Использование комиксов при обучении смысловому чтению на уроках английского языка в начальной школе (Марийский государственный университет)
|
Проведено анкетирование.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Азяковская начальная школа-детский сад имени Петухова Г. Н.» (РМЭ, Медведевский район, деревня Среднее Азяково), Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Нурминская средняя общеобразовательная школа» (РМЭ, Медведевский район, село Нурма).
Выборка: 32 ученика 4 класса.
Введение………………………………………………………………………...
1. Теоретические основы использования комиксов при обучении смысловому чтению на уроках английского языка…
1.1. Исторические особенности использования комиксов в учебном процессе.…………
1.2. Современные подходы к формированию навыков смыслового чтения младших школьников на уроках английского языка…………
1.3. Организация смыслового чтения при использовании комиксов на уроке английского языка на начальном этапе………………………...
2. Методические основы использования комиксов в курсе английского языка в начальной школе…
2.1.Положительный опыт педагогов в использовании комиксов на уроках английского языка……
2.2.Методика использования комиксов при обучении смысловому чтению младших школьников на уроках английского языка………
2.3. Результаты опытного обучения……
2.4.Методические рекомендации по обучению смысловому чтению на уроке английского языка в младших классах……………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы и источников…………………...........
База исследования: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Азяковская начальная школа-детский сад имени Петухова Г. Н.» (РМЭ, Медведевский район, деревня Среднее Азяково), Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Нурминская средняя общеобразовательная школа» (РМЭ, Медведевский район, село Нурма).
Выборка: 32 ученика 4 класса.
Введение………………………………………………………………………...
1. Теоретические основы использования комиксов при обучении смысловому чтению на уроках английского языка…
1.1. Исторические особенности использования комиксов в учебном процессе.…………
1.2. Современные подходы к формированию навыков смыслового чтения младших школьников на уроках английского языка…………
1.3. Организация смыслового чтения при использовании комиксов на уроке английского языка на начальном этапе………………………...
2. Методические основы использования комиксов в курсе английского языка в начальной школе…
2.1.Положительный опыт педагогов в использовании комиксов на уроках английского языка……
2.2.Методика использования комиксов при обучении смысловому чтению младших школьников на уроках английского языка………
2.3. Результаты опытного обучения……
2.4.Методические рекомендации по обучению смысловому чтению на уроке английского языка в младших классах……………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы и источников…………………...........
Результатом информатизации общества является не только увеличение количества информатизации, но и появление новых требований анализа текста, его понимания, переработки информации и применение знаний на практике, то есть разработка новых подходов к обучению. Предмет иностранный язык подходит для формирования навыков смыслового чтения, так как он направлен на развитие универсальных учебных действий ценностно-смысловой сферы и коммуникации.
Перед учителем стоит задача подготовить учеников к восприятию разных видов текста в том числе комиксов, которые на современном этапе обучения пользуются большой популярностью. Навыки смыслового чтения комиксов формируются через текстовые стратегии. При этом учителю важно правильно отобрать текст комиксов и знать этапы работы с комиксами при обучении смысловому чтению. Использование комиксов остается недостаточным в учебном процессе, так как не разработана методика использования комиксов при обучении смысловому чтению.
Актуальность темы исследовательской работы обусловлена современными требованиями общества к повышению качества иноязычного образования в школе и недостаточностью исследования вопросов, связанных с использованием комиксов в обучении смысловому чтению на уроках английского языка в школе.
Цель работы: изучение способов использования комиксов при обучении смысловому чтению на уроках английского языка в начальной школе.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие и сущность комиксов;
2) изучить исторические особенности использования комиксов в учебном процессе;
3) рассмотреть понятие смыслового чтения и охарактеризовать приёмы формирования основ смыслового чтения на уроках английского языка;
4) охарактеризовать организацию смыслового чтения при использовании комиксов на уроке английского языка на начальном этапе;
5) проанализировать положительный опыт учителей в использовании комиксов на уроках английского языка;
6) разработать методику использования комиксов при обучении смысловому чтению младших школьников на уроках английского языка;
7) диагностировать уровень сформированности навыка смыслового чтения младших школьников на уроках английского языка;
8) дать методические рекомендации по обучению смысловому чтению младших школьников на уроке английского языка.
Методы исследования – изучение и критический анализ литературных источников по методической литературе, изучение и обобщение опыта преподавания, наблюдение, анкетирование, опрос, сравнительно-сопоставительный анализ, опытное обучение.
Объект исследования – процесс формирования навыков смыслового чтения на уроках английского языка.
Предмет исследования – образовательный комикс как способ обучения смысловому чтению на уроках английского языка на начальном этапе.
Научная значимость работы заключается в том, что её результаты могут послужить материалом для дальнейших исследований проблемы использования комиксов в процессе обучения английскому языку.
Теоретической базой исследования стали работы российских и зарубежных ученых в области лингводидактики, теории и методики обучения иностранным языкам: Э. Г. Азимов, А. Н. Леонтьев и др.; также исследования, посвященные формированию смыслового чтения на уроках иностранного языка: О. И. Бебина, М. Ю. Николаевская, М. Е. Сергеева, S. Pantaleo; и работы, посвященные использованию комиксов в обучении иностранным языкам: Е. К. Гузеева, Е. А. Левина, Е. В. Мундриевский, Р. А. Плавинский, А. И. Резникова, Э. А. Уарова, Н.. В. Чернышкова, А. М. Шмакова, R. M. Crane Williams, K. W. Gavigan, M. Maja Kerneza, T. G. Morrison и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что нами уточнено методическое содержание понятия «комикс», установлены и описаны его место и роль в процессе обучения английскому языку. Работа обеспечивает учителя знаниями о смысловом чтении, о стратегиях смыслового чтения. Нами определена система критериев отбора аутентичных комиксов в обучении английскому языку, доказана целесообразность использования комиксов в обучении смысловому чтению младших школьников.
Практическая значимость работы заключается в том, что её материал может быть использован в педагогической практике. Работа обеспечивает учителя вариантами организации работы по формированию навыков смыслового чтения обучающихся, также нами была разработана и внедрена в практику преподавания методика использования комиксов в обучении смысловому чтению младших школьников на уроках английского языка, представлены методические рекомендации по использованию комиксов в обучении смысловому чтению младших школьников. Нами разработан и апробирован комплекс материалов для учителя и обучающихся, обеспечивающий наиболее эффективную работу с комиксами и включающий справочную информацию для вводной беседы, комплекс комиксов и систему упражнений к ним.
База исследования: 4 класс муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Азяковская начальная школа-детский сад имени Петухова Г. Н.» в РМЭ, Медведевском районе, деревне Среднее Азяково, 4 класс муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Нурминская средняя общеобразовательная школа» в РМЭ, Медведевском районе, селе Нурма.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников.
Во введении дается обоснование актуальности работы, определяются цели, задачи, объект, предмет, методы исследования, охарактеризована теоретическая база исследования, научная и практическая значимость работы.
В первой главе мы раскрыли понятие и сущность комиксов, изучили исторические особенности использования комиксов в учебном процессе, рассмотрели понятие смыслового чтения и охарактеризовали приёмы формирования основ смыслового чтения на уроках английского языка.
Во второй главе мы проанализировали положительный опыт учителей в использовании комиксов на уроках английского языка, разработали методику использования комиксов при обучении смысловому чтению младших школьников на уроках английского языка, а также во второй главе представлено опытное обучение в 4 классе на базе МОБУ «Азяковская начальная школа-детский сад имени Петухова Г. Н.», МОБУ «Нурминская средняя общеобразовательная школа». в РМЭ, Медведевском районе, селе Нурма.
Заключение содержит общие выводы по теме исследования.
Перед учителем стоит задача подготовить учеников к восприятию разных видов текста в том числе комиксов, которые на современном этапе обучения пользуются большой популярностью. Навыки смыслового чтения комиксов формируются через текстовые стратегии. При этом учителю важно правильно отобрать текст комиксов и знать этапы работы с комиксами при обучении смысловому чтению. Использование комиксов остается недостаточным в учебном процессе, так как не разработана методика использования комиксов при обучении смысловому чтению.
Актуальность темы исследовательской работы обусловлена современными требованиями общества к повышению качества иноязычного образования в школе и недостаточностью исследования вопросов, связанных с использованием комиксов в обучении смысловому чтению на уроках английского языка в школе.
Цель работы: изучение способов использования комиксов при обучении смысловому чтению на уроках английского языка в начальной школе.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие и сущность комиксов;
2) изучить исторические особенности использования комиксов в учебном процессе;
3) рассмотреть понятие смыслового чтения и охарактеризовать приёмы формирования основ смыслового чтения на уроках английского языка;
4) охарактеризовать организацию смыслового чтения при использовании комиксов на уроке английского языка на начальном этапе;
5) проанализировать положительный опыт учителей в использовании комиксов на уроках английского языка;
6) разработать методику использования комиксов при обучении смысловому чтению младших школьников на уроках английского языка;
7) диагностировать уровень сформированности навыка смыслового чтения младших школьников на уроках английского языка;
8) дать методические рекомендации по обучению смысловому чтению младших школьников на уроке английского языка.
Методы исследования – изучение и критический анализ литературных источников по методической литературе, изучение и обобщение опыта преподавания, наблюдение, анкетирование, опрос, сравнительно-сопоставительный анализ, опытное обучение.
Объект исследования – процесс формирования навыков смыслового чтения на уроках английского языка.
Предмет исследования – образовательный комикс как способ обучения смысловому чтению на уроках английского языка на начальном этапе.
Научная значимость работы заключается в том, что её результаты могут послужить материалом для дальнейших исследований проблемы использования комиксов в процессе обучения английскому языку.
Теоретической базой исследования стали работы российских и зарубежных ученых в области лингводидактики, теории и методики обучения иностранным языкам: Э. Г. Азимов, А. Н. Леонтьев и др.; также исследования, посвященные формированию смыслового чтения на уроках иностранного языка: О. И. Бебина, М. Ю. Николаевская, М. Е. Сергеева, S. Pantaleo; и работы, посвященные использованию комиксов в обучении иностранным языкам: Е. К. Гузеева, Е. А. Левина, Е. В. Мундриевский, Р. А. Плавинский, А. И. Резникова, Э. А. Уарова, Н.. В. Чернышкова, А. М. Шмакова, R. M. Crane Williams, K. W. Gavigan, M. Maja Kerneza, T. G. Morrison и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что нами уточнено методическое содержание понятия «комикс», установлены и описаны его место и роль в процессе обучения английскому языку. Работа обеспечивает учителя знаниями о смысловом чтении, о стратегиях смыслового чтения. Нами определена система критериев отбора аутентичных комиксов в обучении английскому языку, доказана целесообразность использования комиксов в обучении смысловому чтению младших школьников.
Практическая значимость работы заключается в том, что её материал может быть использован в педагогической практике. Работа обеспечивает учителя вариантами организации работы по формированию навыков смыслового чтения обучающихся, также нами была разработана и внедрена в практику преподавания методика использования комиксов в обучении смысловому чтению младших школьников на уроках английского языка, представлены методические рекомендации по использованию комиксов в обучении смысловому чтению младших школьников. Нами разработан и апробирован комплекс материалов для учителя и обучающихся, обеспечивающий наиболее эффективную работу с комиксами и включающий справочную информацию для вводной беседы, комплекс комиксов и систему упражнений к ним.
База исследования: 4 класс муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Азяковская начальная школа-детский сад имени Петухова Г. Н.» в РМЭ, Медведевском районе, деревне Среднее Азяково, 4 класс муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Нурминская средняя общеобразовательная школа» в РМЭ, Медведевском районе, селе Нурма.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников.
Во введении дается обоснование актуальности работы, определяются цели, задачи, объект, предмет, методы исследования, охарактеризована теоретическая база исследования, научная и практическая значимость работы.
В первой главе мы раскрыли понятие и сущность комиксов, изучили исторические особенности использования комиксов в учебном процессе, рассмотрели понятие смыслового чтения и охарактеризовали приёмы формирования основ смыслового чтения на уроках английского языка.
Во второй главе мы проанализировали положительный опыт учителей в использовании комиксов на уроках английского языка, разработали методику использования комиксов при обучении смысловому чтению младших школьников на уроках английского языка, а также во второй главе представлено опытное обучение в 4 классе на базе МОБУ «Азяковская начальная школа-детский сад имени Петухова Г. Н.», МОБУ «Нурминская средняя общеобразовательная школа». в РМЭ, Медведевском районе, селе Нурма.
Заключение содержит общие выводы по теме исследования.
Чтение на иностранном языке является одним из необходимых средств для эффективного овладения иностранным языком. На современном этапе обучения ученики должны понимать аутентичные тексты с разной полнотой и точностью проникновения в их содержание в зависимости от вида чтения. Во время чтения перед учителем стоит задача научить обучающихся начальной школы не только уметь извлечь из текста информацию, но и воспринять графически оформленную текстовую информацию и переработать ее в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей, то есть сформировать навык смыслового чтения.
Формирование навыков смыслового чтения происходит посредством предтекстовых, текстовых, посттекстовых стратегий: глоссарий, мозговой штурм, ориентиры предвосхищения содержания, предваряющие вопросы, рассечение вопроса, прогноз и впечатления (предтекстовые стретегии), инсерт, таблица ЗХУ, дерево предсказаний, кластер, ментальные карты, фишбоун, двухчастный дневник, чтение с остановками, чтение в кружок, чтение в парах, чтение про себя с вопросами (текстовые стратегии), синквейн, отношение между вопросом и ответом, шесть шляп мышления, изменение перспективы (посттекстовые стратегии). Использование стратегий смыслового чтения необходимы для повышения мотивации при чтении, определении темы, ознакомления с возможными языковыми или культурными сложностями, генерализации ранее полученных знаний, формирования прогностических умений, понимания смысла прочитанного, его содержания, оценки текста, развития умения работы с текстом, понимания текста на уровне смысла.
Тексты для формирования навыков смыслового чтения могут быть различны. Креолизованные тексты широко используются в обучении иностранному языку. Одним из примеров применения креолизованного текста при обучении иностранному языку является комикс. Комиксы, появившийся в современном понимании в XVIII в., представляют собой ряд сюжетно связанных между собой картинок с репликами героев и пояснениями автора. В процессе изучения положительного опыта учителей, можно сделать вывод, что немногие учителя используют комиксы в образовательном процессе, но креолизованные тексты комиксов имеют серьезный потенциал для того, чтобы использоваться для эффективного формирования навыков смыслового чтения на уроках английского языка.
Использование комиксов при обучении смысловому чтению позволяет эффективно работать над чтением и пониманием аутентичных текстов, содержащих незнакомые языковые явления, учиться находить в тексте запрашиваемую информацию, развивать языковую догадку и воображение, что является ключевым при формировании навыков смыслового чтения. Образовательный комикс повышает работоспособность учеников, увлекая, вдохновляя, превращая чтение в осмысленную деятельность, способствует более глубокому пониманию и осмыслению информации, активизирует мыслительную деятельность на вербальном и визуальном уровнях, что влияет на смысловое восприятие кадров комикса, развивает процесс мышления, восприятия и внимания. Обучая смысловому чтению, необходимо знать критерии отбора комиксов: учет адресата, цели обучения, условия обучения, культуроведческая ценность, наличие сюжетной основы, ситуативно-тематическая релевантность.
B работе описана методика использования комиксов в обучении английскому языку в начальной школе. Разработанный алгоритм работы с комиксами, включающий в себя дотекстовый, текстовый, посттекстовый этапы, и система упражнений, которые включают использование стратегий смыслового чтения, предполагают поэтапное и целенаправленное формирование навыков смыслового чтения обучающихся начальной школы.
Для подтверждения эффективности разработанной методики проведено опытно-экспериментальное обучение, в ходе которого подтверждена гипотеза исследования, доказана эффективность теоретических и методических положений работы. Статистически зафиксирована достоверная положительная динамика по всем показателям, свидетельствующая о позитивных сдвигах в области формирования навыков смыслового чтения. Проведенная экспериментальная работа позволила сделать выводы, подтверждающие гипотезу исследования: использование комиксов в процессе обучения английскому языку способствует формированию навыков смыслового чтения обучающихся начальной школы. Методические рекомендации послужат учителям в формировании данного навыка у обучающихся начальной школы.
Таким образом, комиксы могут быть широко использованы на уроках английского языка. Следует отметить, что использование на уроке комиксов помогает реализовать общедидактический принцип наглядности, повышает мотивацию обучающихся к изучению английского языка, облегчает усвоение языкового материала, развивает творческий потенциал учеников. Урок с использованием комиксов способствует формированию навыков смыслового чтения, то есть понимание информационной, смысловой и идейной сторон текста.
Формирование навыков смыслового чтения происходит посредством предтекстовых, текстовых, посттекстовых стратегий: глоссарий, мозговой штурм, ориентиры предвосхищения содержания, предваряющие вопросы, рассечение вопроса, прогноз и впечатления (предтекстовые стретегии), инсерт, таблица ЗХУ, дерево предсказаний, кластер, ментальные карты, фишбоун, двухчастный дневник, чтение с остановками, чтение в кружок, чтение в парах, чтение про себя с вопросами (текстовые стратегии), синквейн, отношение между вопросом и ответом, шесть шляп мышления, изменение перспективы (посттекстовые стратегии). Использование стратегий смыслового чтения необходимы для повышения мотивации при чтении, определении темы, ознакомления с возможными языковыми или культурными сложностями, генерализации ранее полученных знаний, формирования прогностических умений, понимания смысла прочитанного, его содержания, оценки текста, развития умения работы с текстом, понимания текста на уровне смысла.
Тексты для формирования навыков смыслового чтения могут быть различны. Креолизованные тексты широко используются в обучении иностранному языку. Одним из примеров применения креолизованного текста при обучении иностранному языку является комикс. Комиксы, появившийся в современном понимании в XVIII в., представляют собой ряд сюжетно связанных между собой картинок с репликами героев и пояснениями автора. В процессе изучения положительного опыта учителей, можно сделать вывод, что немногие учителя используют комиксы в образовательном процессе, но креолизованные тексты комиксов имеют серьезный потенциал для того, чтобы использоваться для эффективного формирования навыков смыслового чтения на уроках английского языка.
Использование комиксов при обучении смысловому чтению позволяет эффективно работать над чтением и пониманием аутентичных текстов, содержащих незнакомые языковые явления, учиться находить в тексте запрашиваемую информацию, развивать языковую догадку и воображение, что является ключевым при формировании навыков смыслового чтения. Образовательный комикс повышает работоспособность учеников, увлекая, вдохновляя, превращая чтение в осмысленную деятельность, способствует более глубокому пониманию и осмыслению информации, активизирует мыслительную деятельность на вербальном и визуальном уровнях, что влияет на смысловое восприятие кадров комикса, развивает процесс мышления, восприятия и внимания. Обучая смысловому чтению, необходимо знать критерии отбора комиксов: учет адресата, цели обучения, условия обучения, культуроведческая ценность, наличие сюжетной основы, ситуативно-тематическая релевантность.
B работе описана методика использования комиксов в обучении английскому языку в начальной школе. Разработанный алгоритм работы с комиксами, включающий в себя дотекстовый, текстовый, посттекстовый этапы, и система упражнений, которые включают использование стратегий смыслового чтения, предполагают поэтапное и целенаправленное формирование навыков смыслового чтения обучающихся начальной школы.
Для подтверждения эффективности разработанной методики проведено опытно-экспериментальное обучение, в ходе которого подтверждена гипотеза исследования, доказана эффективность теоретических и методических положений работы. Статистически зафиксирована достоверная положительная динамика по всем показателям, свидетельствующая о позитивных сдвигах в области формирования навыков смыслового чтения. Проведенная экспериментальная работа позволила сделать выводы, подтверждающие гипотезу исследования: использование комиксов в процессе обучения английскому языку способствует формированию навыков смыслового чтения обучающихся начальной школы. Методические рекомендации послужат учителям в формировании данного навыка у обучающихся начальной школы.
Таким образом, комиксы могут быть широко использованы на уроках английского языка. Следует отметить, что использование на уроке комиксов помогает реализовать общедидактический принцип наглядности, повышает мотивацию обучающихся к изучению английского языка, облегчает усвоение языкового материала, развивает творческий потенциал учеников. Урок с использованием комиксов способствует формированию навыков смыслового чтения, то есть понимание информационной, смысловой и идейной сторон текста.



