Введение 2
Глава I. Альтернативное моделирование на уроках истории: содержание и потенциальные возможности в рамках ФГОС 8
1.1 Альтернативность в общественно-политическом развитии 8
1.2 Сущность метода альтернативного исторического моделирования 10
1.3 Место проектной деятельности в новых образовательных стандартах
средней школы. Возможности исторического моделирования 14
Глава II. Движение Сопротивления в странах Центральной и Юго-Восточной Европы (теоретические и практические аспекты преподавания) 18
2.1 Анализ школьных учебников и ИКС на предмет освещенности темы.... 18
2.2 Европа во время Второй мировой войны 23
2.3 Движение сопротивления в Югославии и Греции 27
Глава III. Организация проектной деятельности школьников в рамках метода и темы (Методические рекомендации для изучения темы на уроке) 53
Заключение 70
Приложение 72
Список источников и литературы 81
Актуальность. Образование является одним из приоритетных направлений развития общества. Согласно ФГОС нового поколения, главной целью и результатом образовательной деятельности является развитие личности учащихся на основе усвоения УУД, познание и освоение окружающего их мира. История является тем предметом, который формирует у учащихся картину прошлого, развивая аналитические способности, расширяет кругозор и воспитывает личность, способную к пониманию исторических процессов, умеющую ориентироваться в информационном пространстве. Современные подходы к образованию диктуют поиск разнообразных способов и форм организации образовательной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода, обостряя проблему методической обновляемости преподавания истории. Потенциал проектной деятельности в этом плане достаточно велик. Здесь особый интерес представляют нестандартные формы проектной деятельности, в частности альтернативное моделирование.
В российском историческом образовании тема второй мировой войны занимает особое место. Она входит в школьный курс как всеобщей истории, так и истории России, является компонентом историко-культурного стандарта, включена в задания ЕГЭ. С научной точки зрения она является крайне популярной у исследователей как в нашей стране, так и за рубежом. Не только военные действия и дипломатия, но и демократические процессы внутри стран, происходившие под влиянием фашистского натиска, интересуют историков (в частности, движение сопротивления в странах Центральной и Юго-Восточной Европы). Школьники старших классов, изучающие историю углубленно, как профильный предмет, должны знать не только хронологию второй мировой войны, но и более сложные общественные процессы, которые произошли под ее влиянием. Движение сопротивления представляет собой яркий пример национального, и в то же время интернационального движения, повлекшего за собой широкие демократические преобразования в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, движения, которое повлияло на формирование современного политического облика этих стран. Именно здесь альтернативность общественного развития в ХХ веке проявилась со всей очевидностью в процессе острой идейно-политической и дипломатической борьбы. Актуальность данной темы обуславливается назревшей необходимостью новых разработок в рамках проектного метода, сохраняющимся научным интересом в изучении различных аспектов второй мировой войны...
В данном исследовании методическая и историческая составляющие работы дополняют друг друга, создавая полную картину того, как рассматриваемая тема может быть практически реализована в школьном курсе истории в контексте проектной деятельности учеников и с применением метода альтернативного исторического моделирования. Именно поэтому результаты работы рационально привести отдельно для методической и исторической ее составляющих.
В процессе выполнения методической части работы метод альтернативного исторического моделирования был рассмотрен как прием развития проектной деятельности учащихся, была отражена сущность данного метода и потенциальные возможности его использования в рамках выбранной исторической темы, следуя требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Также была выявлена степень освещенности темы движения сопротивления в странах ЦЮВЕ в школьных учебниках истории - проведен подробных анализ учебников, входящих в федеральный перечень рекомендуемых Министерством Просвещения РФ. Создана методическая разработка урока в контексте метода альтернативного исторического моделирования для преподавания данной темы в старших классах.
В процессе выполнения исторической составляющей работы была рассмотрена борьба общественных течений в движении сопротивления в странах ЦЮВЕ на примерах Греции и Югославии, также выявлена возможная альтернативность общественно-политического развития данных стран после окончания оккупационного режима, в ходе анализа отечественной и зарубежной историографии с привлечением иностранной литературы и источников представлен обширный исторический материал для наиболее полной подачи темы в школьной курсе истории.
Таким образом, цель данной дипломной работы достигнута - изучена возможность применения метода альтернативного исторического моделирования в контексте темы “Движение Сопротивления в годы второй мировой войны в странах ЦЮВЕ”
В ходе исследования были сделаны следующие выводы:
1. Метод альтернативного исторического моделирования может быть успешно реализован в контексте проектной деятельности учащихся и внедрен в школьное историческое образование;
2. Школьные учебники истории из перечня, рекомендованного Министерством Просвещения РФ, в разной степени и полноте освещают рассматриваемую тему, но могут быть использованы как начальный этап реализации метода альтернативного исторического моделирования с привлечением дополнительного исторического материала, содержащегося во второй главе дипломной работы;
3. Борьба общественно-политических течений в движении Сопротивления в Греции и Югославии в контексте метода альтернативного исторического моделирования может рассматриваться как борьба альтернатив послевоенного общественно-политического развития;
4. Общественно-политическое развитие Греции и Югославии после окончания оккупационного режима имело возможные альтернативы, которые могут быть выведены школьниками посредством метода альтернативного исторического моделирования в рамках учебного проекта...
1. Документы внешней политики. 1940 — 22 июня 1941. Т. XXIII: В 2-х кн. — Кн. 2 (1) 1 ноября 1940 — 1 марта 1941. — М.: Междунар. отношения, 1998. — 448 с.
2. Документы внешней политики. 1940 — 22 июня 1941. Т. XXIII: В 2-х кн. — Кн. 2 (2) 2 марта 1941 — 22 июня 1941. — М.: Междунар. отношения, 1998. — 448 с.
3. Конституция ФНРЮ 1946 года // Конституция и основные законодательные акты Федеративной Народной Республики Югославии. М., 1956; Устав СФР1. Белград, 1974; Конституция СФРЮ. Белград. 1974; Конституция Социалистической Федеративной Республики Югославии. Конституционные изменения. Белград, 1969
4. Восточная Европа в документах российских архивов, 1944-1953 гг.: в. 2 т. Т. I: 1944-1948 гг. / отв. ред. Г.П. Мурашко М.; Новосибирск, 1997, с. 130, 132
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897), с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 и 31.12.2015. [Электронный документ]. — URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г. [Электронный документ] — URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641 d3b80ff01 d34be16ce9bafc6e0/
7. «Примерная основная образовательная программа основного общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020). [Электронный документ] -URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 282455/
8. Рабочая группа по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Историко-культурный стандарт (проект) [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://school.historians.ru/wp-content/uploads/2013/08/Историко-культурный- стандарт.цбГ
Учебно-методический комплекс
9. История России. 10 класс. Учеб, для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Ч. 2 / [М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др.] ; под ред. А. В. Торкунова. — М.: Просвещение, 2016.
10. История. Конец XIX - начало XXI века: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/Н.В.Загладин, Ю.А. Петров. - М.: ООО “Русское слово -учебник”, 2014.
11. История: Всеобщая история. Базовый и углублённый уровни. 11 кл . : учебник / О. В. Волобуев, М. В. Пономарев, В. А. Рогожкин. - М . : Дрофа, 2014.
12. История России: начало XX — начало XXI в. 10 кл. : учебник / О. В. Волобуев, С. П. Карпачёв, П. Н. Романов. — М.: Дрофа, 2016. — 367 с.
13. Всеобщая история: 11 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений/ О.Ю.Пленков, Т.П. Андреевская, С.В. Шевченко; под общ. ред. академика РАН В.С. Мясникова. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 336 с.
Нарративные документы
14. The diary of Georgi Dimitrov, 1933-1949 / introduced and edited by Ivo Banac;German part translated by Jane T. Hedges, Russian by Timothy D. Sergay, and Bulgarian by Irina Faion. - 2003 by Yale University.
Политические документы
15. Deklaracija Drugog zasjedanja Antifasistickog vijeca narodnog oslobodenja Jugoslavije, [электронный ресурс], режим доступа: http://komunist.free.fr/dokumenta/avnoi deklaracij a.html..53