Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ AMERICAN DREAM В АМЕРИКАНСКОМ КИНОДИСКУРСЕ И КОРПУСЕ АМЕРИКАНСКОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Работа №164012

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы87
Год сдачи2023
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКЕ 8
1.1. Концептуальная и языковая картины мира 8
1.2. Концепт как базовая единица концептуальной и языковой картин мира 11
1.2.1. Основные подходы к научному определению понятия «концепт»
и история понятия 11
1.2.2. Структура концепта 18
1.2.3. Типология концептов 23
1.3. Лингвокультурный концепт: характеристики, структура,
классификация 27
1.4. Система ценностей как основа лингвокультурного концепта 30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 34
ГЛАВА 2. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА AMERICAN DREAM
В СОВРЕМЕННОМ АМЕРИКАНСКОМ ТЕЛЕСЕРИАЛЕ MAD MEN.. 37
2.1. Концепт American Dreamкак ведущий концепт американской
лингвокультуры 37
2.2. Основные концепты концептуального поля American Dream 40
2.2.1. Success 40
2.2.2. Financial Welfare 52
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 57
ГЛАВА 3. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА AMERICAN DREAM В КОРПУСЕ АМЕРИКАНСКОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 59
3.1. American Dreamкак феномен, который трудно или невозможно достичь и удержать 59
3.2. American Dreamкак система ценностей, требующая долгого и упорного
труда для своего достижения 65
3.3. American Dream- миф и обман 71
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 85
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 86


Со становлением антропоцентрической парадигмы во всех гуманитарных науках и формированием ее междисциплинарного характера потребовалась разработка нового термина, соединяющего в себе лингвистические, культурологические, логико-психологические категории. Таким термином стал концепт - ментальная единица, репрезентирующая культурное, национальное, эмпирическое представление о действительности. В данной категории «нашла выражение потребность в синтезе различных форм культуры, прежде ориентированных на взаимопротивопоставление» [Слышкин, 2004: 30].
Концепт является объектом изучения нескольких наук, в каждой из которых данный термин получил дальнейшее развитие с момента появления и подробнее изучался рядом дисциплин внутри одной области знаний. Данный термин был заимствован из математической логики, изучается в философии, культурологии, литературоведении, этнопсихологии, политологии, лингвокультурологии, когнитивной лингвистике [Самситова, Байназарова, 2014].
Концепт является одним из центральных понятий в данном исследовании. Человек мыслит посредством концептов, вступающих в разные отношения друг с другом, образуя системы иерархичных или неиерархичных отношений. Так, каждая нация имеет определенное количество концептов, которые сформировались в сознании ее представителей, создавая таким образом концептосферу национального сознания. Благодаря специфике концептосферы каждая лингвокультура по - своему воспринимает, оценивает, трактует и классифицирует информацию, поэтому по концептосфере можно судить о ментальной модели, концептуальной картине мира, отражаемой в языковом сознании [Богоявленская, 2013].
В американской концептосфере основополагающим и социально значимым является концепт American Dream,не получивший достаточного системного лингвистического научного исследования. Концепт American Dreamявляется сложным и комплексным, так как он репрезентирует систему ценностей. Изучение данного концепта обосновывает актуальность данного исследования. Восприятие и формирование системы ценностей American Dreamамериканцами отражает национальные социо -политические настроения, выделяет наиболее характерные для среднестатистического американца ценности, показывает его отношение к данному явлению, что в более глобальном масштабе определяет общие характерные черты американской лингвокультуры и ментальности, американский образ жизни. Более того, трансляция данного концепта в одном из наиболее актуальных форматов дискурсивного представления - кино - позволяет увидеть наибольший интерес современного общества к этому явлению. С другой стороны, представленность данного концепта в корпусе современного американского языка указывает на значимый характер ценностей для представителей американского лингвокультурного общества и требует научного описания и объяснения.
Интерес к феномену American Dreamпроявляется также среди представителей других гуманитарных наук - социологов, культурологов, филологов, политологов, киноведов. Концепт не менее актуален в различных типах дискурса: кинодискурсе, политическом, публицистическом и др. Представленность концепта в корпусе американского английского языка позволяет выделить наиболее частотные языковые единицы, с помощью которых выражается данный концепт.
Объектом исследования выступает система ценностей American Dream, получающая свою репрезентацию в американском кинодискурсе и корпусе американского английского языка.
Предметом исследования является система лингвистических средств и способов репрезентации системы ценностей American Dream в кинодискурсе, а также в корпусе американского английского языка (Corpus of Contemporary American English).
Целью исследования является выявление, систематизация и анализ языковых средств и способов, репрезентирующих отношение и восприятие носителем американской лингвокультуры системы ценностей American Dreamи ее составляющих (Successи Financial Welfare)в телесериале Mad Menи корпусе американского английского языка.
Поставленная цель определяет необходимость постановки и решения следующих задач:
1) изучить имеющиеся теоретические определения понятий «картина мира», «концептуальная картина мира», «языковая картина мира», «концепт», «система ценностей»;
2) описать подходы к определению термина «концепт», обозначить подходы к типологии концептов;
3) рассмотреть понятие «лингвокультурный концепт», привести характеристики данного явления, представить его структуру и систематизировать подходы к его типологии;
4) выявить связь между системой ценностей и лингвокультурным концептом;
5) проанализировать систему языковых единиц и способов репрезентации ведущих концептуальных смыслов концепта American Dream в американском телесериале Mad Men;
6) выявить, проанализировать и дать характеристику употребления выражения American Dreamв корпусе американского английского языка.
В связи с тем, что телевидение стало неотъемлемой частью жизни современного информационного общества, а, следовательно, и сферой влияния, диктующей основные тенденции и модели поведения в обществе, материалом для анализа концепта American Dreamи способов его репрезентации в американском кинодискурсе был выбран один из наиболее популярных американских телесериалов - Mad Men,получивший высокий отклик среди зрителей и критиков Америки [Agirre, 2014; Doidge, 2016], воспринимаемый обществом как один из самых качественных [Kristensen, Hellman, Riegert, 2019] и ставший важным феноменом популярной культуры [Serbanescu, 2016]. Материалом исследования является телесериал, продолжительностью 7 сезонов (всего 92 серии, длительностью 47 минут), выходивший с 19 июля 2007 года по 17 мая 2015 года.
Материалом для исследования также послужили контексты репрезентации концепта American Dream,представленные в корпусе современного американского английского языка (Corpus of Contemporary American English).Данный материал представляет собой отрывки из разнообразных текстов, таких как статьи, блоги и комментарии, предоставляющих обширный охват различных сфер жизни и множество точек зрения на систему ценностей American Dream.
Теоретической базой для данного исследования послужили работы российских учёных, занимающихся изучением концептов, концептуальной и языковой картин мира (Н.Ф. Алефиренко, Н.Д. Арутюнова, А.П. Бабушкин, Н.Н. Болдырев, С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, В.А. Маслова, З.Д. Попова, Г.Г. Слышкин, И.А. Стернин, Ю.С. Степанов и др.).
В данной работе применяются следующие методы исследования: концептуальный анализ, метод анализа словарных дефиниций как частный метод концептуального анализа и контекстуальный анализ.
Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что ее результаты могут быть представлены в лекционно-практических курсах страноведения, культурологии и межкультурной коммуникации. Результаты работы также могут быть востребованы для понимания процесса формирования и интерпретации носителями американской лингвокультуры концепта American Dream.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и списка использованных словарей.
Во Введении указываются актуальность работы и ее практическая ценность, определяются объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи, требующие решения, описываются методы, материал и теоретическая база исследования.
В Главе 1 «Концептуальные исследования в современной лингвистической науке» описываются ключевые понятия лингвокультурологии и когнитивистики («концепт», «концептуальная картина мира», «языковая картина мира»), а также понятие ценности. Рассматриваются существующие определения данных терминов, их структура и классификации.
В Главе 2 «Репрезентация концепта American Dreamв современном американском телесериале Mad Men»проводится выявление и анализ языковых средств, посредством которых репрезентируются основные компоненты системы ценностей American Dream (Successи Financial Welfare).
В Главе 3 «Репрезентация концепта American Dreamв корпусе американского английского языка» выявляются, систематизируются и анализируются языковые средства, посредством которых репрезентируются основные концептуальные смыслы системы ценностей American Dreamв корпусе американского английского языка.
В Заключении приводятся основные результаты исследования и намечаются перспективы дальнейшего исследования.
Список использованной литературы включает 54 наименования, из них 13 - на английском языке.
Список использованных словарей состоит из 9 наименований, 4 из которых - на английском языке.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ценности составляют интегральную часть любой культуры, являются ее ядром, устанавливают нравственные ориентиры, детерминируют поведение, взгляды и отношение людей к объектам и явлениям окружающей действительности, обеспечивают преемственность культуры для следующих поколений.
Ценности являются частью концепта - комплексной, динамичной, идеальной единицы мышления, памяти и картины мира. Концепт объединяет представления о предметах, действиях или их признаках, выступает базовой когнитивной единицей и отражает культуру этноса.
Американская лингвокультура отличается от других тем, что имеет общую идеологию и систему ценностей, которой является американская мечта (American Dream).Актуальность исследования данного концепта определяется важностью американской мечты для американского лингвокультурного сообщества. Она транслирует национально обусловленные социальные и политические настроения, репрезентирует наиболее значимые американские ценности и позволяет выделить характерные черты американской ментальности.
Цель проведенного исследования заключалась в выявлении, систематизации и анализе языковых средств и способов, репрезентирующих отношение и восприятие носителем американской лингвокультуры системы ценностей American Dreamи ее составляющих (Successи Financial Welfare)в американском телесериале Mad Menи корпусе современного американского английского языка (Corpus of Contemporary American English).
Для достижения поставленной цели изучены существующие теоретические определения понятий «концепт», «концептуальная картина мира», «языковая картина мира», «система ценностей». Описаны подходы к определению термина «концепт» и типология концептов. Выявлено и проанализировано употребление языковых единиц-составляющих концепта American Dreamв американском телесериале Mad Menи корпусе американского английского языка.
В зависимости от типа дискурса концепт моделируется относительно разных характеристик. В рамках анализа корпуса выявлено гораздо большее количество концептуальных смыслов. Корпусные контексты наиболее частотно транслируют идею труднодостижимости американской мечты, акцентируют необходимость в упорном труде как условии ее обретения и показывают недоверие общества к данному феномену. Напротив, в телесериале выделяется значение успеха и материального достатка как доминирующих компонентов в составе американской мечты. Идея эгалитаризма и лингвокультурный типаж a self-made manнаиболее полно представлены в телесериале, которые, однако, не являются частотными в корпусе. Следовательно, действительность имеет расхождения с конструируемой реальностью кинодискурса, в которой все центральные персонажи обретают американскую мечту и стремятся к ней.
Перспективами дальнейшего исследования являются изучение концепта American Dreamв диахроническом аспекте и других типах дискурса, исследование идеи социального разочарования в системе ценностей American Dreamв кинодискурсе, анализ восприятия концепта American Dreamдругими лингвокультурными общностями.



1. Абрамова Е.К. Когнитивная интерпретация как метод выявления признаков концепта // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. Вып. 4-3. C. 700-704.
2. Алефиренко Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры. М.: Academia, 2002. 394 с.
3. Арутюнова Н.Д. Вступление // Логический анализ языка. Ментальные действия. М.: Наука, 1993. С. 3-6.
4. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
5. Аршинова Е.О. Способы выражения английскости в кинодискурсе (на примере телесериала «Аббатство Даунтон») // Вестник Курганского государственного университета. 2019. Вып. 1 (52). C. 38-41.
6. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / под общ. ред. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 267-279.
7. Бабушкин А.П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / под ред. И.А. Стернина. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. С. 43-67.
8. Бастриков А.В., Бастрикова Е.М. Лингвокультурные концепты как основа языкового менталитета // Филология и культура. 2012. Вып. 3. С. 15-19.
9. Богоявленская Ю.В. Проблема типологии концептов в современной лингвистике // Лингвокультурология. 2013. Вып. 7. С. 6-16.
10. Бодрийяр Ж. Америка / пер. с фр. Д. Калугин. СПб: Владимир Даль, 2000. 203 с.
11. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику: курс лекций / М-во обр. и науки РФ, Тамб. Гос. ун-т им. Г.Р. Державина, Рос. ассоциация лингвистов-когнитологов, 4-е изд., испр. и доп. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. 236 с.
12. Болдырев Н.Н. Типология концептов и языковая интерпретация // Новая Россия: традиции и инновации в языке и науке о языке. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. С. 16-25.
13. Валяйбоб А.В. Лингвокультурный типаж «американский
первопроходец»: символические характеристики: автореф. дис. ... канд.
филол. наук: 10.02.19. Волгоград, 2013. 20 с.
14. Воркачев С.Г. Введение. Концепт как лингвокультурологическая категория // Концепт счастья в русском языковом сознании: опыт лингвокультурологического анализа. Краснодар, 2002. С. 3-22.
15. Воркачев С.Г. Введение. Онтология концепта // Любовь как лингвокультурный концепт. М.: Гнозис, 2007. С. 8-25.
16. Зайченко С.С. Концепт как средство реализации семиотико - синергетических особенностей организации художественного дискурса // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. Вып. 6 (335). C. 47-50.
17. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
18. Кононова И.В. Структура лингвокультурного концепта: способы языковой и дискурсивной объективации // Вестник Волгоградского гос. университета. Серия 2: Языкознание. 2014. Вып. 5. С. 32-42.
19. Красильникова Н.А., Кырчикова Д.А. Роль мифа в формировании американского национального сознания // Лингвокультурология. 2013. Вып. 7. С. 94-103.
20. Люльчева Е.М. Лингвистические и экстралингвистические аспекты изучения кинодискурса // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7. Вып. 5A. С. 70-80.
21. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. М.: Флинта, 2016. 296 с.
22. Матвеева О.Ю. «Американская мечта» в социокультурной
динамике // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск: Томский государственный педагогический
университет, 2007. Вып. 11 (74). С. 40-43.
23. Миронов Д.Д., Ляпкина Т.Ф. Кино как средство выражения культурных смыслов // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. Т. 210. C. 255-262.
24. Малёнова Е.Д. Информационная модель формирования фрагмента языковой картины мира // Концептуальные исследования в современной лингвистике: сборник статей. Серия: «Концептуальные исследования». / отв. ред. М.В. Пименова. СПб; Горловка: Изд-во ГГПИИЯ, 2010. Вып. 12. С. 156-162.
25. Олешков М.Ю. Лингвоконцептуальный анализ дискурса (теоретический аспект) // Дискурс, концепт, жанр: коллективная монография / отв. ред. М.Ю. Олешков. Нижний Тагил: НТГСПА, 2009. С. 68-70.
26. Павиленис Р.И. Проблема смысла: современный логико¬
философский анализ языка. М.: Мысль, 1983. 286 с.
27. Пащенко М.А. К вопросу о структуре и классификации лингвокультурных концептов // Гуманитарный вектор. Серия: Филология, востоковедение. 2015. Вып. 4 (44). С. 91-97.
28. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999. С. 4-5.
29. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика: учеб.
пособие. М.: АСТ: Восток - Запад, 2007. 314 с.
30. Попова Л.В. Подходы к определению концепта // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. Вып. 4. C. 309-316.
31. Подвигина Н.Б. Понятие концепта и концептосферы // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2007. Вып. 3. С. 97-105.
32. Прохоров Ю.Е. В поисках концепта: учеб. пособие. 4-е изд., стер. М.: Флинта, 2016. 176 с.
33. Ражина В.А. Ономастические реалии: лингвокультурологический и прагматический аспекты: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Краснодар, 2007. 19 с.
34. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Б.А. Серебренников [и др.]; отв. ред. Б.А. Серебренников. М.: Наука, 1988. 216 с.
35. Рыжкина А.А. О методах анализа концепта // Вестник ОГУ. 2014. Вып. 11. С. 117-120.
36. Рябкова Е.С. Лингвокультурный концепт как элемент языка и культуры // Альманах современной науки и образования. 2012. Вып. 4. С. 187-188.
37. Самситова Л.Х., Байназарова Г.М. Понятие концепта в
лингвокультурологии: история развития, структура, классификация //
Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. Вып. 4. С. 1373-1378.
38. Скребцова Т.Г. Лингвистика дискурса: структура, семантика, прагматика. Курс лекций. М.: Издательский дом ЯСК, 2020. 312 с.
39. Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как системное образование // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2004. Вып. 1. С. 29-34.
40. Степанов Ю.С. Концепт // Константы: Словарь русской культуры. 3-е изд. М.: Академический проект, 2004. С. 42-67.
41. Титова Ю.В. Теория концепта // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2010. Вып. 3 (51). C. 11-15.
42. Agirre K. “Am I supposed to say how shocked I was?” Audience responses to Mad Men // European Journal of Cultural Studies. 2014. Vol. 17. 6. P. 631-646.
43. Bevan A. Nostalgia for pre-digital media in Mad Men // Television & New Media. 2013. Vol. 14. 6. P. 546-559.
44. DeKeseredy W.S., Muzzatti S.L., Donnermeyer J.F. Mad men in bib overalls: Media’s horrification and pornification of rural culture // Critical Criminology. 2014. Vol. 22. 2. P. 179-197.
45. Doidge S. Mad Men and the search for meaning // Refereed Proceedings of TASA 2016 Conference. 2016. P. 56-61.
46. Dynel M. “You talking to me?” The viewer as a ratified listener to film discourse // Journal of Pragmatics. 2011. Vol. 43. 6. P. 1628-1644.
47. Kristensen N.N., Hellman H., Riegert K. Cultural Mediators Seduced by Mad Men: How cultural journalists legitimized a quality TV series in the Nordic Region // Television & New Media. 2019. Vol. 20. 3. P. 257-274.
48. Maillos M. From "Downton Abbey" to "Mad Men": TV series as the privileged format for transition eras // Series-International Journal of TV Serial Narratives. 2016. Vol. 2. 1. P. 21-34.
49. Renieblas S.S. Women at home and women in the workplace in Matthew Weiners Mad Men // Investigaciones feministas. 2012. No. 3. P. 33-42.
50. Reutler M. How gender stereotypes are achieved linguistically in AMC’s Mad Men // Journal of Serial Narration on Television. 2013. Vol. 2. P. 73-85.
51. Serbanescu S. Primary Features of Popular Culture in Mad Men TV Series // Ekphrasis. Images, Cinema, Theory, Media. 2016. Vol. 15. 1. P. 25-36.
52. Taveira R. California and Irony in Mad Men // Cultural Studies Review. 2012. Vol. 18. 2. P. 278-300.
53. Tudor D. Selling nostalgia: Mad Men, postmodernism and neoliberalism // Society. 2012. Vol. 49. 4. P. 333-338.
54. Verbitskaya O. Suggestive Impact of Linguocultural Phenomena in Media Communication // Медиаобразование. 2020. Vol. 60. No. 2. P. 333-344.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ
1. Концепт // Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова [и др.]; под общ. ред. Е.С. Кубряковой. М.: Изд-во МГУ, 1997. 245 с.
2. Концепт // Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс]. 2010. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH28261615260566fbd37028?p.s=TextQuery (дата обращения: 14.09.2020).
3. Концепт // Новейший философский словарь [Электронный ресурс]. 1999. URL: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/newest-dictionary/articles/1164/koncept.htm (дата обращения: 14.09.2020).
4. Ценности // Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
5. Ценности // Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001. 719 с.
6. Collins Concise English Dictionary [Электронный ресурс]. 2023. URL:
https://www.wordreference.com/definition/American%20Dream (дата
обращения: 01.04.2023).
7. Macmillan Dictionary [Электронный ресурс]. 2023. URL:
https://www.macmillandictionary.com/ (дата обращения: 18.04.2023).
8. Merriam Webster Dictionary [Электронный ресурс]. 2023. URL:
https://www.merriam-webster.com/dictionary/American%20dream (дата
обращения: 01.04.2023).
9. Random House Unabridged Dictionary of American English
[Электронный ресурс]. 2023. URL:
https://www.wordreference.com/definition/American%20Dream (дата
обращения: 01.04.2023).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА
1. Corpus of Contemporary American English [Электронный ресурс].
2023. URL: https://www.english-corpora.org/coca/ (дата обращения:
15.06.2023).
2. Mad Men [Электронный ресурс]. 2007. URL:
https://ororo.tv/ru/shows/madmen (дата обращения: 03.07.2023).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ