволили подтвердить нашу гипотезу: эффективность личного бренда в социальных сетях напрямую зависит от опоры при его формировании на совокупность реальных данных о личности, предпочтительных для бренда его отдельных позитивных чертах, умения гармонично дотянуть эти «отдельности» до желаемого возможного символического целого. С этой точки зрения цель выпускной квалификационной работы была достигнута, задачи, поставленные в параграфах ВКР, выполнены.
1) Аакер, Д. Создание сильных брендов / Д. Аакер. - 2-е изд. - Москва : Гребенникова, 2008. - 440 с.
2) Аакер, Д. Бренд-лидерство: новая концепция брендинга / А. А. Дэвид, Э. Йохимштайлер. - Москва: Издательский Дом Гребенникова, 2003. - 380 с.
3) Абдуллаева, М. Г. Создание и продвижение личного бренда/ М. Г. Абдуллаева, Ф. Г. Магомедова // Проблемы и тенденции научных исследований в системе образования. - 2019. - С. 8-10.
4) Акимова, Д. Ю. Интернет-маркетинг и его влияние на развитие бизнеса / Д. Ю. Акимова // Научные идеи в контексте модернизации современного общества: Материалы международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 6-8.
5) Алёшина, И. В. Поведение потребителей : учебное пособие для вузов / И. В. Алёшина. - Москва : Бином, 2000. - 212 с.
6) Багиев, Г. Л. Маркетинг: учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн. - 3-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 736 с.
7) Важенина, И. С. Концептуальные основы формирования имиджа и
репутации территории в конкурентной среде: специальность 08.00.05 «
Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг) » : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук / Важенина Ирина Святославовна ; Институт экономики УрО РАН. - Екатеринбург, 2008. - 41 с.
8) Выпряжкин, И. А. Управление личным брендом в социальных медиа / И. А. Выпряжкин // Социальные коммуникации: наука, образование, профессия. - 2019. - № 1. - С. 138-145.
9) Галумов, Э. А. Имидж против имиджа / Э. А. Галумов. - Москва : Известия, 2005. - 552 с.
10) Гогохия, И. Продвижение в Telegram, WhatsApp, Skype и других мессенджерах / И. Гогохия. - М.: Бомбора. - 2019. - 320 с.
11) Годин, A. M. Брендинг: учебное пособие / А. М. Годин,
А. А. Дмитриев, И. Б. Бабленко. - Москва : ИТК «Дашков и К», 2004. - 112 с.
12) Головина, Е. А. Стратегия управления личным брендом в социальных сетях / Е. А. Головина // Научно-технический прогресс как фактор развития современного общества. - 2019. - С. 177-179.
13) Головина, Е. А. Стратегия управления личным брендом в социальных сетях/ Е. А. Головина // Научно-технический прогресс как фактор развития современного общества. - 2019. - С. 177-179.
14) Головина, Е. А. Сущностные характеристики понятия личный бренд/ Е. А. Головина // Роль и место информационных технологий в современной науке. - 2019. - С. 200-202.
15) Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория,
методология,практика / Е. П. Голубков. - Москва : Финпресс, 1998. - 416 с.
16) Голубков, Е. П. Современные тенденции развития маркетинга / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - №1(39). - С. 3¬17.
17) Джагарян, Д. А. Интернет-маркетинг как перспективный метод продвижения продукции и услуг в интернете / Д. А. Джагарян // Университетская наука - региону Материалы VI ежегодной научно¬практической конференции преподавателей, студентов и молодых ученых. Под редакцией Л.И. Ушвицкого, А.В. Савцовой. - 2018. - С. 339-341.
18) Джоунс, Д. Ф. Роль рекламы в создании сильных брендов: учебное пособие / Д. Ф. Джоунс. - Москва: «Вильямс», 2005. - 496 с.
19) Домнин, В. Н. Брендинг, новые технологии / В. Н. Домнин. - Москва: Феникс, 2002. - 318 с.
20) Зиновьева, Н. А. Личный бренд в социальных сетях/ Н. А. Зиновьева, В. Е. Абрамов // The Scientific Heritage. - 2021. - № 76-3 (76). -
С. 62-64.
21) Каленская, Н. В. Брендинг /Н. В. Каленская, Н. Г. Антонченко. - Казань: «Абзац», 2019 - 125 с.
22) Карлова, О. А. Миф разумный: монография / О. А. Карлова ; Красноярский университет [КрасГУ]. Филологический факультет - Красноярск: КрасГУ, 2001. - 208 с.
23) Кеннеди, Д. Жесткий SMM. Выжать из соцсетей максимум / Д. Кеннеди, К. Уэлш-Филлипс. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 344 с.
24) Контент-стратегия для личного бренда // Маркетинг. - URL:
https://www.lazymarketer.pro/kontent-strategiya-dlya-lichnogo-brenda/ (дата
обращения: 12.05.2022).
25) Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент: экспресс-курс / Ф. Котлер, К. Л. Келлер ; под науч. ред. С. Г. Жильцова. - 3-е изд. - Санкт- Петербург : Питер, 2007. - 480 с.
26) Котлер, Ф. Новые маркетинговые технологии / Ф. Котлер. Санкт- Петербург : Нева, 2004. -191 с.
27) Кравченко, А. А. Структура личного бренда / А. А. Кравченко // Студенческий. - 2021. - № 33-1 (161). - С. 50-51.
28) Личный бренд: кому нужен и как построить: сайт. - URL:
https://www.canva.com/ru_ru/obuchenie/lichnyj -brend/ (дата обращения: 22.04.2022).
29) Максименко, И. В. Персональный брендинг: от коммерческого к культурному феномену / И. В. Максмименко // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. - 2017. - №3. - С. 26.
30) Огилви, Д. Огилви о рекламе / Д. Огилви. - Москва : Эксмо, 2004. - 232 с.
31) Определение эффективных каналов коммуникации для продвижения личного бренда/ Е. В. Швец, О. Н. Аксенова, М. Б. Ротанова, М. В. Федорова // Социальные коммуникации: наука, образование, профессия. - 2020. - № 20. - С. 263-269.
32) Первая формула личного бренда: сайт. - URL: /
https://vc.ru/marketing/119698-pervaya-formula-lichnogo-brenda (дата обращения: 23.04.2022).
33) Питерс, Т. Преврати себя в бренд! 50 проверенных способов перестать быть посредственностью / Т. Питер; перевод с англ. Сергея Филина. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 225 с.
34) Плахтий, И. С. Развитие медиапространства в современном обществе / И. С. Плахтий // Молодой ученый. - 2017. - № 17 (151). - С. 204-207.
35) Погоревич, А. В. Формирование личного бренда в условиях цифрового маркетинга / А. В. Погоревич, Н. В. Выдрыч // Маркетинг в России и за рубежом. - 2021. - №5 (145). - С. 73-82.
36) Райс, Э. Маркетинговые войны / Э. Райс, Дж. Траут - Санкт- Петербург : Питер, 2004. - 256 с.
37) Райс, Э. Позиционирование: Битва за узнаваемость / Э. Райс, Дж. Траут; пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 256 с.
38) Рамперсад, Х. Аутентичный персональный брендинг как способ саморазвития личности / Х. Рамерсад, Л. Мартиросян // Управление развитием персонала. - 2010. - №1. - С. 62-66.
39) Рожков, И. Я. Брендинг в фокусе социального управления объектами в конкурентном пространстве / И. Я. Рожков, Т. Л. Багаева // Проблемы управления. - 2012. - № 3(44). - С. 157-161.
40) Рожков, И. Я. Проблемы формирования сильного бренда «Россия» и технологии брендинга в ее решении / И. Я. Рожков // Имидж государства, региона в современном информационном пространстве: матер симпозиума 23¬24 марта 2009 г. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский Государственный Университет, 2010. - С. 301-306.
41) Ромат, Е. Личностная реклама в системе персонального маркетинга / Е. Ромат // Маркетинг и реклама. - №2.
42) Рудая, Е. А. Основы бренд-менеджмента: учебное пособие для студентов вузов / Е. А. Рудая. - Москва : Аспект Пресс, 2006. - 256 с.
43) Румянцев, Д. Продвижение личного бренда в социальных сетях. /
Д. Румянцев. - URL: http://madcats.ru/smm/personal-brand-smm/ (дата обращения: 25.05.2022).
44) Сенаторов, А. Битва за подписчика в «ВКонтакте». SMM- руководство / А. Сенаторов. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 168 с.
45) Соболева, Л. Феномен «Инстаграма». 2.0. Все новые фишки [Текст] / Л. Соболева. - М.: АСТ, 2018. - 272 с.
46) Твердохлебова, М. Д. Интернет-маркетинг : учебник /
М. Д. Твердохлебова. - М.: КноРус, 2020. - 192 с.
47) Теренина, К. И. Особенности продвижения товара через социальные платформы [Текст] / К. И. Теренина // Евразийский Союз Ученых. - 2019. - № 9-1 (18). - С. 109-111.
48) Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. - Москва : Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935-1940. - 334 с.
49) Траут, Дж. Позиционирование: битва за умы / Дж. Траут, Э. Райс. - Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2006. - 256 с.
50) Уиллер, А. Индивидуальность бренда. Руководство по созданию, продвижению и поддержке сильных брендов / А. Уиллер ; пер. с англ. - Москва:Альпина Бизнес Букс, 2004. - 235 с.
51) Федюнин, Д. В. Механики SMM-продвижения личного бренда в рунете/ Д. В. Федюнин, А. Д. Федюнин // Коммуникации в эпоху цифровых изменений. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции; под редакцией А. Д. Кривоносова. - 2020. - С. 226-229.
52) Черная, А. Что такое личный бренд и как он помогает в карьере /
А. Черная // Skillbox.ru. - URL: https://skillbox.ru/media/marketing/chto_takoe_lichnyy_brend_i_kak_on_pomogaet_v_karere (дата обращения 22.04.2022).
53) Чернов, М. Видео-канал эксперта по продвижению в социальных сетях / М. Чернов. - 2019. - URL:
https://www.youtube.com/user/ProNetworkingRu/videos (дата обращения: 25.05.2022).
54) Чумичева, Ю. Г. Создание и продвижение личного бренда / Ю. Г. Чумичева // Студенческий. - 2019. - № 25-2 (69). - С. 37-39.
55) Шарков, Ф. И. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы / Ф. И. Шарков. - М.: Дашков и К, 2016. - 270 с.
56) Эллвуд, А. Основы брендинга: 100 приемов повышения ценности товарной марки: учебное пособие / А. Эллвуд. - Москва, 2003. - 336 с.
57) Эллвуд, Я. 100 приёмов эффективного брендинга / Я. Эллвуд. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 368 с.
58) Юнг, К. Архетипы и коллективное бессознательное / К. Юнг. - М.: АСТ, 2019. - 495 с.
59) LiveDune - крупнейший рейтинг блогеров Instagram, LiveJournal, ВКонтакте, YouTube и Твиттер России, Украины, Республики Беларусь и других стран : информационный ресурс - URL :https://livedune.ru/ (дата обращения 1.06.2022).
60) Smm - что это такое? : информационная платформа об интернет - продвижении. - 2020. - URL :http://perfect- seo.ru/smm-what-is (дата обращения 1.06.2022).
61) Аdvertology : профессиональный информационный портал. - URL: http://www.advertology.ru/ (дата обращения: 1.06.2022).