Методика физической реабилитации для учащихся средних классов с избыточной массой тела (с ожирением) (Теория и методика физического воспитания, Ставропольский государственный педагогический институт)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ лицей №15 города Ставрополя.
Выборка: 10 учащихся средних классов с избыточной массой тела (возраст 13-14 лет).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА 5
1.1 Возрастные особенности развития физических качеств учащихся средних классов 5
1.2 Особенности физического состояния учащихся с избыточной массой тела 7
1.3 Средства, методы и принципы организации физической реабилитации для учащихся средних классов с избыточной массой тела 11
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 14
2.1 Методы исследования 14
2.2 Организация исследования 15
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА 17
3.1 Содержание экспериментальной методики физической реабилитации для учащихся средних классов с избыточной массой тела 17
3.2 Анализ и обобщение результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Актуальность исследования. Проблема избыточной массы тела и ожирения у школьников становится все более значимой, так как число детей с избыточным весом неуклонно растет, что вызывает множество негативных последствий для их физического и психического здоровья. Учащиеся средних классов находятся в критическом возрастном периоде, когда идет активное формирование основных физических качеств, и наличие ожирения в этот период может стать препятствием для полноценного физического развития, ухудшить качество жизни, а также повысить риск развития хронических заболеваний в будущем. Физическая реабилитация, специально разработанная для данной возрастной группы, может стать важным инструментом для улучшения их физического состояния и профилактики дальнейших осложнений, связанных с избыточной массой тела. Однако вопрос подбора эффективных методов и средств реабилитации требует особого внимания, поскольку методика должна учитывать не только физиологические, но и психологические аспекты, обеспечивая комфортные и безопасные условия для занятий физической активностью.
Объект исследования – физическая реабилитация ак компонент системы оздоровления.
Предмет исследования – особенности, методика и средства физической реабилитации учащихся средних классов с избыточной массой тела.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически апробировать методику физической реабилитации для учащихся средних классов с избыточной массой тела (с ожирением).
Задачи исследования:
1) Провести анализ специальной литературы по теме исследования для определения возрастных и физиологических особенностей учащихся средних классов с избыточной массой тела, а также изучения существующих подходов и методик физической реабилитации данной группы.
2) Определить и обосновать теоретико-методические основы физической реабилитации учащихся средних классов с избыточной массой тела, включая средства, методы и принципы, наиболее эффективные для улучшения их физического состояния.
3) Провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы по применению разработанной методики физической реабилитации, с оценкой эффективности и динамики показателей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
База исследования – МБОУ лицей №15 города Ставрополя.
Методы исследования – теоретическое изучение и анализ педагогической, научно-методической литературы; метод теоретического анализа; сравнительно-сопоставительный анализ теоретических взглядов ученных, систематизация и классификация имеющихся материалов; педагогический эксперимент, математическая обработка результатов.
Структура и объем работы – работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Объем работы – 30 страниц.
В ходе написания курсовой работы были сделаны следующие выводы:
1) Анализ специальной литературы по теме исследования показал, что проблема избыточного веса и ожирения у учащихся среднего звена школьного возраста требует комплексного подхода. Литературные источники указывают на необходимость учета возрастных и физиологических особенностей подростков, таких как изменения в гормональном фоне, рост мышечной массы у мальчиков и увеличение жировой ткани у девочек. В исследованиях особо подчеркивается важность развития выносливости, силы, гибкости и координации движений для общего укрепления организма и улучшения физического состояния детей с избыточной массой тела. При этом программы реабилитации должны основываться на игровых формах активности, включать аэробные и силовые упражнения, а также иметь постепенное увеличение нагрузки, что, согласно литературе, повышает приверженность подростков к физической активности и снижает риск возникновения хронических заболеваний.
2) Особенность теоретико-методического исследования заключается в его направленности на комплексную разработку методики физической реабилитации для подростков с ожирением. Теоретическая часть исследования позволила обосновать выбор физических упражнений и методов, которые подходят для учащихся данного возраста. Основной упор был сделан на использование игровых и аэробных упражнений, которые способствуют улучшению кардиореспираторной выносливости, снижению уровня жировых отложений и формированию позитивного отношения к физической активности. Методическая часть включала планирование занятий с акцентом на индивидуальный подход, мотивационные беседы и использование методик, направленных на повышение уровня самооценки учащихся. Принципы постепенного увеличения нагрузки, систематичности и комплексного подхода также легли в основу программы, что позволило сделать её адаптированной для подростков с избыточной массой тела.
3) Анализ результатов исследования подтвердил эффективность предложенной методики физической реабилитации. На контрольном этапе эксперимента у участников наблюдалось снижение частоты сердечных сокращений в покое, что указывает на улучшение работы сердечно-сосудистой системы. Также произошло небольшое снижение индекса массы тела у большинства участников, что свидетельствует о начале положительных изменений в их физическом состоянии. Результаты тестов на выносливость, такие как «Лестница», «Приседания» и «Подскоки», показали улучшение силовой выносливости и общей физической подготовленности. Кроме того, программа оказала положительное влияние на психологическое состояние учащихся, повысив их интерес к занятиям физической культурой и осознание важности здорового образа жизни.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.