Реферат 3
Введение 8
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы психологического синдрома посредством группового консультирования 12
1.1. Специфика психологического синдрома в психолого -педагогической и
научной литературе 12
1.2. Особенности проявления хронической неуспешности в младшем
школьном возрасте 24
1.3. Особенности психологического консультирования 32
Выводы по Главе 1 43
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование по применению группового консультирования как средства психологической помощи при хронической неуспешности 45
2.1. Методическая организация исследования и обсуждение результатов
констатирующего эксперимента 45
2.2. Разработка и апробация программы 56
2.3. Оценка эффективности формулирующей работы 59
Выводы по Главе II 67
Заключение 69
Список используемых источников 71
Приложения 77
Одной из задач современного общества является формирование всесторонней развитой, гармоничной личности. Младший школьный возраст является тем возрастом, когда все основы личности закладываются в человеке, это период важных новообразований и изменений. Именно этот возрастной период определяет большие потенциальные возможности для развития. Но зачастую у младших школьников в силу определенных обстоятельств формируются особенности психического развития, которые препятствуют развитию, замедляют его.
Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер исследовали психологический синдром как устойчивый индивидуальный вариант психического развития ребенка (как правило, неблагоприятный), представленный совокупностью взаимосвязанных психологических проявлений. То есть вполне здоровый ребенок, может впоследствии приобрести какой-либо психологический синдром, который в свою очередь с возрастом усиливается, изменяется и сложно поддается коррекции. Психологический синдром зависит от личностных характеристик самого ребенка, от особенностей его деятельности и от реакции и взаимодействия окружающих.
В младшем школьном возрасте часто встречается синдром хронической неуспешности и является актуальной проблемой, как для самих учеников, так и для родителей и учителей. Он характеризуется высокой тревожностью, низкой результативностью, дезорганизацией действий. Окружающие постоянно критикуют такого ученика, высказывают недовольства и негативную оценку. Трудности и неудачи в начальной школе практически неизбежны, но родители часто к ним относятся резко отрицательно. Зачастую родители и учителя не понимают, что такому ребенку необходимо помочь для улучшения его результатов. То есть из -за своей неосведомленности, не информированности взрослые усугубляют последствия.
В нашей работе мы стремимся выявить особенности младших школьников с синдромом хронической неуспешности, а также особенности работы с такими детьми. Сейчас в нашей стране консультирование и, в частности, его групповые формы, набирает популярность. Именно групповая форма работы с элементами игротерапии, сказкотерапии и арттерапии поможет корректировать хроническую неуспешность у детей младшего школьного возраста.
Цель: разработать и апробировать программу групповых консультаций по коррекции хронической неуспешности.
Объект: хроническая неуспешность у младших школьников.
Предмет: программа группового консультирования как средство коррекции хронической неуспешности в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: Проявление синдрома хронической
неуспешности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности:
1) Низкий уровень учебных достижений;
2) Высокий уровень тревожности;
3) Эмоционально -ценностное отношение к себе как к плохому ученику;
4) В коллективе такой школьник имеет статусную позицию «отверженный», либо «пренебрегаемый».
Мы предполагаем, что разработанная программа по коррекции хронической неуспешности будет эффективна при условии использования игровых приемов, элементов сказкотерапии и арттерапии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и изучить психолого-педагогическую и научную литературу по теме исследования.
2. Дать научное обоснование понятиям «психологический синдром» и «хроническая неуспешность», выявить критериальный аппарат исследования.
3. Составить диагностический комплекс для изучения хронической неуспешности в младшем школьном возрасте.
4. Описать актуальный уровень хронической неуспешности.
5. Разработать и апробировать программу групповых консультаций, направленных на коррекцию хронической неуспешности у младших школьников.
6. Проследить динамику в уровнях хронической неуспешности у младших школьников до и после формирующего эксперимента.
7. Проверить гипотезу с помощью методов математической статистики.
Методы исследования:
1. Анализ психолого -педагогической литературы.
2. Тестирование.
3. Формирующий эксперимент.
4. Количественный и качественный анализ.
5. Методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя школа №36» города Красноярска, в исследовании приняли участие младшие школьники в количестве 30 человек, из них 17 девочек, 13 мальчиков в возрасте 8-10 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования , станут основой для развития представлений о специфике работы с детьми младшего школьного возраста с психологическим синдромом хронической неуспешности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы группового психологического консультирования по коррекции хронической неуспешности. Результаты исследования могут быть использованы в групповой, индивидуальной работе. Полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе частных психологов, психологов консультативных центров.
Структура диссертации:
Описание представляемого исследования включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Общий объем диссертационного исследования составил 123 страницы текста, проиллюстрированного рисунками и таблицами.
По теме исследования имеется 2 публикации.
Во Введении обсуждается актуальность работы, цели и задачи исследования, теоретическая и практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту. Кратко представлено содержание диссертации.
В Главе 1 рассмотрены понятия «психологический синдром», «хроническая неуспешность» в психологии, описана структура и особенности. Выявлены особенности младшего школьного возраста. Проанализировано групповое консультирование как способ по коррекции хронической неуспешности. Выводы.
В Главе 2 представлено экспериментальное исследование по специфике работы психолога консультанта с психологическим синдромом хронической неуспешности в процессе психологического консультирования.
Методическая организация исследования и обсуждение результатов констатирующего эксперимента. Организация и проведение формирующего эксперимента. Результаты экспериментальной работы и их обсуждение. Выводы.
В заключении сформулированы основные результаты диссертации.
Младший школьный возраст - особо ответственный период, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. Это возраст изменений, пребразований. Но не всегда изменения могут быть благоприятными. При поступлении в школу у школьника не всегда получается соответствовать требованиям окружающих его взрослых, не всегда он имеет такие успехи, которые от него ждут. В результате у такого ученика школьные дела не кажутся чем-то хорошим и приятным. От него постоянно что-то требуют, проявляют недовольства по отношению к его результатам, часто родители предъявляют завышенные требования к ребенку, возлагают на него огромные надежды, а ребенку тяжело этому соответствовать. При этом взрослых интересует только результат, они не стараются помочь и разобраться в проблеме. В итоге у такого младшего школьника усиливается тревожность, которая становится его неотъемлимой частью, он понимает, что он безнадежно «плохой» ученик, у него возникают трудности взаимодействия с другими сверстниками.
В данной диссертационной работе была описана специфика работы психолога консультанта с хронической неуспешностью младших школьников. На первом этапе данного исследования мы осуществляли изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования; занимались разработкой категориального аппарата; уточняли тему, задачи и гипотезу исследования. Мы проанализировали научную психологическую литературу по проблеме исследования, описали существующие классификации, сформировали категориальный аппарат исследования, описали критерии исследования. Также осуществлялся подбор методов изучения хронической неуспешности и методов эффективной работы с ней.
На втором этапе был проведен эксперимент, в ходе которого были выявлены ученики с хронической неуспешностью, а также школьники группы риска. Затем была описана и проведена опытно -экспериментальная работа с хронической неуспешностью младших школьников.
На третьем этапе исследования, по окончании консультативной работы, был проведен итоговый срез, где повторно провели выбранные диагностические методики среди участников экспериментальной группы. Был проведен анализ и обобщение результатов исследования; сформулированы выводы исследования.
Реализация формирующего эксперимента и анализ результатов, полученных в экспериментальной группе показали, что описанная специфика работы эффективна при коррекции хронической неуспешности младших школьников.
Таким образом, поставленные задачи исследования были выполнены, а гипотеза исследования подтвердилась, то есть работа психолога консультанта с хронической неуспешностью была действительно эффективна при применении сказкотерапии, арттерапии и игротерапии.
Анализ работы позволяет определить её теоретическую и практическую значимость:
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования , станут основой для развития представлений о специфике работы с детьми младшего школьного возраста с психологическим синдромом хронической неуспешности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы группового психологического консультирования по коррекции хронической неуспешности. Результаты исследования могут быть использованы в групповой, индивидуальной работе. Полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе частных психологов, психологов консультативных центров.
1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. - М.: Академия, 2001. - 240 с.
2. Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование, 2-е изд., М.: Класс, 1999. - 208 с.30. Богданович В. Н. История и метафоры в помощь ведущему тренинга. СПб.: Речь, 2008. 215 с.
3. Андреев П. В., Кравцова Е.М., Пятницкая Е. В. Психолог в образовании: теория и практика: учеб.пособие. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2015. 236 с.
4. Андронникова, О.О. Основы психологического консультирования : учебное пособие / О.О. Андронникова. М.: Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2019. 414 с.
5. Артюшина Н. Н., Федюнина И. В. Мастер-класс по сказкотерапии для родителей «Путешествие в сказку» // Материалы X Международной научной конференции «Продуктивное обучение: опыт и перспективы». Самара, 2018, С.23-33.
6. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе, М., 1998.
7. Боденко Б.Н. Выявление некоторых причин трудностей в учении // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. - М., 1987. - Т. 1. - С. 78-81.
8. Божович, Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте: монография / Л.И. Божович. СПб. : Питер, 2009. 398 с.
9. Бочева Н. А. Анализ программ по коррекции тревожности в начальной школе // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2011. № 1.
С. 102-107
10. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через
психологическую сказку. 3-е изд., перераб. И доп. М.: Ось-89. 2007. 144 с.
11. Вачков И.В. Сказкотерапия в работе детского психолога // Психолог в детском саду. 2014. №6. С.50-55.
12. Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция
неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. Педагогический Центр «Эксперимент». - Москва-Рига, 2000.
13. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. М., 1985. С. 165—190.
14. Венгер А.Л. Структура психологического синдрома // Вопросы
психологии. 1994. № 4. С. 82—92.
15. Венгер А.Л., Морозова Е.И. Клиническая психология развития: состояние и перспективы // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 3—12...60