Введение 3
Глава I. Особенности исследования жанра детектива 6
1.1. Своеобразие детективного жанра 6
1.2. История возникновения и развития детектива в цикле
новелл Э.А.По 20
1.3. Интертекстуальность в произведениях Э.А.По 30
Глава II. Элективный курс по зарубежной литературе на примере новеллы Э.А.По «Золотой жук» 41
2.1. Жанр детектива в 8-9 классах на примере новеллы
«Золотой жук» Э.А.По 41
2.2. Пример занятия элективного курса на основе новеллы
«Золотой жук» Э.А.По 50
2.3.Особенности детективного жанра на примере новеллы
«Золотой жук» Э.А.По 55
2.4. Тайны золотого жука (на примере новеллы «Золотой жук») 59
Заключение 66
Список литературы 70
К вопросу об особенностях детективного творчества американского романтика Эдгара Алана По и восприятии его произведений в отечественном литературоведении обращались немногие исследователи, при этом в меньшей степени они учитывали подход достижений западной критики за последние тридцать лет. Созданные более ста лет назад, его произведения абсолютно современны, а потому неудивительно, что велик исследовательский интерес к его детективному творчеству. Тематика его произведений необычна, она не соответствует современным ему настроениям; тексты Э.А. По самобытны и нетрадиционны, и именно эта черта выделяет данного писателя из числа его соотечественников - писателей 30-40-х годов XIX века.
Многочисленные научные работы в области изучения творчества писателя представляются довольно разрозненными. Достаточно хорошо изучено творчество Э.А.По в следующих монографиях: Э.Ф.Осиповой «Загадки Эдгара По: исследования и комментарии» [Осипова, 2004], А.П.Ураковой «Поэтика тела в рассказах Эдгара По» [Уракова, 2009], а так же раздел книги Т.Д.Венидиктовой «Разговор по-американски: дискурс торга в литературной традиции США» [Венедиктова, 2003]; в методологической литературе творчество Э.А.По рассмотрено в следующих статьях: Е.О.Сычевой «Восприятие новелл логического мышления Э.А.По в русской литературе и критике XIX века» [Сычева, 2017], Э.Ф.Осипова «Загадки Эдгара По» [Осипова, 2004], Л.П.Дмитриевой «Эволюция образов рассказчика и полицейского в детективных новеллах Э.А.По» [Дмитриева, 2014]. В названных работах продемонстрирована множественность подходов к изучению творчества Э.А.По в настоящее время.
Изучив научную литературу по вопросам жанрообразования в мировой и отечественной литературной традиции, мы не обнаружили специального исчерпывающего исследования природы и специфики жанра детектива, при этом многие существенные особенности использования детективного жанра в практике литературного образования остаются непрояснёнными. В литературе существует мало специальных исследований, посвящённых изучению особенностей детективного жанра и интертекстуальности в творчестве Эдгара Аллана По. Полагаем, что настоящее дипломное сочинение может восполнить этот пробел. Именно этим аспектом обусловлена новизна данного исследования.
Актуальность настоящей дипломной работы обусловлена довольно низкой степенью изученности в современном литературоведении жанра детектива при повышенном интересе филологической науки к вопросам жанрообразования и трансформации жанров. Актуальность видится и в методической части: разработке материалов к элективному курсу по творчеству Э.А.По.
Объектом исследования являются возникновение жанра детектива и изучение особенностей детективного творчества Эдгара Аллана По в процессе литературного образования в средних и старших классах.
Предметом исследования является специфика детективного жанра в творчестве Э.А.По.
Цель исследования состоит в выявлении специфики детективного жанра в творчестве Э. По, изучении новеллы «Золотой жук» на элективных курсах по литературе.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Проследить историю генезиса и эволюции жанра детектива;
2) Изучить особенности использования занятий элективных курсов в творчестве Э. По;
3) Выявить и проанализировать особенности жанра детектива в творчестве Э. По.
Материалом исследования является новелла Эдгара Аллана По «Золотой жук», «Убийство на улице Морг», «Тайна смерти Мари Роже», «Ты еси муж, сотворивший сие», «Черный кот», «Бес противоречия», «Сердце - обличитель», «Бочонок Амонтильядо», «Похищенное письмо», «Падение дома Ашеров», «Овальный портрет».
Методы исследования - культурно-исторический, сравнительносопоставительный, структурно-типологический методы, элементы мотивного анализа.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке элективного курса по зарубежной литературе XIX века в средних и старших классах общеобразовательной школы, для знакомства и обсуждения на занятиях элективного курса. Так же нам видится возможность использования отдельных положений настоящей выпускной квалификационной работы в рамках основных лекционных курсов и спецкурсов для студентов-бакалавров филологических факультетов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Проанализировав в первой главе нашего исследования происхождение и развитие детектива, мы пришли к выводу, что в основе детективного жанра лежит загадка, тайна, раскрытие которой становится движущей силой сюжета; главным преступлением является убийство; основным мотивом становятся деньги; присутствует обязательный схематизм, жесткость жанровых канонов; главные компоненты сюжета: постановка проблемы - убийство; расследование, появление данных для ее решения -улик; подозрения: допросы и беседы; первая попытка решения, возможны неверные предварительные выводы, вводящие в заблуждение; обнаружение преступника, завершение расследования и обнародование выводов; объяснение, каким образом расследователь пришел к таким выводам, доказательство; внимание строго сосредоточено вокруг детективной тайны, социальные проблемы находятся на заднем плане, любовный сюжет, как правило, недопустим; хронотоп детективного романа: художественное пространство и время в детективе замкнуты, пространство ограничено; время движется вспять: от настоящего к прошлому, ради реконструкции преступления и его объяснения.
Многочисленные исследования, рассмотренные в нашей работе, продемонстрировали различные подходы к изучению возникновения и развития жанра детектива.
Так, О. Фримен, анализируя детективный сюжет, выделяет в нем четыре компонента: 1) постановку проблемы; 2) появление данных, необходимых для ее решения («улик»); 3) обнаружение истины; 4)
объяснение, его логическое обоснование.
Чтение детективных романов Б. Брехт считает интеллектуальной привычкой, объясняя работой логического мышления.
С. Моэм отмечает, что формула детектива, с точки зрения писателя, проста: убийство -расследование -подозрение -обнаружение преступника - заслуженная кара. Мастерство автора детектива заключается в том, чтобы скрыть от читателя, кто убийца.
Детектив А. Гозенпуд рассматривает не только как интеллектуальную игру, но и как социально-критическое произведение.
В книге-исследовании Б. Райнова считает, что детективный роман -это произведение, в котором преступление рассматривается не как эпизод или повод для развития действия, а как основная тема, которой следуют и с которой в той или иной степени связаны все конфликты, драмы и события, введенные автором в повествование.
Таким образом, отталкиваясь от тайны, исследователь А. Вулис вводит две разновидности детектива: 1) детектив нараспашку» с уже известным преступником; 2) классический детектив, когда «тайна преступления строго оберегается авторами до последней страницы.
В своем исследовании по теории и истории детективного жанра Н.Н. Вольский утверждает, что «главным жанрообразующим фактом является наличие загадки, разгадывание которой является главной движущей силой развития сюжета».
Во второй главе нашей работы мы проанализировали элективные курсы в зарубежной литературе на примере новеллы «Золотой жук» Эдгара Аллана По.Исследуя особенности элективного курса в зарубежной литературе, мы пришли к выводу, что, используя принципы анализа и синтеза, учащиеся могут выйти на новую ступень знания - обобщение и теоретизирование литературы. Таким образом, главной целью элективного курса является профессиональная ориентация учащихся старшего звена, а значит, элективный курс по зарубежной литературе должен строиться с углубленным изучением сложных, спорных вопросов литературоведения и поэтики.
Так, на этапе 8-9 классов формируется понимание специфики различных видов деятельности, которые представлены на элективных уроках литературы (литературоведа, критика-публициста, художника), и характерных для них средств, а также умение целенаправленно использовать их. Учащиеся формируют умение воспринимать художественный текст во всем богатстве его смыслов, содержащихся в семантических единицах различного уровня, сравнительных и метафорических конструкциях; обогащают восприятие и художественных произведений, и внешнего мира, и собственных ощущений и переживаний, что находит отражение в письменной речи, как в аналитических жанрах, так и в художественных.
Таким образом, при проектировании элективных курсов по литературе необходимо учитывать тот факт, что системное построение предпрофильной работы направлено на формирование умений учащихся комплексно анализировать литературное произведение, фиксируя особое внимание на позиции автора.
Проведенный анализ жанра детектива, методических приемов элективного урока новеллы «Золотой жук» Э. По позволяет сделать следующие выводы.
Одной из целей изучения детективной литературы в школе является развитие памяти, внимания, наблюдательности учащихся, умения мыслить логически. Эдгар Аллан По стал основателем интеллектуального детектива. Таким образом, вместе с сыщиком читатель учится размышлять, наблюдать, выстраивать результаты своих наблюдений в логический ряд. Он решает задачу, ищет пути раскрытия тайны.
Особенность детективных произведений состоит в том, что читатель вовлекается в процесс раскрытия преступления, становясь тем самым своего рода соучастником описываемых событий. Чтение детективов для многих учащихся становится своего рода увлекательной игрой, когда мысль работает в поисках выхода из лабиринта событий, решения сложной задачи.
Итак, писателя интересует не столько приключенческая сторона дела, сколько сам процесс мышления, познания. Вовлекая читателя в «приключение мысли», автор заставляет быть наблюдательными, предвидеть. Учащиеся делают выводы о творческой манере Эдгара По, о жанре детектива, приходят к выводу, что писатель ввёл в литературу определённый тип повествования - рассказ-задачу, которая подлежит логическому решению.
Таким образом, учащиеся при выборе гуманитарного профиля обучения должны осознанно применять элементы профессионального инструментария, оценивать степень своей успешности в овладении ими, в таком случае элективные курсы на уроках литературы будут способствовать тому, чтобы учебная программа в средних и старших классах осваивалась более успешно.
1. Алексеев К. И., Метафора в научном дискурсе//Психологические исследования дискурса // под ред. К. И. Алексеев, Н. Д. Павловой. - М., 2002. С. 40-50.
2. Алякринский О.А., Функции имени в новеллистике Э.А. По // Некоторые филологические аспекты современной американистики. - М., 1978. С. 249-262.
3. Аллен Г., Эдгар По. - М., 1992. С. 64-67.
4. Анцыферова О. Ю., Литературная автопародия в новеллах Эдгара Аллана По // По Эдгар Алан. Эссе. Материалы. Исследования. Вып. 3. - Краснодар, 2000. С. 104-118.
5. Бабанский Ю.К., Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1982. С. 58-62.
6. Бавин С.П., Зарубежный детектив XX в. - М., 1991. С. 36-41.
7. Белова С.В., Элективные курсы гуманитарной направленности.- М.: Глобус, 2006. С. 89-92.
8. Брехт Б., О популярности детективного романа. О детективном романе // О литературе. - М.: Худож. лит., 1988. С. 279-287.
9. Буданова Н.Ф., Достоевский. Материалы и исследования / под ред. Кибальник С.А.,- СПб.: Наука, Т. 19, 2010. С. 74-77.
10. Буланов А.М., Художественная феноменология изображения “сердечной жизни” в русской классике (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой): монограф.-Волгоград: Перемена, 2003. С. 46-48.
11. Ван-Дайн С., Двадцать правил для пишущих детективы // Как сделать детектив.- М., 1990. С. 38-41.
12. Венедиктова Т.Д., Разговор по-американски: дискурс торга в литературной традиции США. - М., 2003. С. 164-190.
13. Вольский Н.Н., Легкое чтение: работы по теории и истории детективного жанра: монография. -Новосибирск: НГПУ, 2006. С. 278.
14. Воронина Г.А., Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя. - М.: Айрис-пресс, 2006. С.205-209.
15. Вулис А., В мире приключений: Поэтика жанра. - М.: Совет. писатель, 1986. С. 179-184...64