Введение 2
Глава 1. Язык и речь 5
1.1. Из истории изучения взаимосвязи языка и речи 5
1.2. Особенности употребления терминов в юридических документах.. 14
1.3. Лингвистическая экспертиза проблемных текстов СМИ и ответственность авторов виктимных статей перед законом 27
Выводы 36
Глава 2. Анализ текстов СМИ как способ выявления ошибок в использовании юридической терминологии 37
2.1. Особенности некорректного употребления юридических терминов 37
2.2. Опыт разработки внеклассного мероприятия на тему: «Юридическая
грамотность, или Кто такой преступник?» 59
Выводы 65
Заключение 66
Список литературы 69
Приложения 79
В настоящее время особенно остро стоит вопрос корректности употребления терминов в СМИ, поскольку многие журналисты сознательно или в результате неопытности допускают ошибки в своих дискурсивных актах, что приводит к возникновению конфликта между сущностью произошедшего события и мнением конкретного человека по данному поводу.
Существующая тенденция приводит к тому, что ошибочное понимание и употребление некоторых юридических терминов в речи влечет за собой то, что в обыденном сознании искажаются факты объективной действительности. Речь, в свою очередь, оказывает влияние на язык.
Актуальность данной работы вызвана необходимостью разрешения ситуации ошибочного использования юридических терминов уголовного права, так как подобные неточности ведут не только к их ненормативному употреблению обывателями из-за того, что СМИ является средством популяризации информации, но и могут подвергнуть авторов публицистических статей различным видам ответственности, вплоть до уголовной.
Степень разработанности: разработкой проблемы занимались такие ученые, как Н.Д. Голев, Л.А. Шарикова, А.П. Чудинов, Н.Ю. Чайковская, В. Ю. Туранин, Н.Г. Михайловская. В особенности активно тема освещается в статьях электронного журнала «Юрислингвистика».
Краткий обзор источников позволил нам обозначить следующую проблему:
Некорректное употребление терминов российского уголовного права в СМИ.
Цель: анализ ошибок в употреблении юридических терминов в текстах СМИ.
Объект: тексты СМИ, содержащие юридические термины.
Предмет исследования: юридические термины.
Задачи:
1) изучить научные источники по проблеме,
2) выявить особенности ошибочного употребления юридических терминов,
3) систематизировать и проанализировать рекомендации по недопущению некорректного использования терминов права,
4) создать на их основе внеклассное мероприятие для школьников.
Научная новизна:
1) разработаны рекомендации по коррекции ошибок;
2) спроектировано и апробировано внеклассное мероприятие для школьников.
Теоретическая значимость работы заключается в анализе типичных терминологических неточностей.
Практическая значимость работы: материалы могут быть использованы при чтении лингвистических дисциплин; в разработке рекомендаций по предупреждению ошибок в употреблении юридических терминов; в разработке внеклассного мероприятие для школьников по формированию юридической грамотности.
Методология и методы исследования: общенаучные - анализ и синтез, сравнение, обобщение, наблюдение, беседа; педагогические - тестирование, проектирование; лингвистические - контекстуальный, семантический.
Тексты СМИ взяты для анализа по принципу наибольшей частотности употребления терминов права в их обыденном толковании.
Материалы, примененные для семантизации терминов - Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, Новый толковообразовательный словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой, классифицируемые как нормативные лингвистические алфавитные словари. В нашей работе мы опирались на определения Уголовного кодекса, Уголовнопроцессуального кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Конституции РФ. Термины, исследуемые нами, характеризуются как номинации с высокой степенью правового риска.
Разработанные методические рекомендации могут использоваться:
1. На уроках обществознания или права в общеобразовательных школах;
2. В специальных и педагогических высших учебных заведениях;
3. Для повышения информационной и юридической грамотности школьников на дополнительных занятиях и занятиях по выбору.
Первая задача нашла решение в 2.1. Вторая задача нашла решение в 2.2.
Выбор поля исследования обусловлен необходимостью решить проблему ошибочного употребления юридических терминов авторами статей и публичных выступлений, чтобы исключить обвинения их в клевете. Журналист должен осознавать ответственность за свои высказывания и их влияние на публику.
Степень достоверности и апробация: в диссертации проанализировано 14 текстов газетных статей, из которых выделено 10 терминов, наиболее проблемных в употреблении. Отдельные тезисы работы апробированы автором в его публикации в сборнике научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры (2021).
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Первая глава раскрывает суть различия между языком и речью, специфики юридического языка. Она содержит обзор предыдущих исследований проблемы. Глава вторая представляет анализ употребления юридических терминов в текстах СМИ, результаты и выводы автора в изучении корректного использования юридических терминов и рекомендации по предупреждению ошибок. Материалы исследования были включены в методическую разработку внеклассного мероприятия для школьников по формированию юридической грамотности.
Современное состояние проблемы некорректного употребления терминов российского уголовного права в СМИ требует разработки путей решения. Происходят изменения в направлении снижения правового риска в сфере номинации лиц, обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений. С этой целью мы проанализировали 14 текстов газетных статей, из которых выделили 10 терминов, наиболее проблемных в употреблении. Тексты СМИ отобраны для анализа по принципу наибольшей частотности употребления терминов права в их обыденном толковании. С точки зрения публицистики такое словоупотребление может быть оправдано, так как приносит ожидаемый результат - популярность, однако с точки зрения закона автор статьи рискует быть привлеченным к ответственности за клевету или оскорбление.
Исходя из классификации, использованной в работах на данную тему [Голев, 2018, с. 64], термины, взятые нами для анализа, характеризуются как номинации с высокой степенью правового риска.
Материалы, примененные для семантизации терминов - Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, Новый толковообразовательный словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой, классифицируются как нормативные лингвистические алфавитные словари. В нашей работе мы опирались на определения Уголовного кодекса, Уголовнопроцессуального кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Конституции РФ.
В поле нашего исследования включены такие наиболее частотные ошибки в текстах и выступлениях СМИ следующих терминов: бандит, преступник, убийство, убийца, заказчик, повинный в гибели, организатор преступления, исполнитель преступления, соучастник убийства, соисполнитель, участник преступления, преступные действия, извлеченные из газеты «Аргументы и факты» с 05.11.2010 по 02.12.2010 г., в которых содержится представление криминальных событий в селе Кущевка Краснодарского края (рассмотрено 14 газетных статей). При исследовании использовался контекстуальный метод (термины анализировались в контексте с сочетаемыми словами).
Использование данных юридических терминов приводит к коммуникативным неудачам, в нередких случаях - даже к коммуникативным конфликтам. Негативно воспринимаются такие термины, как убийца, бандит, преступник, резня, поскольку характеризуют крайнюю степень вины в совершенном преступлении.
Предлагаются следующие семантические приемы во избежание ошибок в употреблении терминов:
1. Детерминологизация (уклонение от использования юридических терминов и слов).
2. Эвфемизация (замена на нейтральное по стилистической окраске слово).
3. Легевфемизация (замена опасного выражения менее опасным с целью уклонения от правовых рисков) [Осадчий, 2013, с. 179-181].
4. Дистанцирование от личных оценок, отнесение их к другим, в первую очередь - официальным субъектам (опора на мнение полиции и др. официальных лиц) [Голев, 2018, с. 50].
Материалы исследования были включены в методическую разработку внеклассного мероприятия для школьников. В ходе занятия были апробированы разные виды упражнений развивающей направленности. Эффективность таких заданий обусловлена комплексным применением, их разнообразием и варьированием уровня сложности, что было доказано на практике. Наибольший эффект по итогам проведенного мероприятия показали практические задания, направленные на самостоятельный поиск проблемных слов и их исправление, что показывает результативность проделанной нами работы. Успешность в понимании и разграничении проблемных юридических терминов можно проследить по результатам выполненного домашнего задания в виде таблицы.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года).
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года №63 - ФЗ.
Литература
1. Абишева, В. С. Профессиональный кодекс журналиста / В. С.
Абишева //Современные проблемы науки и образования. - 2015. -
No 1 (часть2).-Режим доступа: http://www. science
education. ru/ru/article/view?id=19795
2. Абрамов, Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений- М.: Русские словари, АСТ, Астрель, Хранитель, Lingua, 2017. - 672 c.
3. Авраамов, Д. С. Профессиональная этика журналистики / Д. С. Авраамов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019. - 255 с.
4. Акимова, О.В. Типы профессионального дискурса // III Международные Бодуэновские чтения: И.А. Бодуэн де Куртенэ и современные проблемы теоретического и прикладного языкознания (Казань, 23-25 мая 2006 г.): труды и материалы: в 2 т. / Казан. гос. ун-т; под общ. ред. К.Р. Галиуллина, Г.А. Николаева.- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006.- Т.36-38.
5. Анисимов, А.Л. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации по законодательству Российской Федерации: уч. пособие для студ. высш. уч. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011. - 173с.
6. Ахметова, Н.А. Юридическая терминосфера: лингвистический и статистический аспекты / Н.А. Ахметова, И.Г. Яр-Мухамедот, Н.Ш. Сарсеи- това // Вавилонская башня. - 2016. - № 4. - С. 15-23.
Баранов, А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика: учеб. Пособие. - М., 2017 - С. 27-29.
8. Барихин, А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М.: Книжный мир, 2005.
9. Безлепкин, Б. Т. Комментарий к УПК РФ (постатейный) / Б. Т. Безлепкин. - М.,2002. - С. 25.
10. Бринев, К.И. Теоретическая лингвистика и судебная лингвистическая экспертиза, Барнаул, 2019.
11. Бушев, А.Б. Личность и социум: русский язык и речь россиян в XXI
веке// Личность, речь и юридическая практика: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. проф. Е.И. Дулимова. - Ростов н/Д, 2007. - Вып. 10. - Часть 1. - С. 52-56.
12. Васильев, А. Д. Игры в слова: манипулятивные операции в текстах СМИ: монография/ А. Д. Васильев. - СПб., 2013.
13. Васильев, А. Д. Игры в слова: население вместо народа // Политическая лингвистика / А. Д. Васильев. - 2007. - No 23. - С. 60-69.
14. Васильев, А. Д. Некоторые разновидности манипуляций словом /
А. Д. Васильев // Язык и социальная динамика. - 2013. - No 13-1. - С. 34-41.
15. Васильев, А. Д. Приемы реализации манипулятивной функции в российских СМИ: порождение мифов / А. Д. Васильев // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. -
2013. - No 1 (23). - С. 58-65....99