Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №164184

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы126
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие «социальные отклонения» в научной литературе 7
1.2. Социальные отклонения в поведении младших школьников 17
1.3. Профилактика социальных отклонений в поведении младших
школьников 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
2.1. Диагностический инструментарий по выявлению социальных
отклонений у младших школьников 34
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 40
2.3. Программа по профилактике социальных отклонений в поведении
младших школьников «Здоровое поведение» 59
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
Список использованных источников 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 77

Основной тенденцией современного общества является усложнение взаимоотношений между людьми. Социальные связи разветвляются, требования к человеку растут, особенно сильно это влияет на детей младшего школьного возраста. Так, начинают проявляться социальные отклонения, которые приводят к различным формам девиаций. Особое влияние оказывает и усложнение программы школьников, что сказывается на мотивации и желании учиться у ребенка, а также может вызвать социальные отклонения.
Социальные отклонения напрямую связаны с социальным порядком и контролем, то есть с тем, как он структурирован и как защищаются его моральные, экономические и политические интересы. Они существуют во всех обществах, везде, где люди взаимодействуют и живут в группе, принимают множество форм, могут варьироваться от политического терроризма до проявления гениальности. Но их объединяет то, что они отклоняются от общепринятых норм.
Понятие «социальные отклонения» является сложным, поскольку нормы значительно различаются в разных группах, временах и местах. То, что одна группа может считать приемлемым, другая может осуждать.
Для того, чтобы предотвратить социальные отклонения существует профилактика. Основной задачей ранней профилактики разных форм отклонений является их предупреждение.
Проблема предупреждения и преодоления отклонений в поведении детей привлекала внимание классиков педагогики Ф.А. Дистервега, Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. В современной психологической и педагогической литературе этой проблеме посвящены труды М.А. Алемаскина, Б.Н. Алмазова, С.А. Беличевой, Н.Н. Верцинской, Ю.В. Гербеева, Я.И. Гилинского, Е.В. Змановской, Л.Ю. Зюбина, И.А. Невского, Ф.Г. Ильина, В.Т. Кондратенко, А.И. Кочетова, А.Е. Личко, Л.И. Маленковой, Г.П. Медведева, Г.М. Миньковского, Л.И. Островского, И.В. Павлова, М. Раттер, Л.Ю. Сироткина, В.Г. Степанова, Д.И. Фельдштейна и др.
Ученые Н.Л Белопольская, И.В. Дубровина, М.В. Жукова занимались проблемой социальных отклонений в поведении школьников, рассматривая их с точки зрения психологии и социологии.
Можно заметить, что именно на социальные отклонения младших школьников обращается мало внимания, так как в основном рассматриваются проблемы подросткового возраста. Но вместе с тем социальные отклонения начинают проявляться уже в младшем школьном возрасте, что требует особого внимания исследователей и практиков.
Современный младший школьник сегодня достаточно рано сталкивается в той или иной мере с различными формами социальных отклонений в поведении других членов общества и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже в семье и в школе. Особенно это касается городской среды с ее анонимностью, безличным характером взаимоотношений между людьми, с большей степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных факторов [63].
Недостаток позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных ориентаций, этических норм и эстетических вкусов способствуют выбору младшими школьниками негативных, а часто и противоправных сфер приложения своей активности. Значительную роль в этом процессе играет отсутствие своевременной, необходимой педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи ребёнку [42].
Исследование психологов и педагогов (И. В. Павлов, М. А. Алемаскин, С. А. Беличева, А. С. Белкин, Г. Г. Бочкарева, Л. М. Зюбин, И. А. Невский, Л. С. Славина и др.) на тему девиаций в детском поведении, анализ имеющегося опыта в педагогике и современные требования к организации учебного процесса приводят к выводу, что потребность в новых инструментах работы с социальными отклонениями в поведении младших школьников существует.
Все вышесказанное подчеркивает актуальность данного исследования, цель которого: выявить социальные отклонения в поведении младших школьников и на основе результатов составить программу по профилактике социальных отклонений.
Объект исследования: социальные отклонения в поведении.
Предмет исследования: социальные отклонения в поведении младших школьников.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выявить причины и факторы появления социальных отклонений в поведении младших школьников.
3. Выделить критерии для измерения социальных отклонений в поведении младших школьников.
4. Подобрать диагностический комплекс для измерения социальных отклонений в поведении младших школьников.
5. Выполнить диагностику для выявления актуального уровня социальных отклонений в поведении детей младшего школьного возраста.
6. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
7. Составить программу по профилактике социальных отклонений в поведении младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в том, что:
1. социальные отклонения в младшем школьном возрасте представляют собой отступление от существующих социальных норм, ценностей, установок, стандартов, принятых в данной среде жизнедеятельности, их нарушение, и проявляются в поведении и поступках ребенка.
2. для преодоления социальных отклонений в поведении младших школьников важно организовать комплексную профилактическую работу, включающую всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей.
Для решения поставленных цели, задач и гипотезы исследования использовался комплекс методов, включающий:
• теоретический (анализ психолого-педагогической литературы);
• экспериментальный (констатирующий эксперимент);
• статистический (анализ результатов исследования).
База исследования: МАОУ СШ № 157 г. Красноярска, 4 «Я» класс. Класс состоит из 32 человек, из них 18 мальчиков и 14 девочек, характеризуется, как активный класс. Обучающиеся учатся по программе повышенной сложности. В коллективе класса ведутся дополнительные мероприятия.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка, приложения.
По теме исследования имеется 2 публикации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социальные отклонения в поведении младших школьников – это
проблема, требующая особого внимания педагогов, психологов, социальных
работников. Для младшего школьного возраста эта проблема становится все
более актуальной в связи с изменениями общества.
Социальные отклонения представляют собой отступления от
существующих социальных норм (т.е. наборов правил или практик, которые
регулируют поведение людей по отношению друг к другу в рамках
определенной культуры), ценностей, установок, стандартов, принятых в
данной среде жизнедеятельности и их нарушение, и проявляются в поведении
и поступках человека.
Социальные отклонения выступают в двух формах: асоциальное, т.е. не
соответствующее нормам, принятым в обществе, но и не содержащее
противоправных действий, а также антисоциальное, противоправное
поведение человека.
Социальные отклонения имеют ряд особенностей: во-первых,
социальные отклонения не всегда создают потенциальную угрозу для
развития общества и личности, они могут способствовать общественному
развитию и личностному росту. Во-вторых, социальные отклонения могут
проявляться в трех направлениях: отклонение от общепринятых норм морали,
отклонения от нравственного идеала и отклонения от других социальных
норм. В-третьих, некоторые социальные отклонения одновременно являются
и отклоняющимся поведением личности.
Выделяются биологические, психологические, социально-личностные,
социологические, социально-педагогические факторы социальных
отклонений в поведении младших школьников. Причинами отклонений в
младшем школьном возрасте выступают: неудачная социализация личности,
68
проживание в неблагополучной семье, психобиологические предпосылки
развития ребенка, недобропорядочное социальное окружение, динамизм
психической деятельности ребенка, социально-педагогическая запущенность.
Соответственно, социальные отклонения в поведении младших
школьников зависят от факторов и возрастных особенностей младших
школьников (подражание, генерализация переживаний, сензитивность,
динамизм психической деятельности).
Для изучения актуального уровня социальных отклонений в поведении
младших школьников, нами были выделены три основных уровневых
критерия: поведенческий, социально-педагогический, биологический. Для
изучения выделенных критериев нами подобраны соответствующие
методики: «Склонность к девиантному поведению» Э.В. Леуса, социометрия,
«Карта наблюдений» Стотта, личная карта ученика, изучение медицинских
карт.
При измерении актуального уровня проявления социальных отклонений
в поведении младших школьников по 3 критериям было выявлено
преобладание среднего уровня.
Анализ результатов показал, что
− Высокий уровень социальных отклонении в поведении
наблюдается у 5 обучающихся (16%): Б. Яна, Е. Максим, М. Анастасия, П.
Дмитрий, Ц. Артем.
− Средний уровень выраженности социальных отклонений в
поведении наблюдается у 14 школьников (44%): А. Андрей, А. Ксения, Г.
Егор, Д. Матвей, Ж. Дарья, К. Виктория, М. Егор, Н. Даниил, О. Егор, С.
Варвара, С. Камилла, С. Мирослава, С. Савелий, Я. Кирилл.
− Низкий уровень проявлений социальных отклонений наблюдается
у 13 школьников (40%): А. Олег, Б. Милена, В. Заруи, В. Михаил, Г. Давид, Г.
69
Дмитрий, Г. Егор, К. Егор, О. Нелли, Р. Софья, С. Александр, С. Виктория, Ч.
Элина, Ш. Эльвира.
Результаты веденного констатирующего исследования доказывают, что
уже в младшем школьном возрасте наблюдаются различные уровни
социальных отклонений, что неизбежно приведет в дальнейшем к девиациям.
Поэтому важно вовремя обратить внимание на данную проблему и приступить
к профилактической работе.
На основе полученных данных мы разработали программу «Здоровое
поведение», целью которой является предупреждение и профилактика
социальных отклонений в поведении младших школьников. Профилактика
включает в себя работу с родителями, педагогами и детьми, школьному
психологу отводится роль организатора и направляющего в реализации
педагогических условий педагогами.
Реализация профилактической программы позволит предотвратить
социальные отклонения в поведении младших школьников, повысит
психолого-педагогическую компетенцию родителей и педагогов.
Нам удалось выполнить цель исследования, а именно: выявить
социальные отклонения в поведении младших школьников и на основе
результатов составить программу по профилактике социальных отклонений.
Гипотеза, выдвигаемая нами в работе, подтвердилась, что открывает
дальнейшие перспективы в изучении данного вопроса. Наше исследование
может быть продолжено составлением программы по коррекции социальных
отклонений в поведении младших школьников.


Ананьева Н.А., Филонов Л.Б. Психолого-педагогическая
антропология: курс лекций. М.: Изд-во МГОУ, 2003. 115 с.
2. Апинян Г.В. О понятиях «девиация», «девиантность»,
«девиантное поведение» // Известия Российского государственного
педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. №6. С. 119-123.
3. Асп Э.К. Введение в социологию. СПб.: Аллетейя, 2000. 256 с.
4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М: Консорциум
«Социальное здоровье России», 1993. 198 с.
5. Бобрикович О.В. Виды социальных отклонений // Известия вузов.
Социология. Экономика. Политика. 2007. №4. С. 43-47.
6. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.
7. Бугова Г.В., Зайцев А.А. Интеллектуальная продуктивность
школьников и способы ее коррекции // Вестник Российского государственного
университета им. И. Канта. 2006. №5. С. 38-45.
8. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности,
наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб.:
Юридический центр «Пресс», 2004. 520 с.
9. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы
коррекционной педагогики: учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб.
Заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 272 с.
10. Диденко-Чинтимур Д.С. Актуальные проблемы организации
профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних // Вестник
Московского университета МВД России. 2010. №9. С. 82-87.
11. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М.: Мысль,
1994. 399 с.
71
12. Жукова М.В. Отклоняющееся поведение в детском возрасте:
терминологическое поле // Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета. 2012. №11. С. 79-87
13. Завражин С.А. Подготовка педагогических кадров в работе с
трудновоспитуемыми детьми и подростками в учреждениях Наркомпроса
РСФСР. М.: Моск. Гос. Пед. Ин-т им. В.И. Ленина, 1989. 204 с.
14. Завьялова Н.Ю., Руденко А.Н. К вопросу о понятии социальной
нормы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.
2014. №10-1. С. 213-216.
15. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского
общества: деятельностно-структурная концепция. М.: Дело. 2003. 566 с. ...70


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ