Применение кейс-технологии при обучении учащихся 5 - 6 классов решению сюжетных задач (Псковский государственный университет)
|
Работа носит методический характер.
Введение ...3
1. Теоретические основы применения кейс-технологии на уроках математики…6
1.1 Понятие кейс-технологии...8
1.2 Дидактические функции кейсов ...11
1.3 Виды кейсов...14
1.4 Кейс-технологии на уроках математики..16
2. Методические основы применения кейс-технологии к обучению учащихся 5-6 классов решению сюжетных задач……………………...18
2.1 Общие методические рекомендации по обучению и решению сюжетных задач методом кейсов...18
2.2 Педагогическая деятельность в работе с кейс-технологией........20
2.3 Примеры кейсов по обучению решению сюжетных задач...23
2.4 Классификация задач на основе анализа учебников математики 5 и 6 классов…28
Заключение ...25
Список использованных источников...38
Введение ...3
1. Теоретические основы применения кейс-технологии на уроках математики…6
1.1 Понятие кейс-технологии...8
1.2 Дидактические функции кейсов ...11
1.3 Виды кейсов...14
1.4 Кейс-технологии на уроках математики..16
2. Методические основы применения кейс-технологии к обучению учащихся 5-6 классов решению сюжетных задач……………………...18
2.1 Общие методические рекомендации по обучению и решению сюжетных задач методом кейсов...18
2.2 Педагогическая деятельность в работе с кейс-технологией........20
2.3 Примеры кейсов по обучению решению сюжетных задач...23
2.4 Классификация задач на основе анализа учебников математики 5 и 6 классов…28
Заключение ...25
Список использованных источников...38
На протяжении многих лет одной из важнейших задач в области преподавания математики является развитие экономической и функциональной грамотности учащихся с целью использования полученных умений и навыков в жизни. В этой связи применяются и разрабатываются всевозможные методики для повышения мотивации школьников к получению знаний в области математики.
В данной работе проведено исследование метода кейсов, применяемых при изучении сюжетных задач, используемых в курсе математики в средней школе, в частности, развивающих сюжетных задач. Также разработаны рекомендации по формированию таких понятий, как «скорость», «путь», «время», «экономическая целесообразность», а также сложных фигур и геометрических тел, присутствующих в некоторых сюжетных задачах. Данное направление является, несомненно, актуальным, так как ежегодный анализ результатов ГИА говорит о том, что с заданиями с длинной сюжетной формулировкой выпускники справляются гораздо хуже, чем с простыми тестовыми задачами [14, 225].
Подавляющее число представленных в современных учебниках задач предназначены для использования алгоритмического решения, что совсем не способствует развитию познавательной деятельности учащихся, не стимулирует стремление к исследованиям, экспериментам. Очевидно, что традиционные подходы к преподаванию текстового материала требуют регулярного пересмотра и модернизации. В связи с этим новый взгляд на традиционное образование и его систематизация может принести хорошие результаты [3, 5].
Формирование элементарных сюжетных понятий играет существенную роль в развитии воображения и познавательной деятельности учащихся, которые являются базой к дальнейшему изучению простых и сложных сюжетов, законов и теорем, выражающих связь между их элементами, что необходимо для успешного овладения способами решения задач от элементарного до наиболее высокого уровня [5, 37]. В этой связи уместно включать в учебный процесс прикладные и кейсовые задания, так называемые «задачи из жизни». Решение сюжетных задач можно рассматривать в качестве проблемных ситуаций [6, 8], что способствует развитию внутренней мотивации, активизирующей психические процессы, за счет чего качественнее и быстрее формируются значимые для осуществления учебной деятельности универсальные учебные действия.
Цель работы – разработать методические рекомендации по обучению учащихся 5-6 классов решению сюжетных задач с применением кейс-технологии.
При написании данной работы предполагается решить следующие задачи:
- изучить особенности кейс-технологии на основе изучения источников и ее применения на уроках математики;
- сравнить и пранализировать содержание задачного материала в учебниках математики различных авторов по работе с сюжетными задачами;
- классифицировать сюжетные задачи, встречающиеся в школьном курсе математики 5-6 классов;
- изучить методику применения кейс-технологии для применения ее для обучения учащихся 5-6 классов решению сюжетных задач;
- подобрать и разработать кейсы для применения на уроках математики.
Объектом исследования является процесс обучения учащихся 5-6 классов решению сюжетных задач на уроках математики.
Предмет исследования – кейс-технология, как метод обучения решению сюжетных задач.
Основной источниковой базой служат наиболее часто используемые в российских средних общеобразовательных школах учебники математики для 5 и 6 классов п/р таких авторов: А. Г. Мерзляка, Е. А. Бунимовича и Н. Я. Виленкина, а также всевозможные задачники, методики и пособия из области УМК данных авторов. Рассматривается также методическая и педагогическая литература, используемая для изучения математики в 5-6 классах и различные сборники задач по теме.
Практическая значимость работы заключается в возможном применении ее материала для преподавания математики в школе, на курсах повышения квалификации учителей и в вузовских материалах по методике преподавания математики у студентов.
Работа состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы с параграфами, заключения и списка использованных источников.
Во введении разъясняется актуальность темы исследования, обозначены объект, предмет, цель, задачи. В первой главе рассматривается понятие кейс-технологии, понятие кейса и его дидактические принципы применения на уроках математики. Вторая глава посвящена методике применения кейсов на уроках математики для обучения школьников 5-6 класса решению сюжетных задач, предложены примеры кейсов и методические рекомендации по их применению на уроках. В заключение работы обобщены результаты работы над темой. Список литературы содержит 37 источников.
В данной работе проведено исследование метода кейсов, применяемых при изучении сюжетных задач, используемых в курсе математики в средней школе, в частности, развивающих сюжетных задач. Также разработаны рекомендации по формированию таких понятий, как «скорость», «путь», «время», «экономическая целесообразность», а также сложных фигур и геометрических тел, присутствующих в некоторых сюжетных задачах. Данное направление является, несомненно, актуальным, так как ежегодный анализ результатов ГИА говорит о том, что с заданиями с длинной сюжетной формулировкой выпускники справляются гораздо хуже, чем с простыми тестовыми задачами [14, 225].
Подавляющее число представленных в современных учебниках задач предназначены для использования алгоритмического решения, что совсем не способствует развитию познавательной деятельности учащихся, не стимулирует стремление к исследованиям, экспериментам. Очевидно, что традиционные подходы к преподаванию текстового материала требуют регулярного пересмотра и модернизации. В связи с этим новый взгляд на традиционное образование и его систематизация может принести хорошие результаты [3, 5].
Формирование элементарных сюжетных понятий играет существенную роль в развитии воображения и познавательной деятельности учащихся, которые являются базой к дальнейшему изучению простых и сложных сюжетов, законов и теорем, выражающих связь между их элементами, что необходимо для успешного овладения способами решения задач от элементарного до наиболее высокого уровня [5, 37]. В этой связи уместно включать в учебный процесс прикладные и кейсовые задания, так называемые «задачи из жизни». Решение сюжетных задач можно рассматривать в качестве проблемных ситуаций [6, 8], что способствует развитию внутренней мотивации, активизирующей психические процессы, за счет чего качественнее и быстрее формируются значимые для осуществления учебной деятельности универсальные учебные действия.
Цель работы – разработать методические рекомендации по обучению учащихся 5-6 классов решению сюжетных задач с применением кейс-технологии.
При написании данной работы предполагается решить следующие задачи:
- изучить особенности кейс-технологии на основе изучения источников и ее применения на уроках математики;
- сравнить и пранализировать содержание задачного материала в учебниках математики различных авторов по работе с сюжетными задачами;
- классифицировать сюжетные задачи, встречающиеся в школьном курсе математики 5-6 классов;
- изучить методику применения кейс-технологии для применения ее для обучения учащихся 5-6 классов решению сюжетных задач;
- подобрать и разработать кейсы для применения на уроках математики.
Объектом исследования является процесс обучения учащихся 5-6 классов решению сюжетных задач на уроках математики.
Предмет исследования – кейс-технология, как метод обучения решению сюжетных задач.
Основной источниковой базой служат наиболее часто используемые в российских средних общеобразовательных школах учебники математики для 5 и 6 классов п/р таких авторов: А. Г. Мерзляка, Е. А. Бунимовича и Н. Я. Виленкина, а также всевозможные задачники, методики и пособия из области УМК данных авторов. Рассматривается также методическая и педагогическая литература, используемая для изучения математики в 5-6 классах и различные сборники задач по теме.
Практическая значимость работы заключается в возможном применении ее материала для преподавания математики в школе, на курсах повышения квалификации учителей и в вузовских материалах по методике преподавания математики у студентов.
Работа состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы с параграфами, заключения и списка использованных источников.
Во введении разъясняется актуальность темы исследования, обозначены объект, предмет, цель, задачи. В первой главе рассматривается понятие кейс-технологии, понятие кейса и его дидактические принципы применения на уроках математики. Вторая глава посвящена методике применения кейсов на уроках математики для обучения школьников 5-6 класса решению сюжетных задач, предложены примеры кейсов и методические рекомендации по их применению на уроках. В заключение работы обобщены результаты работы над темой. Список литературы содержит 37 источников.
Таким образом, суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся. Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе практических ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения задач.Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Работа по кейс - технологии формирует у школьника УУД (универсальные учебные действия), такие как обретение первичного опыта работы с информацией самостоятельно; работать по алгоритму; самоконтроль и промежуточная диагностика; рефлексия. Кейс-метод относится к интенсивным технологиям активного обучения, он является интерактивным, ориентированным на сотрудничество и деловое партнерство учителя и ученика.
В условиях современного образования развитие у учащихся исследовательских способностей является одной из наиболее актуальных проблем. Эффективность и качество развития данных способностей влияет на успешность усвоения учащимися любого учебного предмета.
Формирование и развитие исследовательской деятельности практически невозможно в условиях стандартного учебного процесса.
Возникает необходимость в факультативных занятиях по математике, ориентированных на решение нестандартных задач, для организации исследовательской деятельности обучающихся.
Решение нестандартных задач позволяет обучающимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять математические закономерности, высказывать догадки, доказывать логические утверждения. Таким образом, при решении нестандартных задач у учеников формируется определенный стиль мышления, который способствует организации исследовательской деятельности.
В результате исследования был сформулирован понятийный аппарат на основе проведения соответствующей методической литературы: представлены понятия «сюжетные задачи», «кейс-технологии», «развивающие задачи», «нестандартные задачи».
Приведена одна из классификаций сюжетных задач, встречающихся в курсе математики, автором которой является Е. Ю. Лавлинская. Согласно данной классификации, задачи разбросаны в группы по способу действия, выполняемого в процессе решения: комбинаторные задачи, задачи на активный перебор вариантов отношений, задачи на упорядочивание элементов множества, задачи на вливание и переливание, задачи на взвешивание, логические задачи задачи на определение функциональных, пространственных, временных отношений.
Проанализированы учебники по математике 5 - 6 классов разных авторов на предмет наличия сюжетных задач. Согласно проведенному исследованию, все рассмотренные учебники содержат в той или иной степени ряд таких задач по классификации Е. Ю. Лавлинской. Анализ учебников показал, что содержание данного материала в УМК различных авторов присутствует, но в найбольшей мере есть у А. Г. Мерзляка. Также стоит отметить, что ни один из проанализированных учебников по математике для 5 - 6 классов не содержат специально выделенных сюжетных задач.
После внедрения упомянутого метода учащиеся демонстрируют высокий уровень к логическому и пространственному мышлению, развитую сообразительность, умение абстрагироваться, делать логические выводы, видеть взаимосвязь объектов, применять теоретический материал в практической жизни, использовать накопленный жизненный опыт.
А также проявляют высокий уровень перцептивных и аналитических способностей, способность анализировать целое через составляющие его части, имеют развитое пространственное воображение.
Таким образом, можно сделать вывод, что при решении сюжетных задач методом кейсов в урочное и внеурочное время,несомненно наблюдается у учащихся повышенное внимание к изучению математики и общая тенденция к организации их исследовательской деятельности. Перспективы развития темы видятся в разработке программы внеурочной деятельности, направленной на развитие математических и исследовательских способностей обучающихся при решении сюжетных задач.
В условиях современного образования развитие у учащихся исследовательских способностей является одной из наиболее актуальных проблем. Эффективность и качество развития данных способностей влияет на успешность усвоения учащимися любого учебного предмета.
Формирование и развитие исследовательской деятельности практически невозможно в условиях стандартного учебного процесса.
Возникает необходимость в факультативных занятиях по математике, ориентированных на решение нестандартных задач, для организации исследовательской деятельности обучающихся.
Решение нестандартных задач позволяет обучающимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять математические закономерности, высказывать догадки, доказывать логические утверждения. Таким образом, при решении нестандартных задач у учеников формируется определенный стиль мышления, который способствует организации исследовательской деятельности.
В результате исследования был сформулирован понятийный аппарат на основе проведения соответствующей методической литературы: представлены понятия «сюжетные задачи», «кейс-технологии», «развивающие задачи», «нестандартные задачи».
Приведена одна из классификаций сюжетных задач, встречающихся в курсе математики, автором которой является Е. Ю. Лавлинская. Согласно данной классификации, задачи разбросаны в группы по способу действия, выполняемого в процессе решения: комбинаторные задачи, задачи на активный перебор вариантов отношений, задачи на упорядочивание элементов множества, задачи на вливание и переливание, задачи на взвешивание, логические задачи задачи на определение функциональных, пространственных, временных отношений.
Проанализированы учебники по математике 5 - 6 классов разных авторов на предмет наличия сюжетных задач. Согласно проведенному исследованию, все рассмотренные учебники содержат в той или иной степени ряд таких задач по классификации Е. Ю. Лавлинской. Анализ учебников показал, что содержание данного материала в УМК различных авторов присутствует, но в найбольшей мере есть у А. Г. Мерзляка. Также стоит отметить, что ни один из проанализированных учебников по математике для 5 - 6 классов не содержат специально выделенных сюжетных задач.
После внедрения упомянутого метода учащиеся демонстрируют высокий уровень к логическому и пространственному мышлению, развитую сообразительность, умение абстрагироваться, делать логические выводы, видеть взаимосвязь объектов, применять теоретический материал в практической жизни, использовать накопленный жизненный опыт.
А также проявляют высокий уровень перцептивных и аналитических способностей, способность анализировать целое через составляющие его части, имеют развитое пространственное воображение.
Таким образом, можно сделать вывод, что при решении сюжетных задач методом кейсов в урочное и внеурочное время,несомненно наблюдается у учащихся повышенное внимание к изучению математики и общая тенденция к организации их исследовательской деятельности. Перспективы развития темы видятся в разработке программы внеурочной деятельности, направленной на развитие математических и исследовательских способностей обучающихся при решении сюжетных задач.



