ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТА «САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ» 7
1.1. Самооценка личности как психологический феномен 7
1.2. Самооценка как центральное образование Я-концепции личности
подростка 22
1.3. Социально-психологический тренинг как средство развития личности
подростка 34
Выводы по главе 1 46
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА «САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ» 47
2.1. Паспорт проекта «Саморазвитие личности» 47
2.2. Содержание проекта «Саморазвитие личности» 52
2.3. Оценка результативности проекта «Саморазвитие личности» 85
Выводы по главе 2 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
Актуальность исследования обусловлена тем, что подростковый период - важнейший этап жизни, во многом определяющий последующую судьбу человека.
Современное научное знание демонстрирует всевозрастающий интерес к проблеме самосознания личности. Вступление ребёнка в подростковый период знаменуется качественным сдвигом в развитии самосознания. Подросток вступает в новые формы отношений к окружающей действительности, осознаёт себя личностью, которая обладает, подобно всем взрослым людям, правом на уважение, самостоятельность и доверие. Подросток интенсивно усваивает из мира взрослых моральные ценности, нормы и способы поведения, которые составляют новое содержание сознания и превращаются в требования к поведению другого человека и собственному, в критерии оценки и самооценки.
Надёжной основой для исследования самосознания личности на уровне психологического анализа является понимание сознания как двуединой ориентации человека в окружающем мире и в самом себе. Исходя из такого понимания, самосознание можно определить, как сознание, объектом которого является сам субъект. В результате человек приобретает способность к оценке своего знания, нравственного облика, интересов, идеалов и мотивов поведения, к целостной оценке себя.
У подростков появляется отношение к собственному движению вперёд, контроль за этим, огорчения по поводу невыполнения задач, планов, иными словами развивается самооценка. Важнейшим новым моментом развития личности в подростковый период является то, что предметом деятельности подростка становится он сам - в одном он себя сдерживает, другое ломает, третье создаёт заново. Все это возможно благодаря формирующимся навыкам самооценивания.
Развитие и становление самооценки, без которой невозможно формирование личности является сложным и длительным процессом, 3
характеризующим психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны социума и определяется многими факторами. Несмотря на то, что исследованию особенностей самооценки подростков посвящено большое количество исследований отечественных и зарубежных психологов (Р. Бернс, И.С. Кон, К. Роджерс, А.Г. Спикрин, В.В. Столин, и др.), эта проблема требует дополнительного вмешательства. В частности, в теории и практике недостаточно освещены вопросы, касающиеся условий и способов развития данного феномена. Это определяет противоречие и обусловливает актуальность настоящей работы, постановку цели, объекта и предмета исследования.
Целью исследования является выявить возможности социальнопсихологического тренинга как средства развития самооценки подростков.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
• изучить и систематизировать теоретические источники и опыт практической деятельности по проблеме исследования;
• определить уровень развития самооценки подростков;
• составить и внедрить в практику работы программу социально - психологического тренинга, направленного на развитие самооценки (проект «Саморазвитие личности»);
• проверить эффективность разработанной программы социально- психологического тренинга, направленного на развитие самооценки подростков (проекта «Саморазвитие личности»).
Объектом исследования является самооценка подростков.
Предметом исследования является социально-психологический тренинг как средство развития самооценки подростков.
Для проведения исследования нами были выбраны следующие методы:
• теоретический метод, включающий в себя анализ научных источников по проблеме исследования;
• эмпирические методы, включающие в себя опрос и тестирование;
• метод количественной и качественной обработки данных.
Для проведения диагностики исследования были применены следующие методики:
• «Шкала самооценки» (С.В. Ковалев);
• «Диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн» (модификация
A. М. Прихожан).
Теоретико-методологическая основа исследования представлена следующими принципами:
• принцип личностного подхода (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев,
B. А. Петровский, О.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин);
• принцип развития (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, А.В. Запорожец);
• принцип единства сознания и деятельности (А.В. Брушлинский, О.Л. Рубинштейн и др.).
В качестве теоретической основы исследования выступили общетеоретические исследования отечественных и зарубежных ученых по проблемам:
• развития личности (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский и др.);
• самосознания и самооценки личности (Б.Г. Ананьев, А.В. Захарова, И.С. Кон, Э. Эриксон и др.);
• психологических особенностей подросткового возраста
(Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн и др.);
• самооценки подростков (Л.И. Божович, Ю.П. Ветров, И.С. Кон, И.И. Чеснокова и др.).
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов исследования в деятельности школьной психологической службы с целью гармонизации самооценки подростков. Результаты могут быть полезны педагогам-предметникам в рамках выбора средств, методов и форм взаимодействия и общения с учащимися и классным руководителям в рамках организации индивидуальных и групповых консультаций для родителей.
Проектная идея заключается в следующем. Организация социальнопсихологического тренинга с подростками, включающего игры, упражнения ориентированные на развитие самоуважения, эмоционально-положительного отношения к себе, уверенности в себе, осознанности своих эмоций; а также развитие навыков эффективной коммуникации и конструктивного выражения своих чувств и эмоций - будут способствовать развитию адекватной самооценки подростков.
Тип работы: исследование проектного типа.
Апробация и внедрение проекта исследования проводилось на базе школы Березовского района, Красноярского края. Экспериментальную выборку составили учащиеся 7-8-х классов, в количестве 43 человек.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует целям и задачам исследования, практической целесообразности изложения материала. Работа состоит из введения, трех глав с обзором литературы, описанием методов исследования и результатов исследования, заключения и списка использованной литературы. Текст работы изложен на 94 страницах печатного текста, иллюстрирован 2 таблицами, 4 рисунками. Список использованных источников включает 53 источника, в том числе 2 зарубежных.
Анализ теоретических, источников и опыта, практической деятельности позволяет сделать вывод о многообразии исследований самооценки как психологического, феномена.
Особое значение ж представляет исследованиеб особенностей самооценки подростков, поскольку именно подростковый период является ступень перехода из детства во взрослость. Подростковый возраст важнейший этап жизни личности, который знаменуется качественным сдвигом в развитии самосознания. Подросток вступает в новые формы отношений к окружающей действительности, осознаёт себя личностью,, которая обладает, подобно всем взрослым I людям, правом на I уважение, самостоятельность и доверие. Подросток интенсивно усваивает из мира взрослых моральные ценности, нормы и способы поведения, которые составляют I, новое содержание сознания и превращаются в требования к поведению другого человека и собственному, в критерии оценки и самооценки.
Надёжной основой для исследования самосознания личности на уровне психологического анализа является понимание сознания как двуединой ориентации человека в окружающем мире и в самом себе. Исходя из такого понимания, самосознание можно определить, как сознание, объектом которого является сам субъект. В результате человек приобретает способность к оценке своего знания, нравственного облика, интересов, идеалов и мотивов поведения, к целостной оценке себя.
У подростков, появляется отношение, к собственному, движению вперёд, контроль за этим, огорчения по поводу невыполнения задач, планов, иными словами развивается самооценка. Важнейшим новым моментом развития личности в подростковый период является то, что предметом деятельности подростка становится он сам: в одном он себя сдерживает, другое ломает, третье создаёт заново. Все это возможно благодаря формирующимся навыкам самооценивания.
Развитие и становление самооценки, без которой невозможно формирование , личности является сложным р и 1 длительным , процессом, характеризующим психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным . воздействием со L стороны , социума и I определяется многими факторами. Не смотря на то, что исследованию особенностей самооценки подростков посвящено не мало исследований отечественных и зарубежных психологов (Р. Бернс, И.С. Кон, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, К. Роджерс , и др.),, эта проблема,, требует дополнительного б вмешательства. В частности, в теории и практике недостаточно освещены вопросы, касающиеся условий и способов развития данного феномена.
В результате изучения и анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования была выдвинута гипотеза о том, что специально подобранные тренинговые упражнения являются эффективным средством развития самооценки подростков. Подобран диагностический инструментарий, составлена и внедрена в практику коррекционноразвивающая программа..
Результаты экспериментального исследования выглядят следующим образом.
1. Количественный анализ экспериментальных данных позволил констатировать в обеих выборках наличие обучающихся с «высоким», «средним» и «низким» уровнем развития самооценки.
2. По результатам исследования до внедрения проекта определилась выраженность «среднего» уровня (адекватная) самооценки подростков:
• методика «Шкала самооценки» - 40% обучающихся;
• методика «Диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн» в модификации А.М. Прихожан - 38% обучающихся.
3. По результатам исследования после внедрения проекта определилась выраженность «среднего» уровня (адекватная) самооценка подростков:
• методика «Шкала самооценки» - 45% обучающихся;
- методика «Диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн» в модификации А.М. Прихожан - 45% обучающихся.
4. Специально подобранные тренинговые упражнения являются эффективным средством развития самооценки подростков.
Таким образом, можно считать, что проектная идея нашла свое подтверждение о том, что специально подобранные тренинговые упражнения являются* эффективным средством,, развития самооценки, подростков.,
1. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности в социальной психологии. Психология личности и образ жизни. М.: Просвещение, 1987. С. 10-14.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Просвещение, 1998. С. 47-53.
3. Берис Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Просвещение, 1986. С. 12-328.
4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 2. С. 12-20.
5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М: Ось - 89, 1999. 176 с.
6. Веренинина И.М. Учебная деятельность подростка // Советская педагогика. 1990. № 3. С. 29-33.
7. Вульфов К. Ребячий лидер - кто он? // Воспитание школьников. 1991. № 1. С.32-34.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология: учеб. пособие.
М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
9. Гомезо М.В. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1999. 345 с.
10. Даль В. Толковый словарь живого русского языка. М.: Инновационных и национальных словарей, 1981. Т.2. 807 с.
11. Десятникова Ю.М. Психологическое состояние старшеклассника при изменение социального окружения // Вопросы психологии. 1995. № 5. С. 18-20.
12. Дубровина И.В. Психология: учебник для сред. пед. учеб.
Заведений. М.: Академия, 2001. 464 с.
13. Дусавиукий А.К. Развитие личности в учебной деятельности: учеб. пособие. М.: Дом педагогики, 1996. 208 с.
14. Казнова Г.В. Взаимосвязь общественно полезной деятельности и общения подростков // Вопросы психологии. 1983. № 3. С. 40-45.
15. Кон И.С. Психология старшеклассника: учеб. пособие.
М.: Просвещение, 1982. 207 с....53