ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕТСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.6
1.1. ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. 6
1.2. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ДЕТСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СИЛАМИ ПЕДА¬ГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ДЕТСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В МБОУ Г.
ЖЕЛЕЗНОГОРСКА СОШ № 98. 25
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА МБОУ Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСКА СОШ 2 98. 25
2.2. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ДЕТСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В МБОУ Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСКА СОШ № 98. 40
ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ДЕТСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
СИЛАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА 49
3.1. БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 49
3.2. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 58
3.3. ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ ВОЗМОЖНОГО ПОХИЩЕНИЯ И НАСИЛИЯ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Актуальность данной темы на сегодняшний день достигает своей критической точки. Жизнь и здоровье ребенка - важнейший аспект для каждого человека. Дети - одна из самых уязвимых категорий населения: их подстерегает множество опасностей, угрожающих их жизни и здоровью (как дома, в быту, на улице; так и в виртуальном интернет-пространстве). Но понимание важности соблюдения мер своей личной безопасности - это не «характерная особенность возрастного созревания», а продукт социального воспитания, основным механизмом которого является социальное подражание. Одним из условий является обеспечение безопасности и создание условий, в которых минимизированы риски травм, заболеваний, гибели детей и молодежи.
В сфере обеспечения безопасности детей политика российской Федерации является неотъемлемой частью общей политики государства. Ущемление прав детей до сих пор остаётся в России одной из важнейших проблем. Признание детей самостоятельными субъектами права требует выработки гарантий для обеспечения и защиты их как носителей данного права, поскольку ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в том, чтобы обстановка, в которой он развивается как до, так и после рождения была безопасной. Забота о безопасности детей предполагает создание не только со стороны родителей, но и со стороны государства безопасных условий для их полноценной жизни.
Как нам демонстрирует практика, имеют место злоупотребление родителями такими непреложными правами ребенка, как право жить и воспитываться в семье, на родительскую заботу и любовь, уважение человеческого достоинства. Широко распространённые в российском обществе пьянство и наркомания сопровождаются распадом личности, и человек превращается в жестокое и агрессивное создание, в обществе которого живут дети, они вбирают в себя негативный опыт, который приводит в будущем к их девиантному поведению. Среди средств защиты прав ребенка главное место занимают правовые нормы. Их весьма большое количество, но эти меры не всегда при - меняются на нужном уровне. На сегодняшний день более 140 нормативноправовых актов прямо или косвенно направлены на защиту детства. В связи с тем фактом, что на протяжении последнего десятилетия во всем мире ярко проявилась острота вопросов защиты детей, Российская Федерация в 1990 г. ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка, которая оказала большое влияние на Семейный кодекс Российской Федерации, особенно в части, посвященной правам ребенка в семье. Так, ч.2 ст. 63 СК РФ обязывает родителей заботиться о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей [1]. В преамбуле к Конвенции о правах ребенка 1989 г. [2] говорится о том, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимании...
В изучении актуальных современных проблем детской безопасности я опиралась на все теоретические знания, в том числе свои собственные о методах и способах решения этих проблем. Проведя исследования проблем детской безопасности на примере конкретного общеобразовательного учреждения (МБОУ СОШ № 98), мне удалось выявить наиболее существенные проблемы, а также определить действенные способы их решения силами учителей и педагогов.
На основании исследования удалось установить, что среди наиболее актуальных проблем детской безопасности значатся такие проблемы, как: информационная безопасность; безопасность на улице и дорогах; пожарная безопасность; безопасность личности от угроз насилия в любых его проявлениях, в домашней среде и школе, от угроз похищения.
На основании исследования были сделаны выводы о работе МБОУ СОШ № 98 и выявлены средства, методы и способы предупреждения возникновения проблем детской безопасности, в том числе сотрудничество со структурами МЧС, проведение мониторинга, для выявления нарушений пожарной безопасности.
Во избежание несчастных случаев, в том числе бытовых, связанных с различными видами опасностей, проводятся плановые инструктажи.
В образовательном учреждении МБОУ СОШ № 98 создана достаточная база регламентирующих документов. В соответствии с вышеперечисленными пунктами, МБОУ СОШ № 98 имеет все средства для предупреждения возникновения пожароопасной, или любой другой опасной ситуации, полностью готова к проведению безопасной учебно-познавательной деятельности.
В целях обеспечения дорожной безопасности, а также во избежание детского дорожно-транспортного травматизма, школа, как и все образовательные учреждения общего образования, сотрудничает с органами Госавтоинспекции ЗАТО Железногорска.
Выявлены методы и способы с помощью которых педагогический коллектив школы, либо конкретный учитель и педагог могут решить, либо посодействовать в решении таких актуальных проблем как: безопасность на дорогах и уменьшение случаев детского дорожно-транспортного травматизма; проблемы нарушения или незнания правил пожарной безопасности; проблемы детского насилия во всех его формах и проявлениях, а также проблемы похищения детей.
Достигнуты цели и задачи работы: проведён анализ проблемных ситуаций в МОУ СОШ № 98, выявлены пути их решения силами педагогического совета; обозначены наиболее актуальные проблемы детской безопасности. Найдены наиболее подходящие методы воспитания в обучающихся школы навыков защиты от опасностей, правил безопасного поведения.
В результате проведенных исследований удалось прийти к выводу, что результатом применения всех перечисленных методов должно стать снижение уровня детского дорожно-транспортного травматизма; понижение уровня возникновения опасных ситуаций по вине детей, снижение уровня гибели детей от различных угроз детской безопасности, что подтверждает актуальность работы.
1. Семейный кодекс Российской Федерации, 1995 г. Подписан Президентом РФ 29 декабря 1995 года. // Собрание Законодательства РФ, 1996. № 1. Ст. 16.
2. Конвенция о правах ребенка // Ведомость Съезда Народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст. 955.
3. «Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей», Доклад Независимого института социальной политики и детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), 2013 г.
4. Энциклопедический словарь «Глобалистика» (под ред. И.И. Мазура, А.Н. Чумакова), М.-СПб., Нью-Йорк, 2006
5. Программа развития ООН (ПРООН) «Доклад о человеческом развитии» 1993 г.
6. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. — 271 с.
7. Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 “О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года”, 2017г.
8. «Информационная безопасность школьников в образовательном учреждении»: авт. Саттарова Н.И/ Санкт-Петербург, 2003. - 24 с.
9. «Национальная стратегия действий в интересах детей» на 2012-2017 гг. утвержденная Указом Президента РФ № 761 от 01.06.2012 г
10. «Школа без насилия», методическое пособие, Синягина Н.Ю., Райфш- найдер Т.Ю., 2015.
11. «Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы» И. К. Шалаев; Московский гос. пед. ин-т им.
В. И. Ленина. - Барнаул; Москва: МГПИ, 1987. - 136 с.; 20 см.
12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373
13. «Методические аспекты профилактики детского дорожно-транспортного травматизма» / Т. А. Спицына, К. В. Мамонова/ 2016. — № 6.1 (110.1).
14. Роман "Милые кости", Элис Сиболд, яз. ориг. англ., 2002 г.
15. Статья "Профилактика насилия: что может сделать учитель", Барцева Е.А, 2015.г https://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2015/02/03/profilaktika- nasiliya-chto-mozhet-sdelat-uchitel..23