Введение 3
1 Слабовидящие дети дошкольного возраста 6
1.1 Причины и профилактика нарушения зрения у слабовидящих
дошкольников 6
1.2 Психологические особенности слабовидящих детей 12
1.3 Особенности образовательного процесса слабовидящих детей 15
1.3.1 Специфика обучения и восприятия информации 15
1.3.2 Организация процесса обучения слабовидящего ребенка
дошкольного возраста 19
1.3.3 Универсальные методы обучения слабовидящих дошкольников 21
1.4 Компьютерные технологии в коррекционной работе со слабовидящими детьми 26
1.4.1 Преимущества ИКТ в образовательном процессе 26
1.4.2 Используемые технологии для обучения слабовидящих 29
2 Мультимедийные презентации для работы со слабовидящими детьми 36
2.1 Теоретическое обоснование необходимости использования
мультимедийных презентаций в дошкольных образовательных учреждениях . 36
2.2 Анализ мультимедийных презентаций, используемых в работе со
слабовидящими детьми 40
2.3 Создание мультимедийной презентации для коррекционной работы со
слабовидящими детьми 48
Заключение 55
Список используемых источников 57
Приложения 61
В настоящее время наша жизнь тесно связана с информационными технологиями. Информационные технологии окружают нас повсюду: в кругу семьи, на работе, на отдыхе и даже в таких сферах как образование и медицина. Внедрение таких технологий в большинство сфер жизни общества способствует модернизации и развитию этих сфер, поэтому изучение вопросов использования информационных технологий в образовании и последствий этого процесса является очень актуальным направлением для научных исследований.
Стоит отметить, что во время пандемии в следствие введённых ограничений, на удалённую работу перешли многие предприятия, а школы и ВУЗы - на дистанционное обучение. И именно в этот момент компьютерные технологии пришли на помощь. Необходимо учесть то, что более 40% россиян стали чаще использовать мессенджеры, а количество клиентов видеоплатформы Zoom за период пандемии увеличилось на 458% [30]. Отсюда следует, что активно использовались социальные сети, видео и аудио платформы с целью проведения конференций и вебинаров.
Обратим внимание на то, что особо незащищёнными оказались люди с ОВЗ и без того сталкивающиеся с трудностями, но в период введения локдауна было проведено много работы (адаптация множества сайтов, голосовые помощники) в направлении компьютерных технологий. Современные мультимедийные технологии подразумевают зрительное и слуховое восприятие получения информации, таким образом, расширяют способности слабовидящих детей в получении различной информации.
Необходимо подчеркнуть, что порядка 80% информации поступает посредством визуального восприятия, соответственно, с целью его развития следует применять все без исключения разновидности детской деятельности: игру, труд, а также повседневную деятельность. Подобная активность позволит детям сформировать практические навыки и научит удовлетворять жизненно важные потребности, несмотря на нарушение.
Нынешним ученикам дошкольных образовательных учреждений необходимо быть готовыми с успехом интегрироваться в социум. Контролировать данную задачу может помочь глобальное введение информационных компьютерных технологий в общеобразовательный процесс. Ярким примером наиболее часто используемых технологий являются мультимедийные презентации.
Мультимедийные презентации позволяют сделать деятельность воспитателя и учащегося детского сада более интересной, вовлечённой, а также усовершенствовать качество обучения. Иными словами, у детей возникает интерес к обучению, когда материал воспроизводится на мониторах, а также в момент обучения за компьютером, слабовидящие дети имеют возможность работать в подходящем для себя темпе. Мультимедийная презентация является наглядным пособием и способствует высокому уровню усвоения материала, так как при просмотре презентаций учащиеся задействуют многие каналы восприятия (слуховой, зрительный, эмоциональный). Современные компьютерные программы позволяют преображать звук и видео для достижения спецэффектов, которые обязательно заинтересуют детей и мотивируют к познавательной деятельности, а также в мультимедиа-презентации можно интегрировать звук, видео, анимацию, что существенно упрощает образовательный процесс. Кроме того, использование наглядных пособий в обучении развивает наблюдательность, внимание, речь и мышление учащихся.
Актуальность работы заключается в том, что с каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается (по данным федеральной службы государственной статистики в Российской федерации за 2020 год насчитывается 29 926 900 детей в возрасте от 0 до 14 лет с ограниченными возможностями здоровья, из них 1 011 100 детей, имеющих болезни глаза и его придаточного аппарата), и чтобы отвечать запросам общества, необходимо внедрять компьютерных технологий в образовательном процессе для детей с особенностями зрения.
Объект исследования - слабовидящие дети дошкольного возраста.
Предмет исследования - мультимедийные презентации для работы со слабовидящими детьми дошкольного возраста.
Целью работы является разработка мультимедийной презентации для работы со слабовидящими детьми дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты особенностей слабовидящих детей;
- изучить возможности мультимедийных технологий в коррекционно-развивающей работе со слабовидящими детьми и провести анализ мультимедийных презентаций;
- проанализировать универсальные методы обучения слабовидящих детей;
- создать мультимедийную презентацию на основе выбранных методов обучения.
В рамках выпускной квалификационной работы были изучены особенности слабовидящих детей и преимущества мультимедийных презентаций в работе с ними, а также был проведён анализ презентаций и универсальных методов обучения детей.
В ходе проведения анализа мультимедийных презентаций были выявлены критерии, которые важно учитывать при создании презентаций для дошкольников с нарушением зрения. На основании определённых критериев проходила работа над презентацией, которая включает в себя: анимацию главного героя и его звуковое сопровождение, загадки с демонстрацией правильных ответов, познавательную информацию и две игры.
Заслуживает быть отмеченным этап, который проводился над созданием конспекта урока. Поскольку в конспекте фиксируется содержание и последовательность учебного процесса, он помогает в систематизации материала и построении логической последовательности изложения информации, что заметно экономит время при подготовке мультимедийной презентации к уроку.
Основываясь на результатах проделанной работы можно сделать вывод, что мультимедийная презентация - это удобный и эффективный способ представления обучающих материалов с помощью различных компьютерных программ, сочетающий в себе динамику, звук, изображение, спецэффекты - то есть факторы, привлекающие внимание ребенка. С помощью мультимедийных презентаций представляется возможным демонстрировать различные наглядные пособия с помощью проектора и проекционного экрана в увеличенном виде, использовать фоны, улучшающие зрительное восприятие при демонстрации объектов, а также трансформацию аудио-, видео- и анимационных эффектов в единое целое, что способствует более полному получению объема информации. Таким образом, применение мультимедийных презентаций позволяет оптимизировать образовательный коррекционно-педагогический процесс, вывести процесс обучения детей с нарушениями развития на индивидуальную образовательную траекторию и повысить эффективность умственной деятельности.
По итогу выпускной квалификационной работы была разработана и протестирована мультимедийная презентация для работы со слабовидящими детьми дошкольного возраста. Таким образом, поставленная цель была достигнута, а задачи выполнены.
1 Дефектологический словарь - слабовидящие дети [Электронный ресурс]: Дефектология- Режим доступа: http://www.defectology.ru/
2 Психологические особенности детей с нарушением зрения [Электронный ресурс]: Официальный сайт детского сада №18 город Чита. - Режим доступа: https://ds18chita.ru/index.php
3 Консультация для воспитателей: «Профилактика нарушений зрения
у детей дошкольного возраста» [Электронный ресурс]: Ведущий
образовательный портал России. - Режим доступа: https://infourok.ru/
4 Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. -- СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.
5 Здравоохранение в России [Электронный ресурс]: Федеральная служба государственной статистики - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/
6 Особенности психического развития слепых и слабовидящих детей [Электронный ресурс]: Московский институт коррекционной педагогики - Режим доступа: https://www.defectologiya.pro/
7 Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: учебное пособие / Л.И. Плаксина. — М.: РАОИКП, 1999. - 253 с.
8 Профилактика нарушений зрения у детей: как сберечь детские
глазки? [Электронный ресурс]: Московский институт коррекционной
педагогики - Режим доступа: https://www.defectologiya.pro/
9 Профилактика нарушений зрения у дошкольников [Электронный ресурс]: Международный образовательный портал - Режим доступа: http s: //www. maam.ru/
10 Об особенностях развития ребёнка с нарушением зрения [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/
11 Дети с нарушением зрения, имеющие трудности в обучении (из
опыта работы) [Электронный ресурс]: Авторские, энциклопедические,
справочные материалы - Режим доступа: https://pandia.ru/
12 Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
13 Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. - М.; ГороД, 1998. - 262с.
14 Особенности использования информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с нарушениями зрения [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» - Режим доступа: https: //cyberleninka.ru/
15 Использование ИКТ в работе с детьми с нарушением зрения [Электронный ресурс]: Международный образовательный портал - Режим доступа: https://www.maam.ru/
16 Российские ученные создали компьютерные игры для обучения слабовидящих детей [Электронный ресурс]: Международный русский проект - Режим доступа: https://wir.com.ru/
17 Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения [Электронный ресурс]: Авторские, энциклопедические, справочные материалы - Режим доступа: https://pandia.ru/
18 Ярославцева Е.И. Особые потребности - особые возможности: Smart board-технологии для развития потенций нестандартного ребенка / Е.И.Ярославцева // XVII Международная конференция-выставка ("ИТО-2007") 9-11 ноября 2007 года, г. Москва. - Режим доступа: http://www.ito.su/main.php?pid=26&fid=6973
19 Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс надежная правовая поддержка - Режим доступа: http: //www.consultant .ru/
20 Об инклюзивном образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Образовательный портал УР - Режим доступа: https://ciur.ru
21 Информационные и коммуникационные технологии в подготовке преподавателей. Руководство по планированию / [А.Л.Семенов, Н.Аллен, Д.И.Андерсон и др.]; под ред. А.Л.Семенова. - Division of Higher Education, ЮНЕСКО. - 2005. - 284 с.
22 Мультимедийные презентационные технологии [Электронный ресурс]: Образовательная социальная сеть - Режим доступа: https://nsportal.ru/
23 Использование мультимедийных презентаций в обучении детей с ОВЗ [Электронный ресурс]: Авторские, энциклопедические, справочные материалы - Режим доступа: https://pandia.ru/
24 Как создать компьютерную презентацию учебного материала в школе для детей с нарушением зрения [Электронный ресурс]: Школа - интернат - Режим доступа: http://mart-school.ru/
25 Каптерев П. Ф. Детская и педагогическая психология. М., 1999. С. 207.
26 Современная классификация приемов и методов обучения слепых и слабовидящих учащихся зрения [Электронный ресурс]: Мультиурок - проект для учителей - Режим доступа: https://multiurok.ru/
27 Стернина Э.М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих детей. - Л., 1980.
28 Острота зрения зрения [Электронный ресурс]: ГОУ «Василевичская общеобразовательная школа интернат для детей с нарушением зрения» - Режим доступа: https://sp-vasilevichi.schools.by/
29 Зрение 0.2 зрения [Электронный ресурс]: Здоровье и красота глаз- Режим доступа: https://proglazki.ru/
30 Эффект пандемии: за три месяца карантина сервис Zoom получил годовую прибыль [Электронный ресурс]: Новостной сайт- Режим доступа: https://habr.com/ru
31 Тинькова Е.Л., Козловская Г.Ю. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Учебное пособие - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. - 137 с.
32 Научно-теоретический журнал Дефектология, М.: Школа-Пресс, 1996. - 96 с.
33 Роберт И. В. Информатизация образования как новая область педагогического знания /И. В. Роберт. - [Электронный ресурс]: Российский портал информатизации образования - Режим доступа: http://portalsga.ru