Киберпреступность как угроза национальной безопасности (Основы теории национальной безопасности, Тамбовский государственный университет)
|
Проведено анкетирование.
База исследования: Институт права и национальной безопасности Тамбовский государственный университет им Г.Р. Державина
Выборка: 30 студентов.
Есть приложения.
Введение…………………………………..………………………………...……..3
Обзор литературы……6
Методологическая и ресурсная база работы…8
Предпроектное исследование………9
Результаты проектирования……22
Выводы и обсуждение……26
Список использованных источников…29
Приложения………………………………33
База исследования: Институт права и национальной безопасности Тамбовский государственный университет им Г.Р. Державина
Выборка: 30 студентов.
Есть приложения.
Введение…………………………………..………………………………...……..3
Обзор литературы……6
Методологическая и ресурсная база работы…8
Предпроектное исследование………9
Результаты проектирования……22
Выводы и обсуждение……26
Список использованных источников…29
Приложения………………………………33
Актуальность темы курсовой работы заключается в исследовании «киберпреступности» как характерного явления в современном обществе, несущего серьезную угрозу для обеспечения национальной безопасности государства, а также в рассмотрении данного понятия с точки зрения правового толкования, с целью дальнейшего разбора законодательства Российской Федерации, контролирующего те сферы деятельности, с которыми наиболее часто соприкасается явление «киберпреступности».
Данное явление появилось сравнительно недавно, но в то же время уже сейчас имеет колоссальные возможности для прогресса, что несет в себе отчасти скрытую, но все же значительную угрозу для национальной безопасности, без реагирования на которую, ее значительность вырастет в несколько раз. Особенно это видно в условиях перевода большей части документооборота и кредитно-денежных отношений в сферу высоких цифровых технологий, которые в свою очередь и являются базисом для проявления «киберпреступности».
Основываясь на этом, можно сделать вывод, что тематика данной работы имеет высокую степень актуальности в силу своей специфики, которая заключается в очень быстром прогрессе различных технологий, которые способствуют развитию «киберпреступности». Борьба с ней осложняется тем, что нормативная составляющая законодательства зачастую не успевает за техническим прогрессом, соответственно, складывается опасная ситуация, когда на явную угрозу нет адекватного и своевременного ответа на законодательном уровне, что усложняет процесс борьбы в целом.
Именно поэтому данная тематика будет сохранять свою актуальность на протяжении длительного времени, в том числе и с точки зрения научной деятельности в последующих работах.
Объектом выступают общественные отношения, возникающие в сфере обеспечения национальной безопасности от угрозы «киберпреступности».
Предмет составляет «киберпреступность» и ее влияние на обеспечение национальной безопасности России.
Целью работы является исследование такого явления как «киберпреступность» и ее влияние на общественную жизнь личности, общества и государства с точки зрения обеспечения национальной безопасности России.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
- определить начало возникновения такого понятия как «киберпреступность», в том числе, с точки зрения российского права;
- дать общую характеристику вышеназванному явлению и определить явные пробелы законодательства, связанные с ним;
- вывить проблемные аспекты противодействия «киберпреступности»;
- разработать предложения по теме курсовой работы.
Критерии выбора проектной идеи:
- актуальность и эффективность предлагаемых мер для реформирования пересмотра отдельных положений противодействия «киберпреступности»;
- возможность применения предлагаемых мер в уголовном законодательстве и в документах стратегического планирования.
Поставленные цели определяют необходимость предпроектных исследований по данной проблеме для уточнения следующих вопросов:
- историческое развитие киберпреступности;
- понятие и сущность киберпреступности;
- - проблемные аспекты противодействия «киберпреступности» в призме обеспечения национальной безопасности РФ.
Общие требования к результату проектирования:
- выявление пробелов в законодательстве и способы их исправления;
- проведение и анализ анкетирования на тему «Киберпреступности» как угроза национальной безопасности»;
- предложение нововведений по теме курсовой работы.
Границы проекта:
- проект нацелен на изучение феномена киберпреступности»;
- результаты проекта ориентированы на повышение эффективности теоретического понимания (осмысления) «киберпреступности» как угрозы национальной безопасности, а также на высшие учебные заведения в пределах изучения данного института.
Результаты предпроектного исследования – выявление и уяснения «киберпреступности» как угрозы национальной безопасности.
Факторы, которые находятся вне контроля проекта, но, тем не менее, могут повлиять на итоговый успех проекта:
реальное изменение законодательной и нормативной базы;
человеческий фактор;
изменения, связанные с внутренней и внешней политикой нашего государства.
Структура и содержание работы:
Курсовая работа проектного типа состоит из введения, обзора литературы, описания методологии работы и ресурсной базы проекта, содержит результаты предпроектного исследования, результаты проектирования, выводы, предложения и обсуждения, а также включает список использованных источников и приложения.
Данное явление появилось сравнительно недавно, но в то же время уже сейчас имеет колоссальные возможности для прогресса, что несет в себе отчасти скрытую, но все же значительную угрозу для национальной безопасности, без реагирования на которую, ее значительность вырастет в несколько раз. Особенно это видно в условиях перевода большей части документооборота и кредитно-денежных отношений в сферу высоких цифровых технологий, которые в свою очередь и являются базисом для проявления «киберпреступности».
Основываясь на этом, можно сделать вывод, что тематика данной работы имеет высокую степень актуальности в силу своей специфики, которая заключается в очень быстром прогрессе различных технологий, которые способствуют развитию «киберпреступности». Борьба с ней осложняется тем, что нормативная составляющая законодательства зачастую не успевает за техническим прогрессом, соответственно, складывается опасная ситуация, когда на явную угрозу нет адекватного и своевременного ответа на законодательном уровне, что усложняет процесс борьбы в целом.
Именно поэтому данная тематика будет сохранять свою актуальность на протяжении длительного времени, в том числе и с точки зрения научной деятельности в последующих работах.
Объектом выступают общественные отношения, возникающие в сфере обеспечения национальной безопасности от угрозы «киберпреступности».
Предмет составляет «киберпреступность» и ее влияние на обеспечение национальной безопасности России.
Целью работы является исследование такого явления как «киберпреступность» и ее влияние на общественную жизнь личности, общества и государства с точки зрения обеспечения национальной безопасности России.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
- определить начало возникновения такого понятия как «киберпреступность», в том числе, с точки зрения российского права;
- дать общую характеристику вышеназванному явлению и определить явные пробелы законодательства, связанные с ним;
- вывить проблемные аспекты противодействия «киберпреступности»;
- разработать предложения по теме курсовой работы.
Критерии выбора проектной идеи:
- актуальность и эффективность предлагаемых мер для реформирования пересмотра отдельных положений противодействия «киберпреступности»;
- возможность применения предлагаемых мер в уголовном законодательстве и в документах стратегического планирования.
Поставленные цели определяют необходимость предпроектных исследований по данной проблеме для уточнения следующих вопросов:
- историческое развитие киберпреступности;
- понятие и сущность киберпреступности;
- - проблемные аспекты противодействия «киберпреступности» в призме обеспечения национальной безопасности РФ.
Общие требования к результату проектирования:
- выявление пробелов в законодательстве и способы их исправления;
- проведение и анализ анкетирования на тему «Киберпреступности» как угроза национальной безопасности»;
- предложение нововведений по теме курсовой работы.
Границы проекта:
- проект нацелен на изучение феномена киберпреступности»;
- результаты проекта ориентированы на повышение эффективности теоретического понимания (осмысления) «киберпреступности» как угрозы национальной безопасности, а также на высшие учебные заведения в пределах изучения данного института.
Результаты предпроектного исследования – выявление и уяснения «киберпреступности» как угрозы национальной безопасности.
Факторы, которые находятся вне контроля проекта, но, тем не менее, могут повлиять на итоговый успех проекта:
реальное изменение законодательной и нормативной базы;
человеческий фактор;
изменения, связанные с внутренней и внешней политикой нашего государства.
Структура и содержание работы:
Курсовая работа проектного типа состоит из введения, обзора литературы, описания методологии работы и ресурсной базы проекта, содержит результаты предпроектного исследования, результаты проектирования, выводы, предложения и обсуждения, а также включает список использованных источников и приложения.
В рамках курсовой работы проектного типа были проанализированы понятие и основные направления уголовно-правового обеспечения экономической безопасности. Были выявлены проблемные аспекты, связанные с данной сферой.
1)«Киберпреступность» неразрывно связана с компьютерными технологиями, следовательно, и свое начало она получила в тот период, когда были созданы первые массовые электронно-вычислительные машины. Историю киберпреступлений можно разделить на два периода: первый - с момента создания первой ЭВМ до 1990 года и с 1990 года по настоящий момент времени. Начиная с 1990 года интернет начал распространяться по миру с огромной скоростью.
2) С самого зарождения киберпреступности возникли и не утихают дискуссии среди исследователей о том, каким должен быть термин «киберпреступность» и что он должен в себя включать. Споры среди исследователей вызывает вопрос о сочетании между собой терминов «киберпреступность» и «компьютерная преступность». В целом, можно отметить, что киберпреступность – это преступная деятельность, связанная и использованием либо направленное на компьютерную технику, компьютерную или цифровую сеть или сетевое или цифровое устройство.
2) Нормативно правовую основу противодействия киберпреступности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», другие федеральные законы, Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы», в котором, к примеру, есть перечень правовых документов, которые и составляют основу в борьбе с «киберпреступностью», Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденные Президентом Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие направления применения информационных и коммуникационных технологий в Российской Федерации. Мы видим, что перечень имеет довольно размытое и общее представление, но это скорее говорит о правильности в подходе борьбы с «киберпреступностью», чем наоборот. Более того, в указанных выше актах отстувтует легальное закрепление понятия киберпреступление.
3) По механизму и способам совершения преступления в сфере компьютерных технологий специфичны, имеют высокий уровень латентности. Наибольшую общественную опасность представляют преступления, связанные с неправомерным доступом к компьютерной информации. Рассматриваемое правонарушение имеет очень высокую латентность, которая, по различным данным, составляет 85-90%. Более того, факты обнаружения незаконного доступа к информационным ресурсам на 90% носят случайный характер. Еще одной проблемой, с которой зачастую сталкиваются следователи при расследовании преступлений в сфере компьютерных технологий, является установление факта совершения преступления. Это связано с тем, что зачастую компьютерные преступления совершаются в так называемом «киберпространстве», они не знают границ, очень часто преступления совершаются, не выходя из дома, с помощью своего персонального компьютера.
4) В рамках проектного исследования было проведено анкетирование среди студентов Института права и национальной безопасности ТГУ, результаты которого позволили сделать следующие выводы:
- студенты (будущие специалисты юридической сферы) понимают сущность киберпреступности как актуальной угрозы национальной безопасности. Более того часть студентов верна определила отсутствие легальной трактовки данного понятия.
- были вывалены сложности с пониманием исторического развития киберпреступности, а также обозначены практические сложности выявления и расследования киберпреступлений.
5) Для приложения вышеуказанных проблемных аспектов деятельности по борьбе с киберпреступлениями имеет место:
- разработать и принять единый акт, который бы регламентировал теоретико-правовые и практические аспекты противодействия киберпреступлениям. Данный актом может стать «Концепция (или Стратегия) стратегии кибербезопасности российской федерации», которая включала бы в себя цели, задачи и принципы противодействия киберпреступлениям, специфику данной деятельности и т.д.
- на законодательном уровне необходимо закрепить понятие киберпреступности в следующей редакции: «преступная деятельность, связанная и использованием либо направленное на компьютерную технику, компьютерную или цифровую сеть, сетевое или цифровое устройство». Закрепить данную трактовку можно как в вышеуказанной Концепции (если она будет принята). Если Концепция не будет принята, то имеет место закрепить в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы», «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» или в «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации»;
- имеет место разработать методические рекомендации для правоохранительных органов по выявлению и расследованию киберпреступлений, в том числе с учетом установления факта совершения преступления.
1)«Киберпреступность» неразрывно связана с компьютерными технологиями, следовательно, и свое начало она получила в тот период, когда были созданы первые массовые электронно-вычислительные машины. Историю киберпреступлений можно разделить на два периода: первый - с момента создания первой ЭВМ до 1990 года и с 1990 года по настоящий момент времени. Начиная с 1990 года интернет начал распространяться по миру с огромной скоростью.
2) С самого зарождения киберпреступности возникли и не утихают дискуссии среди исследователей о том, каким должен быть термин «киберпреступность» и что он должен в себя включать. Споры среди исследователей вызывает вопрос о сочетании между собой терминов «киберпреступность» и «компьютерная преступность». В целом, можно отметить, что киберпреступность – это преступная деятельность, связанная и использованием либо направленное на компьютерную технику, компьютерную или цифровую сеть или сетевое или цифровое устройство.
2) Нормативно правовую основу противодействия киберпреступности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», другие федеральные законы, Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы», в котором, к примеру, есть перечень правовых документов, которые и составляют основу в борьбе с «киберпреступностью», Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденные Президентом Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие направления применения информационных и коммуникационных технологий в Российской Федерации. Мы видим, что перечень имеет довольно размытое и общее представление, но это скорее говорит о правильности в подходе борьбы с «киберпреступностью», чем наоборот. Более того, в указанных выше актах отстувтует легальное закрепление понятия киберпреступление.
3) По механизму и способам совершения преступления в сфере компьютерных технологий специфичны, имеют высокий уровень латентности. Наибольшую общественную опасность представляют преступления, связанные с неправомерным доступом к компьютерной информации. Рассматриваемое правонарушение имеет очень высокую латентность, которая, по различным данным, составляет 85-90%. Более того, факты обнаружения незаконного доступа к информационным ресурсам на 90% носят случайный характер. Еще одной проблемой, с которой зачастую сталкиваются следователи при расследовании преступлений в сфере компьютерных технологий, является установление факта совершения преступления. Это связано с тем, что зачастую компьютерные преступления совершаются в так называемом «киберпространстве», они не знают границ, очень часто преступления совершаются, не выходя из дома, с помощью своего персонального компьютера.
4) В рамках проектного исследования было проведено анкетирование среди студентов Института права и национальной безопасности ТГУ, результаты которого позволили сделать следующие выводы:
- студенты (будущие специалисты юридической сферы) понимают сущность киберпреступности как актуальной угрозы национальной безопасности. Более того часть студентов верна определила отсутствие легальной трактовки данного понятия.
- были вывалены сложности с пониманием исторического развития киберпреступности, а также обозначены практические сложности выявления и расследования киберпреступлений.
5) Для приложения вышеуказанных проблемных аспектов деятельности по борьбе с киберпреступлениями имеет место:
- разработать и принять единый акт, который бы регламентировал теоретико-правовые и практические аспекты противодействия киберпреступлениям. Данный актом может стать «Концепция (или Стратегия) стратегии кибербезопасности российской федерации», которая включала бы в себя цели, задачи и принципы противодействия киберпреступлениям, специфику данной деятельности и т.д.
- на законодательном уровне необходимо закрепить понятие киберпреступности в следующей редакции: «преступная деятельность, связанная и использованием либо направленное на компьютерную технику, компьютерную или цифровую сеть, сетевое или цифровое устройство». Закрепить данную трактовку можно как в вышеуказанной Концепции (если она будет принята). Если Концепция не будет принята, то имеет место закрепить в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы», «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» или в «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации»;
- имеет место разработать методические рекомендации для правоохранительных органов по выявлению и расследованию киберпреступлений, в том числе с учетом установления факта совершения преступления.



