РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
МАРШРУТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-
ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 8
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
с нарушением опорно-двигательного аппарата 8
1.2. Коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста с
нарушением опорно-двигательного аппарата 13
1.3. Индивидуальный образовательный маршрут как средство формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата: сущность и этапы
его реализации 18
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 31
2.1. Организация и методики исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего и
формирующего этапов опытно-экспериментальной работы 35
2.3. Анализ и интерпретация завершающего этапа опытно¬
экспериментальной работы 44
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Актуальность исследования. Дошкольное детство - период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка - одна из главных задач дошкольного образования. Только на ее основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы основные принципы дошкольного образования. Один из них - принцип индивидуализации, сформулированный как построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, где сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования [36].
Индивидуализация - это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей, что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка [9].
В дошкольном возрасте для всестороннего развития важно не только развитие имеющихся у ребенка способностей, но и не менее важно развитие скрытых возможностей, способностей. Ребенку можно передать определенный объем знаний, умений, навыков, но не все дети одинаковы, каждый ребенок идет в развитии своим особым, присуще только ему, путем, поэтому здесь особенно важна роль педагога, который обязан помочь ему в этом. Но не надо ожидать от всех детей высоких результатов, так как у каждого ребенка свои способности.
Всем известно о широком разбросе индивидуальных особенностей дошкольников. Дети различаются, разным уровнем гибкости мыслительной деятельности - одни быстро находят ответы, другим нужно основательно подумать, чтобы прийти к правильному заключению; разным темпом усвоения знаний - одни быстро схватывают и запоминают, другим нужна длительная работа и повторения, чтобы усвоить новый материал; в разном темпе формируются и навыки: один ребенок выполняет действия автоматически после десятка повторений, у других это число повторений удваивается и утраивается, и только тогда действие становится автоматизированным [7].
Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу на создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута.
Согласно выдержке из пункта 2.6 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать образовательные области, в частности социально-коммуникативное развитие и другие. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, к которым относят: развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности собственных действий и т.п. [36].
Анализ образовательной теории и практики позволил выделить противоречие между потребностью общества и педагогического сообщества в личности со сформированными коммуникативными умениями и недостаточной разработанностью и реализованностью педагогических средств, нацеленных на их формирование у детей дошкольного возраста.
С опорой на выделенное противоречие сформулирована проблема исследования, заключающаяся в поиске педагогических средств, нацеленных на формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста...
Основной документ, на основе которого составляется индивидуальный образовательный маршрут - это федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который ориентирует работников дошкольного образования на становление системы личностных смыслов ребёнка, так как индивидуализация образования предполагает обращение к опыту и ценностным смыслам деятельности ребёнка, к созданию личного творческого образовательного продукта.
Можно выделить особенности социализации у старших дошкольников:
- осознанность формирования социализации;
- комплексный подход к реализации процесса социализации в основных сферах жизни;
- полимодальный характер процесса социализации;
- опосредованность процесса формирования значимостью педагогической организации.
Таким образом, в результате проведения исследования выяснено, что в старшем дошкольном возрасте формируются новые сферы деятельности ребенка. Начинает развиваться активное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) - это структурированная программа действий обучающегося (совместно с педагогом / педагогами) на определенном этапе обучения, которая определяется образовательными потребностями и индивидуальными особенностями развития воспитанника, а также содержанием стандарта дошкольного образования. ИОМ призван определить персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспитанника детского сада.
Индивидуальный образовательный маршрут может разрабатываться не только для ребёнка, плохо усваивающего программу дошкольной образовательной организации, или ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, но и для ребенка, опережающего развитие, соответствующее возрастным нормам. Чаще всего воспитатели, как и прежде, составляют ИОМ для первой категории детей.
На сегодняшний день отсутствует единая утверждённая нормативными документами форма ИОМ, что позволяет использовать в каждой дошкольной образовательной организации самостоятельно разработанный макет. Содержание каждого раздела также может варьироваться в зависимости от поставленных целей.
1. Авдулова Т.П. Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО). М.: Владос, 2016. 316 с.
2. Башмаков М.И. Индивидуальная программа // Журнал
«Здоровье детей» URL: https://zdd.1sept.ru/article.php?id=200500407 (дата
обращения: 25.09.2019)
3. Вечканова И.Г. Игровые технологии в психолого-педагогической реабилитации детей с ДЦП в социально-культурной сфере // КПЖ. 2015. №5-1. 15 с.
4. Выготский Л.С. О первичном и вторичном дефекте развития // «Лекция» URL: https://lektsia.com/6x6ba1 .html (дата обращения: 25.09.2019)
5. Горбачева Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогической коррекции дошкольников с проблемами в развитии // Дошкольная педагогика. 2016. № 4. С. 37-38.
6. Государственная программа «Доступная среда» на 2014-2020 гг.// «Доступная среда» URL: http://zhit-vmeste.ru/gosprogramma-dostupnaya-sreda/ (дата обращения: 17.02.2019)
7. Гребенюк О.С. Основы педагогики индивидуальности: учеб.пособие. Калининград: Калинингр. ун-т, 2000. 572 с.
8. Данилюк А.Я. Смысл как педагогическая категория //
Электронный журнал ИДО («Интернациональные диалоги в образовании: прошлое и настоящее»). № 1. 2018. С.65-69. URL: https://www.ide-
journal.org/2017/05/05/issue-2017-volume-4-number-2-online/ (дата обращения: 11.12.2018)
9. Емельянова И.Е. Построение индивидуальной траектории развития ребенка в свете ФГОС дошкольного образования // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 12. С. 14-16.
10. Закон РФ «Об образовании». Статья 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников //Межрегиональная общественная организация Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль». URL: http://ozpp.ru/zknd/obra/obra 3739.html (дата обращения: 17.02.2019)
11. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 144 с.
12. Исаева И.Ю. Технология проектирования индивидуальных образовательных маршрутов: учебное пособие. Магнитогорск: Изд -во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. 116 с.
13. Конституция Российской Федерации. // Конституция Российской Федерации URL: http://www.constitution.ru (дата обращения: 17.02.2019)
14. Кравцова А.С. Проектирование индивидуального
образовательного маршрута как важнейший компонент процесса сопровождения дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС. 2017. С. 66-68.
15. Кроткова А. В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом. М.: Сфера, 2007. 144 с...56