Введение 3
Глава 1. Факторы риска нарушения осанки и зрения при работе за компьютером как психолого-педагогичекая и физиолого-гигиеническая проблема
1.1 Характеристика факторов риска нарушений осанки и зрения у детей
младшего школьного возраста при работе за компьютером 6
1.2 Организация работы за компьютером детей младшего школьного
возраста 15
1.3 Меры профилактики нарушений осанки и зрения младших школьников
при работе за компьютером 22
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению факторов риска нарушений осанки и зрения у младших школьников при работе за компьютером
2.1 Критерии и уровни факторов риска нарушений осанки и зрения у
младших школьников при работе за компьютером 34
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 37
2.3 Методические рекомендации по снижению влияния факторов риска на
возникновение нарушений осанки и зрения у младших школьников при работе за компьютером 53
Выводы по 2 главе 76
Заключение 78
Список литературы 81
Приложения 85
Сегодня представить будущее без компьютера невозможно. Работа на нем обучает детей новому, более простому и быстрому способу получения и обработки информации. Компьютер может стать помощником в интеллектуальном развитии ребенка, освоении им профессии, а может -разрушить здоровье. В наше время проблема влияния компьютерных технологий на здоровье школьников стоит очень острым вопросом. По результатам исследований состояния здоровья учащихся в школе за 2016 год стало известно, что уже в конце первого года обучения увеличивается число детей с понижением остроты зрения в 1,45 раза, с нарушением осанки - в 1,32 раза. Решающую роль здесь играет такой фактор, как работа на компьютере. Поэтому важно выработать такие приемы работы с компьютером, при которых человек сможет получать такую же пользу от компьютера, как и всегда, не нанося при этом существенный вред своему организму.
Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но все же не следует переходить грань разумного в использовании компьютера — и в учебной деятельности и в организации своего досуга. Это предупреждение обусловлено тем, что длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях организма человека: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате. Данные проблемы отражаются и на физическом и на психическом состоянии пользователя компьютерной техникой.
Конечно, в период школьной жизни ученика именно от учителя зависит то, какое влияние на здоровье учащихся оказывают процесс обучения и внутришкольная среда. Использование новых технических средств обучения, с одной стороны, повышает наглядность обучения и создает условия для сохранения работоспособности. С другой стороны, по сравнению с обычными уроками увеличивается объем информации, получаемой учащимися. И хотя форма подачи информации в таком виде более наглядна, возросший объем информации увеличивает напряжение в работе за компьютером, приводит к возрастанию нагрузки на организм ребенка. Актуальность рассматриваемого в данной работе вопроса обусловлена тем, что в наше время многие дети тратят большое количество времени на компьютер и при неправильном его использовании могут получить различные проблемы в категории нарушения осанки и зрения, если не реализовывать различные меры по избежанию данных нарушений...
Научно-технический прогресс внес серьезные изменения в условия учебной деятельности детей. Труд учеников стал более напряженным. Помимо выполнения различных учебных заданий, дети достаточно много времени проводят, сидя за компьютером в свободной форме, ради развлечения. Все это пагубно влияет на их здоровье, а в большей степени ведет к нарушению осанки и зрения. Зуева И. А. выделяет основные факторы, способствующие в будущем возникновению нарушений осанки и зрения у младших школьников при работе за компьютером:
1. Пониженная осведомленность детей о правилах поведения и несоблюдение данных правил во время работы за компьютером.
2. Чрезмерная увлеченность компьютером, которая в главной мере выражается большим количеством времени, которое младший школьник тратит на компьютер.
Необходимо знать весь комплекс здоровьесберегающих технологий, чтобы руководствоваться требованиями по правильному оборудованию кабинетов с компьютерной техникой. Только после этого организовывать работу детей с компьютером. Также необходимо соблюдать меры профилактики, которые помогут предотвратить нарушения осанки и зрения и сохранить наш организм здоровым.
Необходимо позаботиться о правильной посадке ребенка. Следует обеспечить детей современной компьютерной мебелью, которая была бы удобна в использовании и не доставляла чувства дискомфорта, но не следует забывать о том, что она по возможности должна выбираться для каждого ребенка. Также не следует забывать и о самом компьютере. Необходимо стремиться к обеспечению детей современной компьютерной техникой (жидкокристаллические дисплеи, использование различных современных эргономичных клавиатур). В ином случае необходимо снабдить технику специальными защитными устройствами (защитный фильтр). Должен быть установлен правильный режим работы и отдыха, который должен сопровождаться проведением различных упражнений от усталости глаз, спины. Во время занятий должны быть также включены физкультурные минутки и физкультурные паузы для повышения внимания, умственной работоспособности и эмоционального тонуса. Кроме того, они помогают уменьшить нагрузку на позвоночник и предупредить нарушение осанки.
Соблюдение этих мер приводит к тому, что у ребенка повышается работоспособность в школе, сокращается число различных заболеваний. Он не слишком быстро утомляется, а даже наоборот, находится в хорошем расположении духа и не жалуется на плохое самочувствие.
Также важно периодически проводить беседы с детьми о возможных последствиях взаимодействия с компьютером, инструктаж о правилах работы за компьютером, чтобы сформировать правильное отношение ребенка к своему здоровью, потому что все вышеперечисленные мероприятия могут оказаться напрасными, если ребенок сам не оценит сложившуюся ситуацию и не изменит поведение во время работы на компьютере.
На основе изучения психолого-педагогической и физико-гигиенической литературы были выделены критерии и подобраны соответствующие методики: на знание и соблюдение правил при работе за компьютером, увлеченность детей компьютером, в ходе которых было выявлено, что большинство учащихся пренебрегает факторами, которые ведут к риску возникновения нарушений осанки и зрения. Поэтому необходимость включения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, дополнительной работы учителя по снижению влияния факторов риска нарушений осанки и зрения при работе за компьютером необходимы.
В качестве методических рекомендаций по минимизации факторов риска нарушений осанки и зрения младших школьников при работе за компьютером, мы выделили 3 основных направления работы:
1. Работа с учащимися.
2. Работа с родителями учащихся.
3. Подбор комплексов упражнений для осанки и зрения (физминуток) и игр, направленных на профилактику утомления мышц туловища и зрительного анализатора в учебном процессе (в школе и дома).
1. Агабабян Н.В., Любимова С.В. Использование здоровьесберегающих технологий при проведении занятий по информатике с детьми. Тамбов, 2008. - 85 с.
2. Агеев А. А., Кузнецов Д. В. : «Правила поведения при работе за
компьютером» / [Электронный ресурс] // Режим доступа :
http://testedu.ru/test/informatika/5-klass/test-po-texnike-bezopasnosti-v-kabinete- informatiki.html/ свободный. 20.05.2018
3. Артюнина Г.П., Гончар Н.Т., Игнатькова С. А.. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 200. 304 с.
4. Бакунина М.И. Основы здорового образа жизни 1-4 кл. ФГОС - Москва. СПб.: 2015. - 559 с.
5. Баловсяк Н. В. Компьютер и здоровье. Спб.: 2008. - 32 с.
6. Белостоцкая Е.М. Гигиена зрения. М.: 1980. - 30 с.
7. Бирич Т.А. «Глазные болезни». «Вышэйная школа». - 1997 г. - 48 с.
8. 14 Богатова Т. М., Лапрун И. А. Компьютер и здоровье — это совместимо? Ростов н/Д: Феникс; М.: MET, 2003. - 105 с.
9. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология. - 2004. - 86 с.
10. Видеодисплейные терминалы и здоровье пользователей. М.: Медицина, 1999. - 45 с.
11. Глаза и компьютер. Как компьютер влияет на зрение / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.horosheezrenie.ru/kompjuter-i-zrenie/ свободный . 30.05.2017
12. Гун Г. Е. Компьютер: как сохранить здоровье: Рекомендации для детей и взрослых. - М.: Олма-Пресс, 2003. - 142 с.
13. Демирчоглян Г.Г. «Как сохранить и улучшить зрение». М.: 2003 г. - 48 с.
14. Евсеева Е. И. Дети и компьютер: вред и польза умной машины. - М.: 2009. - 38 с.
15. Закиров А. Л., Костенко А. Н. Новые технологии и здоровье. М.: Просвещение, 1999. - 201 с...50