СПОСОБЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ОСНОВНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО МАТЕМАТИКЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования читательской ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ 6
1.1. Читательская грамотность как одна из составляющих функциональной
грамотности обучающихся 6
1.2. Учебно - методические приёмы и способы формирования читательской
грамотности обучающихся 11
1.3. Критерии и уровни сформированности читательской грамотности
обучающихся 22
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Методические основы формирования читательской грамотности обучающихся 9-х классов 26
2.1. Анализ затруднений обучающихся при решении заданий ОГЭ по
математике, направленных на диагностику уровня сформированности читательской грамотности 26
2.2. Методические особенности применения приёмов и способов
формирования читательской грамотности при подготовке учащихся к решению заданий ОГЭ по математике 34
2.3. Результаты опытно - экспериментальной работы по формированию
читательской грамотности обучающихся 9 класса в процессе их подготовки к сдаче ОГЭ по математике 44
Выводы по главе 2 54
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложение 1 «Входная диагностическая работа» 63
Приложение 2 «Итоговая диагностическая работа» 67
Приложение 3 «Комплекс заданий на повышение читательской грамотности обучающихся 70
Глава 1. Теоретические основы формирования читательской ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ 6
1.1. Читательская грамотность как одна из составляющих функциональной
грамотности обучающихся 6
1.2. Учебно - методические приёмы и способы формирования читательской
грамотности обучающихся 11
1.3. Критерии и уровни сформированности читательской грамотности
обучающихся 22
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Методические основы формирования читательской грамотности обучающихся 9-х классов 26
2.1. Анализ затруднений обучающихся при решении заданий ОГЭ по
математике, направленных на диагностику уровня сформированности читательской грамотности 26
2.2. Методические особенности применения приёмов и способов
формирования читательской грамотности при подготовке учащихся к решению заданий ОГЭ по математике 34
2.3. Результаты опытно - экспериментальной работы по формированию
читательской грамотности обучающихся 9 класса в процессе их подготовки к сдаче ОГЭ по математике 44
Выводы по главе 2 54
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложение 1 «Входная диагностическая работа» 63
Приложение 2 «Итоговая диагностическая работа» 67
Приложение 3 «Комплекс заданий на повышение читательской грамотности обучающихся 70
На сегодняшний день новые ФГОС ООО не только полностью интегрировались во внутренние процессы образовательных организаций, но и встали на порог окончательного перехода основной школы на новые стандарты. В 2023 году школьники сдавали Основной Государственный Экзамен (ОГЭ) с измененным содержанием КИМ по математике. В обновленной модели акцент сделан на практико-ориентированных заданиях. От учащихся требовалось применить полученные знания на практике, отобрать и объединить необходимые знания и найти оптимальный способ решения задачи. Новые стандарты делают акцент на системно - деятельностном подходе. Это означает, что центр тяжести в оценке результатов обучения обучающихся переносится с теории на практические умения - определение, объяснение, рассуждение и аргументирование своих действий [29].
Читательскую грамотность можно рассматривать на трех различных уровнях. На первом уровне этим показателем является знание определения понятия математического объекта, его свойств и связей между различными представлениями (аналитическими, графическими), правильно идентифицировать каждый вид знаний на основе его существенных признаков. На втором уровне - навык преобразования учебной информации при помощи знания связей между различными представлениями конструирования нового математического объекта. На третьем уровне - умение применять знания в новых ситуациях и создавать новые связи, которые могут применять форму выводов, результатов и гипотез.
Тексты, с которыми знакомятся обучающиеся на уроках математики, являются нехудожественными. Существует два основных способа работы с текстами: работа с пояснительным текстом в учебниках; работа с текстами при решении текстовых задач. «Концепция математического образования» содержит важное утверждение: «Математическое образование - это общее благо, на которое имеет право каждый человек, и которое должно обеспечить государство». Прежде всего, учителя математики являются гарантами качественного школьного математического образования. Научить обучающегося работать с учебником, с книгой, с текстом - это значит научить его учиться.
Проблема исследования заключалась в поиске ответа на вопрос: каким должен быть процесс обучения, условия его реализации, чтобы у обучающихся сформировалась на достаточно высоком уровне читательская грамотность, так необходимая для успешной сдачи ОГЭ.
Целью выпускной квалификационной работы является поиск и теоретическое обоснование использования приемов и способов формирования читательской грамотности обучающихся 9 класса на основе специально разработанного комплекса задач в процессе подготовки к сдаче ОГЭ по математике.
Объект исследования: процесс формирования читательской грамотности обучающихся 9 классов.
Предмет исследования: специфика использования приемов и способов формирования читательской грамотности обучающихся 9 класса в процессе подготовки к ОГЭ.
Гипотеза: если в процессе подготовки к сдаче ОГЭ по математике систематически применять специальные приемы и способы формирования читательской грамотности, то это будет способствовать формированию и развитию навыков смыслового чтения, что в свою очередь повлияет на успешную подготовку к экзамену.
Для достижения цели исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой решались следующие задачи:
1) охарактеризовать понятие «читательская грамотность»;
2) описать приёмы и способы, способствующие формированию читательской грамотности обучающихся 9 класса в процессе подготовки к сдаче ОГЭ по математике;
3) выявить критерии и уровни сформированности читательской грамотности обучающихся;
4) проанализировать затруднения обучающихся при решении заданий ОГЭ по математике, направленных на диагностику уровня сформированности читательской грамотности;
5) разработать комплекс заданий для подготовки к ОГЭ по математике, направленный на развитие читательской грамотности обучающихся 9 класса;
6) провести педагогический эксперимент, проанализировать и описать его результаты.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
• теоретические - изучение и анализ методической и дидактической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические - педагогический эксперимент, анализ результатов диагностической работы.
Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке комплекса специальных заданий по математике для формирования и развития читательской грамотности обучающихся 9 класса.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и 3 приложений.
Читательскую грамотность можно рассматривать на трех различных уровнях. На первом уровне этим показателем является знание определения понятия математического объекта, его свойств и связей между различными представлениями (аналитическими, графическими), правильно идентифицировать каждый вид знаний на основе его существенных признаков. На втором уровне - навык преобразования учебной информации при помощи знания связей между различными представлениями конструирования нового математического объекта. На третьем уровне - умение применять знания в новых ситуациях и создавать новые связи, которые могут применять форму выводов, результатов и гипотез.
Тексты, с которыми знакомятся обучающиеся на уроках математики, являются нехудожественными. Существует два основных способа работы с текстами: работа с пояснительным текстом в учебниках; работа с текстами при решении текстовых задач. «Концепция математического образования» содержит важное утверждение: «Математическое образование - это общее благо, на которое имеет право каждый человек, и которое должно обеспечить государство». Прежде всего, учителя математики являются гарантами качественного школьного математического образования. Научить обучающегося работать с учебником, с книгой, с текстом - это значит научить его учиться.
Проблема исследования заключалась в поиске ответа на вопрос: каким должен быть процесс обучения, условия его реализации, чтобы у обучающихся сформировалась на достаточно высоком уровне читательская грамотность, так необходимая для успешной сдачи ОГЭ.
Целью выпускной квалификационной работы является поиск и теоретическое обоснование использования приемов и способов формирования читательской грамотности обучающихся 9 класса на основе специально разработанного комплекса задач в процессе подготовки к сдаче ОГЭ по математике.
Объект исследования: процесс формирования читательской грамотности обучающихся 9 классов.
Предмет исследования: специфика использования приемов и способов формирования читательской грамотности обучающихся 9 класса в процессе подготовки к ОГЭ.
Гипотеза: если в процессе подготовки к сдаче ОГЭ по математике систематически применять специальные приемы и способы формирования читательской грамотности, то это будет способствовать формированию и развитию навыков смыслового чтения, что в свою очередь повлияет на успешную подготовку к экзамену.
Для достижения цели исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой решались следующие задачи:
1) охарактеризовать понятие «читательская грамотность»;
2) описать приёмы и способы, способствующие формированию читательской грамотности обучающихся 9 класса в процессе подготовки к сдаче ОГЭ по математике;
3) выявить критерии и уровни сформированности читательской грамотности обучающихся;
4) проанализировать затруднения обучающихся при решении заданий ОГЭ по математике, направленных на диагностику уровня сформированности читательской грамотности;
5) разработать комплекс заданий для подготовки к ОГЭ по математике, направленный на развитие читательской грамотности обучающихся 9 класса;
6) провести педагогический эксперимент, проанализировать и описать его результаты.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
• теоретические - изучение и анализ методической и дидактической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические - педагогический эксперимент, анализ результатов диагностической работы.
Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке комплекса специальных заданий по математике для формирования и развития читательской грамотности обучающихся 9 класса.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и 3 приложений.
Формирование читательской грамотности учащихся начинается совместно с периодом обучения грамоте и работой над формированием навыка чтения. Грамотная работа педагога, выбор методов и приемов, необходимых в образовательной системе данного периода позволит избежать ряд трудностей в процессе формирования читательской грамотности.
К сожалению, результаты российских выпускников 9 - х классов в этом исследовании далеки от лучших, и Россия никогда не входила даже в число 20 лучших стран по трем показателям. В последнем тестировании PISA-2015 в общем рейтинге стран Россия заняла 32-е место из 72 стран.
Основным этапом формирования навыков готовности к ОГЭ является обучение ученика приемам мысленного поиска способа решения, а для этого следует разворачивать перед ним всю картину поиска в трудных для учащегося заданиях.
Работа направлена на развитие основных навыков чтения:
• поиск и извлечение информации;
• интегрирование и интерпретирование сообщения текста;
• понимание и оценка содержания и формы текста.
Как говорил К.Д. Ушинский: «Уметь читать в широком смысле этого слова — значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл». Чтобы это на уроке случилось, важно тщательно выстраивать алгоритм урока, продумывать его ход до мелочей, четко ставить задачи перед учащимися и, конечно, не забывать о дифференцированном и личностно-ориентированном подходе.
По итогу выпускной квалификационной работы были выполнены следующие задачи:
1) определено понятие «читательская грамотность» и соотнесено с понятием «функциональная грамотность»;
2) описаны приёмы и способы, способствующие формированию читательской грамотности обучающихся 9 класса в процессе подготовки к сдаче ОГЭ по математике;
3) выявлены критерии и уровни сформированности читательской грамотности обучающихся;
4) проанализированы затруднения обучающихся при решении заданий ОГЭ по математике, направленных на диагностику уровня сформированности читательской грамотности;
5) разработан комплекс заданий для подготовки к ОГЭ по математике, направленный на развитие читательской грамотности обучающихся 9 класса;
6) проведен педагогический эксперимент, проанализирован и описан его результат.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что задачи решены, цель достигнута, гипотеза подтвердилась.
К сожалению, результаты российских выпускников 9 - х классов в этом исследовании далеки от лучших, и Россия никогда не входила даже в число 20 лучших стран по трем показателям. В последнем тестировании PISA-2015 в общем рейтинге стран Россия заняла 32-е место из 72 стран.
Основным этапом формирования навыков готовности к ОГЭ является обучение ученика приемам мысленного поиска способа решения, а для этого следует разворачивать перед ним всю картину поиска в трудных для учащегося заданиях.
Работа направлена на развитие основных навыков чтения:
• поиск и извлечение информации;
• интегрирование и интерпретирование сообщения текста;
• понимание и оценка содержания и формы текста.
Как говорил К.Д. Ушинский: «Уметь читать в широком смысле этого слова — значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл». Чтобы это на уроке случилось, важно тщательно выстраивать алгоритм урока, продумывать его ход до мелочей, четко ставить задачи перед учащимися и, конечно, не забывать о дифференцированном и личностно-ориентированном подходе.
По итогу выпускной квалификационной работы были выполнены следующие задачи:
1) определено понятие «читательская грамотность» и соотнесено с понятием «функциональная грамотность»;
2) описаны приёмы и способы, способствующие формированию читательской грамотности обучающихся 9 класса в процессе подготовки к сдаче ОГЭ по математике;
3) выявлены критерии и уровни сформированности читательской грамотности обучающихся;
4) проанализированы затруднения обучающихся при решении заданий ОГЭ по математике, направленных на диагностику уровня сформированности читательской грамотности;
5) разработан комплекс заданий для подготовки к ОГЭ по математике, направленный на развитие читательской грамотности обучающихся 9 класса;
6) проведен педагогический эксперимент, проанализирован и описан его результат.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что задачи решены, цель достигнута, гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Прикладная направленность обучения геометрии
(на примере темы «Четырехугольники»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020





