ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО СПОРТА 17 В 1900 - СЕРЕДИНЕ 1940-Х ГГ.
1.1. Изменение роли спорта в жизни красноярцев 25
1.2. Массовые виды спорта в Красноярске 33
1.3. Красноярский спорт в годы Великой Отечественной войны 45
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПОРТА В 1945-1953 гг. 54
2.1. Пути развития спортивной политики в СССР 54
2.2. Партийно-государственное руководство и организация спорта 63 в Красноярске в 1945-1953 гг.
2.3. Достижения красноярских спортсменов на 80
региональных, республиканских и всесоюзных состязаниях
2.4. Нормативно-оценочные комплексы ГТО и БГТО в 96
спортивной жизни Красноярска
ГЛАВА III. ИСТОРИЯ КРАСНОЯРСКОГО СПОРТА 103
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
3.1. Организационные модели внеурочной деятельности 103
3.2. Осуществление внеурочной деятельности через 123
историко-краеведческий кружок «Спортивная летопись»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 134
ПРИЛОЖЕНИЯ 138
Актуальность исследования. В марте 2019 г. в Красноярске прошла XXIX Всемирная зимняя универсиада. Предстоящее событие актуализировало исследовательский интерес к истории физической культуры и спорта в нашем городе и крае.
Спорт играл большую роль в СССР, а вот истоки зарождения спорта и физкультурного движения известны значительно меньше. В СССР поддерживались всевозможные спортивные занятия, существовали обязательные государственные нормативно-оценочные комплексы, организовывались соревнования на местном, региональном, республиканском и всесоюзном уровнях, были широко распространены театрализованные спортивные представления, в том числе физкультурные парады, которые с 1920-х г. стали непременной составляющей официальных государственных праздников.
Период истории спорта в первой половине XX века на международном уровне связывают с участием российских спортсменов в Летней Олимпиаде в Стокгольме1912 году. В этом временной период в Красноярске был образован всероссийский футбольный союз, и официально созданная управленческая структура спорта. В 1950-е годы СССР становится участником международного олимпийского движения, в стране происходит значительный рост социального престижа спорта. Спортивные победы стали использоваться в качестве средства утверждения превосходства советского государства и коммунистической идеологии. Кроме того, в послевоенные годы активизировалось развитие спорта в различных регионах СССР, прежде всего в Сибири, поскольку перенос большого количества промышленных предприятий во время войны и ускорение темпов урбанизации создали необходимую для спорта социальную базу. Произошедшая в 1953 г. смена власти и последовавшая за ней трансформация сталинской модели социализма привели к серьезным структурным преобразованиям и в спортивной сфере.
В целом, несмотря на издание ряда важных работ по истории физической культуры и спорта в стране в целом и в Красноярске, в частности, развитие физической культуры и спорта в дореволюционный и послевоенный период освящено недостаточно. Остается не исследованным целый ряд вопросов, касающихся, прежде всего, управления и материального обеспечения спорта в Красноярске, организации и проведении спортивных состязаний, жизненного пути и достижений красноярских спортсменов, массовости спорта в Красноярске и участии населения города в спортивной жизни.
Изучение исторического прошлого, в нашем случае спортивного, открывает широкие возможности для формирования ценностных установок молодого поколения. Ученик не просто познает факты, события, процессы и деятельность людей, но и оценивает их с точки зрения своих стремлений, потребностей, интересов, сформированных под воздействием разных жизненных обстоятельств и в ходе предшествующего изучения исторического прошлого. Ценностное отношение подрастающего поколения к историческому опыту лучшим образом формируется и усваивается во внеурочное время.
В современном мире все глубже осознается значение образования как сферы культурной жизни, в которой не только сохраняются и воспроизводятся культурные идеалы и ценности, влияющие на установки и поведение личности, но и закладываются основы будущего, формируются те значимые социокультурные навыки, которые помогают социуму быстро и эффективно решать стоящие перед ним задачи. По мере развития общества происходит развитие сферы образования и формирование различных институтов общественно-государственного воспитания подрастающего поколения. К социальным институтам воспитания в нашей стране относится сложившаяся в практике и получившая научное подкрепление система внеурочной работы с детьми. Эта система проектировалась и формировалась в практике как система педагогически организуемой разнообразной деятельности детей в свободное от основной учебы время. В результате возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов признана внеурочная деятельность, основное предназначение которой - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
Тема спортивной жизни города Красноярска в первой половине XX века, является разнообразной площадкой для внеурочной деятельности.
Степень разработанности проблемы.
В силу специфики темы исследования, носящего историкопедагогический характер, использованный в нем комплекс литературы можно разделить на два блока - работы по истории советского спорта, в том числе региональные, а также труды, посвященные теории и практике внеурочной деятельности школьников.
Тема развития отечественного спорта нашла свое отражение как в советской, так и в постсоветской историографии. Среди работ, обобщающих историю развития спорта дореволюционного и послевоенного периода, выделяются исследования С.Л. Аксельрода, В.В. Столбова, А.Б. Суника, В.Т. Царика, Г.С. Деметера, В.В. Горбунова, Н.А. Макарцева.1 В работах этих авторов содержится много сведений о государственной политике в области физической культуры и спорта, организации советского физкультурного движения, состоянии отдельных видов спорта, организации и проведении спортивных соревнований, и подготовке спортивных кадров. Довольно широкое распространение в советской исторической литературе получили исследования регионального спорта, в том числе и по истории спорта в Сибири, работы таких авторов как, Ю.В. Астахов, Г.О. Ждавин.2 Богатые фактическим материалом публикации советских историков заложили прочную основу для дальнейшего изучения истории спорта в СССР. Советскими исследователями были охарактеризованы основные этапы развития советского спорта, введено в научный оборот множество статистических материалов. С другой стороны, и в области истории спорта продолжалось неотступное следование марксистско-ленинской методологии, а результатам деятельности партийно-государственной власти в сфере организации и управления советским спортивным движением давались однозначно положительные оценки.
Анализируя постсоветскую отечественную историографию, следует отметить, что методологический плюрализм начала 1990-х г. и доступ исследователей к новым неизвестным ранее историческим источникам оказали неоднозначное влияние на изучение советского спорта. С одной стороны, подверглись пересмотру наиболее тенденциозные положения советской историографии, были поставлены новые проблемы. В частности, стали активно исследоваться роль спорта в социальном и культурном развитии советского общества и место коммунистической идеологии в спортивной жизни. С другой стороны, повышенный исследовательский интерес к новым темам отодвинул на второй план изучение традиционных для советской историографии вопросов, прежде всего, исследований места и роли государственных нормативно-оценочных комплексов ГТО и БГТО в советском спорте и обществе в целом, подготовки спортивных кадров, деятельности партийных органов по руководству сферой физкультуры и спорта.
Среди российских исследований по истории советского спорта, в которых довольно подробно рассматривается послевоенный период, можно выделить работы О.В. Моркониной, А.Л. Дерябиной, З.М. Кузнецовой. В работе этих авторов содержится подробный материал о различных видах 3 спорта.3
Различные аспекты развития советского спорта в дореволюционную эпоху анализируются в обобщающих работах по истории физической культуры и спорта Б.А. Базунова и Г.С. Деметера.4 Авторы основной упор делают на любительскую спортивную деятельность.
Тема красноярского спорта в послевоенный период слабо представлена как в советской, так и в постсоветской историографии, большинство работ носят скорее публицистический, чем научный характер, без должного критического анализа историографии и источников. На общем фоне выделяются исследования А.П. Статейнова, В.Ф. Ветшевой и В.Г. Луканина, но они имеют скорее обобщающий характер, а послевоенное время изложено в них крайне сжато по сравнению с более поздними периодами истории красноярского спорта.5
В монографии об истории города «Красноярск от прошлого к будущему» кратко дается информация о спортивной жизни населения в первой половине XX века. Над данным исследованием трудилась авторская команда в лице В.И. Федоровой, Н.И Дроздова, Г.Ф. Григорьева, С.Н. Ценюги, Н.В. Ворошиловой.6
Деятельность спортивных обществ и спортивная жизнь в учебных заведениях региона была ярко представлена в обобщающем исследовании, посвященном истории образования в Красноярском крае, Г.Ф. Быкони, В.И. Федоровой, С.Н. Ценюги, Л.Э. Мезит, Н.В. Ворошиловой, Г.М. Вебер, И.Н.Ценюги.7
Об истории спорта в Советском Союзе писали и многие зарубежные исследователи. Среди массы опубликованных материалов, посвященных этой теме, выделяются три важнейшие работы, в которых довольно основательно исследуется спорт послевоенного периода. Самая ранняя книга - «Советский спорт: зеркало советского общества» Генри Мортона, предлагала первый подробный социологический анализ спорта как неотъемлемой составляющей советской идеологии.8 В ней Мортон анализирует условия, которые позволили Советскому Союзу стать ведущей спортивной державой в 1950-х — начале 1960-х годов. Наиболее важной монографией в зарубежной советологии является книга Джеймса Риордана «Спорт и советское общество». Впервые изданное в 1977 году это исследование на Западе до сих пор является основополагающим текстом для всех, кто изучает советский спорт. В нем Риордан подробно описывает развитие советского спорта, анализирует его организационные структуры и основные идеологические императивы. И, наконец, книга Роберта Эдельмана «Серьезная забава: История зрелищных видов спорта в СССР». Это исследование интересно тем, что в нем применен принципиально новый подход, который уделяет основное внимание массовому советскому спорту. В частности, Эдельман исследует, как советских людей вовлекали в спорт.
Стоит отметить, что распространение спорта в 1950-х годах часто описывается западными исследователями как симптом тоталитаризма, как давление на народ, который не особенно хотел заниматься спортом и сдавать государственные спортивные нормативы, но поддавался нажиму «сверху». Однако это подход сомнителен, так как отрицает какую бы то ни было заботу о людях со стороны государства и их собственное стремление к занятиям спортом. В советскую эпоху государство было крайне авторитарным. Тем не менее, чтобы успешно осуществлять свою политику, оно нуждалось в широкой народной поддержке - убеждение всегда было намного эффективнее, чем принуждение. СССР в этом плане не исключение.
Еще одной группой литературы, привлеченной нами к исследованию, стали труды педагогов и методистов, посвященные теории и практики внеурочной работы со школьниками. Подростковый период развития человека характеризуется рядом специфических новообразований: развитием
самосознания, проявлением чувства взрослости, выраженного в эмансипации, группировании со сверстниками, конформизмом, стремлением самоутвердиться и т. п., что ставит этот возраст в ранг "трудных" в образовательном процессе. Именно для такого возраста внеурочная деятельность является «площадкой» саморазвития и понимания действительности. Согласно Федеральному государственному
образовательному стандарту второго поколения внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Различные аспекты внеурочной деятельности рассматривались в работах отечественных педагогов Н.Ф. Исаев, Н.И. Болдырева, Л.Ю. Гордина, А.С. Макаренко, Л.А. Сухомлинского, Г.И. Щукиной и других.9
Базовыми в понимании процесса социализации личности явились подходы Н.П. Крюкова, Г.М. Андреевой, Р. Бернса, К.В. Васильковой, О.С. Газмана, Л.И. Новиковой.10 По мнению данных авторов, внеурочная деятельность не есть традиционный урок, но направлена на достижение образовательных результатов, заявленных ФГОС. При этом, внеурочная деятельность носит компенсационный характер: способствует решению, тех образовательных задач, которые не удается решить на уроке, одной из таких задач является социализация личности.
Подросток как субъект внеурочной деятельности изучался Л.Л. Белой, В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфом, М.Ю. Кондратьевым, Ф.С. Маховым, Л.И. Новиковой, М.С. Ошеровым, В.Д. Семеновым, А.В. Толстых.11
Практически все исследователи в своих работах отмечают важностью внеурочной деятельности в процессе социализации подростков. Так, В. О. Кутьев в книге "Внеурочная деятельность школьников" указывает: "В процессе внеурочной деятельности учащиеся овладевают социальным опытом, преобразуют окружающую их среду, приобретают необходимые практические умения и навыки".12
Во внеурочной деятельности, с точки зрения В. Д. Шадрикова, учащимся предоставляется возможность включаться в определенные общественные отношения и выделять те параметры деятельности, которые имеют для них большой личностный смысл.13
Основные положения организации внеурочной деятельности были исследованы Е.М. Рожковой. Автор анализирует теоретические аспекты организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении. Подробно описываются поэтапные мероприятия моделей внеурочной деятельности, принципов и условий организации.
В статье Ю.В. Ребикова рассматривается возможная структура программы внеурочной деятельности в соответствии ФГОС, подробно разработаны методические рекомендации по содержанию каждого ее компонента во взаимосвязи друг с другом.14
Пути формирования гражданственности школьников-подростков во внеурочной работе на примерах изучения истории спорта родного края и социально значимой деятельности исследовал Ю.А. Мартыненко. Автор раскрывает результаты формирования гражданственности подростков через школьный музей, краеведческий кружок, клуб и центр гражданского образования.....
Несмотря на сложности и трудности, спорт в Красноярске развивался и был делом государственной важности. Спортом, исходя из внутренних потребностей, занимались многие красноярцы и это, скорее всего, добавляло им бодрости духа, крепости тела и ощущение насыщенности жизни.
Поистине определяющим спортивную жизнь Енисейской губернии стало открытие первых спортивных обществ. В первые десятилетия XX века в Красноярске были созданы необходимые условия и заложен прочный фундамент тех традиций, на основе которых развивается современный спорт.
В результате политики города развитие спорта приобретает не только массовый характер, но и становится профессиональным.
Спортивная жизнь в Красноярске оживилась с наступлением перелома в ходе войны, когда стало ясно, что победа теперь - дело времени. Между сборными цехов и заводов все чаще стали проводиться футбольные и хоккейные матчи. Спортивные игры оставались отдушиной в пору испытаний, но и поддерживали боевой дух.
После завершения Великой Отечественной войны Красноярск превратился в крупный промышленный центр, сложились социально - демографические предпосылки развития физической культуры и спорта.
В течение 1945 - 1953 гг. в Красноярске наблюдался достаточно интенсивный процесс развития физкультурно-спортивного движения, в городе культивировались практически все существующие в то время в стране виды спорта. Систематические занятия красноярцев физической культурой и спортом находили проявления в многочисленных спортивных соревнованиях на региональном, республиканском и всесоюзном уровнях, в целом ряде случаев выступления красноярских спортсменов характеризовались серьезными достижениями и рекордами.
Партийно-государственное руководство спортивной сферой города следует оценивать неоднозначно. С одной стороны, число людей активно занимающихся физической культурой и спортом в Красноярске, по неточным данным, выросло с 15000 до почти 32000 человек, в период с 1947 по 1953 г., то есть за 6 лет увеличилось в 2 раза. Будучи сугубо государственным делом, физическое культура и спорт получали довольно серьезное финансирование. Практически все желавшие заниматься спортом в Красноярске имели такую возможность, правда, спортивный инвентарь и экипировка спортсменов нередко оставляли желать лучшего. С другой стороны развитию спорта в Красноярске мешали такие проблемы как недостаток квалифицированных управленцев и тренерских кадров, слабая материально-техническая база спорта высоких достижений, недостаточное количество специализированных спортивных сооружений.
Стоит подчеркнуть, что огосударствление сферы физической культуры и спорта обеспечивало социально-правовую и материально-техническую базу занятий спортом, в то же время оно обуславливали подчинение физкультурного движения интересам и политике государства.
В послевоенное время в развитии физической культуры и спорта в Советском Союзе, в том числе и в Красноярске, преобладали такие важные функции, как оздоровительная и воспитательная. Эти функции наиболее ярко проявлялись в выполнении комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). На протяжении всей советской эпохи комплекс ГТО являлся основой физкультурно-спортивной жизни СССР.
В целом, если ориентироваться на цифры, предлагаемые официальной статистикой, всего в послевоенное время, с 1945 по 1953 г. в Красноярске были подготовлены порядка 60000 значкистов ГТО и БГТО. Это цифра представляется крайне сомнительной, и в действительности была гораздо меньшей.
Несмотря на материальные и кадровые трудности, и нередко происходившую формализацию в организации спортивной жизни населения, этот период стал важным этапом в спортивной жизни города, когда закладывались социальные и организационные основы будущих спортивных побед красноярцев.
История Красноярского спорта во внеурочной деятельности старших школьников имеет огромный потенциал использования. Нами была выбрана одна из организационных моделей внеурочной деятельности - историкокраеведческий кружок. Результат реализации программы выявлен через личностный рост старших школьников. Программа помогала формированию у школьника осмысления его место в жизни, приобщению к целому ряду ценностных понятий, формированию собственного взгляда на жизнь, своего мировоззрения и в то же время знанию и уважению прошлого и настоящего своего народа, своего города.
Результаты реализации программы просматриваются в достижениях кружковцев на учрежденческих и городских научно-практических конференциях, а также через участия в очных и заочных олимпиадах по направлению кружка; 65% кружковцев участвовали и достигли прогресса в научно-исследовательских конференциях проходившие в ЦДО №5, а также со своими работами на школьном и районных конкурсах НОУ и «Взгляд в будущее»; 50 % кружковцев приняли участие в организации XXIX Зимней Универсиады в городе Красноярске; 30% обучающихся выдвинули желания, а затем вступили в региональное общественное движения «Волонтеры Победы», а также в красноярские поисковые отряды; формирования накопленного материала по истории развития спорта города, с помощью которого кружковцы проводили классные часы у младших школьников, а также результатом положительной деятельности данной программы может служить приподнятый интерес обучающихся к спортивной жизни города, посещение во время Зимней Универсиады 2019 многих спортивных соревнований.
1. Аксельрод С.Л. Физическая культура и спорт в СССР. - М., 1957;
2. Алексеев С.В. История регулирования физической культуры и спорта в СССР // Право и государство: теория и практика №6 (138). - Королев, 2016. С. 122-125;
3. Базунов Б.А. Спорт. XX век: Хроника отечественного и мирового спорта: события, персоналии, рекорды. - М., 2001;
4. Бариев М.М., Юсупов Р.А., Ермолаев В.М. Становление и развитие комплекса ГТО в СССР и современной России // Теория и практика физической культуры №1. - М., 2016. С. 94-98;
5. Быконя Г.Ф., Куимов В.В., Пимашков И.И., Федорова В.И. Красноярск: от прошлого к будущему: Очерки истории города. - Красноярск: РАСТР, 2013. С.342.
6. Быконя Г.Ф., Федорова В.И., Ценюга С.Н., Ворошилова Н.В. Очерки истории народного образования Красноярского края (XVII-начало XXI вв.)/Краснояр.гос.пед.ун-тет. В.П. Астафьева.- Красноярск,2014. С. 432.
7. Ветшева В.Ф., В.Г. Луканин. Наш XX век. Дороги памяти, страницы истории Красноярского спорта. - Красноярск. 2010.
8. Герасимова И.С., Королева Л.А. Реализация государственной спортивной политики в СССР в начале 1950-х гг. (на примере Пензенской области) // Молодежный научный вестник №3(15). Стерлитамак, 2017. С.1016;
9. Гущин Н.Я. Население Сибири в XX веке: основные тенденции и катаклизмы в развитии. - Новосибирск. 1995.
10. Деметер Г.С. 70 лет советского спорта: люди, события, факты. - М., 1987;
11. Деметер Г.С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения. - М., 2005;
12. Исаев И.Ф. Региональный музей и школа: формы современной деятельности: учеб. - метод. пособие / И.Ф. Исаев, С. И Тарасова. - Белгород: Изд - во БелГУ, 2006. С. 188.
13. Королева Л.А., Давыдов А.С. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта в СССР в начале 1950-х годов // Научнометодический электронный журнал КОНЦЕПТ №4. - Киров, 2015. С. 116-120;
14. Крюкова Н. Воспитание краеведением: формы и методы / Н. Крюкова // Воспитательная работа в школе. - 2012. - №3.
15. Кукушкин B.C. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие / В. Кукушкин. - Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. С.320....31