Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика проявления умения младших школьников понимать позицию автора художественного произведения

Работа №164180

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ПОНИМАТЬ
АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1. Понятия «образ автора», «авторская позиция» 8
1.2 Особенности восприятия, влияющие на понимание младшим
школьником авторской позиции 12
1.3 Методы и приемы развития умения понимать авторскую позицию в
начальной школе 15
Выводы по главе 1 18
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНИМАНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ
2.1. Диагностическая программа определения актуального уровня
понимания авторской позиции у младших школьников 21
2.2. Ход констатирующего эксперимента и анализ его результатов 25
2.3. Задания по типу «расшифровка смысла», направленные на развитие
умения понимать авторскую позицию 32
Выводы по главе 2 36
Заключение 39
Список литературы 41
Приложение А
Приложение Б
Приложение В

Литературное чтение является одним из главных гуманитарных предметов в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие. Художественная литература несет в себе достаточно большой воспитывающий, развивающий и педагогический потенциал: приобщает ребенка к внутреннему опыту людей, развивает ум, нравственную сторону личности. Чем основательнее человек подходит к чтению литературного произведения, тем эффективнее оно влияет на формирование в нём личностных качеств: умения сопереживать, понимать чувства других людей, высказывать свое отношение и др.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» чтение рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. В названных документах признается необходимость овладения техникой чтения, формирования у учащихся основополагающих читательских умений и знаний, приемов понимания текста [43].
Читательских умений достаточно много. Рассмотрим те из них, которые были систематизированы М.П. Воюшиной [6; 42].
1. Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.
2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.
3. Умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.
4. Умение целостно воспринимать образ-персонаж в эпосе, образ- переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.
5. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.
6. Умение осваивать художественную идею произведения.
Стоит отметить, что в реальном процессе восприятия все читательские умения дополняют друг друга, то есть развитие одного читательского умения основано на развитии всех остальных. Например, нельзя научиться понимать авторскую позицию, не владея техникой чтения или не умея устанавливать причинно-следственные связи. В нашей работе пойдет речь о умении понимать позицию автора, так как данное умение является составляющим всех остальных умений.
Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения рассматривается как составная часть каждого из перечисленных выше умений, но в учебных целях его полезно вынести отдельно. Это позволяет устремить внимание читателя на понимание авторской позиции в самой сути художественного произведения, а не только в прямых авторских оценках. Какой бы образ ни воссоздал читатель, в нем всегда будет присутствовать авторская позиция, даже если читатель ее не понимает. Если же читатель не приобщится к авторскому пониманию жизни и не почувствует авторской оценки, то знакомство с художественным произведением просто обогатит его знанием еще одной жизненной ситуации.
Проблема умения «видеть» авторскую позицию в тексте является достаточно актуальной для начальной ступени образования. Очень часто педагоги сталкиваются с так называемым «неосознанным чтением». Обучающиеся способны прочитать текст, но как правило, затрудняются при определении отношения автора к описываемым в произведении событиям, героям. В младшем школьном возрасте, по мнению педагогов, ребенок редко еще способен понимать авторскую позицию. Дети 6-11 лет ещё не могут в полной мере воспринять образ автора, они часто «слышат» не столько автора, сколько свое собственное мнение (эмоции), вызванные текстом. Существуют характерные особенности восприятия текста младшими школьниками, которые затрудняют восприятие ими образа автора и авторской позиции:
• фрагментарность;
• слабость обобщающего восприятия;
• зависимость от жизненного опыта;
• преобладание репродуктивного восприятия.
Это значит, что у обучающихся начальной школы умение понимать авторскую позицию не возникает стихийно, само по себе, его необходимо формировать специально, а затем развивать. Этой необходимостью обусловлена актуальность нашей работы.
Методологическую основу нашего исследования составили труды Л.С. Выготского, О.И. Никифоровой, М.А. Рыбниковой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской, М.П. Воюшиной.
Объект нашего исследования - процесс развития умения понимать позицию автора художественного произведения у младших школьников.
Предмет исследования - специфика проявления младшими школьниками умения понимать позицию автора в художественном произведении.
Цель выпускной квалификационной работы - на основе экспериментального исследования понимания авторской позиции младшими школьниками разработать специальные задания с использованием приема «расшифровка смысла», способствующие развитию умения понимать авторскую позицию в художественном тексте.
Исходя из цели, мы выделили следующие задачи:
1. Изучить педагогическую, психологическую и методическую литературу по теме.
2. Подобрать диагностический комплекс для определения актуального уровня сформированное™ умения видеть авторскую позицию в художественном тексте.
3. Провести констатирующий эксперимент.
4. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
5. Разработать комплекс заданий с использованием приёма «расшифровка смысла», направленных на формирование у младших школьников умения понимать авторскую позицию в художественном тексте.
Гипотеза исследования: у младших школьников умение понимать авторскую позицию в художественном тексте развито на низком уровне, то есть младшие школьники затрудняются вычленять и интерпретировать в тексте прямые и косвенные оценочные высказывания автора, а также не могут сформулировать собственное отношение к авторской позиции даже с помощью наводящих вопросов учителя.
База исследования: МАОУ «Гимназия №13 «Академ» г. Красноярска, 2Б класс. 20 человек.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основная цель литературного чтения в младших классах - это формирование личности ребенка, а именно его внутренних качеств. Литературное чтение как предмет открывает перед обучающимся двери в мир художественной литературы, тем самым приобщая его к духовному опыту всего человечества, знакомит с замечательными произведениями и авторами.
Важная задача стоит перед учителем начальных классов, не просто учить детей читать, а учить понимать автора и общаться с ним. Данная проблема до сих пор актуальна в наше время, достаточно большое количество обучающихся при анализе произведений абсолютно забывают об авторе и о его позиции по отношению к описываемой ситуации или проблеме.
В.Б. Катаев в статье «К постановке проблемы образа автора» сделал важное замечание: «Видеть возможность только лингвистического описания образа автора было бы неверно. Человеческая сущность автора сказывается в элементах, которые, будучи выражены через язык, языковыми не являются» [6, 4].
Конечно, образ автора следует искать «в принципах и законах словесно­художественного построения» (по В.В. Виноградову), но образ автора, как и глубинный смысл произведения, больше воспринимается, угадывается, воспроизводится, чем читается в материально представленных словесных знаках.
Теоретическая часть включала в себя анализ методической литературы по изучаемому понятию. Анализ методической литературы позволил раскрыть ключевые понятия нашей работы - образ автора, авторская позиция. Были определены психологические и методологические аспекты развития умения видеть позицию автора.
В практической части нами была разработана диагностическая программа определения актуального уровня сформированное™ умения видеть позицию автора в тексте у обучающихся 2 класса.
При анализе результатов констатирующего эксперимента было выявлено, что проблема понимания авторской позиции младшими школьниками действительно существует. Дети, как правило, авторскую позицию игнорируют, особенно если она не выражается в тексте напрямую. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Мы составили комплекс заданий по типу “расшифровка смысла”, направленных на развитие умения понимать авторскую позицию, а также формулировать и высказывать собственное отношение к ней. Суть “расшифровки смысла” заключается в том, чтобы извлечь из фразы, вырванной из контекста художественного произведения, максимум достоверной (точной) информации. Фразы были подобраны нами так, что зашифрованной информацией них оказывалось главным образом авторское отношение к изображаемому.
Надеемся, что предложенный нами комплекс заданий будет практически полезен и поможет учителям-практикам достичь той цели, ради которой он был составлен.


1. Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми - девяти лет.
- М.: Просвещение, 2005.
2. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы _методики _обучения _чтению _в -Начальных _классах. - _М.: Педагогика, 2015.
3. Воюшина М.П. Анализ .художественного .произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, _2013._
4. Выготский Л.С. Психология искусства - М.: Просвещение, 1989.
5. Гамезо В М.В. Курс В общей, В возрастной В и В педагогической психологии. - М.: Просвещение, 2007.
6. Граблева _В.Н. _Словесное _рисование _на _уроках _чтения _при изучении лирических произведений // Начальная школа. 2000. №11.
7. Г. Г. Граник, С. А. Шаповал, Л. А. Концевая, С. М. Бондаренко Литература: 8-11 кл.:Задачник-практикум; Под науч. рук. Г. Г. Граник. - М. : Образование от А до Я, 1999.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Логос, 2000.
9. Козырева _А.С. _Виды _работы _над _текстом _на _уроках _чтения
//Начальная школа. 2015. №3.
10. Колесникова В О.И. В Филологические В основы В работы В над произведением _на уроках литературного _чтения // Начальная школа. 2000. №11.
11. Кочаровская _З.Д. _Краткий _пересказ _в -Начальных _классах // Начальная школа. 2016. №5.
12. Кочетова, П.Б. О воспитании эстетического чувства при чтении художественной литературы / П.Б. Кочетова [Текст] // Начальная школа. 2013. №11. С. 32-34.
13. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения // Начальная школа. 2009. №9.
14. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников. - М.: Просвещение, 2015.
15. Кудина, Г.Н., Новлянская, З.Н. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение» для 2-го класса четырёхлетней начальной школы / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская // ОНИКС 21 век, 2002....45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ