Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования творческих способностей младших школьников на уроках музыки......................................7
1.1. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников....................7
1.2. Творчество младших школьников на уроках музыки.................................20
1.3. Компоненты музыкально-творческих способностей младших школьников……………………………………………………………………....29
Выводы по первой главе………………………………………………………...38
Глава 2. Диагностический анализ творческих способностей младших школьников на уроках музыки………………………………………………….40
2.1. Констатирующий эксперимент………………………………………….…40
2.2. Формирование музыкально-творческих способностей младших школьников………………………………………………………………………47
2.3. Контрольный эксперимент…………………………………………………56
Выводы по второй главе………………………………………………………...58
Заключение……………………………………………………………………….59
Список используемой литературы……………………………………………...62
... Объект исследования: музыкально – творческая деятельность учащихся младших классов.
Предмет исследования: методы и приёмы развития музыкально-творческих способностей учащихся младших классов.
Цель исследования – анализировать методы и приёмы развития музыкально – творческих способностей учащихся младших классов и на этой основе провести экспериментальную работу.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
1) выявить теоретико-методологические основы исследования творческих способностей младших школьников на уроках музыки;
2) экспериментально выявить уровень сформированности творческих способностей младших школьников на уроках музыки;
3) разработать комплекс упражнений, направленных на формирование музыкально-творческих способностей младших школьников;
4) экспериментально подтвердить положительную динамику формирования музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста. ...
... В эксперименте приняли участие учащиеся общеобразовательной школы младшего школьного возраста по 10 человек в каждой группе – контрольной и экспериментальной.
В ходе проведения эксперимента были использованы педагогические методы: наблюдение, беседа, диагностика уровня сформированности музыкальных и творческих способностей учащихся младших классов. При реализации экспериментальной программы автор учитывал, что музыкально - творческие способности детей формируются в разных видах музыкальной деятельности.
В ходе констатирующего эксперимента подробно были исследованы уровни музыкально-творческих способностей младших школьников с помощью предложенных заданий.
В контрольной группе ладовое чувство развито лучше, чем в экспериментальной; музыкально-слуховые представления, музыкальное мышление, чувство музыкальной формы одинаково низко развито в обеих группах.
Активным средством развития музыкально-творческих способностей младших школьников являются творческие задания. Учитель побуждает учащихся к творческим действиям, создавая определенные ситуации.
Для активизации инициативы младших школьников можно предложить творческие задания в форме игр. Выполнению заданий способствуют рассказанные им правила и сюжетная подсказка. Постепенное усложнение их содержания способствует обогащению музыкального опыта и творческих способностей учащихся. ...
1. Абдуллин, Э.Б. Методологический анализ проблемы музыкальной педагогики в системе высшего образования / Э.Б.Абдуллин. – М.: Прометей, 1990. – 188с.
2. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336с.
3. Антонова, Г.П. Познавательная деятельность детей 6—7 лет / Г.П. Антонова, И.П. Антонова — М., 1991. - 124 с.
4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 416 с.
5. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. / Л.А.Безбородова, Ю.Б.Алиев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416с.
6. Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. - М., 2005. - 108 с.
7. Волков, И.П. Цель одна – дорог много. Проектирование процессов обучения: Книга для учителя: Из опыта работы / И.П.Волков. – М.: Просвещение, 1990. – 159с.
8. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – М.: - Издательский центр «Академия», 2005. – 320с.
9. Григорович Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардарики, 2008. 480 с. ...