СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ И НОРМОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
СФОРМИРОВАННОСТИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ДИЗАРТРИИ 9
1.1. Темпо-ритмическая сторона речи в онтогенезе 9
1.2. Психолого-педагогическая особенность характеристики детей с
дизартрией 21
1.3. Специфика нарушений темпо- ритмической стороны речи старших
дошкольников при дизартрии 26
1.4. Обзор методик по преодолению нарушений темпо-ритмической речи стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в
трудах ученых 33
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 41
ГЛАВА II. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО
АНАЛИЗ 42
2.1.Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 42
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 51
2.3. Методические рекомендации по формированию темпо-ритмической
стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с
дизартрией 60
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
Приложение А 83
Приложение Б 84
Приложение В 85
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
СФОРМИРОВАННОСТИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ДИЗАРТРИИ 9
1.1. Темпо-ритмическая сторона речи в онтогенезе 9
1.2. Психолого-педагогическая особенность характеристики детей с
дизартрией 21
1.3. Специфика нарушений темпо- ритмической стороны речи старших
дошкольников при дизартрии 26
1.4. Обзор методик по преодолению нарушений темпо-ритмической речи стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в
трудах ученых 33
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 41
ГЛАВА II. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО
АНАЛИЗ 42
2.1.Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 42
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 51
2.3. Методические рекомендации по формированию темпо-ритмической
стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с
дизартрией 60
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
Приложение А 83
Приложение Б 84
Приложение В 85
Актуальность исследования.
Психолого-педагогические исследования в области коррекционной педагогики указывают на стабильную устойчивую тенденцию к увеличению численности детей с нарушениями речевого развития. Специалисты утверждают: если в конце XX века речевые дефекты были у каждого 4-го ребенка дошкольного возраста, то сегодня трудно найти дошкольника без речевых нарушений.
Статистические данные свидетельствуют о том, что одной из распространенных речевых патологий на сегодняшний день является дизартрия. По данным Института Коррекционной Педагогики города Москвы в настоящее время количество детей с дизартрическими проявлениями составляют 40 - 45 % случаев от общего количества детей с речевой патологией. А у детей с детским церебральным параличом дизартрические нарушения достигают 70-85%.
Дети с диагнозом «дизартрия» входят в число детей с ограниченными возможностями здоровья и не остаются без внимания нашего государства. Им оказывается помощь в системе здравоохранения, социальной защиты, образования.
Право на образование - это Конституционное право каждого ребенка, независимо от социального положения и состояния здоровья [1 ст.45]. Законом «Об образовании в Российской Федерации» регламентировано создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ [2].
Дошкольное образование является первой ступенью в системе непрерывного образования и воспитания детей с дизартрией. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) также учитывает образовательные потребности и особенности детей с ОВЗ, предусматривая механизмы гибкой смены варианта образовательной программы. Это конкретизируется применительно к каждой категории обучающихся с ОВЗ. В соответствии с положениями ФГОС ДО содержание образования и условия организации обучения и воспитания таких детей определяются адаптированной образовательной программой, разрабатываются индивидуальные коррекционные маршруты сопровождения каждого ребенка [3].
Проблема дизартрии является объектом многих научных исследований. Изучением локально-диагностических проявлений дизартрических расстройств занимались Л.Б. Литвак Е.Н.Винарская, Л.М. Шпицина, И.И Мамайчук и др. Существенный вклад в разработку проблемы диагностики и коррекции дизартрии внесли О.В. Правдина, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, Л.А. Данилова, И.И. Панченко, Е.Ф. Архипова и др. Психологопедагогическая характеристика группы детей с дизартрией представлена в трудах Р. А. Беловой-Давид, Г. В. Гуровец, С. И. Маевской, Л. В. Лопатиной, Р. И. Мартыновой и др.
Дизартрия - это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Вследствие артикуляторных нарушений и органической недостаточности мышц речевого аппарата нарушаются и просодические компоненты.
Одной из важных составляющих просодии является темпо-ритмическая организация речи, имеющая большое значение в успешном речевом становлении. Темпо-ритмическая организация координирует работу речевого периферического аппарата, синхронизирует работу голосового, дыхательного и артикуляционного отделов [58]. Именно из-за нарушений темпоритмической стороны речь теряет свою плавность, выразительность, а иногда и разборчивость в целом.
Однако научных исследований особенностей темпо -ритмической стороны речи дошкольников с дизартрией недостаточно. Это затрудняет поиск новых педагогических технологий, методов и приёмов в работе по коррекции темпо-ритмической стороны речи старших дошкольников при дизартрии.
Вышесказанное подтверждает актуальность
проблемы исследования «Сравнительное изучение сформированности темпо-ритмической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и нормой речевого развития».
Объект исследования: темпо-ритмическая сторона речи при
дизартрии.
Предмет исследования: сформированность темпо - ритмической стороны речи у старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Цель исследования: теоретически изучить особенности темпо - ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития и дизартрией для определения содержания дифференцированных методических рекомендация по формированию нарушенных сторон речи у рассматриваемого контингента дошкольников.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что дети старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии будут демонстрировать более низкий уровень сформированности темпо-ритмической строны речи по сравнению с детьми с нормой речевого развития.
В соответствии с проблемой исследования объекта и гипотезы нами были выдвинуты следующие задачи.
Задачи исследования:
1. провести анализ специальной, лингвистической, психолого - педагогической, логопедической литературы по проблеме исследования.
2. изучить уровень сформированности темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией и нормальным речевым развитием.
3. составить содержание дифференцированных методических рекомендаций по формированию темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили следующие положения:
1. Научно-теоретические положения о сложной иерархической структуре речевой деятельности и взаимодействии ее компонентов (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.К. Анохин и др.);
2. Теоретические и методологические труды специалистов в области речевых нарушений (Е.Ф. Архипова, Р.Е. Левина, И.А. Поварова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.Е. Хватцев, Л.В. Бондарко, А.М. Гвоздев, Л.Р. Зиндер, Н.Д. Светозарова, Л.В. Щерба, Н.Х. Швачкин).
3. Психолого-педагогические исследования детей с дизартрией (Р. А. Белова-Давид, Г. В. Гуровец, С. И. Маевская, Л. В. Лопатина, Р. И. Мартынова, Е. М. Мастюкова, О. В. Правдина).
4. Программно-методические материалы, разработанные Е.Ф. Архиповой, Л.А. Даниловой, Г.В. Кузнецовой, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, Н.В. Симоновой, И.В. Смирновой и др.
Методы исследования определялись в соответствии с поставленными задачами исследования. Нами использовались теоретические и эмпирические методы исследования.
К первым относятся анализ психолого-педагогической, коррекционнологопедической и методической литературы; ко вторым - наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент; методы качественного и количественного анализа результатов.
В качестве теоретической значимости исследования: уточнены научные и практические представления об особенностях темпо -ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические выводы, практические результаты исследования, дифференцированные методические рекомендации по формированию темпо - ритмической стороны речи у старших дошкольников могут быть использованы в логопедии, дефектологии, в работе по коррекции темпоритмической стороны речи дошкольников с дизартрией.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения Ирбейский детский сад № 1 «Золотой ключик», комбинированной
направленности. Всего в исследовании приняли участие 10 детей старшей группы, из которых 5 дошкольников составили экспериментальную группу (диагноз «стертая дизартрия») и 5 контрольную группу (речевое развитие в норме).
Исследование осуществлялось в 3 этапа:
I этап (сентябрь-октябрь 2019 г.) - изучение и анализ теоретической и методической литературы, формулирование проблемы, определение цели и задач исследования;
II этап (ноябрь 2019 г. - февраль 2020 г.) - подбор диагностического материала. Проведение констатирующего эксперимента. Интерпретация полученных данных.
III этап (март-апрель 2020 г.) - на основе обобщения и систематизации материалов исследования, разработка методических рекомендаций
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения; двух глав; заключения; списка использованных источников, трех приложений. Основной текст квалификационной работы составляет 77 страниц и включает гистограммы. Список литературы содержит 65 источников.
Психолого-педагогические исследования в области коррекционной педагогики указывают на стабильную устойчивую тенденцию к увеличению численности детей с нарушениями речевого развития. Специалисты утверждают: если в конце XX века речевые дефекты были у каждого 4-го ребенка дошкольного возраста, то сегодня трудно найти дошкольника без речевых нарушений.
Статистические данные свидетельствуют о том, что одной из распространенных речевых патологий на сегодняшний день является дизартрия. По данным Института Коррекционной Педагогики города Москвы в настоящее время количество детей с дизартрическими проявлениями составляют 40 - 45 % случаев от общего количества детей с речевой патологией. А у детей с детским церебральным параличом дизартрические нарушения достигают 70-85%.
Дети с диагнозом «дизартрия» входят в число детей с ограниченными возможностями здоровья и не остаются без внимания нашего государства. Им оказывается помощь в системе здравоохранения, социальной защиты, образования.
Право на образование - это Конституционное право каждого ребенка, независимо от социального положения и состояния здоровья [1 ст.45]. Законом «Об образовании в Российской Федерации» регламентировано создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ [2].
Дошкольное образование является первой ступенью в системе непрерывного образования и воспитания детей с дизартрией. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) также учитывает образовательные потребности и особенности детей с ОВЗ, предусматривая механизмы гибкой смены варианта образовательной программы. Это конкретизируется применительно к каждой категории обучающихся с ОВЗ. В соответствии с положениями ФГОС ДО содержание образования и условия организации обучения и воспитания таких детей определяются адаптированной образовательной программой, разрабатываются индивидуальные коррекционные маршруты сопровождения каждого ребенка [3].
Проблема дизартрии является объектом многих научных исследований. Изучением локально-диагностических проявлений дизартрических расстройств занимались Л.Б. Литвак Е.Н.Винарская, Л.М. Шпицина, И.И Мамайчук и др. Существенный вклад в разработку проблемы диагностики и коррекции дизартрии внесли О.В. Правдина, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, Л.А. Данилова, И.И. Панченко, Е.Ф. Архипова и др. Психологопедагогическая характеристика группы детей с дизартрией представлена в трудах Р. А. Беловой-Давид, Г. В. Гуровец, С. И. Маевской, Л. В. Лопатиной, Р. И. Мартыновой и др.
Дизартрия - это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Вследствие артикуляторных нарушений и органической недостаточности мышц речевого аппарата нарушаются и просодические компоненты.
Одной из важных составляющих просодии является темпо-ритмическая организация речи, имеющая большое значение в успешном речевом становлении. Темпо-ритмическая организация координирует работу речевого периферического аппарата, синхронизирует работу голосового, дыхательного и артикуляционного отделов [58]. Именно из-за нарушений темпоритмической стороны речь теряет свою плавность, выразительность, а иногда и разборчивость в целом.
Однако научных исследований особенностей темпо -ритмической стороны речи дошкольников с дизартрией недостаточно. Это затрудняет поиск новых педагогических технологий, методов и приёмов в работе по коррекции темпо-ритмической стороны речи старших дошкольников при дизартрии.
Вышесказанное подтверждает актуальность
проблемы исследования «Сравнительное изучение сформированности темпо-ритмической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и нормой речевого развития».
Объект исследования: темпо-ритмическая сторона речи при
дизартрии.
Предмет исследования: сформированность темпо - ритмической стороны речи у старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Цель исследования: теоретически изучить особенности темпо - ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития и дизартрией для определения содержания дифференцированных методических рекомендация по формированию нарушенных сторон речи у рассматриваемого контингента дошкольников.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что дети старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии будут демонстрировать более низкий уровень сформированности темпо-ритмической строны речи по сравнению с детьми с нормой речевого развития.
В соответствии с проблемой исследования объекта и гипотезы нами были выдвинуты следующие задачи.
Задачи исследования:
1. провести анализ специальной, лингвистической, психолого - педагогической, логопедической литературы по проблеме исследования.
2. изучить уровень сформированности темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией и нормальным речевым развитием.
3. составить содержание дифференцированных методических рекомендаций по формированию темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили следующие положения:
1. Научно-теоретические положения о сложной иерархической структуре речевой деятельности и взаимодействии ее компонентов (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.К. Анохин и др.);
2. Теоретические и методологические труды специалистов в области речевых нарушений (Е.Ф. Архипова, Р.Е. Левина, И.А. Поварова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.Е. Хватцев, Л.В. Бондарко, А.М. Гвоздев, Л.Р. Зиндер, Н.Д. Светозарова, Л.В. Щерба, Н.Х. Швачкин).
3. Психолого-педагогические исследования детей с дизартрией (Р. А. Белова-Давид, Г. В. Гуровец, С. И. Маевская, Л. В. Лопатина, Р. И. Мартынова, Е. М. Мастюкова, О. В. Правдина).
4. Программно-методические материалы, разработанные Е.Ф. Архиповой, Л.А. Даниловой, Г.В. Кузнецовой, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, Н.В. Симоновой, И.В. Смирновой и др.
Методы исследования определялись в соответствии с поставленными задачами исследования. Нами использовались теоретические и эмпирические методы исследования.
К первым относятся анализ психолого-педагогической, коррекционнологопедической и методической литературы; ко вторым - наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент; методы качественного и количественного анализа результатов.
В качестве теоретической значимости исследования: уточнены научные и практические представления об особенностях темпо -ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические выводы, практические результаты исследования, дифференцированные методические рекомендации по формированию темпо - ритмической стороны речи у старших дошкольников могут быть использованы в логопедии, дефектологии, в работе по коррекции темпоритмической стороны речи дошкольников с дизартрией.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения Ирбейский детский сад № 1 «Золотой ключик», комбинированной
направленности. Всего в исследовании приняли участие 10 детей старшей группы, из которых 5 дошкольников составили экспериментальную группу (диагноз «стертая дизартрия») и 5 контрольную группу (речевое развитие в норме).
Исследование осуществлялось в 3 этапа:
I этап (сентябрь-октябрь 2019 г.) - изучение и анализ теоретической и методической литературы, формулирование проблемы, определение цели и задач исследования;
II этап (ноябрь 2019 г. - февраль 2020 г.) - подбор диагностического материала. Проведение констатирующего эксперимента. Интерпретация полученных данных.
III этап (март-апрель 2020 г.) - на основе обобщения и систематизации материалов исследования, разработка методических рекомендаций
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения; двух глав; заключения; списка использованных источников, трех приложений. Основной текст квалификационной работы составляет 77 страниц и включает гистограммы. Список литературы содержит 65 источников.
В условиях реформирования системы образования особую значимость приобретает воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Одну из многочисленных групп этой категории, составляют дети с патологией речи при дизартрии.
Дизартрия относится к тяжелому расстройству устной речи, при котором страдает вся произносительная сторона, стержнем которой, объединяя и координируя все ее составляющие, является темпо-ритмическая организация речи.
Обследование детей старшего дошкольного возраста в массовых детских образовательных учреждениях показывает, что среди детей, имеющих нарушения в речевом развитии, стерта я дизартрия является одним из распространенных нарушений. Одна ко, на сегодняшний день, проблемы исследования и формирования темпо-ритмической стороны речи старших дошкольников при дизартрии остаются недостаточно разработанными. Это затрудняет поиск наиболее оптимальных психолого-педагогических и логопедических подходов по коррекции данного дефекта .
Вышесказанное обуславливает актуальность проблемы исследования «Сравнительное изучение сформированности темпо-ритмической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и нормой речевого развития».
В теоретической части исследования мы уточнили, что темпо-ритмическая организация речи — это контролируемая говорящим динамическая система , представляющая собой совокупность свойств речевого потока , которая характеризуется устойчивым ритмом в чередовании слогов во время речевого выдоха и свободно варьируемым темпом, адекватным возрастной норме ...
Дизартрия относится к тяжелому расстройству устной речи, при котором страдает вся произносительная сторона, стержнем которой, объединяя и координируя все ее составляющие, является темпо-ритмическая организация речи.
Обследование детей старшего дошкольного возраста в массовых детских образовательных учреждениях показывает, что среди детей, имеющих нарушения в речевом развитии, стерта я дизартрия является одним из распространенных нарушений. Одна ко, на сегодняшний день, проблемы исследования и формирования темпо-ритмической стороны речи старших дошкольников при дизартрии остаются недостаточно разработанными. Это затрудняет поиск наиболее оптимальных психолого-педагогических и логопедических подходов по коррекции данного дефекта .
Вышесказанное обуславливает актуальность проблемы исследования «Сравнительное изучение сформированности темпо-ритмической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и нормой речевого развития».
В теоретической части исследования мы уточнили, что темпо-ритмическая организация речи — это контролируемая говорящим динамическая система , представляющая собой совокупность свойств речевого потока , которая характеризуется устойчивым ритмом в чередовании слогов во время речевого выдоха и свободно варьируемым темпом, адекватным возрастной норме ...
Подобные работы
- Сравнительное изучение темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием и нормой речевого развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
И МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Особенности интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста
Магистерская диссертация, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Логопедические технологии формирования речевою дыхания
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015





