Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-экологическое проектирование в предметной области «Технология»

Работа №164185

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление Введение 7
1. Технологическая культура в школьно-образовательном контексте 11
1.1. Общие вопросы формирования технологической культуры человека 11
1.2. Проектные подходы в формировании и развитии технологической
культуры учащихся 18
1.3. Актуальные вопросы профессионально-компетентностного уровня
педагогических специалистов для инновационного общества 24
1.4. Экологические контексты общекультурного и профессионального
развития учащихся в образовательно-технологической проекции 29
2. Прикладные педагогические вопросы разработки образовательных социальных проектов в современном школьном пространстве 37
2.1. Ключевые педагогические смыслы социально-экологического
проектирования в контексте школьной предметной области «Технология» 37
2.2. Детско-взрослое социальное партнёрство как условие и фактор
разработки и организации социально-экологических проектов для общества 39
2.3. Модельная разработка образовательного социально-экологического
проекта на школьно-организационной платформе 41
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 59
Приложение 63

Современный этап цивилизационного развития порождает и выдвигает на передний план новые научные и общественные взгляды на разные сферы человеческой активности и актуализирует появление новых подходов к постановке и решению различных, значимых для всего человечества либо для отдельных государств или же для каких-то особых сообществ людей, проблем. Сегодня во всех развитых странах очень активно говорят об инновациях и инновационных путях развития. Одним из главных форпостов и передовых фронтов инновационного развития является сфера образования. В России на государственном уровне поставлены цели передового и опережающего технологического развития, выхода на лидерские инновационно-технологические позиции в мире. В связи с этим особое место в современных концептуальных разработках и доктринах в сфере, в частности, общего образования отводится предметной области «Технология», входящей в обязательный научно-предметный набор российского школьного обучения.
Предметная область «Технология» интегрирует и объединяет разные предметно-научные линии. Она позволяет по-особому синтезировать и выстраивать познавательную и предметно-преобразовательную деятельность, в которой учащиеся могут на более реальной основе получить актуальные знания, умения и навыки, сформировать осознанные представления о воздействии человека на материальный мир, постичь единую логическую систему взаимодействия человека с природой и с рукотворной, техногенной составляющей материального мира.
Методологической основой федерального государственного образовательного стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает, в том числе «проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность».[1]. К результатам освоения основной образовательной программы, которые устанавливает федеральный государственный образовательный Стандарт, относятся личностные, метапредметые и предметные результаты. Федеральный государственный образовательный стандарт реализуется на основе системно-деятельностного подхода в обучении, через формирование умения проектирования, моделирования и конструирования. Проектный метод обучения позволяет осуществить реализацию системно-деятельностного подхода в обучении, через разработку и выполнение проектов и проектной деятельности в урочное и неурочное время.
Возможности образовательной области «Технология» в школьном и внешкольном контексте могут быть многогранны для проектирования и реализации социально-значимых действий в жизни обучающегося. Проектная деятельность декларируется как одна из ключевых современных образовательных составляющих, формирующих комплексный,
многофакторный контекст развития учащегося. Проектные подходы являются частью системных средств и инструментов, изучаемых, применяемых и проигрываемых в рамках школьного курса «Технологии». Большую значимость приобретают разработки технологических и социально­экологических проектов. Социально-экологическое и трудовое воспитание в системе образования связаны неразрывно, теоретические и практические знания и умения, полученные на учебных занятиях по технологии, находят свое применение в проектной работе. Проектная деятельность - это идея связана с созданием изделия или изменения его качественных характеристик для более эффективного применения.
Социально-экологический проект направлен на изменение и развитие сегодняшней ситуации, сложившейся в среде, где окружающий мир стал бы близок на пути к реализации идеализированной картины общества. Это развитие и формирование проектного мышления, экологической культуры и экологического мировоззрения у современного общества посредством проектной деятельности.
В данных разработках возможно формирование детско-взрослых отношений для развития сотрудничества, диалога и социального партнёрства поколений. Необходимо достижение понимания учителями технологии социально-целевых возможностей курса и области «Технологии», решение задач с помощью прикладных знаний и их реального жизненного полезного применения. Студенты педагогического образования и учителя должны понимать важность экологических, проектных и социализационных составляющих. Необходимо реализовывать учебные универсальные действия у обучающихся не только в формате теории, но и в практическом освоении полученных результатов обучения в их жизненном опыте.
Следует формировать компетенции у педагогических специалистов в организации социально-проектных действий. Значимой целью для образования будущих педагогов становится овладение необходимыми компетентностями, представлениями, умениями, навыками для успешной реализации проектной линии.
Объект исследования - организация образовательной и социальной деятельности школьников.
Предмет исследования - педагогические условия и факторы организации социально-образовательных практик учащихся в экологическом контексте предметной области «Технология».
Цель исследования - раскрыть особые возможности и перспективы педагогического использования экологических тематических линий предметной области «Технология» для комплексного развития личности учащихся.
Задачи:
1. Проанализировать научные публикации по ключевым проблематизационным аспектам тематики исследования (проектная деятельность, экология, социализация и др.).
2. Рассмотреть эколого-проектный контекст школьного курса «Технология» с позиции потенциального комплексно-развивающего влияния на личность учащегося.
3. Исследовать общественные представления и мнения школьников и взрослых по некоторым вопросам экологической тематики, вопросам разработки и реализации социально-экологических общественных проектов.
4. Оценить и обосновать педагогическую значимость разработки в современной школе социально-экологических детско-взрослых проектов для реализации их во внутреннем (школьном) и внешнем (внешкольном) социальном пространстве.
5. Представить педагогическую модельную разработку социально­экологического проекта в предметной области «Технология».
В ходе выполнения работы использовались теоретические и эмпирические методы исследования. К теоретическим методам исследования можно отнести анализ и синтез научных публикаций. К эмпирическим методам относится проведение социального опроса, анкетирования и тестирование среди населения разных возрастов, разработка рекомендаций для педагогов с целью реализации социально-экологической проектной деятельности в рамках предметной области «Технологии».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования решались задачи теоретического и практико­ориентированного характера. В теоретической части работы проанализированных такие термины, как «инновационное общество» и его составляющие, «технологическая культура», ее функции и формирование, «технологическое образование», «экологическая безопасность», «экологическая культура», «социальное проектирование», «исследовательская и проектная деятельность», «профессиональные компетенции педагога», являющиеся важными смысловами категориями данной исследовательской работы.
Исследованы сегодняшние проектные и экологические программные составляющие школьного курса «Технологии», на основании чего сделан вывод о целесообразности объемного расширения этих составляющих в школьных образовательных программах. Определены некоторые эколого­проектные возможности предметной области «Технология» для развития качественных характеристик учащихся. Отмечен особый, значимый потенциал эколого-проектных линий «Технологии» для образовательного развития учащихся и их социализации. Сделан вывод, что фактически только технологическая предметная область школьных образовательных программ способна качественно и комплексно формировать проектное и экологическое мышление и мировоззерние учащихся.
Для актуализации некоторых возможных экологических проектных тем был проведен общественный опрос на основе собственной разработанной анкетно-опросной форме. В результате опроса был составлен приоритетный целевой перечень возможных тематических направлений для экологических проектов, которые можно реализовывать на школьном уровне. В исследовании проектно-экологическая тематика обозначена как место для организации реального социального партнерства детей и взрослых. В результате опроса видно, что экологические проблемы занимают умы как молодого, так и старшего поколения. (Перечень проблемных тематических направлений, которые могут быть взяты для организации детско-взрослых социально-экологических проектов, представлен в Приложении 1). Ценностной характеристикой социально-экологических проектов является то, что они содержат в себе одновременно и образовательные, и воспитательные, и культуро-формирующие функции.
Конкретным практическим продуктом исследовательской и разработческой деятельности в ходе подготовки выпускной квалификационной работы стала модельная разработка одного проекта экологической тематики, которая может быть взята за основу любым практикующим преподавателем-технологом при решении образовательных задач социально-экологического проектирования. Эта модельная проектная разработка при использовании ее преподавателями «Технологии» будет выступать в качестве методической основы для организации соотвествующих образовательных и социализационных практик.
В целом весь комплекс ставившихся в исследовании задач был выполнен, благодаря чему получены значимые исследовательские и разработческие результаты.


1. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от
31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644)
2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от
29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480)
3. Абдрахимов В.З. Экологическое образование для специалистов по управлению отходами производств способствует развитию "зеленой" экономики / Абдрахимов В.З, Абдрахимова Е.С, Лобачев Д.А.// Педагогическое образование в России. — 2016. — № 4. — С. 153-159.
4. Алиева М. К. К вопросу о проектном методе как способе повышения уровня профессиональной подготовки будущих бакалавров вуза // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С.441-443.
5. Алипханова Ф.Н., Солтахмадова Л.Т. Проектная деятельность как средство формирования у студентов экологического мышления // Вестник Университета. - 2015. - №8. - С. 262-265.
6. Анохин П.К. Теория функциональной системы. - «Успехи физиологических наук», - 1970, - т.1, - № 1, - С.19-54.
7. Бутырина М.В, Цыбулько Г.Я. Формирование технологической культуры как основа развития творческого потенциала учеников на уроках трудового обучения // Молодой учёный. Ежемесячный научный журнал . - 2014 г. - №17. - С. 465-467 .
8. Гапоненко А.В. Общая экология Лекции для студентов I курса. - М.: 2006 г.
9. Кожухова Н.Ю. Индивидуальный проект как интенсивный метод обучения // Вестник Брянской Государственной сельскохозяйственной академии . - 2015. - №3. - С. 40-42
10. Лосев А. В., Провадкин Г. Г. Социальная экология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В. И. Жукова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998 - 312 с.
11. Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003.
12. Махотин Д.А, Кальней В.А. Современные подходы к развитию технологического образования в общеобразовательной организации // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4. С. 65-58
13. Мулина О.Н. Проектная деятельность как средство формирования компетенций инновационной деятельности у будущих педагогов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2013. - №85(01). - С. 614-623.
14. Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. — 944 с.
15. Осипов Г.В. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. академика РАН Г.В. Осипова. - М.: Издательская группа НОРМА- ИНФРА-М., 1998. - 672 с...21


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ