Введение 4
1. Теоретические основы изучения психологической подготовки девушек-
юниорок, занимающихся вольной борьбой 5
1.1. Понятие и виды психологической подготовки спортсменов 5
1.2. Особенности психологической подготовки девушек-юниорок,
занимающихся вольной борьбой 9
1.3. Формирование психологической готовности девушек-борцов к
соревнованиям 17
2. Организация и методы исследования 25
2.1. Организация исследования 25
2.2. Методы исследования 26
3. Результаты исследования и их обсуждение 29
3.1. Результаты констатирующей диагностики девушек-юниорок занимающихся вольной борьбой 29
3.2 Составление методики психологической подготовки девушек юниорок занимающихся вольной борьбой 35
3.3. Реализация методики психологической подготовки спортсменов, ее результаты 37
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложение А-Б-В
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что психологическая подготовка является важнейшей составляющей в тренировочном процессе. Она обязательно должна входить в подготовку спортсменок, занимающихся вольной борьбой, так как современный спорт достиг такого уровня развития, где физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход соревнований по вольной борьбе определяется в значительной степени психологическими факторами, возможностями и резервами психики спортсменки.
Осмысление проблематики психологической подготовки в спорте вообще и в вольной борьбе в частности нашло отражение в трудах таких исследователей, как Г.Д. Бабушкин, В.И. Баландин, Н. В. Гаркин, В.М. Игуменов, А. И. Клименко, В.В.Лисицын, В.В. Нелюбин, Э.С. Озолин, А. С. Петрова, О.Л. Речкалова и др., которые и послужили методической базой исследования данной работы. [4, с. 6; 10, с. 3 - 44 ; 18 с. 28 - 31 ; 22 , с 24 ; 25 с . 314 - 316 ; 19 с. 84 - 92 ]. В то же время, несмотря на значительное число теоретических и эмпирических исследований, вопрос до сих пор сохраняет свою актуальность и нуждается в теоретической и практической разработке.
Объект исследования: психологическая подготовка девушек-юниорок (18-20 года), занимающихся вольной борьбой.
Предмет исследования: методика психологической подготовки спортсменок-юниорок, занимающихся вольной борьбой.
Цель исследования: Повышение уровня психологической подготовки девушек-юниорок 18-20 лет, занимающихся вольной борьбой.
Задачи исследования:
1. Определить особенности психологической подготовки девушек-юниорок, занимающихся вольной борьбой;
2. Выявить психологическую подготовленность юниорок 18-20 лет;
3. Разработать и проверить эффективность методики психологической подготовки девушек-юниорок, занимающихся вольной борьбой.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что, получив данные психологической подготовленности девушек юниорок занимающихся вольной борьбой мы сможем разработать методику, внедрить ее в тренировочный процесс, что позволит нам повысить показатели психологической готовности девушек - юниорок.
1. В процессе работы было выявлено, что способности девушек, занимающихся вольной борьбой 18-20 лет. Были рассмотрены понятие и виды психологической подготовки и особенности психологической подготовки девушек-юниорок, занимающихся вольной борьбой. Поэтому для получения наилучшего итога участия девушек-юниорок по вольной борьбе следует в обязательном порядке учесть особенности эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной компонента.
2. Как показывают результаты констатирующего этапа эксперимента, у испытуемых контрольной и экспериментальной группы девушек, занимающихся вольной борьбой 18-20 лет, выявлено преобладание среднего уровня психологической подготовки юниорок к соревнованиям.
Поэтому нами была реализована серия мероприятий по предсоревновательной подготовке юниорок, включающая в себя методы психической саморегуляции: аутогенную, психорегулирующую, психомышечную, идеомоторную тренировки.
3. На основании результатов проведенной контрольной диагностики и сравнения результатов уровня психологической подготовки девушек-юниорок обеих групп (КГ и ЭГ), к соревнованиям, можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе девушек, занимающихся вольной борьбой, произошло как ощутимое снижение уровня личностной и ситуативной тревожности, так и значимые изменения эмоционально-волевого мотивационно-потребностного компонента психологической подготовленности юниорок, тогда как в контрольной группе показатели практически не изменились. В экспериментальной группе количество спортсменок, применивших методику выросло до 66,7%, а у той группы которая не тренировалась по методике снизилось до 33,3%. Различия достоверны (Р<0,05).
Таким образом, на основании результатов работы можно сделать вывод об эффективности методики психологической подготовки юниорок, занимающихся вольной борьбой, основанной на методах аутогенной, психорегулирующей, идеомоторной и психомышечной тренировки. Итак, цели настоящего исследования достигнуты, задачи выполнены.