Работа носит методический характер.
Есть приложения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования у старшеклассников лексико-грамматических навыков с применением цифровых образовательных ресурсов…6
1.1. Цели обучения иностранному языку старшеклассников на современном этапе развития общества…6
1.2. Современные подходы к обучению иностранному языку……………….13
1.3. Роль и место цифровых образовательных ресурсов в процессе формирования лексико-грамматических навыков…………………………….24
Выводы к главе 1…………………………29
Глава 2. Практика формирования у старшеклассников лексико-грамматических навыков с применением цифровых образовательных ресурсов……31
2.1. Отбор учебного материала для формирования у старшеклассников лексико-грамматических навыков с применением цифровых образовательных ресурсов…31
2.2. Система заданий и упражнений для формирования у старшеклассников лексико-грамматических навыков с применением ЦОР…37
2.3. Экспериментальное обучение и анализ его результатов…………………45
Выводы к главе 2……54
Заключение……………………………………………………………………….58
Список литературы………………………………………………………………61
Приложения……………………………………………………………………...65
Актуальность темы. Интеграция отечественного образования в европейское образовательное пространство выдвигает новые требования к подготовке профессионалов: повышение конкурентоспособности современного специалиста на рынке труда и свободное владение своей профессией на уровне международных стандартов. В свете этих требований особое значение приобретает успешное овладение выпускником вуза иностранным языком .
Иностранный язык становится средством повышения уровня знаний в рамках своей специальности и формирования профессиональной направленности студентов. Сегодняшнее профессионально ориентированное обучение должно быть направлено на формирование способности к профессиональному общению в мультикультурном пространстве. Современные реалии диктуют нам необходимость развития мышления обучающихся, их творческих способностей, самостоятельности и активности
Научно-педагогические основы профессионально-ориентированных образовательных технологий получили развитие в работах В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, В.П.Беспалько, А.А. Вербицкого, В.В. Карпова, М.В. Кларина, B.C. Леднева, Н.А. Лейбовской, M.H. Скаткина, A.M. Сохора, Н.В. Талызиной, Т.И. Шамовой и др.
Теория и методика профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам представлены в трудах Э.Г. Азимова, ИШ. Бим, С.А. Вишнякова, Г.И. Ворониной; И.А. Зимней, F.A. Китайгородской, В.В. Петрусинского, Е.С. Полат, Н.В; Смирновой; И.Ю. Шехтер, А.Н; Щукина и др.
Между тем до последнего времени остаются недостаточно изученными профессионально-ориентированные технологии обучения иностранным языкам в высшей педагогической школе, что приводит к противоречию с потребностями социальной и образовательной практики.
Объект исследования: процесс обучения старшеклассников иностранному языку.
Предмет исследования: технология формирования у старшеклассников лексико-грамматических навыков с применением цифровых образовательных ресурсов.
Цель исследования: разработка и теоретическое обоснование технологий формирования у старшеклассников лексико-грамматических навыков с применением цифровых образовательных ресурсов.
Гипотеза исследования – процесс формирования у старшеклассников лексико-грамматических навыков будет более эффективным, если :
- Систематически и целенаправленно применять ЦОР на уроках иностранного языка.
- Определить критерии отбора языкового материала с применением ЦОР для формирования лексико-грамматических навыков.
- Разработать систему заданий и упражнений для формирования у старшеклассников лексико-грамматических навыков с применением ЦОР.
Задачи исследования :
1) Рассмотреть теоретические основы формирования у старшеклассников лексико-грамматических навыков с применением цифровых образовательных ресурсов
2) Выявить роль (и место) применения цифровых образовательных ресурсов в процессе формирования у старшеклассников лексико-грамматических навыков с применением цифровых образовательных ресурсов.
3) Определить критерии отбора языкового материала для формирования лексико-грамматических навыков с применением ЦОР.
4) Создать систему заданий и упражнений для формирования у старшеклассников лексико-грамматических навыков с применением ЦОР.
5) Разработать технологию формирования у старшеклассников лексико-грамматических навыков с применением ЦОР и проверить ее эффективность в ходе экспериментального обучения.
Теоретическая значимость работы состоит в комплексном анализе методов и контроля формирования лексических навыков при обучении иностранным языкам. Полученные сведения могут быть использованы для дальнейшего изучения проблемного вопроса.
Практическая значимость работы заключается в разработке лексических игр как средство формирования лексической компетенции на начальном этапе, а также в возможности использовать материалы исследования в учебных целях (лекционные и практические занятия по методике преподавания иностранных языков).
Методы исследования: аналитический, методологический, анализ, синтез, изучение научной литературы и статей.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы организации обучения иностранным языкам// Иностр. яз. в шк. – 2021. – № 2. – 132 с.
2. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы. - М.: Просвещение, 2018. – 256 с.
3. Бухбиндер В.А. и др. Методика обучения немецкому языку в средней школе.- Киев: Вища школа, 2020. – 200 с.
4. Витлин Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков/ Ж.А. Витлин // ИЯШ, 2020. ‒ №5. ‒ 7‒14 с.
5. Владимирова, Л.П. Интернет на уроках иностранного языка/ Л.П. Владимирова // ИЯШ, 2022. ‒ №3. ‒ 33‒41 с.
6. Выготский Л. С. Психология развития ребенка – М.: Издательство: Эксмо, 2018. – 512 с.
7. Гак В.Г. Теоретическая грамматика французского языка М.: Добросвет, 2020. – 832 с.
8. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М.: Академия, 2019. – 336 с.
9. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А., Фоломкина С.К., Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М: Высшая школа, 2022. – 373 с.
10.Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии, 2019. – №3. – 3–9 с.
11.Дмитренко Т.А. Современные методологические подходы к технологии подготовки преподавателей иностранных языков. М.: МГТА, 2015. 95 с.
12. Дмитренко Т.А. Информационно-коммуникативные технологии в подготовке специалистов по межкультурному общению в высшей школе // Личность. Культура. Общество. 2015. Т. 17. Вып. 3-4 (87-88). С. 231-237.
13. Дмитренко Т.А. Новые информационныетехнологии в обучении иностранным языкам. М.: МГТА, 2016. 100 с.
14.Евстигнеев М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе, 2021. – № 9. – 2–9 с.
15.Евстигнеев М.Н. Методика формирования компетентности учителя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий: автореф. дис. канд. пед. наук. М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2022. – 9 с.
16.Казарицкая Т.А. Упражнения при функционально-направленном обучении грамматике/ Т.А. Казарицкая // ИЯШ, 2022.‒ №2.‒ 4–9 с.
17.Калугина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. –2018. – 176 с.
18. Кон И. С. Психология старшеклассника. – М., 2022. – 207 с.
19. Кон И.С. Психология юношеской дружбы - М: Знание, 2023. – 90 с.
20. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 2019.— 252 с.
21.Кручинина, Г.А. Новые информационные технологии в учебном процессе. Мультимедийные обучающие программы. Дидактические материалы к практическим занятиям и творческой работе студентов. М.: Нижегородский государственный университет, 2020. ‒ 96 с.
22.Куприянова Г.В. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики/ Г.В. Куприянова // ИЯШ, 2021. ‒ №6. ‒ 32‒36 с.
23.Левина, О.Г. Взаимодействие компьютера и человека как социальное явление/ О.Г. Левина // Педагогический вестник, 2018. ‒№2. ‒ 23‒26 с.
24. Леонтьев А. А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному. – М.: МГУ, 2020. – 120 с.
25. Леонтьев А. Н. Некоторые вопросы психологии обучения речи на иностранном языке // Вопросы психолингвистики и преподавание русского языка как иностранного. – М., 2021. – 3–12 с.
26.Лизенин С.М. Грамматика в курсе интенсивного обучения английскому языку в старших классах средней школы/ С.М. Лизенин, Л.Г. Денисова // ИЯШ, 2022. ‒ №5. ‒ 15‒16 с.
27.Маслыко, Е.А., Бабинская, П.К. Настольная книга преподавателя Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько. - М.: "Высшая школа", 2019. ‒ 522 с.
28Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной образовательной школе: учебное пособие для студентов педагогических колледжей (Под ред. Филатовой В.М.) / Серия «Среднее профессиональное образование». – Ростов н/Д: «Феникс», 2019. – 416 с.
29.Нестерова, Н.В. Информационные технологии и обучение английскому языку/ Н.В. Нестерова // ИЯШ, 2018. - №8. ‒ 102 с.
30.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под ред. Е.С. Полат - учебное пособие для вузов и системы повышения квалификации, издание 2-е дополненное и переработанное, М.: Академия. ‒ 2022. ‒158 с.
31.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. – М.: ИОСО РАО, 2022. – 135–157 с.
32.Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. - М.: Просвещение, 2019. – 223 с.
33.Andrews R., Torgerson C., Beverton S., Freeman A., Locke T., Low G., Robinson A., Zhu D. The effect of grammar teaching (sentence combining) in English on 5 to 16 year olds’ accuracy and quality in written composition: Review summary. – University of York, UK, 2019. - 9 p.
34.Carlson, S. and C. T. Gadio Teacher Professional Development in the Use of Technology // in Haddad, W. and A. Drexler (eds) // Technologies for Education: Potentials, Parameters, and Prospects. – Washington DC: Academy for Educational Development and Paris: UNESCO, 2018. – 8 p.
35.Dale, Edgar Audio-Visual Methods in Teaching. – The Drydan Press, 2018. – 534 p.
36.Halliday M.A.K. An Introduction to Functional Grammar. – London: Arnold, 2019. – 387 p
37.Harris, R J. An experimental inquiry into the functions and value of formal grammar in the teaching of English, with special reference to the teaching of correct written English to children aged 12 to 14’ unpublished thesis. – University of London, 2019. – 12 p.
38.Myhill, E. What is the Research Evidence on Writing, 2019. – 3 p.
39.Cambridge Dictionary Online: Free English Dictionary and Thesaurus // dictionary.cambridge.org/ru: [сайт]. – 2022. – URL: http://dictionary.cambridge.org (дата обращения 2.12.2022).
40. Collins English Dictionary Online: dictionary // collinsdictionary.com [сайт]. – 2022. – URL: http://www.collinsdictionary.com/dictionary/english (дата обращения 2.12.2022).
Интернет – ресурсы
41.Никитина И.Н. Урок английского языка с использованием новых информационных технологий // Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей ― Открытый урок‖, 2004 – 2005. – 5с. http://festival. 1september.ru/articles/213950/.
42.Подлесная О.В Преимущества и недостатки применения ИКТ при изучении иностранного языка. – 2013. – 2с. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/
43.Яценко Т.В. Применение средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе. – 2014. – 2 с. http://www.86mmc-nyagan.edusite.ru/
1. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы организации обучения иностранным языкам// Иностр. яз. в шк. – 2021. – № 2. – 132 с.
2. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы. - М.: Просвещение, 2018. – 256 с.
3. Бухбиндер В.А. и др. Методика обучения немецкому языку в средней школе.- Киев: Вища школа, 2020. – 200 с.
4. Витлин Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков/ Ж.А. Витлин // ИЯШ, 2020. ‒ №5. ‒ 7‒14 с.
5. Владимирова, Л.П. Интернет на уроках иностранного языка/ Л.П. Владимирова // ИЯШ, 2022. ‒ №3. ‒ 33‒41 с.
6. Выготский Л. С. Психология развития ребенка – М.: Издательство: Эксмо, 2018. – 512 с.
7. Гак В.Г. Теоретическая грамматика французского языка М.: Добросвет, 2020. – 832 с.
8. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М.: Академия, 2019. – 336 с.
9. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А., Фоломкина С.К., Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М: Высшая школа, 2022. – 373 с.
10.Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии, 2019. – №3. – 3–9 с.
11.Дмитренко Т.А. Современные методологические подходы к технологии подготовки преподавателей иностранных языков. М.: МГТА, 2015. 95 с.
12. Дмитренко Т.А. Информационно-коммуникативные технологии в подготовке специалистов по межкультурному общению в высшей школе // Личность. Культура. Общество. 2015. Т. 17. Вып. 3-4 (87-88). С. 231-237.
13. Дмитренко Т.А. Новые информационныетехнологии в обучении иностранным языкам. М.: МГТА, 2016. 100 с.
14.Евстигнеев М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе, 2021. – № 9. – 2–9 с.
15.Евстигнеев М.Н. Методика формирования компетентности учителя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий: автореф. дис. канд. пед. наук. М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2022. – 9 с.
16.Казарицкая Т.А. Упражнения при функционально-направленном обучении грамматике/ Т.А. Казарицкая // ИЯШ, 2022.‒ №2.‒ 4–9 с.
17.Калугина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. –2018. – 176 с.
18. Кон И. С. Психология старшеклассника. – М., 2022. – 207 с.
19. Кон И.С. Психология юношеской дружбы - М: Знание, 2023. – 90 с.
20. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 2019.— 252 с.
21.Кручинина, Г.А. Новые информационные технологии в учебном процессе. Мультимедийные обучающие программы. Дидактические материалы к практическим занятиям и творческой работе студентов. М.: Нижегородский государственный университет, 2020. ‒ 96 с.
22.Куприянова Г.В. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики/ Г.В. Куприянова // ИЯШ, 2021. ‒ №6. ‒ 32‒36 с.
23.Левина, О.Г. Взаимодействие компьютера и человека как социальное явление/ О.Г. Левина // Педагогический вестник, 2018. ‒№2. ‒ 23‒26 с.
24. Леонтьев А. А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному. – М.: МГУ, 2020. – 120 с.
25. Леонтьев А. Н. Некоторые вопросы психологии обучения речи на иностранном языке // Вопросы психолингвистики и преподавание русского языка как иностранного. – М., 2021. – 3–12 с.
26.Лизенин С.М. Грамматика в курсе интенсивного обучения английскому языку в старших классах средней школы/ С.М. Лизенин, Л.Г. Денисова // ИЯШ, 2022. ‒ №5. ‒ 15‒16 с.
27.Маслыко, Е.А., Бабинская, П.К. Настольная книга преподавателя Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько. - М.: "Высшая школа", 2019. ‒ 522 с.
28Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной образовательной школе: учебное пособие для студентов педагогических колледжей (Под ред. Филатовой В.М.) / Серия «Среднее профессиональное образование». – Ростов н/Д: «Феникс», 2019. – 416 с.
29.Нестерова, Н.В. Информационные технологии и обучение английскому языку/ Н.В. Нестерова // ИЯШ, 2018. - №8. ‒ 102 с.
30.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под ред. Е.С. Полат - учебное пособие для вузов и системы повышения квалификации, издание 2-е дополненное и переработанное, М.: Академия. ‒ 2022. ‒158 с.
31.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. – М.: ИОСО РАО, 2022. – 135–157 с.
32.Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. - М.: Просвещение, 2019. – 223 с.
33.Andrews R., Torgerson C., Beverton S., Freeman A., Locke T., Low G., Robinson A., Zhu D. The effect of grammar teaching (sentence combining) in English on 5 to 16 year olds’ accuracy and quality in written composition: Review summary. – University of York, UK, 2019. - 9 p.
34.Carlson, S. and C. T. Gadio Teacher Professional Development in the Use of Technology // in Haddad, W. and A. Drexler (eds) // Technologies for Education: Potentials, Parameters, and Prospects. – Washington DC: Academy for Educational Development and Paris: UNESCO, 2018. – 8 p.
35.Dale, Edgar Audio-Visual Methods in Teaching. – The Drydan Press, 2018. – 534 p.
36.Halliday M.A.K. An Introduction to Functional Grammar. – London: Arnold, 2019. – 387 p
37.Harris, R J. An experimental inquiry into the functions and value of formal grammar in the teaching of English, with special reference to the teaching of correct written English to children aged 12 to 14’ unpublished thesis. – University of London, 2019. – 12 p.
38.Myhill, E. What is the Research Evidence on Writing, 2019. – 3 p.
39.Cambridge Dictionary Online: Free English Dictionary and Thesaurus // dictionary.cambridge.org/ru: [сайт]. – 2022. – URL: http://dictionary.cambridge.org (дата обращения 2.12.2022).
40. Collins English Dictionary Online: dictionary // collinsdictionary.com [сайт]. – 2022. – URL: http://www.collinsdictionary.com/dictionary/english (дата обращения 2.12.2022).
Интернет – ресурсы
41.Никитина И.Н. Урок английского языка с использованием новых информационных технологий // Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей ― Открытый урок‖, 2004 – 2005. – 5с. http://festival. 1september.ru/articles/213950/.
42.Подлесная О.В Преимущества и недостатки применения ИКТ при изучении иностранного языка. – 2013. – 2с. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/
43.Яценко Т.В. Применение средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе. – 2014. – 2 с. http://www.86mmc-nyagan.edusite.ru/