Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие графического навыка у детей старшего дошкольного возраста

Работа №16421

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
905
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Значение моторного компонента в формировании графических навыков.7
1.2. Условия формирования графических навыков и умений у детей старшего
дошкольного возраста 11
1.3. Особенности формирования графических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста 17
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Организация и методы проведения исследования 24
2.2. Констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития
графического навыка у детей старшего дошкольного возраста 28
2.3. Формирующий эксперимент, направленный на развитие графического навыка у детей 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ


В современном мире одним из основных средств передачи и хранения информации стали графические изображения.
Именно это обстоятельство в значительной степени и определяет актуальность данного исследования, направленного на выявление условий формирования графических умений у детей дошкольного возраста.
Графика, используя свойства зрительного восприятия и подчиняясь своим законам, общим для всех видов графических изображений (от художественного рисунка до всевозможных чертежей, схем, карт и т.п.), является своеобразным «языком» коммуникации.
Современная программа уже на первом году обучения детей в школе предусматривает большой объем графической деятельности, предъявляя достаточно жесткие требования к скорости и качеству овладения детьми письменными навыками. Существующие программы дошкольного обучения не могут обеспечить достаточный уровень графической подготовки ребенка к школе. Поэтому создание новых программ по формированию графической деятельности дошкольников и становится насущной необходимостью.
Проблема обучения детей дошкольного возраста графической деятельности широко обсуждается в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе. Графическая деятельность как часть изобразительной деятельности являлась предметом исследований Т.С. Комаровой. Она создала классификацию навыков и умений, составляющих технику рисования (формообразующие движения, обобщенные способы изображения, сенсорные способности к рисованию), разработала методы их формирования и на их основе построила программу овладения «рисовальными движениями».
М.М. Безруких на основе анализа различных нарушений письма у младших школьников и причин их возникновения разработала программу подготовки к письму детей дошкольного возраста. В ней большое внимание уделяется развитию зрительного восприятия.
H.Ш. Корашвили составила типологию ошибок при выполнении графических работ детьми дошкольного и младшего школьного возраста, установила зависимость между наличием типов ошибок и несформированностью отдельных характеристик зрительного восприятия. Она показала, что низкий уровень развития зрительного восприятия может приводить к трудностям не только в графической деятельности, но и в чтении, математике.
В рамках данной работы была поставлена следующая цель исследования: выявление условий формирования обобщенных графических умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: графическая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование графических умений у детей дошкольного возраста через развитие зрительного восприятия и перцептивных действий даёт возможность достижения обобщенных графических навыков, позволяющих детям избежать трудностей в обучении письму.
Задачи исследования:
I. Изучить и проанализировать научную и методическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Выявить специфику развития графического навыка у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать систему заданий по развитию графического навыка у детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить эффективность разработанной системы заданий по развитию графического навыка у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ научной и психолого­ педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, анализ документов планирования, математические методы обработки материалов.
Методологическая основа исследования: В качестве методологической основы работы выступают труды следующих ученых: теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызинаидр.); современные представления о зрительном восприятии и развитии графических умений (М. Фростиг, Т.С. Комарова, М.М. Безруких, Н.С. Пантина, О.А. Карабанова и др.).
Опытно-экспериментальная база. Эмпирическое исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад № 19 г. Кызыла Республики Тыва. В исследовании участвовало 10 воспитанников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие графических навыков - это один из основных компонентов при подготовке руки ребенка к школе. А особенно важно развитие графических навыков у детей дошкольного возраста.
Мы провели исследование, которое позволило определить уровень сформированности графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что уровень развития навыков, которыми владеет ребенок, не всегда достаточен. Ребенок плохо владеет карандашом, неуверенно передает задуманное изображение. Постоянно находится в напряжении при рисовании, что приводит к быстрому утомлению. Самостоятельно организовывать свою деятельность ребенок не может и не умеет, ему требуется помощь взрослого. Воспитатель должен научить ребенка организовывать свою деятельность и уверенно выполнять заданные ему задания. Когда ребенок научится, качество его работ повысится, что вызовет восторг у ребенка, и в дальнейшем он будет стараться сделать еще лучше.
На основе анализа литературных источников и результатов констатирующего эксперимента, нами была разработана и опробована специальная система заданий, направленных на повышение уровня развития графических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Результаты показали, что разработанная система заданий является эффективной. У детей наблюдается повышение уровня развития графических навыков. Для более эффективного развития необходимо заниматься с детьми регулярно, т.е. разработать график проведения заданий с детьми.
Теоретическая значимость нашей работы заключается в изучении и обобщении учебно-методической литературы по данной теме и проблеме.
Разработанная нами система заданий может использоваться в работе с детьми не только в ДОУ, но и в работе с учащимися начальных классов, а также может применяться студентами на педагогической практике.
Подводя окончательный итог работы, отметим, что проведенное в дипломной работе исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие проблемы. Накопленный и изложенный в работе теоретический и фактический материал требует развития и уточнения. В частности, может представлять интерес для дальнейшего исследования проблемы более детального статистического изучения проблемы, активных педагогических технологий.



1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М.: Ось-89, 2000. - 272 с.
2. Асарина Е.Ю. Симметрия, орнаменты и мозаики. Математическая книжка-раскраска. - М.: ТОО ПКП «Контекст», 1995. - 32 с.
3. Ахутина Т.В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. -59 с.
4. Ахутина Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. СПб.: Питер, 2008. - 320 с.
5. Безруких, М.М. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. - М.: «Айсберг», 2011. - 106 с.
6. Безруких, М.М. Обучение письму. - М.: Просвещение, 2014.- 112 с.
7. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. - Екатеринбург: У-Фактория, 2013. - 194 с.
8. Бесчастнов Н.П. Чёрно-белая графика. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2002. - 272
9. Богословская Т.В. Овладение языком графических построений как компонентом учебной деятельности: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Богословская Тамара Викторовна. - М., 2003. - 153 с.
10. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб.: Союз, 2006. - 144 с.
11. Габова М.А. Подготовка студентов к реализации методики развития пространственного мышления детей дошкольного возраста (на материале графики): дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Габова Марина Анатольевна. - М., 2002. - 253 с.
12. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. - М.: Высшая школа, 2002.-400с.
13. Голубина Т.С. Чему научит клеточка. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 64с.
14. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка.- М.: Школьная Пресса, 2007. - 72 с.
15. Гризик Т.И. Подготовка к обучению письму. - М.: Просвещение, 2007. -47 с.
16. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. - М.: Скрипторий-2003, 2008. - 72 с.
17. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М.: МГУ, 1986. - 200 с.
18. Илюхина, В.А. Письмо с секретом. Преодоление трудностей при обучении письму. - М.: Просвещение, 2007. - 128 с.
19. Кандибур Г.Р. Игры и головоломки для детей . -Донецк: Сталкер, 2003.- 160 с.
20. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 160 с
21. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. - М.: Владос, 2012.- 298 с.
22. Клее П. Педагогические эскизы / Пауль Клее; пер. с нем. Н. Дружковой. - М.: изд. Д.Аронов, 2005. - 54 с.
23. Корашвили Н.Ш. Влияние особенностей зрительного восприятия на овладение графической деятельностью детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста: дисс. канд. психол. наук: 19.00.07 / Корашвили Нино Шалвовна. М., МГУ, 2009. - 221 с.
24. Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. - М.: ACADEMIA, 2002. - 345 с.
25. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. - М.: Карапуз-дидактика, 2007 - 144 с.
26. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. - М.: Карапуз-дидактика, 2008. - 208 с.
27. Марынкина М.Н. Роль восприятия в графической деятельности // Психологическая наука и образование. 2004. - № 4 - С. 18 27.
28. Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. - СПб.: Детство-пресс, 2009. - 103 с.
29. Предшкольное образование. Региональная модель: сборник научно­ практических материалов. М.: Вентана-Граф, 2009. - 176 с.
30. Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора». -М.: издательский центр «ВЕНТАНА - ГРАФ», 2007. - 32 с.
31. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2005.- 170 с.
32. Сулейманян А. Г. Психологические условия развития произвольности изобразительной деятельности у детей 5- 6 лет: дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Сулейманян АндраникГрантович-М., 2004. - 153 с.
33. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М.: Творческий центр Сфера, 2008. - 156 с.
34. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / Худ. Е.Смирнов. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 208 с.
35. Ильина М.Н., Параманова Л.Г., Головнева Н.Я.. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. - СПб.: Дельта, 2009.- 181 с.
36. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе - М.: Академический проект, 2000.- 274 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ