Введение 3
Глава 1. Соматизмы и манифестация 7
как выделенные объекты лингвистического и общенаучного знания 7
1.1. Соматизмы и их классификация 7
1.2. Ситуация манифестации в общенаучном контексте 10
1.3. Ситуация манифестации в лингвистическом контексте 13
1.4. Соматизм как элемент языковых ситуаций 15
Глава 2. Соматизмы как элемент ситуации манифестации 17
2.1. Структура ситуации манифестации 17
2.2. Соматизм - Манифестация - Факт в аспекте взаимосвязи 21
2.3. Языковое оформление соматизмов-манифестантов 28
Глава 3. Освоение лексико-семантической группы «соматизмы» 34
на уроке русского языка 34
3.1. Стартовый опрос 34
3.2. План-конспект урока «Соматизмы в русском языке» 36
Заключение 43
Список литературы 46
Приложение 48
Языковая ситуация манифестации 48
с включением соматизма-манифестанта: база данных 48
Важнейшая задача каждого человека и общества в целом - внимательное отношение к языку и речи. Уважающий себя носитель языка должен владеть литературным языком и правильной речью. Однако, по мысли Ю. Н. Караулова, «нельзя познать сам по себе язык <...> не обратившись к его творцу, носителю, пользователю - к человеку, к конкретной языковой личности» [Караулов 1987: 7].
Одной из форм, проявляющих «человеческий фактор» в языке, являются соматические единицы - объект особого интереса современной лингвистики.
По мнению многих исследователей, соматизмы образуют один из древнейших пластов лексики, вследствие чего именно эта лексическая группа входит в универсальный лексический фонд всякого языка, характеризуясь особой устойчивостью, высокой частотой употребления и сложной семантической структурой. Множественные связи соматизмов с динамикой жизни создают условия для символизации частей человеческого тела, для присвоения соответствующим лексемам множества переносных значений.
Факт первостепенного изучения человеком собственного тела, ставшего отправной точкой в его изучении мира, исторически обусловлен эволюцией. Это ведет к тому, что историчность, универсальность и высокий уровень функциональности соматизмов способствуют их высокому статусу, выраженной позиции в языковой картине мира.
В языковой картине мира, в том числе в семантической системе русского языка, части тела человека наделены множеством функций. Одной из них является функция манифестанта, когда та или иная часть выводит наружу, маркирует внутреннее состояние человека, неявное положение дел, в котором он находится; то есть делает «тайное / скрытое явным»; например: Даже по лицу заметно недоверие к моей маленькой, хрупкой машине [М. Бабушкин]. Не врёт Алёшка, и по его голосу и по глазам его видать, что радый он в тюрьме сидеть [А. Солженицын].
«Манифестация - (от лат. manifestatio - обнаружение, проявление), проявление, изъявление чего-либо» [Энциклопедический словарь].
Исходя из вышеизложенного, определим объектом данного исследования ситуацию манифестации как выделенный фрагмент русской языковой картины мира и языковой системы в целом; в качестве же предмета будем рассматривать соматизмы в функции манифестанта (далее - соматизмы-манифестанты, или манифестанты).
Соматизмы как лексическая группа уже являлись объектом лингвистического анализа. На этом фоне научная новизна данной работы обусловлена рассмотрением их в отношении к семантическому языковому пространству, а также необходимостью детального анализа в языковой картине русского языка.
В связи с этим в качестве главной методологической основы изучения выбранной темы выступает семантический синтаксис, а в качестве основного метода исследования - семантический анализ [Шмелева 1994; Арутюнова 1999; Апресян 2006]. Также в работе задействована методология теории языковой картины мира [Колшанский 1990; Яковлева 1994; Апресян 1995; Караулов 2009].
Актуальность работы обусловлена тем, что изучение соматизмов, как древнейшего пласта лексики, и их содержательных функций в языковой системе представляет особый интерес в курсе преподавания русского языка в школе, способствуя расширению кругозора, развитию метапредметных связей и навыков, готовит к выполнению заданий олимпиадного уровня.
В связи с вышеизложенным комплексная цель данной работы заключается в 1) выявлении места и значения соматизмов-манифестантов, как элемента ситуации манифестации в русском языке; а также в 2) разработке урока по предмету «русский язык» на основе исследованного материала.
Для достижения данной цели реализуются следующие задачи:
1. Актуализировать применительно к теме лингвистическую информацию по теме «Соматизмы»;
2. Представить ситуацию манифестации как объект исследования лингвистики и других наук;
3. Проанализировать структуру языковой ситуации манифестации с соматизмами-манифестантами;
4. Выявить особенности соматизмов в функции фанифестантов и способы их языкового оформления;
5. Разработать урок для учеников 7го класса, с включением данной темы в предметные рамки русского языка (адаптированный подход).
Материалом исследования послужили художественные тексты, отобранные из базы данных Национального корпуса русского языка (http://ruscorpora.ru) и систематизированные по типам соматизма- манифестанта (см. Приложение 1). База данных выпускной
квалификационной работы включает 300 текстовых фрагментов.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования ее материалов при разработке уроков русского языка в школе, как в рамках основного курса, так и при проведении внеклассных занятий и факультативов.
Структура работы включает введение, три главы: теоретическую, исследовательскую и методическую, - а также заключение, список использованной литературы и приложение.
В первой главе «Соматизмы и манифестация как выделенные объекты лингвистического и общенаучного знания» изложены теоретические представления о соматизмах и ситуации манифестации, рассмотрена манифестирующая функция как специфическая функция соматизмов. Вторая глава «Соматизмы как элемент ситуации манифестации» представляет собой комплексный анализ языковой ситуации манифестации с включением соматизмов-манифестантов, подробный анализ их актантных ролей и языковых форм. Третья глава включает стартовый опрос и разработку урока на тему «Соматизмы в русском языке». Заключение содержит основные выводы, сделанные в результате исследования.
В центре лингвистического внимания автора выпускной квалификационной работы оказались соматизмы - особая лексикосемантическая группа, выполняющая в языке множество функций.
1.
В процессе исследования актуализирована типология соматизмов, а кроме того, выделены несколько типичных семантических ситуаций и шире - контекстов с включением соматизмов:
• ситуация характеризации,
• в том числе используемые для характеризации фразеологические словосочетания,
• ситуация состояния,
• ситуация манифестации.
2.
В рамках данной работы особый интерес вызвал последний контекст - ситуация манифестации.
Ситуация манифестации определена как событие или стечение обстоятельств, при котором некое неявное положение дел, происходящее с человеком, проявляется через его телесный орган и становится наблюдаемым.
Поскольку работа носит лингвистический характер, специальное внимание сосредоточено на языковом отражении ситуации манифестации, когда часть человеческого тела представлена соматизмом: Ты верный человек, это по лицу видно [В. Драгунский].
3.
Исследуя широкий научный контекст и лингвистическую традицию, автор ВКР обнаружил, что ситуации манифестантного типа являются выделенным объектом научного знания - в биологии, психологии и риторике. Особые внимание данному объекту уделено в рамках «невербальной семиотики» Г.Е. Крейдлина, который предлагает описывать различные семиотические системы в активе человека (жесты, мимику, положение тела в пространстве и т.п.) с учетом отражения их в языке. В этом же ключе вполнена и работа Е. В. Осетровой, где ситуация манифестации представлена как выделенный фрагмент языковой картины мира.
Помимо реконструкции научного контекста работы и формирования ее теоретической базы, следует говорить о целом ряде собственно исследовательских результатов.
4.
Выявлена языковая структура ситуации манифестации с манифестантом-соматизмом (Наконец, он добр, это по лицу видно [А. Балдин]).
Ее элементарный состав включает 1) Факт, 2) Манифестацию факта, 3) Манифестант, 4) Субъект факта и 5) Субъект восприятия.
Факт и Манифестация отнесены к пропозитивным, то есть процессным, элементам, поскольку фиксируют фактическое состояние субъекта и проявление этого состояния во вне. Субъект факта, Субъект восприятия и Манифестант отнесены к типу актантов-участников, поскольку им соответствуют типичные "телесные" элементы внеязыковой ситуации.
5.
Определено, что специфическим и центральным элементом ситуации манифестации на языковом уровне является соматизм-манифестант. На основе собранной базы данных следует говорить о 20 типичных сомантизмах манифестантах (см. Приложение) Наиболее часто используются в языке в этой функции глаза, лицо, брови, зубы, губы, нос, тело, руки и ноги.
6.
Обнаружены взаимосвязи между Манифестантом и Фактом:
• один факт может быть выражен различными соматизмами- манифестантами (например, злость выражают губы и лицо, страх - зубы и лицо, руки, волосы, нервозность - ноги, пальцы, руки);
• один соматизм-манифестант может выражать различные, вообще противоположные факты (глаза - честность и хитрость, руки - счастье и испуг, лицо - голод и смущение).
7.
Выявлено, что в границах одной семантической ситуации может быть одновременно представлено несколько манифестаций, закрепленных за несколькими манифестантами-соматизмами. Таким образом, можно говорить о существовании комплексного варианта ситуации манифестации.
8.
Исчислены языковые формы соматизма-манифестанта, который может выступать в роли объекта, объектива, инструмента, локатива и в роли собственно манифестанта, а на формальном языковом уровне выражаться целым рядом падежных форм.
9.
Манифестант может быть выражен в тексте эксплицитно (явно) и имплицитно (неявно); в последнем случае он как будто "вставляется" в семантику манифестирующего глагола или имени (ср.: в глазах печаль - смотрел печально - взгляд печален).
10.
С целью освоения темы «Соматизмы в русском языке» в школьном курсе разработан урок на основе материалов данного исследования, адаптированного для восприятия школьниками седьмого класса.
1. Авеличев А.К. Возвращение риторики. Общая риторика. - М., 1986.
2. Агаджанян Н.А., Циркин В.И. Физиология человека. - Спб., 1998.
3. Андреев В. И. Деловая риторика. - М., 1995.
4. Апресян В.Ю., Апресян Ю.Д. Языковая картина мира и системная лексикография. - М., 2006.
5. Апресян Ю. Д. Типы соответствия семантических и синтаксических актантов (Проблемы типологии и общей лингвистики. - СПб., 2006.
6. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. - 1995. - № 1.
7. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл. - М., 1976.
8. Арутюнова Н.Д. Культурная антропология. - М., 2004.
9. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. - М., 1988.
10. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М., 1999.
11. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык. 7 класс. - М., 2013.
12. Бурлак С.А., Старостин С.А. Сравнительно-историческое языкознание. - М., 2004.
13. Введенская Л.А. Культура речи. - М., 2001.
14. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. - Спб, 2001.
15. Караулов Ю. Н. Лингвокультурное сознание русской языковой личности: Моделирование состояния и функционирования. - М., 2009....30