Введение
Глава 1. Теоретические основы интерактивности и применение
интерактивных тренажеров
§ 1 Интерактивность и основные концепции взаимодействия человека с
компьютером 8
§2 Обзор и классификация интерактивных тренажеров 9
§3 Роль виртуальной реальности в создании интерактивных тренажеров и применение в разных областях деятельности 18
Глава 2. Технологии и программное обеспечение для разработки VR-тренажера "Метаместорождение"
§1. Технологии 3И-визуализации и их применение в VR-тренажерах
§2. Сравнение и выбор программного обеспечения для разработки VR-тренажера
§3. Ограничения и специфика работы на VR устройствах
Глава 3. Процесс создания 30-визуализации для VR-тренажера "Метаместорождение"
§ 1. Моделирование объектов с низким полигональным разрешением вBlender
§2. Создание UV-развертки объектов
§3. Текстурирование моделей
§4. Работа в Unity
Заключение
Приложение А
Список использованных источников
В условиях современной нефтегазовой индустрии обучение высококвалифицированных специалистов является одной из самых актуальных проблем, в связи с тем что обучение на реальном оборудовании может быть опасным, трудоемким и дорогостоящим процессом. В данном контексте, разработка эффективных тренажеров на базе виртуальной реальности становится наиболее перспективным и инновационным решением.
Большинство специалистов, работающих в нефтегазовой отрасли, особенно на нефтегазовых месторождениях, сталкиваются с множеством сложных и ответственных задач. Они должны иметь обширные знания и навыки, чтобы эффективно и безопасно выполнять свою работу. Однако обучение и тренировка этих специалистов представляют собой значительную проблему. Традиционные методы обучения, такие как лекции, семинары и даже практические занятия на учебных стендах или макетах оборудования, не всегда обеспечивают необходимую степень погружения и практического опыта.
Большая часть работы на месторождении требует от специалистов применения конкретных навыков и знаний на практике, и часто эти навыки сложно получить вне реальной рабочей среды. Однако обучение в реальной рабочей среде чревато рисками, связанными как с безопасностью специалистов, так и с возможностью повреждения дорогостоящего оборудования. Поэтому возникает необходимость в обучении, которое бы предоставляло специалистам возможность тренироваться и улучшать свои навыки в безопасной и контролируемой среде, где ошибки не приведут к серьезным последствиям.
Объектом исследования является виртуальные тренажеры на базе сцены с SD-визуализацией, состоящий из большого количества интерактивных моделей, механик и процессов. Основным предметом исследования будут являться методы и подходы к созданию SD-моделей, а также их оптимизация, и правильная интеграция с механиками, которые необходимы в рамках работы VR-тренажера.
Целью данной дипломной работы является разработка и оптимизация 3D сцены для интерактивного VR-тренажера "Метаместорождение", обеспечивающего эффективное обучение студентов и профессионалов в области нефти и газа. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы интерактивности и способыприменения интерактивных тренажеров.
2. Проанализировать технологии и виды программного обеспечениядля разработки VR-тренажера "Метаместорождение".
3. Разработать 3D-визуализацию для VR-тренажера "Метаместорождение"
В качестве методологии исследования для решения поставленных задач используются теоретические и практические подходы, включая анализ существующих работ, связанных с VR-тренажерами в области нефти и газа, а также методы компьютерной графики, 3D-моделирования, программирования и оптимизации производительности.
Структура данной дипломной работы состоит из введения, основных глав, заключения и списка литературы. В основных главах рассматриваются теоретические аспекты необходимые для понимания что такое интерактивность и интерактивный тренажер в общем, виды интерактивных тренажеров, методы создания 3D-моделей и анимаций, реализация механик взаимодействия, оптимизация производительности сцены, тестирование и оценка эффективности VR-тренажера.
В результате выполнения данной работы ожидается разработка интерактивного VR-тренажера "Метаместорождение", способствующего обучению студентов и профессионалов в области нефти и газа. Созданный VR-тренажер предлагает уникальные возможности для изучения и освоения процессов, связанных с работой на месторождениях, в безопасной и контролируемой среде. Ожидается, что результаты данной работы будут полезными для преподавателей, студентов и специалистов в области нефти и газа, а также смогут быть адаптированы для других областей применения VR-технологий.
Таким образом, успешное выполнение данной работы позволит значительно расширить возможности обучения и подготовки специалистов в нефтегазовой отрасли, снизив риски и затраты, связанные с обучением на реальном оборудовании, и предоставить практические навыки и знания, необходимые для успешного выполнения профессиональных задач.
В ходе работы над дипломным проектом были успешно выполнены поставленные задачи. Был проведен анализ интерактивности и основных концепций взаимодействия человека с компьютером, осуществлен обзор существующих тренажеров, определена роль виртуальной реальности в создании интерактивных тренажеров.
Было выполнено создание детализированных и реалистичных 3D- моделей с интерактивными элементами, была разработана модульная система объектов и иерархия больших интерактивных моделей, создано окружение, анимация объектов, жидкостей, газов, и выполнена оптимизация сцены для работы на автономных VR-устройствах, что обеспечило создание функционального и качественного VR-тренажера «Метаместорождение».
Результаты данной работы, как ожидалось, показали важность и эффективность применения технологии виртуальной реальности в сфере обучения нефтегазовой индустрии. VR-тренажер «Метаместорождение» предоставляет возможность погрузиться в реалистично воссозданное виртуальное пространство нефтегазового месторождения, где пользователь может практиковаться и улучшать свои навыки в безопасной и контролируемой среде.
Данная работа имеет важное значение, так как она открывает новые возможности для обучения и подготовки специалистов в нефтегазовой отрасли. В будущем это может способствовать повышению качества обучения, безопасности и эффективности работы на месторождении.
Будущие исследования в этой области могут включать разработку дополнительных модулей и механик, а также адаптацию VR-тренажера для обучения в других областях нефтегазовой промышленности. Кроме того, возможно дальнейшее совершенствование и оптимизация VR-тренажера для более сложных и обширных виртуальных сред.
Одним из ключевых успехов данной работы является реализация эффективного и интерактивного VR-тренажера, который позволяет студентам и специалистам практиковать сложные процессы и операции на виртуальном месторождении нефти и газа без реальных рисков и значительных затрат. Использование VR-технологий для обучения открывает новые горизонты и ставит новые стандарты в подготовке специалистов в нефтегазовой отрасли.
Тем не менее, следует отметить, что разработка и внедрение VR- тренажера «Метаместорождение» - это только первый шаг на пути к полноценному использованию виртуальной реальности в обучении нефтегазовых специалистов. Возможности этой технологии еще далеко не исчерпаны, и в будущем она может стать инструментом не только для обучения базовым навыкам и процедурам, но и для подготовки к решению более сложных и нетривиальных задач.
В заключении хочется отметить, что успешное выполнение этой работы подтверждает возможность и эффективность применения технологии виртуальной реальности в образовательном процессе. Виртуальный тренажер «Метаместорождение» становится уникальным и инновационным инструментом для подготовки специалистов в нефтегазовой отрасли, и этот опыт может быть полезен для развития VR-технологий и их применения в других областях образования и науки.
1. Хокинг, Д. Unity в действии / Д. Хокинг. - 2015. - 416 с.
2. Бонд, Д. Г. Введение в игровой дизайн, прототипирование и разработку / Д. Г. Бонд. - 2014. - 1296 с.
3. Батфилд-Эддисон, П. Кулинарная книга по разработке игр Unity: основы для каждой игры / П. Батфилд-Эддисон, Д. Мэннинг, Т. Ньюджент. -2015.- 408 с.
4. Best Practices For Organizing Your Unity Project // Unity.com :
[сайт] - URL: https://unity.com/how-to/organizing-your-project(дата обращения: 24.03.2023).
5. Ферроне, Х. Изучение C # путем разработки игр с помощью Unity / Х. Ферроне. - 2018. - 458 с.
6. Гейг, М. Разработка игр на Unity за 24 часа / М. Гейг. - 2013. - 464 с.
7. Рид, М. C #: 3 книги в 1 / М. Рид. - Год издания неизвестен. - 344 с.
8. Фелисия, П. Unity от нуля до мастерства (основы) / П. Фелисия. - 2016.- 240 с.
9. Уокер, Ф. Сертифицированный программист Unity: руководство по сдаче экзамена / Ф. Уокер. - 2020. - 762 с.
10. Борромео, Н. А. Практическая разработка игр в Unity 2022 / Н. А. Борромео. - 2022. - 712 с.
11. Кеннеди, Ч. Учебник по виртуальной реальности: Unity, VR и C# / Ч. Кеннеди. - 2017. - 352 с.
12. Гонсалвес, Р. Разработка VR с использованием Unity и C# / Р. Гонсалвес. - 2019. - 376 с.
13. Лиммер, С. Создание VR-игр с использованием Unity / С. Лиммер. - 2019. - 288 с.
14. Правильно программируем. Используем полиморфизм. Общая
логика игровых персонажей // Habr.com: [сайт] - URL:
https://habr.com/ru/articles/195970/(дата обращения: 12.02.2023).
15. Хейлс, К. Введение в виртуальную ральность: разработка приложений с использованием Unity / К. Хейлс. - 2018. - 392 с.
16. Мюллер, Я. Unity VR-разработка: Руководство для начинающих / Я. Мюллер. - 2020.
17. В чем разница между VR и AR? / РБК тренды : [сайт] - URL:
https: //trends .rbc.ru/trends/industry/5db 179279a79472d7 aa9e5 8a (дата
обращения: 03.02.2023).
18. Документация по C# / Microsoft : [сайт] -
https://learn.microsoft.com/ru-ru/dotnet/csharp/(дата обращения: 01.12.2022).
19. UnityScript VS C#: Choosing Unity's Language / Marketsplash : [сайт]
- https://marketsplash.com/tutorials/c-sharp/unityscript-vs-csharp/ (дата
обращения: 03.02.2023).
20. MonoBehaviour / Unity Documentation : [сайт] - URL:
https://docs.unity3d.com/ScriptReference/MonoBehaviour.html(дата обращения: 05.04.2023).
21. Prefabs / Unity Documentation : [сайт] - URL:
https://docs.unity3d.com/ru/530/Manual/class-Animator.html(дата обращения: 14.05.2023).
22. Константинов М. А. VR-тренажеры для государственных
гражданских служащих // Вестник Университета Правительства Москвы. 2021. № 2. С. 47 / Elibrary [сайт] :
URL:https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=64100(дата обращения: 02.03.23).