Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №164080

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития пространственного воображения в младшем школьном возрасте 6
1.1. Понятие о воображении и его видах. Особенности пространственного
воображения 6
1.2. Особенности развития пространственного воображения у детей
младшего школьного возраста 22
1.3. Методические особенности развития пространственного воображения в
младшем школьном возрасте 33
Выводы по главе 1 56
Глава 2. Исследование актуального уровня развития пространственного воображения у обучающихся младшей школы 58
2.1. Исследование актуального уровня развития пространственного
воображения у обучающихся в 3 классе 58
2.2. Результаты исследования актуального уровня развития
пространственного воображения у обучающихся в 3 классе 61
2.3. Проблемы в процессе диагностического исследования. Комплекс
упражнений по развитию пространственного воображения у обучающихся 3­4 классах 64
Выводы по главе 2 73
Заключение 75
Список литературы 77
Приложение 1 83
Приложение 2 84
Приложение 3 85
Приложение 4 87
Приложение 5 88

В настоящее время все более возрастает потребность общества во всесторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем интеллектуальных способностей, которая способна не только адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям, но и создавать нечто новое, обеспечивающее общественный прогресс. Описанную выше личность нельзя представить себе без развития пространственного мышления. Развитие пространственного мышления играет большую роль как во всестороннем и умственном развитии учащихся, так и в формировании специальных умений, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Пространственное мышление является жизненно важным навыком, без которого человеку было бы трудно не только решать какие-либо задачи, требующие проведения пространственного анализа, но и ориентироваться в действительном пространстве, что сделало бы невозможным его адаптацию в социуме.
Важность формирования пространственного мышления младших школьников также отражается в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, которые предусматривают овладение школьниками не только основами алгоритмического, логического мышления, но и пространственного мышления, математической речи, развитие умений использовать математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
Особое внимание развитию этого вида мышления необходимо уделять в младшем школьном возрасте, когда наиболее активно у ребенка развиваются когнитивные процессы: восприятие, память, мышление, речь, воображение. И следует отметить, что значительный вклад в развитие пространственного мышления может внести такая учебная дисциплина как математика, способствующая развитию у детей мышления, памяти, внимания, воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности.
Изучением проблемы развития пространственного мышления школьников занимались такие педагоги и психологи, как: И.С. Якиманская, И.Я. Каплунович, Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко, Е.В. Знаменская и другие. Каждый из них рассматривал данный процесс по-своему: одни представляли его как разновидность визуального, образного мышления, другие -как функциональную систему, состоящую из ряда анализаторов, третьи - раскрывали его особенности на примере процесса изучения школьниками математики. Ряд современные исследователей утверждают, среди них
А.В. Василенко, Д.А. Боровская, Л.Ф. Кравцова, что оптимальным способом
развития пространственного мышления младших школьников на уроках математики является моделирование. В психолого-педагогической теории и практике достаточно разработаны теоретические основы развития пространственного мышления, сущность и содержания данного вида мышления, освещаются основные способы работы с геометрическим материалом, способствующие формированию пространственных
представлений как основы пространственного мышления младших школьников. Однако, несмотря на исследования в данной области, в настоящее время существует противоречие между необходимостью развития пространственного мышления и недостаточной разработанностью приемов моделирования, направленных на его развитие у младших школьников в процессе освоения геометрического материала на уроках математики.
Проблема исследования: проблема развития пространственного
воображения у детей младшего школьного возраста.
Цель: определить актуальный уровень развития пространственного воображения у обучающихся 3 класса и разработать комплекс упражнений, способствующих повышению уровня развития пространственного воображения.
Объект: Процесс развития пространственного воображения у детей младшего школьного возраста.
Предмет: Актуальный уровень развития пространственного
воображения у детей младшего школьного возраста и способы его изменения.
Гипотеза исследования: Актуальный уровень развития
пространственного воображения характеризуется такими критериями, как:
• Пространственная ориентировка
• Воспроизведение пространственных признаков
• Пространственная комбинаторика и находится на преимущественно среднем уровне.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу на предмет изучения проблемы развития пространственного воображения младших школьников в процессе обучения на уроках математики.
2. Обосновать предложенную диагностическую программу, направленную на выявление уровня развития пространственного воображения у обучающихся 3 класса.
3. Провести констатирующий эксперимент, проанализировать и объяснить полученные фактические результаты.
4. Разработать методические рекомендации по развитию пространственного воображения у детей в младшем школьном возрасте
Структура работы включает: введение, две главы, выводы, список используемой литературы и приложение - описание диагностической методики.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для реализации поставленной цели выполнены следующие задачи: проанализирована педагогическая литература на предмет выявления способов работы по развитию пространственного воображению младших школьников; обоснована предложенная диагностическая программа, направленная на выявление уровня пространственного воображения у детей младшего школьного; проведен констатирующий эксперимент, проанализированы и объяснены полученные фактические результаты; на основании результатов констатирующего эксперимента были подобраны упражнения, направленные на развитие пространственного воображения у младших школьников.
Данный результат по проведенным диагностическим методикам свидетельствовал о том, что у младших школьников наблюдались трудности в оперировании пространственными образами, установлении их пространственных отношений, неспособности создать образ при помощи различной наглядной основы.
Констатирующий эксперимент, проведенный на базе МБОУ ЕСОШ №1 выявил количественные показатели по сумме трех заданий: 46% - низкий уровень, 41% - средний уровень, 13% - высокий уровень. По результатам исследования было установлено, что преобладающими уровнями развития пространственного мышления являются средний и низкий. Данный уровень развития пространственного воображения является средний, что свидетельствует о необходимости внедрения в учебный процесс на уроках математики разработанного комплекса заданий, с целью повышения уровня развития пространственного воображения учащихся на тот или иной критерий.
Гипотеза исследования: Актуальный уровень развития
пространственного воображения характеризуется такими критериями, как:
1. "Пространственная ориентировка"
2. "Воспроизведение пространственных признаков"
3. "Пространственная комбинаторика" и находится на преимущественно среднем уровне.


1. Козубовский, В. М. Общая психология: познавательные
процессы [Текст] / В.М. Козубовский. - М. : Амалфея, 2006. - 368 с.
2. Минасян, Л.А. Развития пространственного воображения учащихся 9 10 Классов средней школы в процессе обучения геометрии: дис. ...канд.пед.наук: 13.00.02[Текст] / Минасян Лерлонт Амазович. Ереван, 1983. - 148с.
3. Немов, Р.С. Общая психология [Текст] / Р.С. Немов. - М. :СПб.:,
4. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст] /Л.Ф. Обухова.- М.: Москва.: Юрайт, 2013.- 460 с.
5. Опыт и проблемы внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: сборник материалов конференции [Текст] / сост. Зуева Т.П. Челябинск: ЧИППКРО, 2012. 340 с.
6. Петровский, А.В. История и теория психологии [Текст] / А.В Петровский, М.Г. Ярошевский.-М. : Феникс, 1996. -313 с.
7. Петровский, А.В. Роль фантазии в развитии личности [Текст] /
А.В. Петровский.-М. : Знание, 1961. - 50 с.
8. Петровский, А.В. Фантазия и реальность [Текст] : / А.В.
Петровский, М. Беркинблит. - М. : Издательство политической литературы, 1968. - 210 с.
9. Политова, Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка [Текст]: Пособие для учителя / Н.И. Политова.- М.: Просвещение, 1984.-91 с.
10. Реан, А.А. Психология детства [Текст] / А.А. Реан.-М.: Прайм- ЕВРО-Знак, 2003.-368 с.
11. Розет, И.М. Психология фантазии [Текст] / И.М. Розет. - М. : Университетское, 1991.-196 с.
12. Розет, И.М. Что надо знать о памяти [Текст] / И.М. Розет. - М. : Народная асвета, 1982. - 128 с.
13. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. [Текст] / гл. ред.
В.В. Давыдов. М. 1993,1999. 608 и 670с.
14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн.-М. : Питер, 2000 - 712 с.
15. Рыбалко, Е.Ф. Практикум по возрастной психологии [Текст] /Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Головей. -М. : Речь, 2002. - 694 с....61


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ