Введение 4
1 Теоретические аспекты формирования основ безопасного поведения 7 школьников на уроках физической культуры
1.1 Сущность безопасного поведения 7
1.2 Особенности формирования основ безопасного поведения 11
школьников на уроках физической культуры
2 Опытно-экспериментальная работа по изучению эффективности использования методов работы педагогов физической культуры по формировании основ безопасного поведения школьников на уроках
2.1 Анализ методов работы педагога физической культуры по 24
формировании основ безопасного поведения школьников на уроках
2.2 Методические рекомендации по совершенствованию методов работы педагогов физической культуры по формированию основ безопасного поведения школьников на уроках
Заключение 46
Список использованных источников
Сегодня важнейшим условием сохранения жизни и здоровья человека становится необходимость формирования навыков безопасного поведения, а проблема обучения детей основам безопасного поведения имеет важное государственное значение. Поэтому освоить навыки безопасного поведения должен каждый выпускник образовательной организации. О важности формирования навыков безопасного поведения свидетельствует большое количество исследований, среди которых работы А. Б. Бгуашев [4], И.М.Бутина [7], О.С. Васильевой [8], М. Г. Магомедова [22], И. В. Манжелей [24] Ю. В. Менхина [25], Г. А. Хакимовой [39], и др. Авторы подчеркивают важность формирования культуры и навыков безопасного поведения школьников, основываясь на приоритетных задачах современной системы образования. Кроме того, ученые рассматривают безопасное поведение как составляющую повседневной жизни человека.
В этом контексте важно говорить о формировании навыков безопасного поведения начиная со школы, что продиктовано ФГОС ООО [29]. Несмотря на то, что в школьной программе имеется предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», формирование безопасного поведения не должно ограничиваться только рамками данного предмета. Особое внимание уделяется формированию безопасного поведения на уроках физической культуры, что определяется спецификой предмета. Авторы исследований этой проблемы (Е.Ю. Кизиляева [13], В. Р. Кузекевич [16], Д. В. Литовченко [20], А. Н. Приешкина [28], А. Н. Приспешкина [30] и др.) подтверждают тот факт, что особое внимание необходимо уделять формированию основ безопасного поведения школьников на уроках физической культуры.
Отметим, что приобретение навыков безопасного поведения можно сделать более эффективным при использовании широкого спектра педагогических методов. В связи с этим актуальность выбранной темы исследования не вызывает сомнений.
Цель работы - охарактеризовать методы работы педагога физической культуры по формированию основ безопасного поведения школьников на уроках физической культуры.
Объект исследования - формирование основ безопасного поведения школьников на уроках физической культуры.
Предмет исследования - методы работы педагога физической культуры по формированию основ безопасного поведения школьников на уроках физической культуры.
Задачи исследования :
1. Раскрыть сущность безопасного поведения человека в современных условиях.
2. Выявить особенности формирования основ безопасного поведения школьников на уроках физической культуры.
3. Проанализировать методы работы педагога физической культуры по формированию основ безопасного поведения школьников на уроках.
4. Разработать методические рекомендации по совершенствованию методов работы педагогов физической культуры по формированию основ безопасного поведения школьников на уроках.
Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, систематизация, обобщение.
Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть полезны учителям физической культуры и всему педагогическому сообществу, а также родителям, заинтересованным в формировании основ безопасного поведения детей; кроме того, материалы исследования могут быть использованы студентами при подготовке к семинарским и практическим занятиям, а также при написании научных работ по схожей тематике.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 42», г. Красноярск.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и выводы выпускной квалификационной работы отражены в материалах публикации на Всероссийском образовательном портале Инфоурок.
Структура исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список источников, а также приложения. Результаты работы отражены в 21 рисунке. Объем работы составляет 57 страниц.
Сегодня в качестве одной из главных задач системы воспитания рассматривается формирование культуры безопасного ответственного отношения к собственной жизни и здоровью человека.
Анализ научно-педагогической литературы свидетельствует о том, что на сегодняшний день не существует единого подхода к определению ключевого понятия выпускного исследования. В своей работе за основу мы взяли определение И. М. Бутина, который безопасное поведение трактует как понимание того, что представляет опасность для жизни и здоровья, а также знание особенностей поведения при наступлении угроз.
Формирование основ безопасного поведения школьников на уроках физической культуры имеет свои особенности: преподаватель физической культуры должен постоянно напоминать детям основные правила безопасности, которые должны соблюдать в повседневной практике физкультуры обучающиеся; каждая форма физической активности имеет свой собственный набор правил безопасности, осведомленность о которых необходимо постоянно повышать среди детей; преподаватель физической культуры на собственном примере должен демонстрировать обучающимся, как нужно заниматься спортом, чтобы это было безопасно и полезно для здоровья.
В ходе опытно-экспериментальной работы на базе МАОУ СШ №42 нами был проведен анкетный опрос педагогов физической культуры, обучающихся и их родителей, который показал следующее: обеспечение безопасности на уроках физкультуры в школе находится на достаточном уровне; работу по формированию основ безопасного поведения школьников на уроках физкультуры в можно считать удовлетворительной; у большинства обучающихся (75,86 %) сформировано представление о том, как они должны вести себя на уроках физкультуры. Однако часть обучающихся (51,72 %) отметили, что не всегда соблюдают правила безопасного поведения. В связи с полученными данными мы предложили методические рекомендации по совершенствованию методов работы педагогов физической культуры по формированию основ безопасного поведения школьников на уроках.
Мы считаем, что сочетание различных педагогических методов позволит обеспечить формирование основ безопасного поведения обучающихся на уроках физической культуры и избежать травм.
Задачи выпускной квалификационной работы решены, цель достигнута.
1. Арзуманов, С. Г. Физическое воспитание в школе учащихся 5-9 классов / С. Г. Арзуманов. - Москва : Феникс, 2018 - 112 с.
2. Ахметшин, Ч. И. Обучение физическому воспитанию с использованием цифровых технологий/ Ч. И. Ахметшин, П. Р. Хамидуллин // Вопросы педагогики. - 2019. - № 10 - 1. - С. 7 - 9.
3. Бальсевич, В. К. Физическая активность человека : учебное пособие для вузов / В. К. Бальсевич, В. А. Запоржанова. - Киев : Здоровье, 1987. - 223 с.
4. Бгуашев, А. Б. Методические основы интеграции предмета "основы безопасности жизнедеятельности" и "физическая культура" в общеобразовательной школе / А. Б. Бгуашев, Н. В. Карягина, Ю. А. Иоакимиди // Мир науки, культуры, образования . - 2020. - № 5 (84) - С. 215 - 218
5. Белоножкина, О. В. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе : учебное пособие / О. В. Белоножкина. - Волгоград : Учитель, 2005. - 67 с.
6. Бишаева, А. А. Физическая культура (для бакалавров) : учебно - методическое пособие / А. А. Бишаева, В. В. Малков. - Москва : КноРус, 2018. - 167 с.
7. Бутин, И. М. Методика обучения физической культуре : 1 - 11 класс : учебно - методическое пособие / И. М. Бутин, Т. Н. Леонтьева, С. М. Масленников; под редакцией Л. В. Байбородовой. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 248 с.
8. Васильева, О. С. Исследование представлений о безопасном образе жизни / О. С. Васильева, Е. В. Журавлева // Психологический вестник РГУ. - Ростов - на - Дону, 2012. - С. 420 - 429.
9. Виленский, М. Я. Физическая культура (для бакалавров) : учебно - методическое пособие / М. Я. Виленский. - Москва : КноРус, 2017. - 128 с.
10. Воробьева, Н. Л. Игры и спортивные развлечения в школе и оздоровительном лагере для детей подросткового возраста : учебно - методическое пособие / Н. Л. Воробьева. - Москва : АРКТИ, 2013. - 200 с.
11. Глазырина, Л. Д. Методика преподавания физической культуры 1-4 классы : учебно - методическое пособие / Л. Д. Глазырина, Т. А. Лопатик. - Москва : Издательский центр «ВЛАДОС», 2003. - 208 С.
12. Жмакина, Н. Л. Изучение сформированное™ ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста / Н. Л. Жмакина, П. Г. Сенаторова // Новые импульсы развития : вопросы научных исследований : материалы XI Международной научно-практической конференции. - Саратов, 2021. - С. 203 - 215.
13. Кизиляева, Е. Ю. Обеспечение безопасности на уроках физической культуры в общеобразовательных учреждениях / Е. Ю. Кизиляева, Т. В. Барышникова, Н. И. Безбородов // Молодой ученый. - 2012. - № 3 (38) - С. 492 - 495.
14. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю. А. Копылов, Н. В. Полянская. - Москва : Арсенал образования, 2018. - 393 с.
15. Костецкая, Г. А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы / Г. А. Костецкая // Астраханский вестник экологического образования. - 2016. - № 2 (28). - С. 97 - 102.
16. Кузекевич, В. Р. Формирование навыков безопасного поведения у младших школьников посредством подвижных игр на уроках физической культуры / В. Р. Кузекевич, А. А. Русаков // Педагогический имидж. - 2021. - Т. 15, № 4 (53). - С. 429 - 436.
17. Кузнецов, В. С. Физическая культура: учебное пособие / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. - Москва : КноРус, 2016. - 224 с.
18. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учебник для вузов / Ю. Ф. Курамшина. - 3-е издание, стереотип. - Москва : Советский спорт, 2010. - 320 с.
19. Лесгафт, П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П.Ф. Лесгафт // Собрание педагогических сочинении. В 3 томах. Т. 2. - Москва : Физкультура и спорт, 2016. - Ч. 1. - 205 с.
20. Литовченко, Д. В Психологические особенности преподавания предмета физическая культура детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / Д. В. Литовченко // Конференциум АСОУ : сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - Москва, 2017. - № 2. - С. 406 - 413.
21. Ломан, В. Б. Бег. Прыжки, метания : учебное пособие / В. Б. Ломан. - Москва : Физкультура и спорт, 2018.- 160 с.
22. Магомедов, М. Г. Педагогические условия подготовки будущего учителя к формированию культуры безопасного поведения школьников в экстремальных ситуациях : специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» : диссертация кандидата педагогических наук : Магомедов Магомед Газимагомедович ; Дагестанский государственный педагогический университет. - Махачкала, 2017. - 178 с.
23. Магомедов, М. Г. Технология формирования безопасного поведения личности / М. Г. Магомедов, Р. В. Магомедов // Вестник Университета. - 2014. - № 8. - С. 257 - 260.
24. Манжелей, И. В. Педагогические модели развития безопасного образа жизни / И. В. Манжелей // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 4. - С. 2 - 9.
25. Менхин, Ю. В. Физическое воспитание : теория, методика, практика : учебное пособие / Ю. В. Менхин. - Москва : СпортАкадемПресс, 2003. - 322с.
26. Муллер, А. Б. Физическая культура : учебное пособие / А. Б. Муллер, Н. С. Дядичкина, Ю. А. Богащенко. - Люберцы : Издательство Юрайт, 2016. - 424 с.
27. Нефедова, В. И. О здоровьесбережении в образовательном процессе / В. И. Нефедова, Г. А. Годовникова, Е. Н. Растегай // Развитие современного образования : от теории к практике : сборник материалов III Международной научно - практической конференции. - Чебоксары, 2017. - С. 196 - 198.
28. Приешкина, А. Н. Профилактика детского травматизма в школе / А. Н. Приешкин, С. Р. Жукенов // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - 2016. - № 2 (10). - С. 55 - 62.
29. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» от 17.12.2010г. № 1897 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - С. 53.
30. Приспешкина, А. Н. Формирование культуры безопасного поведения участников образовательного процесса. Современные вызовы / А. Н. Приспешкина, О. В. Приспешкин // Современные вызовы и перспективы развития физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности : сборник научных трудов по материалам всероссийской научно-практической конференции. - Хабаровск, 2021. - С. 175 - 180.
31. СанПиН 2.4.2.1178-02. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (с 01.09.2003 взамен СП 2.4.2.1073-01, СанПиН 2.4.2.1102-02). - Москва, 2003. - 38 с.
32. Скобликова, Т. В. Актуальные направления научных исследований в области физической культуры и спорта : от теории к практике / Т. В. Скобликова, В. Ю. Андреева, А. В. Скриплев // Воспитание и обучение : теория, методика и практика : материалы VI Международной научно - практической конференции. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 441 - 443.
33. Скобникова, Т. В. Содержание и структура построения организационно-педагогической модели становления физической культуры личности студента в университете / Т. В. Скобликова, Е. В. Скриплева, В. Ю. Андреева // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия : Лингвистика и педагогика. - 2014. - № 4. - С. 104 - 110.
34. Таран, А. А. Компьютерные технологии на уроках физической культуры / А. А. Таран // Физическая культура в школе. - 2009. - № 2. - С. 25¬
35.
35. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в ред. от 06.03.2022 N 43 - ФЗ). - URL : https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения : 18.06.2022).
36. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323 - ФЗ (в редакции от 13.01.2020 N 1-П). - URL :https://base.garant.ru/12191967/ (дата обращения : 18.06.2022).
37. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ (в ред. от 21.07.2014 N 211-ФЗ). - URL : https://base.garant.ru/12157560/ (дата обращения: 18.06.2022).
38. Федеральный закон Российской Федерации «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 г. № 51 - ФЗ. - URL :https://base.garant.ru/181929/(дата обращения : 18.06.2022).
39. Хакимова, Г. А. Формирование ценностного отношения к здоровью у детей : [монография] / Г. А. Хакимова, Г. Н. Гребенюк. - Нижневартовск : Издательство Нижневартовского гуманитарного университета, 2017. - 175 с.
40. Чукалина, Я. В. Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации / Я. В. Чукалина // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : сборник статей по материалам XII международной студенческой научно - практической конференции. - Чебоксары, 2016. - № 5 (42). - С. 130 - 134.
41. Швыдкая, Н. С. Формирование ценностного отношения учащихся среднего школьного возраста к занятиям физической культурой средствами ИКТ / Н. С. Швыдкая, Т. В. Скобликова // Культура физическая и здоровье. - 2019. - № 6 (42). - С. 32 - 34.
42. Ямалетдинова, Г. А. Педагогика физической культуры : учебное пособие / Г. А. Ямалетдинова. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2018. - 244 с.