Развитие словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром
|
Введение 3
1 Теоретические основы развития словарного запаса у детей младшего
дошкольного возраста в знакомстве с окружающим миром 7
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития словарного запаса у детей
младшего дошкольного возраста 7
1.2 Окружающий мир как средство развития словарного запаса у детей
младшего дошкольного возраста 16
1.3 Анализ существующих методик развития словаря у младших дошкольников 23
2 Экспериментальная работа по развитию словарного запаса у детей младшего
дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром 32
2.1 Диагностическое исследование уровня развития словарного запаса у детей
младшего дошкольного возраста 32
2.2 Комплекс педагогических мероприятий по формированию словарного
запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром 41
2.3 Выявление эффективности предложенной методики по развитию словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром 45
Заключение 51
Список использованных источников 54
Приложения А-Д
1 Теоретические основы развития словарного запаса у детей младшего
дошкольного возраста в знакомстве с окружающим миром 7
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития словарного запаса у детей
младшего дошкольного возраста 7
1.2 Окружающий мир как средство развития словарного запаса у детей
младшего дошкольного возраста 16
1.3 Анализ существующих методик развития словаря у младших дошкольников 23
2 Экспериментальная работа по развитию словарного запаса у детей младшего
дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром 32
2.1 Диагностическое исследование уровня развития словарного запаса у детей
младшего дошкольного возраста 32
2.2 Комплекс педагогических мероприятий по формированию словарного
запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром 41
2.3 Выявление эффективности предложенной методики по развитию словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром 45
Заключение 51
Список использованных источников 54
Приложения А-Д
Дошкольное детство - это отрезок времени интенсивного усвоения ребенком разговорного языка, формирования и развития всех сторон его речи- фонетической, лексической, грамматической. Владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный этап развития.
В дошкольный период детства расширяется круг общения. Становясь более самостоятельными, дети выходят за пределы узкосемейных связей и начинают поддерживать связь с более широким кругом людей, особенно со сверстниками.
Увеличение круга общения требует от ребенка полноценного овладения способами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и бесспорным остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна.
Итак, навыки коммуникации и владение родным языком играют ключевую роль в процессе развития и становления личности. Язык играет первостепенную роль в жизни человека, является необходимым условием его жизнедеятельности и рассматривается как ключевой инструмент процесса обучения и воспитания. Лексическое развитие является одной из основных задач развития речи в дошкольном возрасте. Поэтому необходимо развивать устную речь уже в дошкольном возрасте, тем самым создавая фундамент для успешного получения образования в будущем.
Основополагающим периодом развития ребенка является дошкольный возраст: интенсивно усваивает навыки коммуникации и учится применять полученный опыт, развивает и совершенствует умения общаться с окружающей средой. На сегодняшний день выразительной, хорошо развитой речью владеют не все дети, что оказывает негативное влияние на общее формирование познавательных процессов ребенка. От уровня речевого развития ребенка зависит его умственное и эстетическое развитие, а так же культура общения в будущем.
Таким образом, проблема развития словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром традиционно входит в разряд актуальных, она имеет теоретическое и практическое значение
Основываясь на данном положении, мы в своей работе особое внимание уделяем методам и приемам развития словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Это положение определило тему выпускной квалификационной работы: «Развитие словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром».
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс педагогических мероприятий по развитию словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром.
Объект исследования - процесс развития словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром.
Предмет исследования - комплекс педагогических мероприятий по развитию словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить психолого-педагогические аспекты развития словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста ;
- рассмотреть окружающий мир, как средство развития словарного запаса у детей младшего дошкольного возроста ;
- произвести анализ существующих методик развития словаря у младших дошкольников;
- провести диагностику уровня развития словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста;
- разработать комплекс педагогических мероприятий по формированию словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве окружающим миром;
- выявить эффективность предложенной методики по развитию словарного к запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром.
Методологическая основа исследования:
- труды К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого по проблеме развития словаря дошкольников в отечественной методике;
- основы методики развития активного словаря дошкольников в работах М.М. Кониной, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной и др.;
- проблемы содержания и методов развития словаря детей в детском саду (А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, В.В. Гербовой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.).
Названными авторами определены цели и задачи развития словаря детей, методические принципы, а также созданы системы обучающих занятий, рассмотрены специфические условия развития словаря у детей.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:
- теоретическое изучение и анализ психолого-педагогической
литературы;
- анализ программно-методического обеспечения по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста;
- экспериментальные методы изучения развития словаря у детей;
- педагогическое наблюдение за детьми во всех видах деятельности;
- методы диагностики;
- качественный и количественный анализ результатов деятельности, представление их в таблицах и гистограммах.
Гипотеза исследования: Формированию словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром расшириться, если использовать комплекс педагогических мероприятий включающий в себя: Индивидуальную работу с детьми; с их родителями; создать предметно-пространственную речевую среду состоящую из: картотеки дидактических игр, , картинного материала, наглядно-дидактических пособий, речевого уголка с книжным материалом.
База исследования: Работа проводилась на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированной направленности №6» города Сосновоборска. В исследовании приняло участие 20 детей в возрасте от трех до четырех лет.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, и приложений.
В дошкольный период детства расширяется круг общения. Становясь более самостоятельными, дети выходят за пределы узкосемейных связей и начинают поддерживать связь с более широким кругом людей, особенно со сверстниками.
Увеличение круга общения требует от ребенка полноценного овладения способами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и бесспорным остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна.
Итак, навыки коммуникации и владение родным языком играют ключевую роль в процессе развития и становления личности. Язык играет первостепенную роль в жизни человека, является необходимым условием его жизнедеятельности и рассматривается как ключевой инструмент процесса обучения и воспитания. Лексическое развитие является одной из основных задач развития речи в дошкольном возрасте. Поэтому необходимо развивать устную речь уже в дошкольном возрасте, тем самым создавая фундамент для успешного получения образования в будущем.
Основополагающим периодом развития ребенка является дошкольный возраст: интенсивно усваивает навыки коммуникации и учится применять полученный опыт, развивает и совершенствует умения общаться с окружающей средой. На сегодняшний день выразительной, хорошо развитой речью владеют не все дети, что оказывает негативное влияние на общее формирование познавательных процессов ребенка. От уровня речевого развития ребенка зависит его умственное и эстетическое развитие, а так же культура общения в будущем.
Таким образом, проблема развития словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром традиционно входит в разряд актуальных, она имеет теоретическое и практическое значение
Основываясь на данном положении, мы в своей работе особое внимание уделяем методам и приемам развития словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Это положение определило тему выпускной квалификационной работы: «Развитие словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром».
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс педагогических мероприятий по развитию словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром.
Объект исследования - процесс развития словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром.
Предмет исследования - комплекс педагогических мероприятий по развитию словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить психолого-педагогические аспекты развития словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста ;
- рассмотреть окружающий мир, как средство развития словарного запаса у детей младшего дошкольного возроста ;
- произвести анализ существующих методик развития словаря у младших дошкольников;
- провести диагностику уровня развития словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста;
- разработать комплекс педагогических мероприятий по формированию словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве окружающим миром;
- выявить эффективность предложенной методики по развитию словарного к запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром.
Методологическая основа исследования:
- труды К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого по проблеме развития словаря дошкольников в отечественной методике;
- основы методики развития активного словаря дошкольников в работах М.М. Кониной, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной и др.;
- проблемы содержания и методов развития словаря детей в детском саду (А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, В.В. Гербовой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.).
Названными авторами определены цели и задачи развития словаря детей, методические принципы, а также созданы системы обучающих занятий, рассмотрены специфические условия развития словаря у детей.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:
- теоретическое изучение и анализ психолого-педагогической
литературы;
- анализ программно-методического обеспечения по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста;
- экспериментальные методы изучения развития словаря у детей;
- педагогическое наблюдение за детьми во всех видах деятельности;
- методы диагностики;
- качественный и количественный анализ результатов деятельности, представление их в таблицах и гистограммах.
Гипотеза исследования: Формированию словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром расшириться, если использовать комплекс педагогических мероприятий включающий в себя: Индивидуальную работу с детьми; с их родителями; создать предметно-пространственную речевую среду состоящую из: картотеки дидактических игр, , картинного материала, наглядно-дидактических пособий, речевого уголка с книжным материалом.
База исследования: Работа проводилась на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированной направленности №6» города Сосновоборска. В исследовании приняло участие 20 детей в возрасте от трех до четырех лет.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, и приложений.
Своевременное и полноценное освоение речи считается важным первоначальным условием формирования у ребенка полноценной психики и последующего правильного ее развития.
Своевременное - следовательно, начатое с первых же дней после появления на свет ребенка. Полноценное овладение речью - значит достаточное по объему языкового материала.
В дошкольном возрасте ребенок обязан освоить такой словарь, который позволил бы ему взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, благополучно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка является одним из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
Наша работа была ориентирована на исследование развития словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром.
В связи с поставленной целью в первой главе нашей работы рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической и методической литературе, проанализированы особенности формирования словарного запаса младших дошкольников.
Решение поставленных задач, а именно формирование словарного запаса, мы осуществляли в процессе бакалаврской работы через использование комплекса занятий:
- выявлен исходный уровень развития словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром;
- составлен и апробирован комплекс занятий, направленный на развитие словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром;
- по наблюдениям прослежена положительная динамика в развитии словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром.
В работе был представлен составленный учебно-тематический план комплекса занятий, направленный на развитие словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром.
Также был представлен план работы с родителями по развитию словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста в знакомстве с окружающим миром, включающий конспекты консультации, мастер-класса и папки-передвижки для родителей по проблеме исследования.
И в заключение была представлена картотека дидактических игр по развитию словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром.
В работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводится работа по развитию правильной устной речи.
Значительное место занимает словарная работа: расширение словарного запаса, уточнение значений слов, активизация активного и пассивного словарного запаса (при использовании различных методов и приемов работы).
Таким образом, использование комплекса занятий в развитии словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром позволило сделать деятельность детей эффективной и интересной а также повысило уровень словарного запаса детей.
Результаты исследования были опубликованы в материалах конференции «Педагогический альманах» (Приложение Е).
Результаты исследование успешно внедряются в учебно-воспитательном процессе МАДОУ ДСКН №6 г. Сосновоборска. Справка о внедрение (Приложение Д).
Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
Своевременное - следовательно, начатое с первых же дней после появления на свет ребенка. Полноценное овладение речью - значит достаточное по объему языкового материала.
В дошкольном возрасте ребенок обязан освоить такой словарь, который позволил бы ему взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, благополучно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка является одним из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
Наша работа была ориентирована на исследование развития словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром.
В связи с поставленной целью в первой главе нашей работы рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической и методической литературе, проанализированы особенности формирования словарного запаса младших дошкольников.
Решение поставленных задач, а именно формирование словарного запаса, мы осуществляли в процессе бакалаврской работы через использование комплекса занятий:
- выявлен исходный уровень развития словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром;
- составлен и апробирован комплекс занятий, направленный на развитие словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром;
- по наблюдениям прослежена положительная динамика в развитии словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром.
В работе был представлен составленный учебно-тематический план комплекса занятий, направленный на развитие словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром.
Также был представлен план работы с родителями по развитию словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста в знакомстве с окружающим миром, включающий конспекты консультации, мастер-класса и папки-передвижки для родителей по проблеме исследования.
И в заключение была представлена картотека дидактических игр по развитию словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром.
В работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводится работа по развитию правильной устной речи.
Значительное место занимает словарная работа: расширение словарного запаса, уточнение значений слов, активизация активного и пассивного словарного запаса (при использовании различных методов и приемов работы).
Таким образом, использование комплекса занятий в развитии словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром позволило сделать деятельность детей эффективной и интересной а также повысило уровень словарного запаса детей.
Результаты исследования были опубликованы в материалах конференции «Педагогический альманах» (Приложение Е).
Результаты исследование успешно внедряются в учебно-воспитательном процессе МАДОУ ДСКН №6 г. Сосновоборска. Справка о внедрение (Приложение Д).
Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- Организация деятельности педагога по развитию речи детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с малыми фольклорными формами
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2007 - Методические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности (Уральский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
средствами народной педагогики
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе предметной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2022 - Организация деятельности педагога по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Использование дидактических игр в работе над развитием музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - Организация деятельности педагога по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



