РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ 14-18 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА (НА ПРИМЕРЕ КГБОУ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №9»)
|
ВВЕДЕНИЕ
Теоретический анализ адаптивной двигательной рекреации для детей с нарушением слуха
1.1 Понятие «физическая рекреация» и его компоненты
1.2 Адаптивная двигательная рекреация для детей с ограниченными возможностями здоровья как составная часть адаптивной физической культуры
1.3 Особенности психолого-педагогической работы с подростками с нарушением слуха посредством адаптивной двигательной рекреации
1.4 Особенности работы с детьми с нарушенным слухом в общеобразовательных школах
Анализ спортивно-оздоровительных мероприятий для лиц с нарушением слуха в России
2 Организация и методы исследования
2.1 Методы исследования
2.2 Организация исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Теоретический анализ адаптивной двигательной рекреации для детей с нарушением слуха
1.1 Понятие «физическая рекреация» и его компоненты
1.2 Адаптивная двигательная рекреация для детей с ограниченными возможностями здоровья как составная часть адаптивной физической культуры
1.3 Особенности психолого-педагогической работы с подростками с нарушением слуха посредством адаптивной двигательной рекреации
1.4 Особенности работы с детьми с нарушенным слухом в общеобразовательных школах
Анализ спортивно-оздоровительных мероприятий для лиц с нарушением слуха в России
2 Организация и методы исследования
2.1 Методы исследования
2.2 Организация исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Проблема всестороннего развития детей в настоящее время растет и обусловливает разработку необходимых оздоровительных и рекреационных мероприятий. В Российской Федерации, как и во всем цивилизованном мире, детство признается важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе.
В России по данным Минздрава насчитывается около 200 тысяч людей с ограниченными возможностями здоровья (далее - людей с ОВЗ) по слуху и слабослышащих граждан и статистика не охватывает все категории людей, страдающих нарушениями слуха. По оценке Всероссийского общества глухих заметные проблемы со слухом имеются у 13 миллионов жителей России.
Говоря конкретно о Красноярском крае и опираясь на официальный статистический сборник 2018 года Министерства здравоохранения РФ. В Красноярском крае более 8 тысяч людей с разными категориями нарушения слуха.
Актуальность данной работы состоит в комплексном исследовании особенностей работы с контингентом подростков с нарушением слуха при помощи адаптивной двигательной рекреации. Двигательная активность способствует компенсации определённых недостатков, улучшает самочувствие, повышает общую работоспособность.
Цель — изучить состояние спортивной рекреационно-оздоровительной деятельности и разработать рекомендации по их проведению для подростков с нарушением слуха 14-18 лет.
Объект исследования адаптивная двигательная рекреация для лиц с нарушением слуха.
Предмет исследования — состояние рекреационно-оздоровительной деятельности подростков 14-18 лет с нарушением слуха.
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ основных понятий исследования.
2. Выявить особенности контингента 14-18 лет с нарушением слуха.
3. Определить объём рекреационной деятельности у детей 14-18 лет с нарушением слуха в г. Красноярске.
4. Выявить интерес к рекреационной деятельности у детей с нарушением слуха 14-18 лет на примере КГБОУ "Красноярская школа №9".
5. На основе анкетирования разработать рекомендации для увеличения объёма и качества рекреативной деятельности детей с нарушением слуха.
В работе использовались методы научного исследования:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Анализ нормативно-правовых документов;
3. Анкетирование.
Гипотеза исследования строится на предположении: изучение содержания и особенностей рекреационно-оздоровительной деятельности подростков 14-18 лет с нарушением слуха, а также выявление интереса данного контингента к ней позволит разработать практические рекомендации для повышения объема и качества рекреационных мероприятий соответствующих организаций.
Практическая значимость — разработанные рекомендации будут способствовать повышению объёма и качества рекреационно-оздоровительных деятельности.
В России по данным Минздрава насчитывается около 200 тысяч людей с ограниченными возможностями здоровья (далее - людей с ОВЗ) по слуху и слабослышащих граждан и статистика не охватывает все категории людей, страдающих нарушениями слуха. По оценке Всероссийского общества глухих заметные проблемы со слухом имеются у 13 миллионов жителей России.
Говоря конкретно о Красноярском крае и опираясь на официальный статистический сборник 2018 года Министерства здравоохранения РФ. В Красноярском крае более 8 тысяч людей с разными категориями нарушения слуха.
Актуальность данной работы состоит в комплексном исследовании особенностей работы с контингентом подростков с нарушением слуха при помощи адаптивной двигательной рекреации. Двигательная активность способствует компенсации определённых недостатков, улучшает самочувствие, повышает общую работоспособность.
Цель — изучить состояние спортивной рекреационно-оздоровительной деятельности и разработать рекомендации по их проведению для подростков с нарушением слуха 14-18 лет.
Объект исследования адаптивная двигательная рекреация для лиц с нарушением слуха.
Предмет исследования — состояние рекреационно-оздоровительной деятельности подростков 14-18 лет с нарушением слуха.
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ основных понятий исследования.
2. Выявить особенности контингента 14-18 лет с нарушением слуха.
3. Определить объём рекреационной деятельности у детей 14-18 лет с нарушением слуха в г. Красноярске.
4. Выявить интерес к рекреационной деятельности у детей с нарушением слуха 14-18 лет на примере КГБОУ "Красноярская школа №9".
5. На основе анкетирования разработать рекомендации для увеличения объёма и качества рекреативной деятельности детей с нарушением слуха.
В работе использовались методы научного исследования:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Анализ нормативно-правовых документов;
3. Анкетирование.
Гипотеза исследования строится на предположении: изучение содержания и особенностей рекреационно-оздоровительной деятельности подростков 14-18 лет с нарушением слуха, а также выявление интереса данного контингента к ней позволит разработать практические рекомендации для повышения объема и качества рекреационных мероприятий соответствующих организаций.
Практическая значимость — разработанные рекомендации будут способствовать повышению объёма и качества рекреационно-оздоровительных деятельности.
Основные понятия исследования: физическая рекреация, как общее понятие, и адаптивная двигательная рекреация, как вид физической рекреации, адаптированный для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Физическая рекреация по мнению Б.Ф. Ефстафьева - это специально организованный, сознательно управляемый процесс занятий физическими упражнениями, направленный на активизацию, поддержание и восстановление физических и духовных сил, затраченных во время какого- либо вида деятельности (труд — умственный, физический и др.), профилактику утомления, развлечения. Адаптивная двигательная рекреация по мнению С.П. Евсеева - это активизация, поддержание или восстановление физических и духовных сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учёба, спорт и др.), профилактика утомления, развлечение, интересное проведение досуга, оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.
Выявлены физические и психические особенности глухих и слабослышащих подростков. Среди физических: малоподвижность, скованность движений, нарушение точности движений, нарушение статического и динамического равновесия, слабые способности усваивать тот или иной режим движений. Среди психических особенностей: искажённое восприятие действительности, преобладание негативных эмоций и стрессовых реакций, слабая пространственная ориентировка и слабый интерес к окружающему миру, а также нарушение речи, как основная особенность, корректируемая дефектологами, воспитателями и учителями в специальных образовательных учреждениях.
Внеучебная деятельность в общеобразовательных учреждениях разделяется минимум на пять направлений: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и направление социальной деятельности. В специальных коррекционных школах рекомендуется учитывать коррекционную работу. Спортивно-оздоровительное направление включает в себя рекреационно-оздоровительную деятельность, составляющая следующие мероприятия: спортивные секции и кружки, выездные физкультурно-оздоровительные мероприятия. Максимальный объём для внеучебной деятельности составляет 10 часов по всем направлениям, при этом минимальный объём устанавливается каждым общеобразовательным учреждением самостоятельно.
Посредством анкетирования удалось выявить интерес к рекреационной деятельности у 77% учащихся. Выявлен интерес к смежным направлениям физической активности у 65% опрошенных, что обуславливает суть физической рекреации - самостоятельный выбор формы и средств рекреации, восстановление физических и духовных сил через удовольствие или с удовольствием. Самые популярные виды физической активности среди подростков с нарушением слуха: экстремальные виды физической активности, туристские походы, скалолазание; а также игровые виды: футбол и волейбол.
На основании осуществлённого теоретического и практического анализа разработаны рекомендации для внеклассной рекреационно-оздоровительной деятельности в школах, включающие в себя: инклюзивный подход, поэтапность освоения новых видов физической активности, ориентированность на интерес учащихся. Виды физической активности, в которых учащиеся заинтересованы менее всего, следует популяризировать на этапе ознакомления путём практического освоения на должном уровне.
Выявлены физические и психические особенности глухих и слабослышащих подростков. Среди физических: малоподвижность, скованность движений, нарушение точности движений, нарушение статического и динамического равновесия, слабые способности усваивать тот или иной режим движений. Среди психических особенностей: искажённое восприятие действительности, преобладание негативных эмоций и стрессовых реакций, слабая пространственная ориентировка и слабый интерес к окружающему миру, а также нарушение речи, как основная особенность, корректируемая дефектологами, воспитателями и учителями в специальных образовательных учреждениях.
Внеучебная деятельность в общеобразовательных учреждениях разделяется минимум на пять направлений: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и направление социальной деятельности. В специальных коррекционных школах рекомендуется учитывать коррекционную работу. Спортивно-оздоровительное направление включает в себя рекреационно-оздоровительную деятельность, составляющая следующие мероприятия: спортивные секции и кружки, выездные физкультурно-оздоровительные мероприятия. Максимальный объём для внеучебной деятельности составляет 10 часов по всем направлениям, при этом минимальный объём устанавливается каждым общеобразовательным учреждением самостоятельно.
Посредством анкетирования удалось выявить интерес к рекреационной деятельности у 77% учащихся. Выявлен интерес к смежным направлениям физической активности у 65% опрошенных, что обуславливает суть физической рекреации - самостоятельный выбор формы и средств рекреации, восстановление физических и духовных сил через удовольствие или с удовольствием. Самые популярные виды физической активности среди подростков с нарушением слуха: экстремальные виды физической активности, туристские походы, скалолазание; а также игровые виды: футбол и волейбол.
На основании осуществлённого теоретического и практического анализа разработаны рекомендации для внеклассной рекреационно-оздоровительной деятельности в школах, включающие в себя: инклюзивный подход, поэтапность освоения новых видов физической активности, ориентированность на интерес учащихся. Виды физической активности, в которых учащиеся заинтересованы менее всего, следует популяризировать на этапе ознакомления путём практического освоения на должном уровне.



