Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОЦЕНКА МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВУШЕК-ЮНИОРОК 18-20 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЬНОЙ БОРЬБОЙ

Работа №164106

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы58
Год сдачи2023
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретические основы изучения психологической подготовки девушек-
юниорок, занимающихся вольной борьбой 5
1.1. Понятие и виды психологической подготовки спортсменов 5
1.2. Особенности психологической подготовки девушек-юниорок,
занимающихся вольной борьбой 9
1.3. Формирование психологической готовности девушек-борцов к
соревнованиям 17
2. Организация и методы исследования 25
2.1. Организация исследования 25
2.2. Методы исследования 26
3. Результаты исследования и их обсуждение 29
3.1. Результаты констатирующей диагностики девушек-юниорок занимающихся вольной борьбой 29
3.2 Составление методики психологической подготовки девушек юниорок занимающихся вольной борьбой 35
3.3. Реализация методики психологической подготовки спортсменов, ее результаты 37
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложение А-Б-В


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что психологическая подготовка является важнейшей составляющей в тренировочном процессе. Она обязательно должна входить в подготовку спортсменок, занимающихся вольной борьбой, так как современный спорт достиг такого уровня развития, где физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход соревнований по вольной борьбе определяется в значительной степени психологическими факторами, возможностями и резервами психики спортсменки.
Осмысление проблематики психологической подготовки в спорте вообще и в вольной борьбе в частности нашло отражение в трудах таких исследователей, как Г.Д. Бабушкин, В.И. Баландин, Н. В. Гаркин, В.М. Игуменов, А. И. Клименко, В.В.Лисицын, В.В. Нелюбин, Э.С. Озолин, А. С. Петрова, О.Л. Речкалова и др., которые и послужили методической базой исследования данной работы. [4, с. 6; 10, с. 3 - 44 ; 18 с. 28 - 31 ; 22 , с 24 ; 25 с . 314 - 316 ; 19 с. 84 - 92 ]. В то же время, несмотря на значительное число теоретических и эмпирических исследований, вопрос до сих пор сохраняет свою актуальность и нуждается в теоретической и практической разработке.
Объект исследования: психологическая подготовка девушек-юниорок (18-20 года), занимающихся вольной борьбой.
Предмет исследования: методика психологической подготовки спортсменок-юниорок, занимающихся вольной борьбой.
Цель исследования: Повышение уровня психологической подготовки девушек-юниорок 18-20 лет, занимающихся вольной борьбой.
Задачи исследования:
1. Определить особенности психологической подготовки девушек-юниорок, занимающихся вольной борьбой;
2. Выявить психологическую подготовленность юниорок 18-20 лет;
3. Разработать и проверить эффективность методики психологической подготовки девушек-юниорок, занимающихся вольной борьбой.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что, получив данные психологической подготовленности девушек юниорок занимающихся вольной борьбой мы сможем разработать методику, внедрить ее в тренировочный процесс, что позволит нам повысить показатели психологической готовности девушек - юниорок.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В процессе работы было выявлено, что способности девушек, занимающихся вольной борьбой 18-20 лет. Были рассмотрены понятие и виды психологической подготовки и особенности психологической подготовки девушек-юниорок, занимающихся вольной борьбой. Поэтому для получения наилучшего итога участия девушек-юниорок по вольной борьбе следует в обязательном порядке учесть особенности эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной компонента.
2. Как показывают результаты констатирующего этапа эксперимента, у испытуемых контрольной и экспериментальной группы девушек, занимающихся вольной борьбой 18-20 лет, выявлено преобладание среднего уровня психологической подготовки юниорок к соревнованиям.
Поэтому нами была реализована серия мероприятий по предсоревновательной подготовке юниорок, включающая в себя методы психической саморегуляции: аутогенную, психорегулирующую, психомышечную, идеомоторную тренировки.
3. На основании результатов проведенной контрольной диагностики и сравнения результатов уровня психологической подготовки девушек-юниорок обеих групп (КГ и ЭГ), к соревнованиям, можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе девушек, занимающихся вольной борьбой, произошло как ощутимое снижение уровня личностной и ситуативной тревожности, так и значимые изменения эмоционально-волевого мотивационно-потребностного компонента психологической подготовленности юниорок, тогда как в контрольной группе показатели практически не изменились. В экспериментальной группе количество спортсменок, применивших методику выросло до 66,7%, а у той группы которая не тренировалась по методике снизилось до 33,3%. Различия достоверны (Р<0,05).
Таким образом, на основании результатов работы можно сделать вывод об эффективности методики психологической подготовки юниорок, занимающихся вольной борьбой, основанной на методах аутогенной, психорегулирующей, идеомоторной и психомышечной тренировки. Итак, цели настоящего исследования достигнуты, задачи выполнены.



1. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина 3.Н. и др. Теория и методики физического воспитания. Под ред. Б.А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 1990. — 287 с.
2. Бабушкин Г.Д. Оперативная диагностика предстартовой психической готовности спортсмена / Г.Д. Бабушкин, В.Н. Смоленцева: Научные труды СибГУФК. - Омск: СибГУФК, 2006. - С. 77-80.
3. Бабушкин Г.Д. Проблема психологического обеспечения спортивной деятельности в юношеском спорте Текст.: материалы междунар. форума «Молодежь. Наука. Олимпизм» / Г.Д. Бабушкин. М., 1998. - С. 44- 46.
4. Баландин В.И. Повышение функциональных возможностей и соревновательной надежности юных спортсменов методом ментальной тренировки Текст. / В.И. Баландин // Новые подходы к психорегуляции в спорте: тезисы докл. междунар. симпоз. — М., 1994. С.- 6.
5. Бобровский, А.В. Управление спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям (на примере дзюдо): автореф. дис. ... канд. пед. наук /А.В. Бобровский. - Омск, 2005. - 24 с.
6. Бугаевский, К. А. Изучение показателей гендерной идентификации у девушек- спортсменок / К. А. Бугаевский. // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2016. - №10-5(18). - С. 29-37.
7. Воробьева, Н. В. Анализ выступлений женщин-борцов разных стран
олимпийском турнире в Рио-де-Жанейро по вольной борьбе / Н. В. Воробьева, Б. И. Тараканов. - Текст : электронный // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2017.- №11(153).- С. 44-48.- URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=30744943
8. Воробьева, Н. В. Женская вольная борьба : можно ли догнать японок? / Н. В. Воробьева, А. А. Карелин, Б. И. Тараканов. - Текст : электронный // Ученые 44
записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2018. - №2(156). - С. 33-37. - URL: https: //elibrary.ru/item.asp?id=32587243
9. Воронов Н.А. Психологические факторы, влияющие на результат выступления спортсмена в соревнованиях. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-faktory-vliyayuschie-na-rezultat- vystupleniya-sportsmena-v-sorevnovaniyah(дата обращения: 12.12.2021).
10. Гаркин, Н. В Построение тренировочного процесса
высококвалифицированных спортсменок по вольной борьбе с учетом специфики женского организма / Н. В. Гаркин, Е. А. Бабушкина. -// Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2016. - №4(18). - С. 36¬44.
11. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. - М.., 2004. - 177 с.
12. Грец И.А. Рекордные спортивные достижения женщин в аспекте полового диморфизма: автореф. дис...д-ра пед. наук / Грец И.А. - СПб., 2012. - 61 с.
13. Дамадаева А.С., Ибрагимова Х.Ш. Процессы гендерной социализации профессиональных спортсменов Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2019. - № 4 (248). - С. 30¬37.
14. Игуменов В.М. Значение психологической подготовки борцов // Сб. «Спортивная борьба», 2011. - 200 с.
15. Иорданская, Ф.А. Мужчина и женщина в спорте высших достижений (проблемы полового диморфизма): монография / Ф.А. Иорданская. - М.: Советский спорт, 2012. - 256 с.
16. Канатьев К.Н. Учет гендерных характеристик и особенностей социализации спортсмнок в психологии и педагогике // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 83.
17. Карелин, А. А. Специфика соревновательной деятельности сильнейших российских женщин-борцов на XXXI Олимпийских играх / А. А. Карелин, Н. В. Воробьева, Б. И. Тараканов. // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2018. - №3(157). - С. 161-165.
18. Клименко, А. И. Регуляция психических функций в единоборствах/ Клименко А. И. // Физическое воспитание студентов. - 2018. - №3 - С. 28¬31.
19. Лисицын, В.В. Некоторые аспекты психологической подготовки
высококвалифицированных женщин-боксеров / В.В.Лисицын // Ученые записки. - 2014. - № 1. - С. 84-92.
20. Ловягина, А.Е. Психическое состояние спортсмена: история и перспективы исследований. Часть 1: Исторический экскурс / А.Е. Ловягина // Спортивный психолог. - 2011. - № 3 (24). - С. 5-9.
21. Нелюбин, В.В. Вопросы управления тренировочным процессом борцов при подготовке к соревнованиям / В.В. Нелюбин. - М.: Спорт, 2014.- 158 с.
22. Неробеев, Н. Ю. Физическая и технико-тактическая подготовка спортсменок в вольной борьбе с учетом влияний полового диморфизма: автореф. Дисс.... Канд. Пед. наук / Н. Ю. Неробеев. - Санкт-Петербург, 2014. - 24 с. - URL: https://dlib.rsl.ru/01005551469(дата обращения: 19.11.2021).
23.Общая и спортивная психология / Под ред. Г.Д. Бабушкина. - Омск: СибГУФК, 2014. - 416 с
24.Озолин Э.С. Психология - фактор, определяющий успех в спорте (по страницам зарубежной печати) // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 11. - С. 39-41.
25. Петрова, А. С. Специфика психологической подготовки девушек на соревновательном этапе по женской вольной борьбе / А. С. Петрова // World Science : Problems and Innovations : сборник статей XII Международной научно-практической конференции. - Пенза : Наука и Просвещение, 2017. - С. 314-316.
26. Подливаев Б., Шахмурадов Ю., Высоцкая В., Гусова А. и др. Женская
вольная борьба. - М.: Спорт, 2019. - 520 с.
27. Подливаев, Б. А. Женская борьба: проблемы становления и развития / Б. А.
Подливаев // Научно-педагогические школы в сфере физической культуры и спорта: материалы Международного научно-практического конгресса,
посвященного 100летию ГЦОЛИФК, 30-31 мая 2018 г. / под общ. ред. А. А. Передельского. - Москва, 2018. - С. 662-666.
28. Попов, Г.И. Методологические подходы к разработке новых
психофизических и психобиомеханических технологий // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 2. - С. 24.
29. Пупи, А.Ц. Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию. - М.: Академия, 2012. - 375 с.
30. Радченко, Л. Н. Опыт аутогенной тренировки борцов // Теория и практика физической культуры. - 2016. - №11. - С. 38-42.
31. Речкалова, О.Л. Особенности психологической подготовки в различных видах спорта. - Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2014. - 84 с.
32. Родионов, А.В. Предметная организация психофизиологической подготовки спортсменов/ А.В. Родионов, В.Н. Непопалов, В.Ф. Сопов //Спортивный психолог. - 2004. - № 2. - С. 12-20.
33. Родионов, А.В. Психологические модели в управлении комплексной подготовкой // А.В. Родионов, В.Ф. Сопов, В.Н. Непопалов // спортивный психолог. - 2017. - №1. - С. 6-13.
34. Ряднова, О.Р. Образ женщины в спорте: Эталоны женской телесности сквозь призму гендерных стереотипов / О.Р. Ряднова, И.О. Музалева // Научный альманах. - 2019. - № 5-3 (55). - С. 116-118.
35. Савенков, Г.И. Психологическая паспортизация деятельности и личности спортсмена в системе психологической подготовки // Спортивный психолог. - 2016. - №2.- С. 44-51.
36. Семенов, М. М. Особенности взаимосвязи морфологических и
психологических показателей у женщин-борцов / М. М. Семенов, А. А. Шипилов, К. Э. Мартиросова, Э. Г. Мартиросов // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. - 2018. - №3. - С. 103-111.
37. Семенов, М. М. Соматотип женщин-борцов высокой квалификации различных весовых категорий в аспекте полового диморфизма / М. М. Семенов, К. Э. Мартиросова, Э. Г. Мартиросов. - Текст : электронный // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. - 2016. - №4.
- С. 92-100. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27677083
38. Смоленцева В.Н Развитие навыков психорегуляции у спортсменов в процессе спортивного совершенствования // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 41.
39. Соболева, Т. С. Тренировка спортсменок в новых (бывших мужских) олимпийских видах женского спорта (литературный обзор) / Т. С. Соболева, Д. В. Соболев // Физкультура, спорт, здоровье: сб. статей Всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции.
- Воронеж: Научная книга, 2016. - С. 203-206.
40. Солодков, А. С. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учебник для высших учебных заведений физической культуры / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - 7-е изд. - Москва: Спорт, 2017. - 621 с.
41. Сопов, В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. - М.: 2016. - 120 с.
42. Угольникова, О. А. Содержание физической и функциональной подготовки женщин-борцов вольного стиля в годичном тренировочном цикле: автореф. Дисс. ... канд. Пед. наук / О. А. Угольникова. - СанктПетербург, 2014. - 23 с. - URL: https://dlib.rsl.ru/01002661221(дата обращения: 26.11.2011).
43. Усольцева A.A. Оптимальная гендерная идентичность спортсменок: перспективы формирования и становления / A.A. Усольцева // Личность в информационном обществе: проблемы формирования и развития: сб. науч. работ молодых учёных. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2012. - С 55-62.
44. Усольцева, A.A. Гендерные затруднения у спортсменок условно мужских видов спорта и перспективы совладания с ними / A.A. Усольцева // Современные исследования социальных проблем. - 2013. -№2. - С. 259-278.
45. Филатов А.Т. Эмоционально-волевая подготовка спортсмена. - Киев, 2002. - 266с.
46. Филипп Г. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 277с.
47. Харитонова, А. И. Влияние личностного потенциала спортсменов на качество преодоления психического перенапряжения в стрессовых ситуациях / А. И. Харитонова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2018. - №3(157). - С. 383-389.
48. Хекалов, Е.М. Неблагоприятные психические состояния спортсменов. Их диагностика и регуляция. - М.: КДУ, 2013. - 165 с.
49.Черникова О.А. Активная саморегуляция эмоционального состояния спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 112 с.
50.Яковлев Б.П. Психологическая нагрузка в спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 39-40.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ