Введение 4
Глава 1. Понятие, причины и условия, особенности процессов миграции. 8
1.1 Понятие миграции, особенности процесса. Причины и условия миграции в РФ 8
1.2 Миграционные потоки и их классификация. Характерные черты миграционных потоков в Российской Федерации 17
Глава 2. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых мигрантами 31
2.1 Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых мигрантами 31
2.2 Анализ состояния и динамики преступлений различных категория мигрантов 37
Глава 3. Особенности профилактики преступности мигрантов в Республике Тыва 46
3.1 Направления профилактики преступности мигрантов в Республике Тыва 46
3.2 Общесоциальные меры профилактики преступности мигрантов в Республике Тыва 51
3.3 Специальные и индивидуальные меры профилактики преступности мигрантов в Республике Тыва 56
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 66
Приложение 72
Актуальность темы исследования. Развитие и закрепление новых форм экономических отношений в Российской Федерации неизбежно обусловило изменение показателей преступности, и в том числе характер еѐ распространенности. Это наглядно подтвердило положение криминологии, что вслед за попыткой изменения экономического, политического и социального устройства общества, коренной ломкой общественных отношений и неизбежных ошибках и просчетах, связанных с проведением таких преобразований, немедленно следует всплеск преступности. Масштабы преступности и тенденции к еѐ росту опасно деформируют ход реформ, угрожают основным устоям Российской государственности и конституционной законности. Таким образом, деятельность, направленная на нейтрализацию негативных последствий коренных преобразований социально-экономической жизни государства, должна являться одним из приоритетных направлений в области борьбы с различными проявлениями преступности.
Современная политическая и экономическая ситуация, сложившаяся в российском обществе, полна противоречий, проблем и конфликтных ситуаций, стимулирующих рост уровня криминализации общества. Среди населения возникают и ширятся слои, живущие за чертой бедности, бездомные, безработные, разочарованные в защищаемых законом ценностях, и готовые на любые, в том числе антиобщественные, способы обеспечения своих потребностей. Сложность социально-экономических и политических процессов, происходящих в российском обществе, во многом обусловила массовые миграционные перемещения большого числа людей, как в пределах Российской Федерации, так и в межгосударственном масштабе. Неконтролируемые миграционные потоки стали оказывать существенное влияние на социально-демографическую и криминогенную обстановку во многих регионах.
Степень изученности темы исследования. Изучение вопросов, так или иначе связанных с преступностью мигрантов, традиционно проводилось в рамках исследований территориальных особенностей преступности. Из наиболее известных ученых данными вопросами в разное время занимались: А. А. Акмалова, Т. Н. Балашова, В.М. Баранов, А. С. Барсенков, К.И. Богомолова, С. К. Бондырева, Е. Б. Бреева, В.Н. Кудрявцев, Б.В. Коробейников, Н.Ф. Кузнецова, Г.М. Миньковский и другие. Многие их предложения и рекомендации, сформулированные в монографиях, статьях, диссертациях, направленных на совершенствование законодательства и профилактики преступности, безусловно, заслуживают внимания и положительной оценки. Но, вместе с тем, собственно проблемам изучения преступности мигрантов уделялось недостаточное внимание.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие вследствие противоправного поведения различных категорий мигрантов, прибывающих и находящихся в столице в силу обстоятельств, обуславливающих современное миграционное движение населения.
Предметом исследования является нормы права, регулирующие преступность мигрантов.
Цель исследования – изучение состояния, динамики, предупреждения преступности мигрантов.
Для достижения указанных целей поставлены следующие основные задачи:
1. изучить понятие миграции, особенности процесса, причины и условия миграции в РФ;
2. рассмотреть сущность миграционных потоков и их классификацию, характерные черты миграционных потоков в РФ;
3. обобщить криминологическую характеристику преступлений, совершаемых мигрантами;
4. провести анализ состояния и динамики преступлений различных категорий мигрантов;
5. изучить направления профилактики преступности мигрантов в Республике Тыва;
6. рассмотреть общесоциальные меры профилактики преступности мигрантов в Республике Тыва;
7. обобщить специальные и индивидуальные меры профилактики преступности мигрантов в Республике Тыва.
Методология и методика исследования. Основой исследования является диалектический метод как всеобщий метод познания социально-правовых явлений, а так же общенаучные и специальные методы познания, такие как исторический, сравнительно-правовой, логико-правовой, статистический, социологический и другие. В качестве теоретических источников использованы труды ведущих специалистов в области социологии, демографии, уголовного права и криминологии.
Исходной теоретической основой исследования является положение о социальной природе преступности, количественные и качественные показатели которой, находятся в многогранной опосредованной связи с социально-экономическими процессами и явлениями. Внутри региональные особенности развития определяют территориальные различия в состоянии, динамике и структуре преступности.
При написании исследования использовались: законы и подзаконные нормативно-правовые акты, международно-правовые документы, статистические и аналитические сборники МВД России, информационные ведомости, бюллетени и отчеты ГИЦ МВД России, сведения, содержащиеся в аналитических и статистических сборниках Федеральной миграционной службы Российской Федерации и Паспортно-визовой службы МВД России, а так же иные источники.
Теоретическая значимость исследования заключается в оценке новых социально-экономических и демографических процессов, влияющих на миграцию населения, анализе современных особенностей преступности мигрантов в России.
Практическая значимость исследования. Положения и рекомендации, сформулированные в исследовании, могут быть использованы при разработке региональных программ предупреждения преступности мигрантов, совершенствовании нормативно-правовой базы, регулирующей пребывание иногородних в столице, а так же при организации профилактической работы органов внутренних дел. А также материалы исследования могут быть так же использованы в учебном процессе по курсу криминологии и профилактики преступлений и при проведении занятий со специалистами различных служб органов внутренних дел.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения
Миграция представляет собой объективно существующее явление и, соответственно, должно отвечать двум основным критериям: количественному и качественному.
Так, суть количественной составляющей миграции заключается в том, что перемещения совершаются более или менее значительными массами населения (в докладе ООН о международной миграции за 2012 год говорилось, что на сегодняшний день порядка 175 млн. человек, то есть почти 3% населения планеты проживают в странах, не являющихся их родиной) и на уровне закона больших чисел могут рассматриваться как некоторая постоянная величина, фиксируемая в масштабах государства или планеты, в целом.
Основная направленность миграционных потоков - внутрироссийская и со странами ближнего зарубежья, что также характерно и в отношении Москвы. Для столицы в последние годы свойственна высокая естественная убыль населения, не восполняющаяся за счет механического прироста в рамках безвозвратной миграции, а также характерна высокая интенсивность временных миграций без перемены постоянного места жительства. Москва обладает высокой степенью экономической привлекательности для большого числа лиц, готовых искать место работы (временной или постоянной) вне территории постоянного проживания.
Современное состояние преступности в России характеризуется высокой долей преступности мигрантов. Значение показателя, характеризующего преступность указанной категории лиц, колеблется в последние годы в пределах 27-33%.
В структуре преступности мигрантов наибольший удельный вес имеют преступления общеуголовной направленности. Они, как правило, составляют более 70% от общего числа совершаемых преступлений. Среди категорий совершаемых преступлений преобладают преступления небольшой тяжести,средней тяжести и тяжкие. В последние годы наметилась тенденция к увеличению доли особо тяжких преступлений - с 8-10% до 15%.
Главные тенденции, отражающие характер и основные виды, совершаемых мигрантами преступлений, сохраняются на протяжении десяти последних лет. В структуре преступности иногородних продолжает выделяться группа имущественных преступлений – кражи, мошенничества и т.д. Но главным обстоятельством, характеризующим преступность иногородних в конце 90-х, является существенный рост числа таких общественно опасных деяний как хранение оружия, и преступлений, связанных с наркотиками и сильнодействующими веществами.
По статистической информации на сайте ОВМ МВД по Республике Тыва за 2016 г. можно сделать вывод о том, что установлено сотрудниками ТО преступников и лиц, находящихся в розыске (в отчетном периоде) – 2 чел., АППГ – 3 чел.
Направлено представлений о неразрешении въезда ИГ и ЛБГ в Российскую Федерацию (в соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996г. № 114-ФЗ) в отчетном периоде – 53 чел, принято решений о сокращении срока пребывания ИГ и ЛБГ на территории Российской Федерации – 17 чел., Исполнено решений о депортации ИГ и ЛБГ – 14 чел., Выдворено в административном порядке (по материалам ТО) – 24 чел., Количество материалов, направленных ТО для возбуждения уголовных дел по ст. 322.2 УК РФ – 3 чел., по ст. 327 УК РФ – 1 чел. Количество возбужденных уголовных дел по материалам ТО по ст. 327 УК РФ – 1 чел.
В целях организации общей профилактики преступности мигрантов следует осуществить ряд мероприятий:
- необходимо в рамках каждого региона разработать генеральный план стратегического развития территории. В таком плане должны быть чѐтко изложены положения о планируемой организации населения (сельское- городское) и собственные демографические возможности территории;
- необходимо внести определенные корректировки курса миграционной политики в Российской Федерации. В этой связи необходимо определить приоритетные направления регулирования миграционных потоков с чѐткой привязкой к регионам.
- концепция миграционной политики в Российской Федерации должна строиться дифференцированно, с учетом характерных особенностей социально-демографического развития регионов; необходимо принять комплекс нормативно-правовых актов, направленных на упорядочение миграционных потоков и на разграничение предмета правового регулирования федерального центра и субъектов федерации по данному вопросу; необходимо разработать на государственном уровне основополагающие принципы стратегии распределения населения Российской Федерации по территориям в следующем веке;
- необходимо выработать с учетом региональных планов долгосрочного развития, а также региональных миграционных программ концепцию долгосрочного расселения всех категорий вынужденных мигрантов;
- на основании международно-правовых актов, федеральных и региональных законов и подзаконных нормативно-правовых актов федеральным и местным органам власти необходимо проводить работу по приему и обустройству мигрантов с учетом недопущения создания новых территориально-этнических образований в пределах Российской Федерации;
- необходимо активизировать деятельность местных органов власти в области заключения международных договоров, особенно со странами ближнего зарубежья, по регулированию миграционных потоков;
- в целях улучшения миграционной ситуации в столице следует создавать благоприятные экономические условия в регионах с отрицательным миграционным сальдо;
- в регионах необходимо разработать комплексные планы профилактики преступности, которые должны соответствовать планам развития региона в целом;
- следует разработать самостоятельную программу профилактики преступности приезжих;
- необходимо обеспечить соответствие и координацию плана развития региона, региональной миграционной программы и программы профилактики преступности приезжих в столице; необходимо активизировать взаимодействие Федеральной миграционной службы России. Основными направлениями повышения эффективности специальной профилактической работы в Республике Тыва в отношении мигрантов, на наш взгляд, являются:
- совершенствование системы регистрационного учета, создание условий для регистрации мигрантов уже в первые сутки пребывания в городе;
- организация системы текущего взаимодействия органов внутренних дел с иными субъектами, занятыми вопросами миграции и трудоустройства населения;
- организация текущего планового предоставления паспортно-визовой службой криминологически значимой информации о мигрантах в территориальные подразделения органов внутренних дел; осуществление должного контроля за соответствием мест фактического проживания мигранта и адреса, указанного при регистрации;
- ужесточение административной ответственности за предоставление жилых помещений на территории региона для проживания лиц, официально не зарегистрированных в паспортно-визовой службе;
- ужесточение ответственности для предприятий, привлекающих к проведению работ мигрантов, официально не зарегистрированных в паспортно-визовой службе;
- организация взаимодействия с органами внутренних дел региона по установлению фактов незаконного проживания на территории региона различных категорий мигрантов. Проведение регулярных ревизий малозаселенных или пустующих домов отдыха и пансионатов;
- выработка необходимой правовой базы для своевременного получения криминологически значимой информации о мигрантах из стран ближнего и дальнего зарубежья;
- доработка оснований, по которым мигрантам может быть отказано во временной регистрации на территории города. Согласование всех правовых норм, регулирующих общественные отношения в данной сфере;
- совершенствование системы специальных операций, проводимых в местах традиционного применения труда мигрантов (рынки, вокзалы, мелкие автосервисы и т.д.);
- необходимо уделять более пристальное внимание местам компактного проживания мигрантов, особенно при высокой степени этнической однородности проживающих (общежития и пр.). необходимо в большей степени использовать силы общественности в выявлении фактов преступного поведения мигрантов, установлении мест их фактического проживания и т.д.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст по состоянию на 21.07.2014 г. // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. от 28 марта 2017 г. № 51-ФЗ) // Собрание законодательства РФ от 24 декабря 2001 г. № 52 (ч. I) ст. 4921.
3. .Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 – ФЗ (в ред. от 28 марта 2017 г. № 51-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954.
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 5 апреля 2017 г. N 66-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 13.01.1997, № 2, ст. 198.
5. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (в ред. от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., N 12, ст. 425.
6. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (в ред. от 30 декабря 2015 г. N 467-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., N 12, ст. 427.
7. Федеральный закон РФ от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (в ред. от 23 июля 2013 г. N 203-ФЗ) //
«Российская газета» от 1 июня 1999 г. N 103.
8. Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 1 мая 2016 г. N 124-ФЗ) // «Российская газета» от 5 июня 2002 г. N 100.
9. Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 935 «Об уточнении Федеральной миграционной программы» // Российская газета. – 1996. – 20 августа. – С. 4-7.
Научная и учебная литература:
10. Акмалова, А. А. Социальная работа с мигрантами и беженцами: учеб. пособие / А. А. Акмалова, В. М. Капицын. – М.:ИНФРА-М, 2012. – 220 с.
11. Балашова, Т. Н. Миграция и демография как неотложные направления развития приоритетных национальных проектов / Т. Н. Балашова // Миграционное право. – 2013. - №1. – С. 19-21.
12. Баранов В.М. Незаконная миграция в современной России: понятие, виды, эффективность противодействия // Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты: Сборник статей / Под ред. доктора юридических наук, профессора, академика РАЕН иПАНИ, заслуженного деятеля науки РФ В.М. Баранова. – Нижний Новгород, 2014. – С.43-44.
13. Барсенков, А. С. История России. 1938-2002: уч. пособие / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин. – М.: Аспект Пресс, 2002. –540 с.
14. Богомолова К. И. Информационное обеспечение как основа реализации мер предупреждения преступности, связанной с иностранцами // Информационное обеспечение регионов. – Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2016. №1(8). – С. 134–139.
15. Богомолова К. И. Понятие и классификация жертв преступности, связанной с иностранцами: виктимологический аспект // Вестник Поволжской академии государственной службы. – Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина, 2014. № 4 (21).– С. 126–130.
16. Бондырева, С. К. Миграция (сущность и явление) / С. К. Бондырева.
– М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд- во НПО МОДЭК, 2014. – 296 с.
17. Бреева, Е. Б. Основы демографии : уч. пособие / Е. Б. Бреева. – М.: Дашков и Ко, 2014. – 352 с.
18. Воробьев, Н. В. Региональная организация миграции населения в сибирских условиях / Н. В. Воробьев. – Новосибирск: Наука, 2016. – 158 с.
19. Ворсобин, В. Россияне полюбили евреев, но раздражены кавказцами/ В. Ворсобин // Комсомольская правда. – 2014. – 16 авг. – С.7.
20. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Юридический центр Пресс, 2013. С. 450, 528.
21. Горбунов Р. Русская цивилизация или придаток Запада? / Р. Горбунов, С. Джафаров, И. Леонов // Российская миграция. – 2016. - №8. – С. 4-9.
22. Гордеева, К. Потерявшие родину / Ксения Гордеева //Земляки. – 2013. - №4. – С. 15-17.
23. Демография [Текст]: учебник/ Под ред. Н. А. Волгина. – М.: Изд-во РАГС, 2013. – 384 с.
24. Денисенко, М. Б. Миграциология [Текст] / М. Б. Денисенко, В. А. Ионцев, Б. С. Хорев. – М.: Изд-во МГУ, 2015. – 96 с.
25. Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение. – М.: Альфа-М, 2012. – 432с.
26. Зверева, Н. В. Основы демографии [Текст]: уч. пособие / Н. В. Зверева, И. Н. Веселкова, В. В. Елизаров. – М.: Высшая школа, 2014. – 374 с.
27. Ионцев В.А. Международная миграция населения: закономерности, проблемы, перспективы. Дисс….д-ра экон. наук. – М.,2015. – С.390.
28. Качалов, Д. России не обойтись без миграции. Интервью с заведующей лабораторией анализа и прогнозирования миграции Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Жанной Зайончковской [Текст] / Д. Качалов //Деловой Петербург.- 2012. – 23 августа. – С. 7.
29. Качуровская, А. Недорогие соотечественники / Анна Качуровская // Коммерсантъ ВЛАСТЬ. – 2013. – 11 июня. – С. 13-16.
30. Климов, В. Кого поманит дым отечества? / В. Климов // Земляки. – 2015. – №2. – С.14-18.
31. Криминальная мотивация / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Наука, 2012. – 503 с.
32. Криминология / Под ред. Б.В. Коробейникова, Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. – М., 2012. – 650 с.
33. Криминология и организация предупреждения преступлений. – М., Академия МВД России, 2014. – 370 с.
34. Криминология и профилактика преступлений / Под ред. А.И. Алексеева. – М., 2016. – 430 с.
35. Криминология. Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. – СПб.: Питер, 2012. – 530 с.
36. Криминология. Под ред. В.Н.Кудрявцева, В.Е.Эминова.–М.:«ЮРИСТЪ», 2013. – 440 с.
37. Криминология.Под ред. И.И. Карпеца, В.Е. Эминова. М.,«Манускрипт», 2012. – 366 с.
38. Криминология. Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. – М.,«БЕК», 2012. – 640 с.
39. Криминология. Учебник для юридических вузов. Под общей редакцией д.ю.н. профессора А.И. Долговой – М.: Издательская группа НОРМА–НОРМА-М, 2016. – С. 708-725.
40. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2013. С. 818 - 819.
41. Кузьмина О.Е., Пучков П.И. Основы этнодемографии: Учебное пособие. – М.: Наука, 2012. – С.27.
42. Леонидова, Т. И. Содержание миграционной функции государства: теоретические аспекты / Т. И. Леонидова // Миграционное право. – 2013. - № 1. – С. 22-27.
43. Луняка, Р. В. Актуальные проблемы механизма правового регулирования миграции в России / Р. В. Луняка // Миграционное право. – 2016. - №1. – С. 12-15.
44. Маслова, Т. Ф. Социальное самочувствие вынужденных переселенцев / Т. Ф. Маслова // Социс. – 2013. - №?. – С. 103-107.
45. Метелев С.Е. Криминальная миграция: характеристика и предупреждение. Дисс…. к. ю. н. – Омск., 1996. – С.13.
46. Методология и методы изучения миграционных процессов: междисциплинарное уч. пособие / Ж. Зайончковская, И. Молодикова, В. Мукомель [и др.]. – М.: Центр миграционных исследований, 2016. – 370 с.
47. Миграционные процессы в условиях глобализации: Сборник тезисов, докладов и сообщений международной научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2013. – 300 с.
48. Миграция русскоязычного населения из стран Центральной Азии: причины, последствия, перспективы / Под ред. Г. С. Витковской. – М., 2012.– 146 с.
49. Минаев А.В. Криминология: учебное пособие / А.В. Минаев, О.Н. Дубровский. Абакан: ООО «Книжное издательство «Бригантина»», 2011. – 244 с.
50. Минаев А.В. Криминология: учебное пособие / А.В. Минаев, О.Н. Дубровский, Л.Ш. Ондар. Кызыл: Редакционно-издательский отдел ТувГУ, 2014. – 302 с.
51. Минаев А.В. Уголовно-исполнительное право: учебное пособие / А.В. Минаев, Д.И. Кечил, О.И. Чепунов. Кызыл: Редакционно-издательский отдел ТувГУ, 2014. – 378 с.
52. Моденов, В. А. Россия и миграция. История, реальность, перспективы / В. А. Моденов, А. Г. Носов. – М.: Прометей, 2012. – 328 с.
53. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Л.И.Скворцова. – М., 2003. – С. 343.
54. Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. / Гл. ред. А.М.Прохоров. – М., 2011. – Кн. 1. – С.944.
55. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. – М., 2013. – С.12.
56. Словарь иностранных слов: актуальная лексика, толкования, этимология. / Н.С. Арапова, Р.С. Кимягарова. – М., 2015. – С.195.
57. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. – М., 2005. – Т.2. – С. 266.
58. Филимонов О.В. Профилактика преступления и социальный контроль // Сб.: Правовые вопросы борьбы с преступностью на современном этапе. – М.: Юр. лит., 2014. -746 с.
59. Юдина Т.Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. – 399 с.
Интернет-ресурсы:
60. Сайт МВД РФ: http:// mvd.ru/ presscenter/ statistics reports/ show_88233/ (Дата обращения: 5.03.2017 г.).
61. Сайт ФМС РФ: http:// www.fms.gov.ru/ press/ publications/ news_detail.php?ID=29440 (Дата обращения: 5.03.2017 г.).
62. Сайт ТП ОФМС РФ: http://ofmstuva.ru (Дата обращения: 5.05.2017 г.).
63. Сайт «Российской газеты»: http:// www.rg.ru/ PodstavavAmerikeporusski.html. (Дата обращения: 5.03.2017 г.).
64. Сайт СПб ГУ «Санкт-Петербургского Дома национальностей»: http:// www.spbdn.ru/ main/ istspbdn/.(Дата обращения: 5.03.2017 г.).