Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сравнительное изучение сформированности коммуникативных умений у детей 5-7 лет с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости

Работа №164051

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы127
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития коммуникативных умений у детей 5-7 лет с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости 10
1.1. Развитие коммуникативных умений у детей в онтогенезе 10
1.2. Сформированность коммуникативных умений у детей дошкольного
возраста с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степ 21
1.3. Обзор методик направленных на обследование и формирование
коммуникативных навыков дошкольников с умственной отсталостью 27
Выводы по главе 1 33
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей коммуникативных умений у детей 5-7 лет с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости 35
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента...35
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 44
2.3. Дифференцированные методические рекомендации по развитию коммуникативных умений у дошкольников с умеренной и тяжелой степенью
умственной отсталости 57
Выводы по главе II 81
Заключение 83
Библиография 87
Приложения 95

Актуальность исследования. В основе успешной жизнедеятельности ребенка в обществе, всестороннего развития его личности лежит полноценное речевое общение. Потребность в общении является одной из первых социальных потребностей ребенка. Процесс общения сложен и весьма многогранен, так как может одновременно проявлять себя в качестве процесса взаимодействия между людьми, информационного процесса и отношений между людьми и процесса их взаимных переживаний, взаимопонимания между собой. В основе сформированных навыков общения лежат коммуникативные умения.
Психологический подход определяет общение как специфическую форму деятельности и как самостоятельный процесс взаимной деятельности, необходимой для осуществления других видов деятельности человека. Общение представляет собой важнейшую социальную потребность, отсутствие реализации которой вызывает замедление, а то и прекращение формирования личности.
Известные психологи, такие как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и их последователи результатами своих исследований доказали взаимосвязь между психическим развитием ребенка, его эмоциональными контактами, особенностью сотрудничества с ними. Способность человека к самооценке и регулированию собственного поведения зависят от того как в детском возрасте сформируется опыт общения.
Коммуникация или общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, характеризующийся взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Но коммуникация - это не только слова и речь. Многоканальная коммуникация - процесс общения, когда вербальная речь дополняется или
заменяется невербальной речью - знаками, жестами, мимикой, символами и другими средствами.
Коммуникативные умения или умения общаться синтезируют в себе общепсихологические, социально-психологические и специальные профессиональные качества личности. Умение общаться является сложным явлением, представляющим собой единую систему разнообразных по характеру умений: речевые умения, социально-психологические, умения использовать в общении нормы речевого этикета и невербальные средства, умения общаться в разнообразных организационно - коммуникативных формах деятельности.
Коммуникативная успешность проявляется в умении формулировать вопросы для собеседника и ответы на вопросы собеседника, отзываться на его мнение, принимать активное участие в обсуждении рассматриваемых проблем, аргументированно выражать свое мнение, формулировать свои высказывания так, чтобы они были понятны всем участникам речевого общения.
Полноценное участие в коммуникативной деятельности способствует приобретению ребенком опыта, являющегося базой для формирования коммуникативных умений, определяемых как основу для возникновения позитивного опыта взаимодействия между участниками коммуникативной деятельности.
В качестве основы для формирования коммуникативных умений выделяют способность к речевому общению, благодаря которой ребенок уточняет свои представления об окружающем мире, развивается и осознает себя как личность, осваивает новые формы деятельности. Речь является одним из значимых показателей уровня развития мышления человека, его интеллекта и общей культуры. В процессе речевого развития формируется сознание, планирование и регуляция поведенческих реакций человека.
Проблемы формирования коммуникативных умений у умственно Л.С. Выготским, С.Д. Забрамной, А.Р. Маллер, Л.М. Шипициной и зарубежными авторами: У. Кристен, Л. Нюканен, Х. Рюкле.

Интеллектуальные нарушения у детей, обусловленные органическим поражением коры головного мозга, значительно затрудняют процесс речевого развития и вызывают его множественные недостатки, которые со временем приобретают стойкие формы и препятствуют полноценному общению детей с окружающими людьми.
В исследованиях С.В. Елгиной, А.Г. Зикеева, Н.И. Куценко отмечается, что для устной речи детей, имеющих умственную отсталость характерна содержательная бедность, отсутствие эмоциональной выразительности. Расстройства речи влекут за собой отставание в психическом развитии ребенка с умственной отсталостью, отрицательно сказываются на эффективности его обучения.
Проблема исследования. Наблюдения А.А. Максимовой, Д.М. Маллаева, П.О. Омарова, О.А. Бажуковой показывают низкий уровень социальной зрелости у дошкольников с нарушениями интеллекта разной степени выраженности. У детей данной категории не сформирована потребность в общении, они не умеют принимать на себя социальные роли и действовать в соответствии с ними, что значительно затрудняет установление межличностных контактов и полноценное восприятие данной категории детей окружающими. Перечисленные проблемы вызывают непонимание и неприятие данного ребенка другими людьми, что изолирует его от общества.
Изучение особенностей формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости будет способствовать наиболее грамотному построению обучающего, воспитывающего и коррекционно-развивающего процессов для более успешной социализации детей, с учетом степени выраженности нарушения интеллекта. Однако, анализ литературы по теме исследования показал, что в настоящее время методическое сопровождение процесса формирования коммуникативных умений дошкольников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью разработано недостаточно. Изучение особенностей и путей формирования коммуникативных умений у данной категории дошкольников остается остроактуальной проблемой. Имеются отдельные программы, статьи педагогов-практиков, которые делятся своим опытом работы с указанной категорией детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данный материал носит разрозненный, несистематизированный характер.
Объект исследования: коммуникативные умения дошкольников.
Предмет исследования: состояние коммуникативных умений у детей 5-7 лет с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Вышеизложенное определило цель нашего исследования: изучить состояние коммуникативных умений у детей 5-7 лет с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости и предложить дифференцированные рекомендации по их совершенствованию.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что коммуникативные умения у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости отличаются неадекватностью вхождения в ситуацию общения, отсутствием ориентации на собеседника в процессе общения, малой развернутостью и фрагментарностью высказываний. Выраженность вышеперечисленных признаков зависит от степени нарушения интеллекта.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогические и методические литературные источники по проблеме формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста при нормальном онтогенезе и с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени.
2. Разработать методику исследования состояния коммуникативных умений дошкольников 5-7 лет с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.
3. Выявить уровень сформированности коммуникативных умений дошкольников 5-7 лет с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.
4. Разработать дифференцированные рекомендации по формированию коммуникативных умений детей 5-7 лет с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.
Теоретической и методологической базой исследования послужили работы отечественных психологов и дефектологов, таких как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и других исследователей, обосновавших общность основных закономерностей психического развития в норме и патологии, наличие сензитивных периодов в развитии ребенка, соотношение коррекции и развития, обучения и развития, наличие актуального и потенциального уровня развития (зона ближайшего развития).
Методы исследования.
1. Теоретические: изучение и анализ литературы научного и методологического характера по проблеме исследования.
2. Эмпирические: наблюдение, констатирующий эксперимент.
3. Интерпретационные: методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных, интерпретация результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что будет апробирована методика диагностики сформированности коммуникативных умений детей 5-7 лет с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.
Организация исследования: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 45» города Братска. В
констатирующем этапе эксперимента участие приняли 10 детей, 5 с умеренной и 5 тяжелой степенью умственной отсталостью, возраст принявших участие в эксперименте детей 5-7 лет.
Практическая значимость заключается в разработке
дифференцированных методических рекомендаций педагогам дошкольных образовательных организаций по формированию коммуникативных умений дошкольников 5-7 лет с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Данные материалы работы будут полезны для построения коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа магистранта состоит из введения, двух глав исследования, заключения, библиографии и приложений. Объем работы составляет 123 страницы.
Апробация результатов исследования осуществлялась через выступления на научно-практических мероприятиях:
• доклад «Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования: особенности сформированности коммуникативных навыков у детей 5-7лет с легкой умственной отсталостью» в рамках XX международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодёжь и наука XXI века», Краснояр. гос. пед. ун-т, г. Красноярск, 13 мая 2019 г.;
• обобщение опыта работы по теме «Работа учителя-дефектолога по формированию коммуникативных навыков детей 5-7 лет с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости» в рамках XII региональной научно-методической конференции «Педагогическая деятельность в теории и практике» Братский педагогический колледж, г. Братск, 18 февраля 2020г.;
• доклад «Формирование коммуникативных умений дошкольников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью средствами альтернативной коммуникации» в рамках научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов «Современные технологии коррекционно­развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья», организованной в рамках XXI форума «Молодежь и наука XXI века», г. Красноярск, 14 мая 2020 г.
Публикации:
Было опубликовано 3 статьи по теме диссертационного исследования, которые представлены в списке литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Наше исследование было посвящено теме «Сравнительное изучение сформированности коммуникативных умений у детей 5-7 лет с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости». В первой главе мы раскрыли теоретические основы развития коммуникативных умений у детей 5-7 лет с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Мы остановились на развитии коммуникативных умений у детей в онтогенезе, раскрыли закономерности формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени. Проанализировали содержание некоторых методик, направленных на обследование и формирование коммуникативных умений дошкольников с умственной отсталостью.
Анализ литературы по теме показал, что процесс общения сложен и весьма многогранен. Способность к речевому общению составляет основу для возникновения социальных контактов, благодаря которым ребенок уточняет свои представления об окружающем мире, развивается и осознает себя как личность, осваивает новые формы деятельности. В основе сформированных навыков общения лежат коммуникативные умения.
При нормальном речевом развитии ребенок дошкольного возраста должен уметь свободно вступать в контакт со взрослыми и сверстниками и вести с ними диалог, слушая, спрашивая, отвечая, возражая, объясняя, а также самостоятельно рассказывая, пересказывая, свободно пользуясь лексикой и грамматикой для выражения собственных мыслей и составления любого типа высказывания.
Интеллектуальные нарушения у детей, обусловленные органическим поражением коры головного мозга, значительно затрудняют процесс и обосновывают многообразие недостатков в развитии речи, которые со временем приобретают стойкие формы и препятствуют полноценному общению детей с окружающими людьми. У детей данной категории не сформирована потребность в общении, они не умеют принимать на себя социальные роли и действовать в соответствии с ними, что значительно затрудняет установление межличностных контактов и полноценное восприятие данной категории детей окружающими. Данные проблемы вызывают непонимание и неприятие данного ребенка другими людьми, что изолирует его от общества. Одним из средств формирования коммуникативный умений может быть альтернативная коммуникация.
Практическая часть нашего исследования была проведена на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 45» города Братска. В
констатирующем этапе эксперимента участие приняли 10 детей, 5 с умеренной (группа 1) и 5 тяжелой степенью (группа 2) умственной отсталости, возраст принявших участие в эксперименте детей 5-7 лет.
Представляем результаты исследования.
Методика исследования сформированности коммуникативных умений у детей 5-7 лет с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости включала в себя анализ документации, анкетирование родителей, а так же серию заданий, направленных на выявление уровня сформированности коммуникативных умений у детей. По результатам выполнения всех диагностических заданий были выявлены уровни сформированности коммуникативных умений у дошкольников с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Исследование показало из 10 испытуемых, только у одного ребёнка средний уровень сформированности коммуникативных умений. У двоих - уровень «ниже среднего». Преимущественно, у семерых дошкольников низкий уровень сформированности коммуникативных умений. Высокий уровень сформированности коммуникативных умений в группах испытуемых выявлен не был.
Средний уровень сформированности коммуникативных умений был выявлен только среди дошкольников с умеренной умственной отсталостью, 1 ребенок. Эта девочка относительно легко вступала в общение, она осознавала условия отдельно взятой ситуации общения, выделяла партнера, адекватно эмоционально реагировала на него, удерживала зрительный контакт, слушала собеседника, понимала обращенную речь. Мы отметили, что в ходе взаимодействия (девочка 1) видела эмоциональное состояние партнера, но не всегда способна была выстраивать свое поведение, руководствуясь интересами собеседника (особенно в случаях, когда партнером являлся сверстник из группы). Среди дошкольников с тяжелой умственной отсталостью данный уровень сформированности коммуникативных умений мы не выявили.
Уровень сформированности коммуникативных умений «ниже среднего» мы выявили только среди дошкольников с умеренной умственной отсталостью, он составил 2 ребенка. Эти дети не способны самостоятельно проявить инициативу и вступить в общение. Затруднено понимание обращенной речи. Понимание ограничено, в связи с чем затруднены ответные действия в процессе коммуникации. Отмечаются нарушения порядка коммуникативных действий, трудности понимания эмоционального состояния партнера. Вербальные средства коммуникации крайне ограничены, чаще использует жест.
Низкий уровень сформированности коммуникативных умений выявлен у 2 дошкольников с умеренной умственной отсталостью и у 5 дошкольников с тяжелой умственной отсталостью. Для этого уровня было характерно то, что дошкольники не проявляли никакой ответной реакции на инициативу взрослого общаться, либо эта реакция была неадекватной. Установление эмоционального контакта с данной категорией детей возможно только при значительных усилиях со стороны партнера, поэтому, если общение со взрослым осуществимо при его направляющей, стимулирующей помощи, то общение со сверстниками практически отсутствует.
Сравнивая результаты состояния коммуникативных умений в группе 1 и группе 2 можно отметить, что в группе 1 они сформированы на более высоком уровне, поскольку присутствует и средний 1 ребенок и уровень «ниже среднего» 2 ребенка. В группе 2 только низкий уровень сформированности коммуникативных навыков 5 детей.
По результатам исследования мы разработали рекомендации по формированию коммуникативных умений у детей 5-7 лет с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Данные рекомендации носят дифференцированный характер. Для детей со средним уровнем сформированности коммуникативных умений мы предлагаем использовать систему альтернативной коммуникации, а именно систему работы с пиктограммами. В основу положена система «Говорун» учителя-дефектолога Е.В. Вознюк и система работы учителя-логопеда И.Н. Ананьевой.
Для детей с низким (ниже среднего) уровнем сформированности коммуникативных умений мы предложили рекомендации по формированию невербальных форм коммуникации.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута. Мы изучили состояние коммуникативных умений у детей 5-7 лет с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости и предложили дифференцированные рекомендации по их совершенствованию.
Гипотеза исследования доказана. Коммуникативные умения у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости отличаются неадекватностью вхождения в ситуацию общения, отсутствием ориентации на собеседника в процессе общения, малой развернутостью и фрагментарностью высказываний. Выраженность вышеперечисленных признаков зависит от степени нарушения интеллекта.


1. Агаева, И.Б. Формирование речи у обучающихся с умеренной интеллектуальной недостаточностью средствами альтернативной коммуникации: практико - ориентированная монография / И.Б. Агаева.- .Красноярск. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2018.-148 с.
2. Ананьева, И.Н. Говорящие картинки: метод. рекомендации и практический материал. Часть 1. / И.Н. Ананьева. - Самара: Изд-во Ольги Кузнецовой, 2015.-132 с.
3. Ананьева, И.Н. Говорящие картинки: метод. рекомендации и практический материал. Часть 2. / И.Н. Ананьева. - Самара: Изд-во Ольги Кузнецовой, 2015.-114 с.
4. Ананьева, И.Н. Средства поддерживающей коммуникации в системе
работы логопеда: метод. пособие для работы с неговорящими
дошкольниками / И.Н. Ананьева. - Самара: Изд-во Ольги Кузнецовой, 2015.­44 с.
5. Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием
средств альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Е.И. Алексеева, С.В. Андреева. - Псков.: ГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного
обучения Псковской области» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dp.pskov.ru
6. Баблумова, М.Е. Экспериментальное изучение уровня сформированности коммуникативных умений у дошкольников с умеренной умственной отсталостью / М.Е. Баблумова // Педагогика и психология. Вестник Череповецкого государственного университета. - 2013. - № 4 (51). - С.162­165.
7. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., КомароваС.В. [и др.]; под ред. И.М. Блажноковой.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010.-239с.
8. Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика и коррекция развития детей с интеллектуальной недостаточностью / Н.Л. Белопольская. - М.: Когито-Центр, 2013.-56 с.
9. Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: учебно-методическое пособие / Д.И. Бойков. - СПб.: КАРО, 2005.-288 с.
10. Браткова, М.В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым: практическое пособие для родителей, педагогов-дефектологов и воспитателей / М.В. Браткова, А.В. Закрепина, Л.В. Пронина; под ред. М.В. Братковой. - М.: ПАРАДИГМА, 2013.-128 с.
11. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.-133 с.
12. Вознюк, Е.В. Авторская методика формирования речи и навыков коммуникации у детей с РАС «Говорун». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://autism-frc.ru/ckeditor (дата обращения: 25.01.2020).
13. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2006.­668 с.
14. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - Сб.: Издательство «Лань», 2003. - 656 с.
15. Гайдукевич, С.Е. Методика учебно-воспитательной работы в центре
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учебно -
методическое пособие / С.Е. Гайдукевич, М. Вентланд, Т.В. Горудко; под ред. С. Е. Гайдукевич. - Минск: БГПУ, 2009.-276 с....74


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ