Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Применение кейс-технологии при обучении учащихся 5 - 6 классов решению сюжетных задач (Псковский государственный университет)

Работа №164023

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы41
Год сдачи2024
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит методический характер.

Введение ...3
1. Теоретические основы применения кейс-технологии на уроках математики…6
1.1 Понятие кейс-технологии...8
1.2 Дидактические функции кейсов ...11
1.3 Виды кейсов...14
1.4 Кейс-технологии на уроках математики..16
2. Методические основы применения кейс-технологии к обучению учащихся 5-6 классов решению сюжетных задач……………………...18
2.1 Общие методические рекомендации по обучению и решению сюжетных задач методом кейсов...18
2.2 Педагогическая деятельность в работе с кейс-технологией........20
2.3 Примеры кейсов по обучению решению сюжетных задач...23
2.4 Классификация задач на основе анализа учебников математики 5 и 6 классов…28
Заключение ...25
Список использованных источников...38


На протяжении многих лет одной из важнейших задач в области преподавания математики является развитие экономической и функциональной грамотности учащихся с целью использования полученных умений и навыков в жизни. В этой связи применяются и разрабатываются всевозможные методики для повышения мотивации школьников к получению знаний в области математики.
В данной работе проведено исследование метода кейсов, применяемых при изучении сюжетных задач, используемых в курсе математики в средней школе, в частности, развивающих сюжетных задач. Также разработаны рекомендации по формированию таких понятий, как «скорость», «путь», «время», «экономическая целесообразность», а также сложных фигур и геометрических тел, присутствующих в некоторых сюжетных задачах. Данное направление является, несомненно, актуальным, так как ежегодный анализ результатов ГИА говорит о том, что с заданиями с длинной сюжетной формулировкой выпускники справляются гораздо хуже, чем с простыми тестовыми задачами [14, 225].
Подавляющее число представленных в современных учебниках задач предназначены для использования алгоритмического решения, что совсем не способствует развитию познавательной деятельности учащихся, не стимулирует стремление к исследованиям, экспериментам. Очевидно, что традиционные подходы к преподаванию текстового материала требуют регулярного пересмотра и модернизации. В связи с этим новый взгляд на традиционное образование и его систематизация может принести хорошие результаты [3, 5].
Формирование элементарных сюжетных понятий играет существенную роль в развитии воображения и познавательной деятельности учащихся, которые являются базой к дальнейшему изучению простых и сложных сюжетов, законов и теорем, выражающих связь между их элементами, что необходимо для успешного овладения способами решения задач от элементарного до наиболее высокого уровня [5, 37]. В этой связи уместно включать в учебный процесс прикладные и кейсовые задания, так называемые «задачи из жизни». Решение сюжетных задач можно рассматривать в качестве проблемных ситуаций [6, 8], что способствует развитию внутренней мотивации, активизирующей психические процессы, за счет чего качественнее и быстрее формируются значимые для осуществления учебной деятельности универсальные учебные действия.
Цель работы – разработать методические рекомендации по обучению учащихся 5-6 классов решению сюжетных задач с применением кейс-технологии.
При написании данной работы предполагается решить следующие задачи:
- изучить особенности кейс-технологии на основе изучения источников и ее применения на уроках математики;
- сравнить и пранализировать содержание задачного материала в учебниках математики различных авторов по работе с сюжетными задачами;
- классифицировать сюжетные задачи, встречающиеся в школьном курсе математики 5-6 классов;
- изучить методику применения кейс-технологии для применения ее для обучения учащихся 5-6 классов решению сюжетных задач;
- подобрать и разработать кейсы для применения на уроках математики.
Объектом исследования является процесс обучения учащихся 5-6 классов решению сюжетных задач на уроках математики.
Предмет исследования – кейс-технология, как метод обучения решению сюжетных задач.
Основной источниковой базой служат наиболее часто используемые в российских средних общеобразовательных школах учебники математики для 5 и 6 классов п/р таких авторов: А. Г. Мерзляка, Е. А. Бунимовича и Н. Я. Виленкина, а также всевозможные задачники, методики и пособия из области УМК данных авторов. Рассматривается также методическая и педагогическая литература, используемая для изучения математики в 5-6 классах и различные сборники задач по теме.
Практическая значимость работы заключается в возможном применении ее материала для преподавания математики в школе, на курсах повышения квалификации учителей и в вузовских материалах по методике преподавания математики у студентов.
Работа состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы с параграфами, заключения и списка использованных источников.
Во введении разъясняется актуальность темы исследования, обозначены объект, предмет, цель, задачи. В первой главе рассматривается понятие кейс-технологии, понятие кейса и его дидактические принципы применения на уроках математики. Вторая глава посвящена методике применения кейсов на уроках математики для обучения школьников 5-6 класса решению сюжетных задач, предложены примеры кейсов и методические рекомендации по их применению на уроках. В заключение работы обобщены результаты работы над темой. Список литературы содержит 37 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся. Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе практических ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения задач.Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Работа по кейс - технологии формирует у школьника УУД (универсальные учебные действия), такие как обретение первичного опыта работы с информацией самостоятельно; работать по алгоритму; самоконтроль и промежуточная диагностика; рефлексия. Кейс-метод относится к интенсивным технологиям активного обучения, он является интерактивным, ориентированным на сотрудничество и деловое партнерство учителя и ученика.
В условиях современного образования развитие у учащихся исследовательских способностей является одной из наиболее актуальных проблем. Эффективность и качество развития данных способностей влияет на успешность усвоения учащимися любого учебного предмета.
Формирование и развитие исследовательской деятельности практически невозможно в условиях стандартного учебного процесса.
Возникает необходимость в факультативных занятиях по математике, ориентированных на решение нестандартных задач, для организации исследовательской деятельности обучающихся.
Решение нестандартных задач позволяет обучающимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять математические закономерности, высказывать догадки, доказывать логические утверждения. Таким образом, при решении нестандартных задач у учеников формируется определенный стиль мышления, который способствует организации исследовательской деятельности.
В результате исследования был сформулирован понятийный аппарат на основе проведения соответствующей методической литературы: представлены понятия «сюжетные задачи», «кейс-технологии», «развивающие задачи», «нестандартные задачи».
Приведена одна из классификаций сюжетных задач, встречающихся в курсе математики, автором которой является Е. Ю. Лавлинская. Согласно данной классификации, задачи разбросаны в группы по способу действия, выполняемого в процессе решения: комбинаторные задачи, задачи на активный перебор вариантов отношений, задачи на упорядочивание элементов множества, задачи на вливание и переливание, задачи на взвешивание, логические задачи задачи на определение функциональных, пространственных, временных отношений.
Проанализированы учебники по математике 5 - 6 классов разных авторов на предмет наличия сюжетных задач. Согласно проведенному исследованию, все рассмотренные учебники содержат в той или иной степени ряд таких задач по классификации Е. Ю. Лавлинской. Анализ учебников показал, что содержание данного материала в УМК различных авторов присутствует, но в найбольшей мере есть у А. Г. Мерзляка. Также стоит отметить, что ни один из проанализированных учебников по математике для 5 - 6 классов не содержат специально выделенных сюжетных задач.
После внедрения упомянутого метода учащиеся демонстрируют высокий уровень к логическому и пространственному мышлению, развитую сообразительность, умение абстрагироваться, делать логические выводы, видеть взаимосвязь объектов, применять теоретический материал в практической жизни, использовать накопленный жизненный опыт.
А также проявляют высокий уровень перцептивных и аналитических способностей, способность анализировать целое через составляющие его части, имеют развитое пространственное воображение.
Таким образом, можно сделать вывод, что при решении сюжетных задач методом кейсов в урочное и внеурочное время,несомненно наблюдается у учащихся повышенное внимание к изучению математики и общая тенденция к организации их исследовательской деятельности. Перспективы развития темы видятся в разработке программы внеурочной деятельности, направленной на развитие математических и исследовательских способностей обучающихся при решении сюжетных задач.



1. Акимова С. Занимательная математика. СПб.: «Тригон», 1997. 608 с.
2. Александров А. Д. О геометрии.// Математика в школе. 1980. №3. С. 56-62.
3. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Веселые уроки оригами в школе и дома: Учебник. СПб.: Издательский дом «Литера», 2001. 208 с.
4. Банк нестандартных задач. URL:http://yulib94.wixsite.com/bankzadach.
5. Безенкова Е. В. Нестандартные задачи в начальном курсе математики, Санкт-Петербургский образовательный вестник, 2018, С. 35-40.
6. Белим С. Н. Задачи по геометрии, решаемые методами оригами. М.:Аким, 1998. 63 с.
7. Бунимович Е. А. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс. Учебник, М. Просвещение, 2021. 223 с.
8. Бунимович Е. А. Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс. Учебник, М. Просвещение, 2021. 240 с.
9. Бунимович Е. А. Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс. Задачник, М. Просвещение, 2019. 128 с.
10. Выговская В. В. Сборник практических задач по математике. 6 класс, М. Мнемозина, 2021. 64 с.
11. Горев, П. М. Приобщение к математическому творчеству: дополнительное математическое образование: монография. Saarbrucken: LambertAcademicPublishing, 2012. 156 с.
12. Горев П. М. Основные формы организации дополнительного математического образования в средней школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 5. URL: http://e-koncept.ru/2013/13116.htm.
13. Горев П. М. Инновационная деятельность образовательного учреждения как одно из условий повышения качества образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 7. URL: http://ekoncept.ru/2015/15233.htm.
14. Горев П. М. Направления совершенствования школьного математического образования // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. Выпуск 17: периодический межвузовский сборник научно-методических работ. Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2015. С. 224 –236 с.
15. Горев П. М. Уроки развивающей математики в 5–6-х классах средней школы / Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2012. № 10 (октябрь). URL: http://ekoncept.ru/2012/12132.htm.
16. Горев П. М., Утёмов В. В. Уроки развивающей математики. 5–6 классы: Задачи математического кружка. Киров: Изд-во МЦИТО, 2014. 207 с.
17. Гусев В. А. Программа курса «Геометрия» для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД « Русское слово – РС», 2002. 32 с.
18. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. М.: ООО Вербум М, 2003. 432 с.
19. Гусев В.А. Сборник задач по геометрии. 5-9-кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2005. 480 с.
20. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. М.: Просвещение, 1999. 287 с.
21. Драгунский В. Ю. Денискины рассказы. М.: А и Б, 2017. 304 с.
22. Зубарева И. И., Лепешонкова И. П. и др. Самостоятельные работы по математике 6 класс, М. Мнемозина, 2021. 136 с.
23. Кузнецова Л. Е., Минаева С. А. и др. Математика. 6 класс. Дидактические материалы. Учебное пособие, М, Просвещение, 2019. 144 с.
24. Лавлинская Е. Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе / Е. Ю. Лавлинская. Волгоград: Перемена, 2010. 162 с.
25. Лященко Е.И. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики, М.: Просвещение, 1988. 223 с.
26. Математика 5 класс. Учебник. УМК "Алгоритм успеха". ФГОС / Мерзляк А. Г., Якир М. С., Полонский В. Б., М. Вентана-Граф, 2022. 304 с.
27. Математика 6 класс. Учебник. УМК "Алгоритм успеха". ФГОС / Мерзляк А. Г., Якир М. С., Полонский В. Б., М. Вентана-Граф, 2022. 304 с.
28. Математика 5 класс. Учебник. Комплет в 2-х частях. ФГОС / Виленкин Н. Я., Жохов В. И. и др., М. Мнемозина, 2021. 368 с.
29. Математика 6 класс. Учебник. Комплет в 2-х частях. ФГОС / Виленкин Н. Я., Жохов В. И. и др., М. Мнемозина, 2021. –328 с.
30. Нешков К. И. Функции задач в обучении / К. И. Нешков, А. Д. Семушин / Математика в школе. 1971. № 3. С. 4-7
31. Попова Л. П. Контрольно-измерительные материалы. Математика. 6 класс. ФГОС, 7 издание, М. Вако, 2021. 96 с.
32. Попов М. В. Дидактические материалы по математике. 6 класс. К учебнику Н.Я. Виленкина и др. "Математика. 6 класс", М. Экзамен, 2021. 127 с.
33. Прасолов В. В. Задачи по арифметике и наглядной геометрии. 6 класс, М. Вентана-Граф, 2019. 144 с.
34. Родионов М. А. Теория и методика формирования мотивации учебной деятельности школьников в процессе обучения математике: Дисс. доктора пед. наук. Саранск, 2001. 381 с.
35. Смирнова Е. С. Курс наглядной геометрии: Метод, разработка для 6 кл.: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2002. 173 с.
36. Фридман Л. М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977. 208 с.
37. Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В. Задачи на смекалку. 5-6 классы. Учебное пособие, М. Просвещение, 2021. 96 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ