Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНТЕРНЕТ-МЕМ КАК МЕДИАФЕНОМЕН РУССКОЯЗЫЧНЫХ СМИ: КОМПАРАТИВНЫЙ АСПЕКТ

Работа №164111

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы86
Год сдачи2022
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Мем как медиафеномен: теоретическое основание 6
1.1 Определение понятия «медиафеномен» 6
1.2 Подходы к интерпретации понятия «интернет-мем» 7
1.2.1 Классификации интернет-мемов 10
1.2.2 Функции и свойства интернет-мемов 20
1.3 Мем в СМИ: способы нарративного встраивания 24
1.3.1 Функционирование мемов в материалах СМИ 27
2 Компаративный анализ мемов в русскоязычных СМИ: «Лентач», «Meduza»,
«РБК» и «Аргументы и Факты» 30
2.1 Характеристики выбранных русскоязычных СМИ 30
2.2 Визуальная нарративность в сообществе «Лентач» 43
2.3 Комбинирование нарративных приемов в интернет-СМИ «Meduza» 45
2.4 Вербальная нарративность в изданиях «РБК» и «Аргументы и Факты» .... 46
2.5 «Лентач» и «Meduza»: коммуникативность мемов 48
2.6 «РБК» и «Аргументы и факты»: информирующая функция мемов 56
2.7 Тождественность свойств интернет-мемов в контексте русскоязычных
ресурсов 59
2.8 Ширококонтекстуальный жанр мемов: «Лентач» и «Meduza» 60
2.9 Узкоконтекстуальный жанр мемов: «РБК» и «Аргументы и факты» 62
2.10 Ключевые темы интернет-мемов и их константность в русскоязычных
СМИ 64
2.11 Соотнесенность мемов с новостной повесткой: «Лентач», «Meduza», «РБК»
70
2.12 Несоответствие новостной повестке: мемы ресурса «Аргументы и факты» 71
Заключение 73
Список использованных источников 77
ПРИЛОЖЕНИЕ А Пример анализа мемов, транслируемых новостным сообществом «Лентач» 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Пример анализа мемов, транслируемых ресурсом «Meduza» 83
ПРИЛОЖЕНИЕ В Пример анализа мемов, транслируемых ресурсом «РБК» ... 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Пример анализа мемов, транслируемых ресурсом «Аргументы и Факты»

Мем в качестве многоаспектного явления в медиаполе давно укрепился как целостная единица контента, которая с легкостью может не только привлечь внимание аудитории, но и вовлечь пользователей в процесс производства материалов. Мем способен оперативно отражать актуальные события из всех сфер жизни общества, что необходимо при создании контента для различных площадок. Кроме того, мем способствует установлению коммуникации между людьми, активному обсуждению различных явлений, а также оценке, комментированию и выражению мнений относительно различных ситуаций, речи или поведения определенных личностей.
Научные исследования на тему «мемы» представляют собой широкий спектр теорий. Данный термин рассматривают в своих трудах Ю. В. Щурина [Щурина, 2012], С. В. Канашина [Канашина, 2017], Н. А. Зиновьева [Зиновьева, 2014], А. Р. Голубева, Т. А. Семилет [Голубева, Семилет, 2017], а также Е. И. Голованова, Н. В. Часовский [Голованова, Часовский, 2015].
Актуальность темы обусловливается высоким уровнем популярности мемов среди интернет-пользователей, а также их активным тиражированием в Интернете. Так, по данным Google Trends по состоянию на 2022 год количество поисковых запросов по слову «мем» стабильно растет. В 2018 году Google Trends опубликовал список популярных тем поисковых запросов, среди которых присутствует категория «мемы» [Google назвала самые популярные поисковые запросы россиян в 2018 году, 2018], аналогичную статистику от 2017 года публиковал и «Яндекс» [«Яндекс» назвал самые популярные запросы россиян в 2017 году, 2017]. Рейтинги мемов представлены в материалах популярных средств массовой информации, например, «Газета.Ки», «Lenta.ru», «Коммерсантъ», «Meduza», «Esquire.ru» и других.
Цель данной работы - рассмотреть функционирование мема в качестве медиафеномена в русскоязычных СМИ с опорой на компаративный аспект.
Объектом исследования данной работы является нарративизация в средствах массовой информации.
Предметом исследования является мем как способ нарративизации.
Новизна научной работы продиктована выбором объектов исследования в контексте динамики развития российских СМИ.
Задачи работы:
- Изучить понятие «медиафеномен»;
- Выделить определение терминов «нарративизация» и «визуальная нарративизация»;
- Проанализировать подходы к определению термина «интернет-мем»;
- Выявить классификации, свойства и функции мемов, используемых в СМИ;
- Вычленить ключевые черты интернет-мема;
- Проанализировать материалы с упоминанием мемов (на примере сообщества «Лентач», «Meduza», «РБК», «Аргументов и Фактов»);
- Сравнить тенденции материалов с использованием мемов («Лентач», «Meduza», «РБК»; «Аргументы и Факты»).
Методы, которые были использованы при написании данной работы: количественный анализ, семиотический анализ, контент-анализ, анализ схем и таблиц, системный и деятельностный методы, интерпретативный метод, проведение аналогий, а также индукция и обобщение.
Материалами исследования стали публикации, созданные новостным сообществом «Лентач», «Meduza», «РБК» и «Аргументами и Фактами» в период с января 2018 года по декабрь 2021 года в количестве 2200 единиц. Типы выборок, примененных для написания данной работы - систематическая с шагом в пять единиц и стратифицированная.
Для написания исследовательской работы использовалась теоретическая база в виде научных статей А. Р. Голубевой, Т. А. Семилет [Голубева, Семилет, 2017], С. В. Канашиной [Канашина, 2017], в которых изучалось ключевое понятие ВКР - «мем». Базой для изучения типологии и видов интернет-мемов стали научные статьи Н. А. Зиновьевой [Зиновьева, 2014], Ю. А. Белкиной, Е. В. Куценко [Белкина, Куценко, 2014]. Креолизация интерпретируется в трудах Ю.
А. Сорокина [Сорокин, 1990] и Ю. В. Щуриной [Щурина, 2012], нарративизация
— в работах А. С. Акулиничева [Акулиничев, 2013], Д. Г. Качанова [Качанов, 2020], О. В. Мамуркиной [Мамуркина, 2011].
Структура работы включает в себя введение, теоретическую главу «Мем как медиафеномен: теоретическое основание», и практическую
— «Компаративный анализ мемов в русскоязычных СМИ: «Лентач», «Meduza», «РБК» и «Аргументы и Факты». Также работа содержит заключение, список использованных источников в количестве 46 единиц и четыре приложения.
Проблемные поля, которые охватывает дипломная работа: новые медиа, нарративизация в медиа, визуальный контент и креолизация, а также меметика
— наука, изучающая мемы.
Практическая значимость исследования мема в качестве нарратива заключается в возможности применить полученные сведения при производстве контента для русскоязычных средств массовой информации.
Апробация работы проводилась в ходе двух научных конференций: «II Международный Форум языков и культур» и XIV Международная научно-практическая конференция молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека». По результатам последней конференции запланирована публикация исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Мем в качестве элемента нарративизации в новостном сообществе «Лентач», на ресурсах «Meduza», «РБК», «Аргументы и Факты» является быстро распространяющейся единицей контента, которая стабильно обретает ту или иную степень популярности в Интернете благодаря активности вовлеченной аудитории. Актуальность темы обусловливается популярностью мемов среди интернет-пользователей и высоким уровнем их циркуляции в интернете, кроме того, ресурсы, рассмотренные в практической части исследования, на данный момент имеют аудиторию в 2,3 млн; 33 млн;10 млн и 2 млн человек соответственно.
При написании исследовательской работы была использована теоретическая база в виде статей А. Р. Голубевой, Т. А. Семилет, С. В. Канашиной, в которых изучалось центральное понятие исследования - «мем». Классификации и виды интернет-мемов изучались с опорой на научные статьи Н. А. Зиновьевой, Ю. В. Щуриной. Креолизация интерпретирована с помощью трудов А. У. Качмазовой, а нарративизация - с помощью работ Е. В. Выровцевой, Т. А. Жуковой, О. А. Обдаловой, 3. Н. Левашкиной, А. С. Акулиничева.
Целью данного научного исследования было изучение мема в качестве медиафеномена в русскоязычных СМИ с опорой на компаративный аспект. Так, в ходе анализа был использован ряд критериев, благодаря которым выяснились некоторые тенденции мемов, транслируемых рассматриваемыми СМИ в период с января 2018 года по декабрь 2021 года: функция, свойство, жанр, тема, а также наличие креолизации и степень соответствия повестке.
При написании исследования было выяснено, что основными критериями в категории «свойство» для нарративов в виде мемов сообщества «Лентач» являются: высокая скорость распространения, коммуникационно-вовлекающее свойство, а также наличие жанрового компонента, а именно - тематики. В интернет-СМИ «Meduza»: коммуникационно-вовлекающее свойство, наличие жанрового компонента (тематики) и яркость. Мемы в «РБК» отличаются интертекстуальностью, при этом сохраняя общую характеристику практически для всех мемов - «наличие жанрового компонента (тематики)». «Аргументы и Факты» же транслируют материалы, содержащие мемы, со следующими характеристиками: яркость, наличие жанрового компонента и высокая скорость распространения.
Изучение жанрового аспекта показало, что в новостном сообществе «Лентач» и в СМИ «Meduza» чаще всего встречаются ширококонтекстуальные, неидиоматические мемы. Кроме того, в первом ресурсе можно встретить и креолизованные мемы, а также интернет-комиксы. Мемы подобного жанра транслируются данными площадками ввиду того, что значение таких мемов понятно и интерпретируется без дополнительных знаний об их происхождении или сфере употребления (в случае с креолизованными мемами - дополнительные знания могут быть размещены в виде поясняющего текста). «РБК» так же имеют сходства с «Аргументами и Фактами» - зачастую мемы в данных медиа узкоконтекстуальные и идиоматические, для их понимания необходимо наличие некоторого контекста, который и предоставляют в своих материалах данные средства массовой информации, также и «РБК», и «Аргументы и Факты» используют мемы в жанре «метамем».
Центральными темами мемов, константно транслируемых новостным сообществом «Лентач» в период с 2018 по 2021 год, являются «экономика» и «условия жизни в России», однако необходимо отметить, что данные темы ушли на второй план в период пандемии коронавируса, так, устойчивой темой с 2020 по 2021 год являлась именно «здравоохранение», затем - условия жизни и экономика. Остальные же темы меняются в зависимости от постоянно обновляющихся и сменяющих друг друга инфоповодов, например, таких как:
- 2018 год: спорт;
- 2019 год: судебная система;
- 2020 год: здравоохранение (коронавирус), социальные сети, СМИ, искусство;
- 2021 год: здравоохранение (коронавирус).
Важно подчеркнуть, что мемы новостного сообщества «Лентач» стабильно сохраняют полную соотнесенность с текущей повесткой, так как основным контентом ресурса являются именно новости.
Основными темами мемов, используемых ресурсом «Meduza» за рассмотренный период, стали: юмор (разбор мемов), политика и судебная система, однако в 2020 году к представленным вариантам добавилась и экономическая тематика. В материалах данной платформы преобладает полная привязка к актуальным событиям, гораздо реже встречаются нарративы в виде мемов с отсутствием соответствия повестке.
«РБК» по аналогии с предыдущим СМИ чаще всего в материалах с упоминанием мемов транслирует тематику юмора, а именно - декодирования, разбора мемов. Кроме того, в 2018 году популярной темой стала «судебная система» и «политика», последняя из представленных сохранила актуальность и в 2019 году. В 2020 году тема здравоохранения так же, как и в сообществе «Лентач», стала транслироваться чаще. В 2021 году выделилась дополнительная тематика, именуемая «медийные личности». Нарративы в виде мемов в материалах «РБК» в большинстве случаев соответствуют новостной повестке (58%), однако встречаются материалы, в которых мем лишь косвенно касается актуальных событий (25%).
Ресурс «Аргументы и Факты» в течение всего рассматриваемого периода придерживается популярной и в других СМИ тематики - «разбор мемов» с целью их декодирования, также повышенная частотность у темы «медийные личности». Тема «творчество и искусство» транслировалась изданием, но в ощутимо меньшей степени. Наибольше количество мемов данного СМИ повестке не соответствует (54%), поскольку зачастую тексты отсылают к устаревшим мемам, декодируют мемы или же упоминание мема производится в контексте материала на отвлеченную от актуальных событий тему.
Исследование показало, что в новостном сообществе «Лентач» прослеживается тенденция к использованию нарративов в виде мемов, выполняющих коммуникативную, оценивающую и эмоциональную функции; центральными функциями мемов, упомянутых в интернет-СМИ «Meduza» в период с 2018 по 2021 год, так же являются коммуникативная, оценивающая и эмоциональная. Тенденция функций мемов в «РБК» следующая: информирующая, эмоциональная и оценивающая функции, а в «Аргументах и фактах» наиболее востребованной функцией мемов является «информирующая».
Таким образом, анализ материалов, проведенный в практической части научного исследования, предоставляет возможность сделать вывод о том, что цель данной дипломной работы была достигнута.
Очевидна дальнейшая перспектива изучения данной темы в рамках исследований, посвященных мемам, применяющихся в качестве элемента нарративизации в русскоязычных СМИ. Также существует возможность использовать данную работу в качестве практической базы для дальнейшего изучения представленной темы.



1 Авдонина, Н. С. Возможности нарратива для организации эффективного образовательного процесса / Н. С. Авдонина // Журналистский ежегодник. - 2017. - № 6. - С. 20 - 21.
2 Акулиничев, А. С. Нарративизация текста как специфическая черта современных русских интеллектуальных изданий / А. С. Акулиничев // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2013. - № 2. - С. 60 - 65.
3 Антонова, Л. Г. Медиатексты в современной массовой коммуникации / Л. Г. Антонова // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 2. - С. 275-278.
4 Аршинская, Н. А. Интернет-мемы в коммуникативном пространстве: функции Н. А. Аршинская // Национальная ассоциация ученых. - 2015. - № 6. - С. 49-52.
5 Бабикова, М. Р. Жанровые разновидности интернет-мемов в современном националистическом дискурсе / М. Р. Бабикова // Известия Уральского федерального университета. - 2019. - № 2. - С. 67-73.
6 Баулин, А. «Яндекс» назвал самые популярные запросы россиян в 2017 году / А. Баулин // Forbes : [https://www.forbes.ru/]. - 2017. - URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/354255-yandeks-nazval-samye-populyarnye-zaprosy-rossiyan-v-2017-godu(дата обращения: 04.05.22).
7 Белкина, Ю. А., Куценко, Е. В. Мем как часть интернет-дискурса / Ю. А. Белкина, Е. В. Куценко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2014. - № 4. - С. 77 - 79.
8 Венцлер, Л. Феноменальность и нефеноменальность человеческой личности / Л. Венцлер // Историко-философский ежегодник. - 206. - №1. - С. 285-293.
9 Выровцева, Е. В. Креолизация публицистического текста как способ выражения позиции автора / Е. В. Выровцева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2017. - № 12. - С. 46-55.
10 Голованова, Е. И., Часовский, Н. В. Интернет-мем как элемент визуализации в СМИ / Е. И. Голованова, Н. В. Часовский // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 5. - С. 135-141.
11 Голубева, А.Р., Семилет, Т.А. Мем как феномен культуры / А.Р. Голубева, Т.А. Семилет // Культура и текст. - 2017. № 3. С. 193-205.
12 Горбатов, Д. С., Байчик, А. В., Бобрикова, Л. В. Новостные интернет- мемы: типология и социальные функции / Д. С. Горбатов, А. В. Байчик, Л. В. Бобрикова // Universum: общественные науки. - 2021. № 1-2. С. 23-25.
13 Жукова, Т. А., Кайлунь, Ч. Особенности креолизации в логотипах спортивных товаров и услуг (на примере владивостокских компаний / Т. А. Жукова, Ч. Кайлунь // Международный научно-практический журнал. - 2018. - № 1. - С. 12-18.
14 Зиновьева, Н. А. Воздействие мемов на Интернет-пользователей: типология Интернет-мемов / Н. А. Зиновьева // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. № 1. С. 195-200.
15 Зиновьева, Н. А. Трансляция социокультурных кодов в создании информационного продукта: анализ интернет-мемов :дис. на соиск. уч. степ. канд. солиологич. наук : 22.00.06 / Зиновьева Надежда Андреевна. - Санкт- Петрбург, 2016. - 26 с.
16 Зиновьева, Н. А. Функции интернет-мемов в обществе. Социологический взгляд / Н. А. Зиновьева // Интернет и современное общество: сборник тезисов докладов. Труды XVIII Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество». - 2015. - С. 54-56.
17 Зубенко, А. А. Роль новых медиа в маркетинговой стратегии объектов ритейла (на примере сети магазинов "Хобби-Центр") / А. А. Зубенко // Молодой исследователь Дона. - 2017. № 5. С. 3-9.
18 Канашина, С. В. Интернет-мем как современный медиадискурс / С. В. Канашина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2018. № 8. С. 125-129.
19 Канашина, С. В. Что такое интернет-мем? / С. В. Канашина // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. - 2017. № 3. С. 1-7.
20 Качанов, Д. Г. Нарратив в мультимедийной журналистике: анализ российских и зарубежных медиапроектов / Д. Г. Качанов // Вестник Московского университета. - 2020. - № 1. - С. 79- 101.
21 Клягин, В. Феномен медиа в современном обществе: к вопросу о становлении политического / В. Клягин // Вестник РГГУ. - 2018. - № 4. - С. 9¬23.
22 Лозинская, Е. В. Современная нарратология в лицах: Моника Флудерник // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение: реферативный журнал. - 2018. - C. 31¬38.
23 Лутовинова, О. В. Демотиватор как вид сетевого творчества / О. В. Лутовинова // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2016.
- № 3. - С. 28-36.
24 Лысенко, Е. Н. Интернет-мемы в коммуникации молодежи / Е. Н. Лысенко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2017. - № 4. - С. 410 - 424.
25 Мамуркина, О. В. Теория нарратива в современном литературоведении / О. В. Мамуркина // Царскосельские чтения. - 2011. - № 15.
- С. 226 - 230.
26 Марченко, Н.Г. Интернет-мем как хранилище культурных кодов сетевого сообщества / Н.Г. Марченко // Казанская наука. - 2013. - № 1. - С. 113¬115.
27 Мигранова, Л. Ш., Кромина, Е. И. Интернет-мем как особое средство коммуникации / Л. Ш. Мигранова, Е. И. Кромина// Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам. Материалы третьей международной научно-практической конференции. Под ред. В. С. Артемовой. 2015. - 239 - 243 с.
28 Моисеенко, Л. В. Интернет-мем как единица социально-культурного контента / Л. В. Моисеенко // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2015. № 27. С. 104-114.
29 Моштылева, А. С. Модели наррации в современной русскоязычной интернет-коммуникации: лингвопрагматический и лингвостилистический анализ :дис. на соиск. уч. степ. канд. филологии. наук : 10.02.01 / Моштылева Екатерина Сергеевна. - Нижний Новгород, 2021. - 126 с.
30 Назаренко, А. Н. Понятие «медиа» в междисциплинарных исследованиях коммуникаций / А. Н. Назаренко // Вестник Санкт- Петербургского государственного института культуры. - 2018. № 3. С. 68-73.
31 Назметдинова, И. С., Насретдинова, Д. Р. Роль digital-маркетинга в продвижении онлайн-издания «Медуза» / Назметдинова И. С., Насретдинова Д. Р. // Colloquium-journal. - 2020. № 14. С. 72-75.
32 Нежура, Е. А. Новые типы креолизованных текстов в коммуникативном пространстве интернета / Е. А. Нежура // Теория языка и межкультурная коммуникация. - 2012. - № 2. - С. 47-52.
33 Обдалова, О. А., Левашкина, 3. Н. Понятие «нарратив» как феномен культуры и объект дискурсивной деятельности / О. А. Обдалова, 3. Н. Левашкина // Язык и культура. - 2019. № 48. С. 332-348.
34 Осипова, А. Д. Интернет-мемы как средство современной коммуникации / А. Д. Осипова // Исследования молодых ученых : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. - С. 40-42.
35 Репьевская, М. В. Подходы к изучению нарратива / М. В. Репьевская // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2012. - № 25. - С. 136 -137.
36 Рыжков, К. Л. Интернет-мемы как новое социально-культурное явление / К. Л. Рыжков // Человек и культура. - 2021. - № 4. - С. 143 -150.
37 Савчук, В. Медиа внутри нас / Савчук В. // Вестник культурологии. - 2013. - № 1. - С. 195 -201. 
38 Савчук, В. Медиафилософия / В. Савчук. 2013. — 350 с.
39 Сорокин, Ю. А., Тарасов, Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов. — Москва: Наука, 1990. — 240 с.
40 Часовский, Н. В. Интернетмем как особый жанр коммуникации / Н. В. Часовский // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2015. № 2. С. 124-127.
41 Щурина, Ю. В. Интернет-мемы как феномен интернет-
коммуникации / Ю. В. Щурина // Научный диалог. - 2012. - №3. - С. 160 - 172.
42 Щурина, Ю. В. Интернет-мемы: проблема типологии / Щурина Ю. В. // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2014. № 6. С. 85¬89.
43 Щурина, Ю.В., Харохорина, М.Б. Интернет-мем как жанр и «ньюсмейкер» в современном медиапространстве / Ю.В. Щурина, М.Б. Харохорина // Медиалингвистика. - 2020. - № 2. - С. 263-275.
44 Явинская, Ю. В. Конструирование новостей как основной инструмент управления общественными связями / Ю. В. Явинская // PR в изменяющемся мире: региональный аспект. - 2006. - № 3. - С. 1 - 5.
45 Явинская, Ю. В. Медианарратив как объект дискурс-анализа / Ю. В. Явинская // Журнал Белорусского государственного университета. - 2019. - № 2. - С. 49 - 56.
46 Google назвала самые популярные поисковые запросы россиян в 2018 году // Известия : [https://iz.ru/]. - 2019. - 12 дек. - URL: https://iz.ru/822952/2018-12-12/google-nazval-samye-populiarnye-poiskovye-zaprosy-rossiian-v-2018-godu(дата обращения: 04.05.22).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ