ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛОГИЧЕСКИЙ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ - ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ, ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ 5
1.1 Логический опорный конспект - понятие, основные характеристики 5
1.2 Методические требования и рекомендации к составлению и использованию
логических опорных конспектов на уроке географии 11
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА ПРИ
ИЗУЧЕНИИ РЕГИОНОВ РОССИИ 18
2.1. Значение экономического районирования России 18
2.2 Принципы разработки и применения логического опорного конспекта на
уроках при изучении регионов России в школе 23
2.3 Проектирование и методическая разработка логического опорного конспекта
урока географии, по теме: «Европейский Север» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ «А» 44
ПРИЛОЖЕНИЕ «Б» 45
ПРИЛОЖЕНИЕ «В» 47
ПРИЛОЖЕНИЕ «Г» 48
ПРИЛОЖЕНИЕ «Д» 51
ПРИЛОЖЕНИЕ «Е» 52
Повышение качества образования с применением новых подходов, содержаний и новых отношений к организации учебного процесса в школе, а также поиски новых методов и форм методического обеспечения учебного процесса, всегда является актуальной темой для исследований. Эффективность работы на уроках, готовность к занятиям определяется структурированной и согласованной работой учителя с учащимися. Каждый педагог по своему решает проблему подбора форм и методов работы, которые будут приводить к достижению поставленной цели, к положительному результату обучения.
Логический опорный конспект является одним из методов обучения, который способствует обеспечению взаимодействия учителя и учащихся на основе разбора и обобщения получаемых знаний с помощью символов, условных знаков, схем, графиков, таблиц и их последующего воспроизведения в сознании учащихся. Его применение способствует структурированию и систематизации изучаемого материала, выделению главных и основных связей, обеспечению представления учащимися целостности изучаемого материала по предмету.
В связи с переходом в школьном образовании на комплексное изучение регионов России, разработка шаблона логического опорного конспекта по данной теме становится актуальной для исследования. Новый подход требует включения как физико-географической, так и экономико-географической информации при изучении регионов России. Для решения данной задачи, применение метода логических опорных конспектов является одним из возможных способов учесть все необходимые компоненты и изучить их взаимосвязи.
Целью работы является разработка логического опорного конспекта по изучению регионов Росси в школе.
Объектом исследования является формирование знаний о регионах России в школе.
Предмет исследования: логический опорный конспект (ЛОК) как метод изучения регионов России в 9 классе.
Задачи исследования:
• Изучить теоретические подходы к понятию логического опорного конспекта, его основные характеристики и принципы составления;
• Выявить особенности экономического районирования России и его изучение в школе;
• Разработать шаблон для изучения регионов России с помощью логического опорного конспекта на примере темы: «Европейский Север».
Методы исследования: анализ источников информации, обобщение, систематизация.
Практическая значимость работы заключается в возможности учителей общеобразовательных школ использовать разработанный в результате проделанной работы логический опорный конспект, в процессе проведения урока по экономической географии России на тему: «Европейский Север», а также как шаблон, для составления логических опорных конспектов при изучении районов России на уроках географии.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованных источников, приложений.
В данной работе, учитывая многообразие приемов, технологий и методов преподавания учебных дисциплин в школе, способствующих повышению качества учебно-методической деятельности педагога, мы выделили, описали и изучили методологию и технологию составления и применения логических опорных конспектов при обучении в школе. Логический опорный конспект - один из эффективных методов обучения, его главным преимуществом является способность обеспечить взаимодействие педагога и учащегося на основе обобщения изучаемой информации, кодирования нового материала с помощью условных обозначений и символов, схем, графиков, диаграмм, таблиц и их последующего воспроизведения в сознании учащихся с помощью иллюстративных образов. Проведение уроков с применением логических опорных конспектов способствует систематизации учебного материала, выделению основных и существенных связей и обеспечению представления учащимися целостности изучаемой темы по предмету.
Данный вид работы на уроках способствует развитию логического мышления, памяти, вырабатывает навыки анализа и структурирования, раскрывает творческий потенциал и индивидуальные способности каждого ученика. Применение логического опорного конспекта на уроках географии является перспективным методом, он способствует запоминанию нового материала, обеспечивает активность обучающихся на уроке.
Эффективность применения ЛОК подтверждается результатами обучения, а также положительными отзывами учителей, использующих данную методику [1], [14], [18]. Опорные конспекты как средство обучения способствуют более
осмысленному усвоению знаний, понятий, формированию знаний, их систематизации и дальнейшему воспроизведению. Кроме того, использование логических опор, знаков и символов, предполагает управление познавательной деятельностью, развитие у учащихся умений самостоятельной работы и самоконтроля.
Европейский Север - является первой темой региональной части курса географии в девятом классе. В курсе «География России» (9 класс) происходит знакомство учеников с развитием и территориальной организацией населения и хозяйства Российской Федерации. Каждый раздел курса раскрывает учащимся специфику территории и географического положения региона, взаимодействие природы и хозяйства, специфику общества и населения, отраслевую структуру хозяйства, а также особенности природных и хозяйственных районов страны.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности учителей общеобразовательных школ использовать разработанный в результате проделанной работы логический опорный конспект, в процессе проведения урока по региональному районированию России на тему: «Европейский Север», а также как шаблон, для составления логических опорных конспектов при изучении регионов России на уроках географии. Изучение данного региона может стать хорошей практикой знакомства учеников с методом ЛОК.
Проведение урока географии с применением логического опорного конспекта позволит ученикам составить физико- и экономико-географическую характеристику изучаемого района, сформирует представление о взаимосвязи между физико-географической характеристикой и размещением населения и отраслей хозяйства. Позволит выяснить особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала и хозяйственного освоения района; даст характеристику отраслям специализации и факторам их размещения; научит определять проблемы и перспективы района.
Применение ЛОК при изучении регионов России способствует развитию у учащихся умения выделять главную информацию, анализировать, обобщать, обосновывать свою точку зрения. Также обучение с применением логических опорных конспектов способствует формированию работы с разными источниками информации по географии, где ученики самостоятельно отбирают нужную информацию. ЛОК способствует не только самостоятельности учеников, но и развитию географического мышления, формированию картографической грамотности, умения взаимодействовать в группе, в паре, самостоятельной работе (в зависимости от того, как учитель решит проводить урок - в парах, в группах, самостоятельно). Работа с ЛОК также способствует участию учеников в коллективном обсуждении новой темы, где предоставляется возможность выражать свои мысли, принимать самостоятельные обдуманные решения.
Выделение целого, главного в изучаемой теме, определение причинноследственных связей - это первое чему должны научиться школьники для того чтобы работать с опорно-логическими конспектами и в дальнейшем уметь составлять и применять их самостоятельно. Обучение с применением конспектирования, составлением схем, графиков, таблиц и диаграмм, имеет важное практическое значение, так как при работе с ЛОК их самостоятельным составлением ученики работают не только с учебной литературой, а также с различными имеющимися источниками информации.
1. Автономная общеобразовательная некоммерческая организация «Частный Лицей «ЭКУС», [Электронный ресурс]: Источник: http://www.ecus.ru/.
2. Бакланова С.Л. логический опорный конспект в реализации ФГОС // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 9-2. - С. 188-188 [Электронный ресурс]: Источник: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34384.
3. Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии, М., 2005. 127 с.
4. Болотникова. Н.В. География. 6 - 10 классы: тематическое планирование. - Волгоград: Учитель, 2008, 139 с.
5. Винокур М.С., Скуратович О.Я. Листы опорных сигналов и структурнологические схемы на уроках географии. - Киев, 1990. 47 с.
6. Гаврилюк А.А. Графический конспект на уроках географии // География в школе, № 2., 2007. с. 7-8.
7. Гин А. А. Приемы педагогической техники // А.А. Гин. - Вита-Пресс, 2019. с. 12-14.
8. Жижина Е.А. «Поурочные разработки по географии. 9 класс» — М. «Вако», 2011. 288 с.
9. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // «Высшее образование сегодня». 2003. № 5. с.4-6.
10. Зинченко, В.П. Принципы психологической педагогики // В.П. Зинченко. - Педагогика, №6., 2001. с. 9-10.
11. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. 288 с.
12. «Логический опорный конспект» - Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]: Источник: https://ru.wikipedia.org/.
13. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I Москва, Дрофа, 2008, 4-е изд., 495 с.
14. МБОУ Дзержинская средняя школа №1, Дзержинский район, с.
Дзержинское, пер. Новый, 1А, [Электронный ресурс]: Источник:
http://дзержинская-школа1.дз-обр.рф/.
15. Меженко, Ю.С. Опорные конспекты на уроках русского языка / Ю.С. Меженко // Русский язык и литература в школе. - 1987. - № 4. 68 с...32