Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение рефлексии у студентов, обучающихся по направлению психолого¬педагогического образования 6
1.1 Теоретические основания рефлексии 6
1.2 Динамика психических процессов в юношеском
возрасте 12
1.3 Возможности развития рефлексии у студентов,
обучающихся по психолого-педагогическому
направлению 18
Выводы по Главе 1 23
Глава 2. Экспериментальное изучение рефлексии у студентов, обучающихся по психолого-педагогическому
направлению в ходе экспериментального исследования 23
2.1 Организация экспериментального исследования
динамики рефлексии у студентов, обучающихся по психолого-педагогическому направлению 23
2.2 Результаты экспериментального исследования
динамики рефлексии у студентов, обучающихся по психолого-педагогическому направлению 28
2.3 Программа развития рефлексии у студентов,
обучающихся по психолого-педагогическому
направлению 40
Выводы по Главе 2 45
Заключение 50
Список использованной литературы 55
Приложения 59
В современном постиндустриальном обществе меняется представление об образовании. Овладения системой знаний и наработки опыта по их применению уже недостаточно. Постоянный профессиональный рост, саморазвитие основываются на таком значимом личностном качестве как рефлексия. Именно она является основой субъектности, профессиональных знаний и актуального опыта, профессионального роста и профессиональных успехов. Только она позволяет выбрать эффективную индивидуальную траекторию профессионального развития.
В профессиях, связанных с образованием и развитием детей рефлексия как способность профессионала осознавать себя как субъект образовательного процесса, так и собственные интрапсихические процессы и состояния, играет существенную роль.
Феномен рефлексии как психического качества изучался целым рядом отечественных и зарубежных психологов. Рефлексивная проблематика разрабатывалась: как компонента структуры деятельности (Л. С. Выготский,
A. Н. Леонтьев и др.)[8], в контексте проблематики психологии мышления (В.
B. Давыдов, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов)[13,40,41], в качестве инструментального средства организации учебной деятельности (О. С. Анисимов, А. З. Зак, А. В. Захарова)[2], как результат осмысления своей жизнедеятельности (Ф. Е. Василюк, М. Р Гинзбург, Н.И. Гуткина, А. Ф. Лазурский)[27], как генетическое направление {В. В. Барцалкина, Ю. В. Громыко, Н. И. Люрья, Ж.Ж. Пиаже, В. И. Слободчиков)[45,46], в рамках "системомыследеятельного" подхода (А. А. Зиновьев, В. А. Лефевр, Г. П. Щедровицкий)[29,58], как фундаментальный механизм самопознания и самопонимания (В. В. Знаков)[21] и как закономерность и механизм управленческой деятельности и управления в целом (А. В. Карпов, Г. С. Красовский, В. Е. Лепский)[28].
В рамках профессиональной деятельности, в последние годы, рефлексия исследовалась: как профессиональная компетенция (В.Н. Белкина, И.И. Ревякина)[5], как фактор развитии индивидуальности студентов (М.Ю. Двоеглазова, И.Н. Семенов)[15,16,42], рассматривалась структура личностной рефлексии студентов (М.Ю. Двоеглазова), изучалась рефлексии деятельности через конструкты психологической функциональной системы деятельности (В.Д. Шадриков, С.С. Кургинян)[52,53,54], анализировались развитие личностной рефлексии учащихся педагогического колледжа (Т.А. Симакова)[44], динамика развития рефлексии студентов-психологов в процессе обучения в вузе (Т.Н. Болдинова)[7] и целый ряд других. Кроме того, существенное внимание уделялось формированию рефлексии учащихся и студентов как в рамках учебной, так и специально организованной деятельности (Е.И. Мишиной, Н.Г. Баженовой, Т.В. Дмитриевой)[3,17,33]. Однако данные работы не дают полного представления об актуальных особенностях рефлексии студентов, обучающихся по психолого-педагогическому направлению и о возможных методах ее формирования...
Несмотря на широкую представленность понятия «рефлексия», как в словарях, так и отдельных исследованиях у исследователей наиболее общее ее определение дается как «обращённость мышления на себя». Впервые понятие рассматривалось еще во времена не отделенности психологии от философии.
В психологии выделяют различные основания классификации рефлексии: по модусам (свойство, процесс, состояние), по направленности (интрапсихическая, интерпсихическая), и временному принципу (ситуативная, ретроспективная, перспективная), по эмоциональной направленности (позитивная и негативная) и т.д.
Психологический механизм рефлексии можно описать следующим образом: понимание проблемности ситуации, её конфликтности, остановка деятельности, переход в позицию “стороннего наблюдателя”, анализ ситуации, выработка решения проблемы, выход из рефлексии.
В студенческом возрасте ситуация для развития рефлексии складывается благоприятно. Актуальные новообразования юности и проблема самоопределения формирует мощное мотивационное основание. Также изменение характера ведущей деятельности (первичная профессиональная деятельность) изменяет позицию студента, делая его более самостоятельным чем в предыдущей учебной деятельности.
Формирование рефлексии может осуществляться как в учебной деятельности, так и отдельно. В учебной деятельности могут применяться рефлексивное подведение итога в конце как отдельного занятия, так и всей дисциплины, создание проблемных ситуаций, учебная дискуссия и т.д. Вне учебное формирование рефлексивных способностей возможно в широком спектре форм работы, таких как: организационно-деятельностные игры, групповая рефлексия, рефлексивный полилог, тренинг, инверсия, позиционная дискуссия и т.д.
Для проведения диагностики нами были использованы методики: опросник рефлексивности мышления (О. С. Анисимов) и опросник “Рефлексия человека в жизнедеятельности” (А.С. Шаров).
Полученные диагностические данные были сведены в первичные таблицы и подвергнуты качественному анализу (на основе анализа средних значений) и статистическому анализу.
Путем сравнения срезов (по курсам) нами была выявлена динамика направленностей, показателей и качеств рефлексии.
По направленности рефлексии на процессы мышления, корпоративности и самокритичности динамика демонстрирует снижение показателей по всем трех параметрам. Незначительное, с восстановлением к 4 курсу наблюдается по параметру «рефлексивность мышления». Незначительное, но стабильное уменьшение отмечено для «уровня коллективности». Наибольшее, за весь срок обучения, снижение выявлено для параметра «уровень самокритичность». Причем, от первого к второму курсу различия высокодостоверные, между первым и вторым курсом они не выявлены, а между третьим и четвертым различия характеризуются тенденцией к достоверности. Что означает существенное снижение рефлексии в отношении себя, своей личности, сопровождая процесс обучения...
1. Абдрахманова Р.Г., Хусаинова Р.М., Чиркина С.Е. Рефлексивная
деятельность студента в процессе профессиональной
подготовки/Сборник материалов Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы формирования культуры интеллектуального труда будущих специалистов: тенденции, парадигмы, опыт.-Павлодар:ПНПИ, 2015.- С.234-242
2. Анисимов О.С. Авторефлексия и самопознание // Живая психология. — 2016. — Том 3. — № 1. — с. 11-28.
3. Баженова Н. Г. Формирование рефлексивной готовности будущих психологов-педагогов к профессиональной деятельности: автореф. дисс. ...канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2006. - 24 с.
4. Барцалкина В.В. О взаимосвязи самосознания и форм рефлексии в онтогенезе. Сборник научных статей «Проблемы логической организации рефлексивных процессов: Тезисы научной конференции. — Новосибирск, 1986. — С. 234-237.
5. Белкина В.Н., Ревякина И.И. Педагогическая рефлексия как профессиональная компетенция // Ярославский педагогический вестник. — 2010. — Т 2. —№ 3. — С. 203.
6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
7. Болдинова Т.Н. Динамика развития рефлексии студентов-психологов в процессе обучения в вузе // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. Том 5. № 5А. C. 100-110
8. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие»: ПСТГУ; Москва; 2013. — С. 540.
9. Стеценко В. В. Сравнительно-исторический анализ категории «рефлексия» в антропологических науках // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т 11. - С. 1296-1300.
10. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / Под. ред. М.Г. Ярошевского.- М.:Воронеж, 1996. - 513 с.
11. Габдрахманова Р Г., Хусаинова Р М., Чиркина С. Е. Рефлексивная деятельность студента в системе психолого-педагогического образования как показатель его готовности к профессиональной деятельности // Образование и саморазвитие. 2015. № 2 (44). С. 55-61.
12. Габдрахманова Р.Г. Рефлексивная деятельность студента в
индивидуальной образовательной траектории / Р.Г. Габдрахманова, Р.М. Хусаинова, С.Е. Чиркина // Современное общество, образование и наука: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях.- 2015.- С. 25-26.
13. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. Минск: Харвест, 1998. 976 с.
14. Гущина Т. Ю. Сравнительная характеристика проблемных переживаний
студентов разных курсов / Т. Ю. Гущина // В1сник Нацюнального полггехшчного ушверситету Украши “Кшвський полыехшчний
шститут”. Ф1лософ1я. Психолоыя. ПедагоПка : Зб. наук. праць. - К. : 1ВЦ —Полыехшка”, 2006 . - Т 2 (17). - С. 85-89.
15. Давыдов В.В., Зак А. В. Уровень планирования как условие рефлексии // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. - Новосибирск: Наука, 1987. - С. 43-48...62