ВВЕДЕНИЕ 3-4
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО ПОКРОВА 5-7
ГЛАВА 2. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК 8-14
ПАРТИЗАНСКОГО РАЙОНА
§ 2.1. Географическое положение, границы 8
§ 2.2. Рельеф, почвы 8-9
§ 2.3. Климат 9-10
§ 2.4. Гидрология 10-11
§ 2.5. Растительность 12-13
ГЛАВА 3. КОНСПЕКТ ФЛОРЫ АПОФИТОВ ПАРТИЗАНСКОГО 14-38
РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ (ЛЕСОСТЕПНАЯ ЧАСТЬ)
§ 3.1. Конспект флоры 14-31
§ 3.2. Таксономический анализ флоры 32-34
§ 3.3. Экологический анализ флоры 34-36
§ 3.4. Географический анализ флоры 36-38
ГЛАВА 4. ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ 39-63
БИОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64-65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66-68
С самого начала существования на Земле человек оказывает и оказывал большое влияние на процесс становления растительного покрова. В настоящее время уже практически нет сообществ растений, не испытавших на себе антропогенных воздействий.
Важнейшая проблема современности - синантропизация флоры и растительности. Синантропизация - это процесс проникновения в природную флору заносных видов растений или изменения состава и структуры естественной флоры под влиянием антропогенных факторов [Ишмурзина, 2016].
Все синантропные растения разделены на две группы: апофиты и антропофиты. По определению М.Рикли, апофиты - это аборигенные виды, первоначально произрастающие в данной местности в естественных местообитаниях, а позже частично или полностью переселившиеся в антропогенные местообитания (пашни, посадки, посевы) [Баранова, 2018]. К апофитам относятся культурные и сорные растения местной флоры.
Наличие этих видов в растительном покрове вызвано прямой или косвенной хозяйственной деятельностью человека и связано с естественным ходом флорогенеза. В последнее время во многих регионах земного шара антропогенное воздействие на флору преобладает над природно-историческими факторами. Оно становится ведущей причиной изменения таксономической, географической, эколого-биологической структур флоры.
В результате исчезают редкие виды растений. Уменьшение их численности связано в первую очередь с уничтожением их местообитаний.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что изучение апофитов представляет собой важную проблему, так как материалы о современном состоянии флоры района и прогноз её изменений необходимы для комплексного изучения природы района, мониторинга экологической ситуации...
1. В истории исследования растительного покрова Партизанского района Красноярского края выделяются 3 этапа:
Первый этап: в 18 в. «Академические экспедиции» под руководством И. Г. Гмелина.
Второй этап: 20 в. Начало систематического ботанического изучения (И.В. Кузнецов, Л.М. Черепнин, И.М. Красноборов).
Третий этап ботанических исследований начался в начале 21 в. (Е.В. Зубарева, Е.М. Антипова).
2. Природные условия Партизанского района обусловлены положением в Средней Сибирской стране, зоне подтайги и островных лесостепей, Красноярско-Канской провинции, подзоны северных лесостепей, Красноярском округе, восточном районе.
3. Конспект флоры апофитов лесостепной части Партизанского района, Красноярского края включает 109 видов сосудистых растений, относящихся к 84 родам и 30 семействам.
4. Ведущие 10 семейств флоры исследуемого района включают в себя 69,72 % всего видового разнообразия апофитов. Таксономический состав флоры апофитов лесостепной части Партизанского района характеризует ее как голарктическую. Преобладание представителей семейства Brassicaceae, Chenopodiaceae, Polygonaceae - показывает синантропный характер флоры.
5. Географический анализ апофитов лесостепной части Партизанского района, Красноярского края показал преобладание широкоарельных групп (78%), космополитной группы (11,93%), голарктической группы (32,12%), евразийской (33,95%) группы, что свидетельствует о широких флористических контактах флоры изучаемой территории.
6. Экологический анализ показал, что мезофильная флора 75,22% имеет ведущий характер. Это характерно для флор умеренной зоны Голарктики.
7. Внеклассное мероприятие по биологии были проведены на базе МКОУ «Минская СОШ». Первое занятие - игра-соревнование «Путешествие
с апофитами лесостепной части Партизанского района, Красноярского края», в котором участвовало 12 обучающихся 7 класса. Занятие проходило в 3 этапа:
1. Представление команд;
2. Конкурсные задания;
3. Подведение итогов.
Второе занятие - конференция «Страницами апофитов лесостепной части Партизанского района Красноярского края», в котором приняли участие 10 обучающихся. Конференция проходила в 2 этапа:
1. Создание проектов;
2. Обобщение знаний с помощью вопросов экспертов.
1) Ананьева Т.А., Чеха В.П., Елин О.Ю. и др. Физическая география Красноярского края: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений под ред. Т.А. Ананьевой; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. 296 с.
2) Антипова Е.М. Растительность северных лесостепей Средней Сибири: монография / [Электронное издание] / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. 296 с.
3) Антипова Е.М. Флора внутриконтинентальных островных лесостепей Средней Сибири: монография. Краснояр. гос. пед. ун -т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2012. 662 с.
4) Антипова Е.М. Флора северных лесостепей Средней Сибири: дис. д-ра биол. наук... Томск, 2008. 889 с.
5) Антипова Е.М., Тупицына Н.Н., Антипова С.В. Флора и растительность Сибири и Дальнего Востока: Чтения памяти Л.М. Чрепнина. Материалы Шестой Всероссийской конференции с международным участием, повященные 110-летию со дня рождения Л.М. Черепнинаи 80-летию Гербария им. Л.М. Черепнина (KRAS) / отв. ред. Е.М. Антипова; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. 334 с.
6) Баранова О.Г. и др. Основные термины и понятия, используемые при изучении чужеродной и синантропной флоры. Санкт-Петербург; Ботанический институт им. В.Л. Комарова, 2018. 19 с.
7) Ганич Л.Ю. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активации познания. М.: Школа-пресс. 2008. 365 с.
8) Ишмурзина М.Г. Синантропизация флоры Южно-Уральского государственного природного заповедника: автореферат дис. кандидата биологических наук ...Уфа, 2017. 19 с.
9) Олешков М. Ю., Уваров В. М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины М., 2006.143 с.
10) Дроздов Н. И., Быконя Г. Ф. и др. Красноярье: пять веков истории. Ч. 3: Города и районы Красноярского края: учеб. пособие по краеведению. Красноярск: Платина, 2008. 447 с.
11) Крылов П., Е. Штейнберг Материалы к флоре Канского уезда Енисейской губернии / Петроград: Изд-во РАН, 1918. 156 с.
12) Кузнецов И.В. Растительность Канского уезда Енисейской губернии. Предв. Отч. о бот. иссл. в Сиб. и Турк. в 1911 г. Санкт- Петербург, 1912. 130 с.
13) Кузнецов И.В. Растительность Красноярского уезда. Предв. отчет о бот. иссл. в Сиб. и Туркест. в 1912 г. СПб, 1913. С. 127-135.
14) Куминова А.В. Растительный покров Алтая. Новосибирск: СО АН СССР, 1960. 416 с.
15) Никишов А. И. Теория и методика обучения биологии. М.: КолосС, 2007. 303 с...27