СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСВЕЩЕНИЯ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ
|
Введение 3
1 Специфика регионального телевидения 7
1.1 Специфика и функции регионального телевидения 7
1.2 Классификация новостных программ 15
1.3 Жанровое разнообразие российского регионального телевидения 17
1.4 Тематическое разнообразие информации о коронавирусе в новостных
программах на телевидении 20
1.5 Критерии содержательного анализа новостных материалов 21
2 Освещение пандемии коронавируса на региональном телевидении 22
2.1 Освещение пандемии коронавируса в федеральных СМИ 22
2.2 Методология научного исследования 25
2.3 Освещение темы пандемии коронавируса на «7 канале» 26
2.4 Освещение темы пандемии коронавируса на телеканале «ГТРК
Красноярск» 29
2.5 Освещение темы пандемии коронавируса на телеканале «Прима» 33
2.6 Сравнительный анализ освещения пандемии на красноярских телеканалах 35
Заключение 38
Список использованных источников 41
ПРИЛОЖЕНИЕ А Контент-анализ новостных материалов о коронавирусе на «7 канале» 46
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Контент-анализ новостных материалов о коронавирусе на телеканале «ГТРК Красноярск» 50
ПРИЛОЖЕНИЕ В Контент-анализ новостных материалов о коронавирусе на телеканале «Прима»
1 Специфика регионального телевидения 7
1.1 Специфика и функции регионального телевидения 7
1.2 Классификация новостных программ 15
1.3 Жанровое разнообразие российского регионального телевидения 17
1.4 Тематическое разнообразие информации о коронавирусе в новостных
программах на телевидении 20
1.5 Критерии содержательного анализа новостных материалов 21
2 Освещение пандемии коронавируса на региональном телевидении 22
2.1 Освещение пандемии коронавируса в федеральных СМИ 22
2.2 Методология научного исследования 25
2.3 Освещение темы пандемии коронавируса на «7 канале» 26
2.4 Освещение темы пандемии коронавируса на телеканале «ГТРК
Красноярск» 29
2.5 Освещение темы пандемии коронавируса на телеканале «Прима» 33
2.6 Сравнительный анализ освещения пандемии на красноярских телеканалах 35
Заключение 38
Список использованных источников 41
ПРИЛОЖЕНИЕ А Контент-анализ новостных материалов о коронавирусе на «7 канале» 46
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Контент-анализ новостных материалов о коронавирусе на телеканале «ГТРК Красноярск» 50
ПРИЛОЖЕНИЕ В Контент-анализ новостных материалов о коронавирусе на телеканале «Прима»
Стремительное распространение новой коронавирусной инфекции внесло изменения во все сферы общества, изменило ритм жизни, работы и отдыха. Также оно видоизменило сферу медиапроизводства и потребление информации человеком. Каждое СМИ во всем мире практически ежедневно публикует новости о COVID-19. C новой серьезной проблемой, а именно - пандемией COVID-19, которая развивалась и продолжает развиваться на протяжении 2020 и 2021 годов, мировое сообщество столкнулось в конце 2019. COVID-19 (коронавирус) является соединением нетипичной пневмонии и вируса летучих мышей. Вирус уже унес жизни миллионов людей, он останется в истории как тяжелое заболевание, с которым столкнулось человечество в начале двадцатых годов двадцать первого века.
Динамика процесса заболевания по всему миру требует комплексного и всестороннего освещения в средствах массовой информации. По мере ухудшения эпидемиологической ситуации в стране и мире, возрастает потребность в грамотном представлении фактов в СМИ, в том числе региональных.
Ежедневно СМИ со всего мира публикуют актуальную информацию о коронавирусе. Для медиапроизводства пандемия коронавируса - это первый случай, когда новости о распространении вируса транслируют ведущие мировые средства массовой информации в «нон-стоп» режиме [Пестова, Сафонов, 2020]. Все аспекты пандемии ежедневно освещаются всеми средствами массовой информации. На региональном телевидении возникают свои особенности освещения данной темы.
СМИ доносят до читателей актуальную и важную информацию о происходящих событиях в разных сферах общества. Во время введения режима самоизоляции телеканалы, в том числе региональные, играли большую роль в информировании населения об эпидемиологической обстановке в разных городах и районах страны.
В дипломной работе рассматривается освещение пандемии коронавируса на региональном телевидении Красноярска.
Актуальность данной работы обуславливается интересом к ней со стороны различных исследователей и практической значимостью для изучения изменения медиапроизводства в связи с пандемией коронавируса. С наступлением пандемии средства массовой информации мордернизировались и подстраивались под текущее положение дел. Данный феномен, не имеющий аналогов в истории журналистики, должен быть всесторонне освещен и изучен. Он повлиял на все СМИ, в том числе, на российское региональное телевидение. Региональным телеканалам также пришлось вносить изменения в свои материалы. Таким образом, изучение освещения коронавирусной повестки в региональных СМИ становится актуальным.
Апробация исследования. Содержание и выводы работы были апробированы в ходе участия во II Международном Форуме языков и культур.
Степень изученности проблемы. Проблема освещения СМИ пандемии COVID-19 еще крайне мало изучена, однако некоторые аспекты представлены в трудах следующих исследователей: Пестова М. Е., Сафонов Е. А., Ерофеева И. В., Муравьев А. В., Толстокулакова Ю. В.
Объект исследования - освещение пандемии коронавируса на красноярских телеканалах.
Предмет исследования - сюжеты о пандемии коронавируса в новостных программах регионального красноярского телевидения.
Цель исследования - сравнить особенности освещения темы пандемии COVID-19 на примере телеканалов «ГТРК Красноярск», «Прима» и «7 канал».
Для достижения цели, поставленной в работе, необходимо решить следующие задачи:
- Изучить специфику регионального телевидения;
- Изучить жанровое разнообразие российского регионального ТВ;
- Определить критерии для анализа новостных материалов;
- Рассмотреть освещение темы пандемии коронавируса на «7 канале»;
- Рассмотреть освещение темы пандемии коронавируса на телеканале «ГТРК Красноярск»;
- Рассмотреть освещение темы пандемии коронавируса на телеканале «Прима».
- Провести сравнительный анализ новостных материалов телеканалов Красноярска.
В качестве теоретической базы исследования были использованы труды таких теоретиков и исследователей как Алипулатов Е. С. «Место и роль региональных СМИ в российском сообществе: к постановке проблемы», «Реалии современных региональных СМИ», Бакшин В. В. «К проблеме российской модели регионального телевидения», Бурчик А. В. «Региональное телевидение: социокультурные детерминанты и проблема эффективности», Ерофеева И. В., Муравьев А. В., Толстокулакова Ю. В. «Пандемия коронавируса в концептуальной сфере медиадискурса России и Китая: стратегия выживания», Карапетян Н. А. «Информационные жанры, используемые корреспондентами регионального телевидения», Кирия И. В., Довбыш О. С. «Региональные диспропорции в развитии медиасистем в России», Скуридина С. А., Сорокин И. В. «Основные тенденции и особенности развития регионального телевидения», Удалова Т. В., Фунтикова М. С. «Региональное телевидение: специфика, тематические и жанровые особенности».
Эмпирическая база исследования - общее количество проанализированных телевизионных материалов на трех красноярских телеканалах.
Методы исследования, использованные в работе: описательный, контент- анализ, сравнение.
Выборка, использованная в исследовании, систематическая.
В результате проведенного исследования было просмотрено 2169 новостных материалов, проанализировано 315 выпусков, что говорит о репрезентативности исследования.
Структура дипломной работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из теоретической и практической главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Динамика процесса заболевания по всему миру требует комплексного и всестороннего освещения в средствах массовой информации. По мере ухудшения эпидемиологической ситуации в стране и мире, возрастает потребность в грамотном представлении фактов в СМИ, в том числе региональных.
Ежедневно СМИ со всего мира публикуют актуальную информацию о коронавирусе. Для медиапроизводства пандемия коронавируса - это первый случай, когда новости о распространении вируса транслируют ведущие мировые средства массовой информации в «нон-стоп» режиме [Пестова, Сафонов, 2020]. Все аспекты пандемии ежедневно освещаются всеми средствами массовой информации. На региональном телевидении возникают свои особенности освещения данной темы.
СМИ доносят до читателей актуальную и важную информацию о происходящих событиях в разных сферах общества. Во время введения режима самоизоляции телеканалы, в том числе региональные, играли большую роль в информировании населения об эпидемиологической обстановке в разных городах и районах страны.
В дипломной работе рассматривается освещение пандемии коронавируса на региональном телевидении Красноярска.
Актуальность данной работы обуславливается интересом к ней со стороны различных исследователей и практической значимостью для изучения изменения медиапроизводства в связи с пандемией коронавируса. С наступлением пандемии средства массовой информации мордернизировались и подстраивались под текущее положение дел. Данный феномен, не имеющий аналогов в истории журналистики, должен быть всесторонне освещен и изучен. Он повлиял на все СМИ, в том числе, на российское региональное телевидение. Региональным телеканалам также пришлось вносить изменения в свои материалы. Таким образом, изучение освещения коронавирусной повестки в региональных СМИ становится актуальным.
Апробация исследования. Содержание и выводы работы были апробированы в ходе участия во II Международном Форуме языков и культур.
Степень изученности проблемы. Проблема освещения СМИ пандемии COVID-19 еще крайне мало изучена, однако некоторые аспекты представлены в трудах следующих исследователей: Пестова М. Е., Сафонов Е. А., Ерофеева И. В., Муравьев А. В., Толстокулакова Ю. В.
Объект исследования - освещение пандемии коронавируса на красноярских телеканалах.
Предмет исследования - сюжеты о пандемии коронавируса в новостных программах регионального красноярского телевидения.
Цель исследования - сравнить особенности освещения темы пандемии COVID-19 на примере телеканалов «ГТРК Красноярск», «Прима» и «7 канал».
Для достижения цели, поставленной в работе, необходимо решить следующие задачи:
- Изучить специфику регионального телевидения;
- Изучить жанровое разнообразие российского регионального ТВ;
- Определить критерии для анализа новостных материалов;
- Рассмотреть освещение темы пандемии коронавируса на «7 канале»;
- Рассмотреть освещение темы пандемии коронавируса на телеканале «ГТРК Красноярск»;
- Рассмотреть освещение темы пандемии коронавируса на телеканале «Прима».
- Провести сравнительный анализ новостных материалов телеканалов Красноярска.
В качестве теоретической базы исследования были использованы труды таких теоретиков и исследователей как Алипулатов Е. С. «Место и роль региональных СМИ в российском сообществе: к постановке проблемы», «Реалии современных региональных СМИ», Бакшин В. В. «К проблеме российской модели регионального телевидения», Бурчик А. В. «Региональное телевидение: социокультурные детерминанты и проблема эффективности», Ерофеева И. В., Муравьев А. В., Толстокулакова Ю. В. «Пандемия коронавируса в концептуальной сфере медиадискурса России и Китая: стратегия выживания», Карапетян Н. А. «Информационные жанры, используемые корреспондентами регионального телевидения», Кирия И. В., Довбыш О. С. «Региональные диспропорции в развитии медиасистем в России», Скуридина С. А., Сорокин И. В. «Основные тенденции и особенности развития регионального телевидения», Удалова Т. В., Фунтикова М. С. «Региональное телевидение: специфика, тематические и жанровые особенности».
Эмпирическая база исследования - общее количество проанализированных телевизионных материалов на трех красноярских телеканалах.
Методы исследования, использованные в работе: описательный, контент- анализ, сравнение.
Выборка, использованная в исследовании, систематическая.
В результате проведенного исследования было просмотрено 2169 новостных материалов, проанализировано 315 выпусков, что говорит о репрезентативности исследования.
Структура дипломной работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из теоретической и практической главы, заключение, список использованных источников и приложения.
СМИ доносят до читателей актуальную и важную информацию о происходящих событиях в разных сферах общества. Во время введения режима самоизоляции телеканалы, в том числе региональные, играли большую роль в информировании населения об эпидемиологической обстановке в разных городах и районах страны.
Пандемия коронавируса внесла заметные коррективы в процесс медиапроизводства, в том числе регионального. В нашей работе мы выяснили, как обстоит дело на региональных красноярских телеканалах. В частности, мы исследовали телеканалы «ГТРК», «Прима», «7 канал».
Отметим, содержание и выводы работы были апробированы в ходе участия во II Международном Форуме языков и культур.
Целью исследования было сравнение особенностей освещения темы пандемии COVID-19 на примере телеканалов «ГТРК Красноярск», «Прима» и «7 канал». Для достижения цели, поставленной в работе, мы решили следующие задачи: рассмотрели специфику регионального телевидения; изучили жанровое разнообразие российского регионального телевидения, определили критерии для анализа, рассмотрели освещение темы пандемии коронавируса на «7 канале», «Приме» и «ГТРК» и провели сравнительный анализ.
Для проведения контент-анализа нами был составлен кодификатор, который содержал несколько категорий для исследования, позволяющих рассмотреть изучаемый вопрос в полной степени. Категории были следующими: жанр материала, повестка, хронометраж, дата выхода в эфир, тематика. Для определения жанровой специфики мы обращались к исследователю регионального телевидения А. Н. Карапетян.
В нашем исследовании мы подсчитывали количество публикация по теме пандемии коронавируса на трех красноярских телеканалах, а именно «7 канал», «ГТРК Красноярск» и «Прима». Количественный анализ содержания мы совмещали с качественным описанием тематики и других сторон текста: жанр, хронометраж, дата публикации.
В результате проведенного исследования было просмотрено 2169 новостных материалов, проанализировано 315 выпусков, что говорит о репрезентативности исследования.
В ходе проведенного анализа красноярских телеканалов были выявлены следующие закономерности: в плане жанрового разнообразия доминировала устная информация (в среднем 50%); сюжет располагался на втором месте (30%), а наименее популярными жанрами оказались репортаж (менее 10%) и интервью (15%). Последний отсутствует в выборке телеканала «Прима».
В отличие от «ГТРК» и «Примы», на «7 канале» не было такого явления как сводка по статистике заболевших коронавирусной инфекцией. Если на «ГТРК» и «Приме» регулярно выходили в эфир данные о заболеваемости в регионе и стране, то «7 канал» от данной концепции отказался.
Общие тенденции сохранились в новостной повестке. На всех телеканалах преобладает повестка региональная (в среднем, 85%), в то время как федеральная встречается намного реже (около 15%). Следует отметить, что в плане повестки от двух других телеканалов отличился «ГТРК», где разрыв между региональной и федеральной повесткой был наибольшим (97,1% и 2,9%).
Хронометраж самой короткой устной информации составил примерно 20 секунд, в то время как самой длинной - 1 минута 20 секунд. Самые короткие сюжеты длились около одной минуты. Самое короткое интервью оказалось у «7 канала» и длилось 1 минуту 54 секунды. Самый короткий репортаж выпустили на «Приме» - 57 секунд.
Самые длинные выпуски варьировались по времени. Так, устная информация могла достигать двух с небольшим минут. Самый длинный сюжет был представлен на телеканале «Прима» - 4 минуты 28 секунд. Самое длинное интервью длилось почти полчаса и вышло на «7 канале». Из репортажей отличился выпуск от «ГТРК». Он длился 7 минут 7 секунд.
Относительно периода, который охватил 15 месяцев (с января 2020 года по апрель 2021), можно сделать следующие выводы. На всех телеканалах наибольшая интенсивность выхода в эфир новостных материалов по теме коронавируса пришлась на весну 2020 года. На наш взгляд, это может быть связано с тем, что именно в этот период начались массовые преобразования в различных сферах общества. Локдауны, карантины, масочный режим и прочие эпидемиологические меры оставили свой отпечаток и на медиаиндустрии. Телеканалы снимали сюжеты, брали интервью и сообщали оперативную информацию чаще, чем в другие анализируемые периоды. Так, с приходом лета, интерес к коронавирусной теме немного спал, однако осенью, когда началась вторая волна пандемии, интерес снова повысился.
Так, мы можем сделать вывод, что тенденции освещения темы коронавируса на региональных красноярских телеканалах схожи, хотя каждый и имеет свои отличительные признаки и выделяется по тем или иным параметрам. Несмотря на то, что каждый телеканал использует определенную манеру для освещения ковидной повестки, тенденции и количество материалов, а также соотношение региональной и федеральной повестки схожи.
Пандемия коронавируса внесла заметные коррективы в процесс медиапроизводства, в том числе регионального. В нашей работе мы выяснили, как обстоит дело на региональных красноярских телеканалах. В частности, мы исследовали телеканалы «ГТРК», «Прима», «7 канал».
Отметим, содержание и выводы работы были апробированы в ходе участия во II Международном Форуме языков и культур.
Целью исследования было сравнение особенностей освещения темы пандемии COVID-19 на примере телеканалов «ГТРК Красноярск», «Прима» и «7 канал». Для достижения цели, поставленной в работе, мы решили следующие задачи: рассмотрели специфику регионального телевидения; изучили жанровое разнообразие российского регионального телевидения, определили критерии для анализа, рассмотрели освещение темы пандемии коронавируса на «7 канале», «Приме» и «ГТРК» и провели сравнительный анализ.
Для проведения контент-анализа нами был составлен кодификатор, который содержал несколько категорий для исследования, позволяющих рассмотреть изучаемый вопрос в полной степени. Категории были следующими: жанр материала, повестка, хронометраж, дата выхода в эфир, тематика. Для определения жанровой специфики мы обращались к исследователю регионального телевидения А. Н. Карапетян.
В нашем исследовании мы подсчитывали количество публикация по теме пандемии коронавируса на трех красноярских телеканалах, а именно «7 канал», «ГТРК Красноярск» и «Прима». Количественный анализ содержания мы совмещали с качественным описанием тематики и других сторон текста: жанр, хронометраж, дата публикации.
В результате проведенного исследования было просмотрено 2169 новостных материалов, проанализировано 315 выпусков, что говорит о репрезентативности исследования.
В ходе проведенного анализа красноярских телеканалов были выявлены следующие закономерности: в плане жанрового разнообразия доминировала устная информация (в среднем 50%); сюжет располагался на втором месте (30%), а наименее популярными жанрами оказались репортаж (менее 10%) и интервью (15%). Последний отсутствует в выборке телеканала «Прима».
В отличие от «ГТРК» и «Примы», на «7 канале» не было такого явления как сводка по статистике заболевших коронавирусной инфекцией. Если на «ГТРК» и «Приме» регулярно выходили в эфир данные о заболеваемости в регионе и стране, то «7 канал» от данной концепции отказался.
Общие тенденции сохранились в новостной повестке. На всех телеканалах преобладает повестка региональная (в среднем, 85%), в то время как федеральная встречается намного реже (около 15%). Следует отметить, что в плане повестки от двух других телеканалов отличился «ГТРК», где разрыв между региональной и федеральной повесткой был наибольшим (97,1% и 2,9%).
Хронометраж самой короткой устной информации составил примерно 20 секунд, в то время как самой длинной - 1 минута 20 секунд. Самые короткие сюжеты длились около одной минуты. Самое короткое интервью оказалось у «7 канала» и длилось 1 минуту 54 секунды. Самый короткий репортаж выпустили на «Приме» - 57 секунд.
Самые длинные выпуски варьировались по времени. Так, устная информация могла достигать двух с небольшим минут. Самый длинный сюжет был представлен на телеканале «Прима» - 4 минуты 28 секунд. Самое длинное интервью длилось почти полчаса и вышло на «7 канале». Из репортажей отличился выпуск от «ГТРК». Он длился 7 минут 7 секунд.
Относительно периода, который охватил 15 месяцев (с января 2020 года по апрель 2021), можно сделать следующие выводы. На всех телеканалах наибольшая интенсивность выхода в эфир новостных материалов по теме коронавируса пришлась на весну 2020 года. На наш взгляд, это может быть связано с тем, что именно в этот период начались массовые преобразования в различных сферах общества. Локдауны, карантины, масочный режим и прочие эпидемиологические меры оставили свой отпечаток и на медиаиндустрии. Телеканалы снимали сюжеты, брали интервью и сообщали оперативную информацию чаще, чем в другие анализируемые периоды. Так, с приходом лета, интерес к коронавирусной теме немного спал, однако осенью, когда началась вторая волна пандемии, интерес снова повысился.
Так, мы можем сделать вывод, что тенденции освещения темы коронавируса на региональных красноярских телеканалах схожи, хотя каждый и имеет свои отличительные признаки и выделяется по тем или иным параметрам. Несмотря на то, что каждый телеканал использует определенную манеру для освещения ковидной повестки, тенденции и количество материалов, а также соотношение региональной и федеральной повестки схожи.



