СРАВНИТЕЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ ΓΡΑPAMMATИЧЕСКИХХ КОНСТРУКЦИЙ У МЛАДШИХ Школьников С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И МЛАДИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Ш УРОВНЯ
|
Введение 3
Глава 1Теоретические основы развития грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи 3 уровня
1.1 Закономерности развития грамматики в онтогенезе 9
1.2 Специфика развития грамматических конструкций у детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 17
1.3 Особенности развития грамматических конструкций у детей младшего
школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 24
1.4 Обзор методик по выявлению и преодолению нарушений грамматических
конструкций у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и общего недоразвития речи III уровня 32
Выводы по первой главе 42
Глава 2 Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 44
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 52
2.3 Дифференцированные методические рекомендации по преодолению нарушений грамматических конструкций у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием III уровня и задержкой психического
развития 62
Выводы по второй главе 78
Заключение 80
Библиографический список литературы 83
Приложение А 91
Приложение Б 95
Глава 1Теоретические основы развития грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи 3 уровня
1.1 Закономерности развития грамматики в онтогенезе 9
1.2 Специфика развития грамматических конструкций у детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 17
1.3 Особенности развития грамматических конструкций у детей младшего
школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 24
1.4 Обзор методик по выявлению и преодолению нарушений грамматических
конструкций у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и общего недоразвития речи III уровня 32
Выводы по первой главе 42
Глава 2 Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 44
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 52
2.3 Дифференцированные методические рекомендации по преодолению нарушений грамматических конструкций у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием III уровня и задержкой психического
развития 62
Выводы по второй главе 78
Заключение 80
Библиографический список литературы 83
Приложение А 91
Приложение Б 95
Актуальность исследования. Известно, что полноценное речевое развитие является важнейшим условием общего развития у обучающихся младших классов. Но, по статистическим данным, с каждым годом количество детей с речевыми нарушениями неуклонно растет: всего 14% детей в стране практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, а 35-40% страдают хроническими заболеваниями. Это означает, что более 80% детей имеют фактор риска по развитию речевых нарушений. Вследствие чего, поступая в школу, ребенок испытывает серьезные проблемы в процессе обучения чтению и письму, плохо усваивает школьную программу. Поэтому особое значение имеет своевременное логопедическое обследование, а также проведение работы направленной на преодоление различных нарушений речи, в том числе общего недоразвития речи и задержки психического развития.
Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствует гармоническому развитию личности ребенка, устраняет препятствия для приобретения знаний. Многие исследователи считают, что нарушения произносительной стороны речи в младшем школьном возрасте при общем недоразвитии речи в дальнейшем отрицательно сказывается на обучении грамоте и успеваемости в школе. Следовательно, нарушения произносительной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи нужно исправлять, чтобы дети успешно адаптировались в школе.
В современной науке, проблемы общего недоразвития речи и пути его преодоления изложены в работах таких ученых, как Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, А. Н. Леонтьева, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева и многих других [26],[29],[32],[34],[62].
Проблема задержки психического развития является объектом изучения многих исследователей: Н. Ю. Боряковой, Т. А. Власовой,
К. С. Лебединской, B. И. Лубовского, И. Ф. Марковской, Е. С. Слепович, С. Г. Тригер, C. Г. Шевченко и многих других авторов
[8],[12],[33],[37],[42],[47],[58],[71].
В соответствии с Конституцией РФ, перечнем мер по реализации Федеральных законов «О государственной социальной помощи» от (от 17.07.1999), Законом «Об образовании в Российской Федерации», ст.79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья») каждый ребенок с осложненными формами психического недоразвития может получать образовательные услуги в образовательных учреждениях различного назначения, если в них созданы необходимые условия (материальные, кадровые и иные), при этом формы обучения и воспитания определяются специалистами (по желанию родителей) с учетом его индивидуальных возможностей.
Особую значимость имеет сравнительное изучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) и общего недоразвития речи (ОНР)111 уровня в связи с многочисленными нарушениями, когда сложно определить какой дефект был первичным.
Учитывая выше сказанное, можно сформулировать вытекающие отсюда противоречия между:
• низким уровнем сформированности грамматических конструкций у детей с задержкой психического развития (ЗПР) и общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня и ее значимости для всестороннего развития детей, их успешной социализации;
• указаниями на недостаточную сформированность грамматических конструкций у рассматриваемой категории детей и недостаточной изученности данной проблемы в современных условиях;
• важностью определения специальных условий для формирования грамматических конструкций и недостаточностью логопедических разработок, по организации среды для максимального эффективного развития грамматических конструкций у детей с задержкой психического развития (ЗПР) и общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.
Таким образом, нарушения грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитие речи III уровня и пути их коррекции являются одним из актуальных вопросов теории и практики логопедии.
Проблема исследования заключается в уточнении факторов, определяющих дизонтогенез сформированности грамматических
конструкций у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) и общим недоразвитие речи (ОНР) III уровня.
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить
специфические особенности сформированности грамматических
конструкций у детей с общим недоразвитием речи III уровня и задержкой психического развития младшего школьного возраста и на основе выявленных особенностей составить методические рекомендации.
Объектом исследования являются грамматические конструкции детей с задержкой психического развития (ЗПР) и общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.
Предметом исследования является сформированность
грамматических конструкций у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) и общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что особенности
сформированности грамматических конструкций у обучающихся 3 класса с задержкой психического развития (ЗПР) будет характеризоваться:
• нарушениями синтаксической структуры предложений;
• трудностями применения отдельных механизмов словообразования и словоизменения;
• сложностями употребления предложно-падежных конструкций, отображающих пространственные отношения.
А у обучающихся с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня:
• нарушениями грамматической связи в предложении;
• замедленным овладением механизмов анализа и синтеза;
• трудностями формирования синтаксической структуры предложения.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования; описать закономерности развития грамматики в онтогенезе и специфику развития грамматических конструкций у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи III уровня.
2. Изучить особенности сформированное™ грамматических
конструкций у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи III уровня.
3. Составить дифференцированные методические рекомендации, по преодолению нарушений грамматических конструкций у обучающихся 3 класса с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня и задержкой психического развития (ЗПР).
Методы исследования: нами использовались теоретические и эмпирические методы исследования:
• к 1-ой главе относятся: изучение и анализ литературы, обобщение и систематизация теоретических знаний;
• ко 2-ой относятся: эксперимент, тестирование, анализ и обобщение экспериментальных данных, моделирование.
Методологической основой исследования являются:
• учение Л. С. Выготского о соотношении первичного дефекта и вторичных нарушений и о роли социальных факторов в формировании аномального развития; о взаимодействии мышления и речи в ходе развития ребенка; [19]
• теория А. Р. Лурия о системной динамической локализации высших психических функций; [40]
• теоретическое положение В. И. Лубовского об основных закономерностях психического развития аномальных детей; [39]
• учение Р. Е. Левиной о системном характере речевых нарушений [34].
Научная новизна исследования заключается в составлении комплекса дифференцированных методических рекомендаций для учащихся 3-их классов, способствующих формированию грамматических конструкций у обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) и общим недоразвитие речи (ОНР) III уровня.
Теоретическая значимость определяются тем, что в результате исследования получены новые данные о структуре дефекта психического развития детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи III уровня, которые расширяют представления о соотношении мышления и речи, о качественном своеобразии взаимосвязи между нарушениями мыслительной и речевой деятельности при данных нарушениях.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав и выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка и приложения.
В первой главе диссертации рассмотрены теоретические основы развития грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР) и общим недоразвитие речи (ОНР) III уровня. В частности, раскрыты закономерности развития грамматики в онтогенезе; описана специфика развития грамматических конструкций у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня; а также проанализированы методики по выявлению и преодолению нарушений грамматических конструкций у обучающихся младшего школьного возраста данных категорий.
Вторая глава раскрывает констатирующий эксперимент и его анализ, а также содержит дифференцированные методические рекомендации по преодолению грамматических конструкций у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня и задержкой психического развития (ЗПР).
Библиографический список состоит из 74 источников. Объем диссертации составил 99 страниц, включая 2 приложения объемом 8 страниц.
Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствует гармоническому развитию личности ребенка, устраняет препятствия для приобретения знаний. Многие исследователи считают, что нарушения произносительной стороны речи в младшем школьном возрасте при общем недоразвитии речи в дальнейшем отрицательно сказывается на обучении грамоте и успеваемости в школе. Следовательно, нарушения произносительной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи нужно исправлять, чтобы дети успешно адаптировались в школе.
В современной науке, проблемы общего недоразвития речи и пути его преодоления изложены в работах таких ученых, как Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, А. Н. Леонтьева, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева и многих других [26],[29],[32],[34],[62].
Проблема задержки психического развития является объектом изучения многих исследователей: Н. Ю. Боряковой, Т. А. Власовой,
К. С. Лебединской, B. И. Лубовского, И. Ф. Марковской, Е. С. Слепович, С. Г. Тригер, C. Г. Шевченко и многих других авторов
[8],[12],[33],[37],[42],[47],[58],[71].
В соответствии с Конституцией РФ, перечнем мер по реализации Федеральных законов «О государственной социальной помощи» от (от 17.07.1999), Законом «Об образовании в Российской Федерации», ст.79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья») каждый ребенок с осложненными формами психического недоразвития может получать образовательные услуги в образовательных учреждениях различного назначения, если в них созданы необходимые условия (материальные, кадровые и иные), при этом формы обучения и воспитания определяются специалистами (по желанию родителей) с учетом его индивидуальных возможностей.
Особую значимость имеет сравнительное изучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) и общего недоразвития речи (ОНР)111 уровня в связи с многочисленными нарушениями, когда сложно определить какой дефект был первичным.
Учитывая выше сказанное, можно сформулировать вытекающие отсюда противоречия между:
• низким уровнем сформированности грамматических конструкций у детей с задержкой психического развития (ЗПР) и общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня и ее значимости для всестороннего развития детей, их успешной социализации;
• указаниями на недостаточную сформированность грамматических конструкций у рассматриваемой категории детей и недостаточной изученности данной проблемы в современных условиях;
• важностью определения специальных условий для формирования грамматических конструкций и недостаточностью логопедических разработок, по организации среды для максимального эффективного развития грамматических конструкций у детей с задержкой психического развития (ЗПР) и общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.
Таким образом, нарушения грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитие речи III уровня и пути их коррекции являются одним из актуальных вопросов теории и практики логопедии.
Проблема исследования заключается в уточнении факторов, определяющих дизонтогенез сформированности грамматических
конструкций у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) и общим недоразвитие речи (ОНР) III уровня.
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить
специфические особенности сформированности грамматических
конструкций у детей с общим недоразвитием речи III уровня и задержкой психического развития младшего школьного возраста и на основе выявленных особенностей составить методические рекомендации.
Объектом исследования являются грамматические конструкции детей с задержкой психического развития (ЗПР) и общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.
Предметом исследования является сформированность
грамматических конструкций у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) и общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что особенности
сформированности грамматических конструкций у обучающихся 3 класса с задержкой психического развития (ЗПР) будет характеризоваться:
• нарушениями синтаксической структуры предложений;
• трудностями применения отдельных механизмов словообразования и словоизменения;
• сложностями употребления предложно-падежных конструкций, отображающих пространственные отношения.
А у обучающихся с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня:
• нарушениями грамматической связи в предложении;
• замедленным овладением механизмов анализа и синтеза;
• трудностями формирования синтаксической структуры предложения.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования; описать закономерности развития грамматики в онтогенезе и специфику развития грамматических конструкций у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи III уровня.
2. Изучить особенности сформированное™ грамматических
конструкций у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи III уровня.
3. Составить дифференцированные методические рекомендации, по преодолению нарушений грамматических конструкций у обучающихся 3 класса с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня и задержкой психического развития (ЗПР).
Методы исследования: нами использовались теоретические и эмпирические методы исследования:
• к 1-ой главе относятся: изучение и анализ литературы, обобщение и систематизация теоретических знаний;
• ко 2-ой относятся: эксперимент, тестирование, анализ и обобщение экспериментальных данных, моделирование.
Методологической основой исследования являются:
• учение Л. С. Выготского о соотношении первичного дефекта и вторичных нарушений и о роли социальных факторов в формировании аномального развития; о взаимодействии мышления и речи в ходе развития ребенка; [19]
• теория А. Р. Лурия о системной динамической локализации высших психических функций; [40]
• теоретическое положение В. И. Лубовского об основных закономерностях психического развития аномальных детей; [39]
• учение Р. Е. Левиной о системном характере речевых нарушений [34].
Научная новизна исследования заключается в составлении комплекса дифференцированных методических рекомендаций для учащихся 3-их классов, способствующих формированию грамматических конструкций у обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) и общим недоразвитие речи (ОНР) III уровня.
Теоретическая значимость определяются тем, что в результате исследования получены новые данные о структуре дефекта психического развития детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи III уровня, которые расширяют представления о соотношении мышления и речи, о качественном своеобразии взаимосвязи между нарушениями мыслительной и речевой деятельности при данных нарушениях.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав и выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка и приложения.
В первой главе диссертации рассмотрены теоретические основы развития грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР) и общим недоразвитие речи (ОНР) III уровня. В частности, раскрыты закономерности развития грамматики в онтогенезе; описана специфика развития грамматических конструкций у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня; а также проанализированы методики по выявлению и преодолению нарушений грамматических конструкций у обучающихся младшего школьного возраста данных категорий.
Вторая глава раскрывает констатирующий эксперимент и его анализ, а также содержит дифференцированные методические рекомендации по преодолению грамматических конструкций у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня и задержкой психического развития (ЗПР).
Библиографический список состоит из 74 источников. Объем диссертации составил 99 страниц, включая 2 приложения объемом 8 страниц.
Приступая к данному исследованию, была обозначена цель, заключающаяся в теоретическом обосновании и выявлении специфических особенностей сформированности грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня и задержкой психического развития (ЗПР) младшего школьного возраста и на основе выявленных особенностей составлении методических рекомендаций. Данная цель предполагала реализацию поставленных задач, включающих анализ психолого-педагогической литературы, а также осуществление констатирующего эксперимента.
Грамматические конструкции представляют собой совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков.
Специфическими особенностями нарушения речи при задержке психического развития являются: замедленный темп речевого развития; системное недоразвитие речи, то есть страдает и лексико-грамматический, и фонетико-фонематический компоненты речи, имеются нарушения импрессивной речи. У детей с общим недоразвитием речи III уровня несформированность грамматического строя речи у детей ярко проявляется в непонимании и неправильном употреблении предложных конструкций.
Выделяют 3 этапа логопедического обследования младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития: подготовительный, основной и заключительный.
В существующих программах обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и задержкой психического развития (ЗПР) подробно описаны содержание и структура фронтальных занятий по формированию и развитию грамматической стороны речи. Кроме программ обучения и воспитания детей существуют общеизвестные авторские рекомендации по развитию грамматических конструкций младших школьников.
Большой вклад разработку методик преодоления лексических нарушений внесли: Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева,
Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичева и многие другие
авторы[9],[23],[24],[27],[55],[60].
Обследование грамматики младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития представлено в методиках И. Д. Коненковой, И. О. Соловьевой, Л. Ф. Спировой,
Т. Б. Филечевой, Г. В. Чиркиной, Л. В. Яссман, и А. В. Ястребовой и др. Для исследования были выбраны задания на изучение грамматического строя речи из методики эспресс-диагностики Т. А. Фотековой
[25],[48],[60],[71],[72].
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ с.Тоора-Хемим Л. Б. Чадамба. Экспериментальную выборку составили 20 обучающихся 8-9 лет с общим недоразвитием речи III уровня и задержкой психического развития.
Сравнительный анализ уровня сформированности грамматического строя младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и задержкой психического развития показал, что в обеих группах преобладает низкий уровень сформированности грамматических конструкций. Но в группе с общим недоразвитием речи III уровня дети справились с заданиями лучше, поэтому низкий уровень обнаружен у 5 -ти школьников (50%), по сравнению с группой с задержкой психического развития (8 детей, 80%). Кроме того, обучающихся, имеющих средний уровень в группе с общим недоразвитием речи III уровня больше (5 чел., 50%) по сравнению с группой с задержкой психического развития (2 чел., 20%). По результатам констатирующего эксперимента сравнительный анализ показал, что в обеих группах преобладал в основном низкий и средний уровни, но в группе обучающихся с общим недоразвитием речи III уровня результаты выше в среднем на 30 %.
Грамматические конструкции у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня характеризуются такими особенностями, как: нарушения грамматической связи в предложении, нарушение словообразования, словоизменения, а так же не сформированностью способов речевого отображения пространственных отношений. А у детей с задержкой психического развития такими особенностями как: непонимание синтаксической структуры предложения, трудности в применении отдельных механизмов словообразования и словоизменения, трудности в употреблении предложно-падежных конструкций отображающих пространственные отношения.
По результатам констатирующего эксперимента нами были составлены дифференцированные методические рекомендации для детей с задержкой психического развития (ЗПР) и общего недоразвития речи (ОНР) III уровня по преодолению нарушений сформированности грамматических конструкций. Специфика логопедической работы предполагает: включение игр, создание условий, побуждающих детей к самостоятельному высказыванию, применение хоровой речи и соблюдение принципа последовательности.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены в полном объеме, а гипотеза полностью подтвердилась.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в работе логопедов по проблемам формирования и развития грамматических конструкций младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и школьников с задержкой психического развития, а также рекомендованы для ознакомления студентов педагогических вузов, обучающихся по логопедическому профилю.
Грамматические конструкции представляют собой совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков.
Специфическими особенностями нарушения речи при задержке психического развития являются: замедленный темп речевого развития; системное недоразвитие речи, то есть страдает и лексико-грамматический, и фонетико-фонематический компоненты речи, имеются нарушения импрессивной речи. У детей с общим недоразвитием речи III уровня несформированность грамматического строя речи у детей ярко проявляется в непонимании и неправильном употреблении предложных конструкций.
Выделяют 3 этапа логопедического обследования младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития: подготовительный, основной и заключительный.
В существующих программах обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и задержкой психического развития (ЗПР) подробно описаны содержание и структура фронтальных занятий по формированию и развитию грамматической стороны речи. Кроме программ обучения и воспитания детей существуют общеизвестные авторские рекомендации по развитию грамматических конструкций младших школьников.
Большой вклад разработку методик преодоления лексических нарушений внесли: Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева,
Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичева и многие другие
авторы[9],[23],[24],[27],[55],[60].
Обследование грамматики младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития представлено в методиках И. Д. Коненковой, И. О. Соловьевой, Л. Ф. Спировой,
Т. Б. Филечевой, Г. В. Чиркиной, Л. В. Яссман, и А. В. Ястребовой и др. Для исследования были выбраны задания на изучение грамматического строя речи из методики эспресс-диагностики Т. А. Фотековой
[25],[48],[60],[71],[72].
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ с.Тоора-Хемим Л. Б. Чадамба. Экспериментальную выборку составили 20 обучающихся 8-9 лет с общим недоразвитием речи III уровня и задержкой психического развития.
Сравнительный анализ уровня сформированности грамматического строя младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и задержкой психического развития показал, что в обеих группах преобладает низкий уровень сформированности грамматических конструкций. Но в группе с общим недоразвитием речи III уровня дети справились с заданиями лучше, поэтому низкий уровень обнаружен у 5 -ти школьников (50%), по сравнению с группой с задержкой психического развития (8 детей, 80%). Кроме того, обучающихся, имеющих средний уровень в группе с общим недоразвитием речи III уровня больше (5 чел., 50%) по сравнению с группой с задержкой психического развития (2 чел., 20%). По результатам констатирующего эксперимента сравнительный анализ показал, что в обеих группах преобладал в основном низкий и средний уровни, но в группе обучающихся с общим недоразвитием речи III уровня результаты выше в среднем на 30 %.
Грамматические конструкции у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня характеризуются такими особенностями, как: нарушения грамматической связи в предложении, нарушение словообразования, словоизменения, а так же не сформированностью способов речевого отображения пространственных отношений. А у детей с задержкой психического развития такими особенностями как: непонимание синтаксической структуры предложения, трудности в применении отдельных механизмов словообразования и словоизменения, трудности в употреблении предложно-падежных конструкций отображающих пространственные отношения.
По результатам констатирующего эксперимента нами были составлены дифференцированные методические рекомендации для детей с задержкой психического развития (ЗПР) и общего недоразвития речи (ОНР) III уровня по преодолению нарушений сформированности грамматических конструкций. Специфика логопедической работы предполагает: включение игр, создание условий, побуждающих детей к самостоятельному высказыванию, применение хоровой речи и соблюдение принципа последовательности.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены в полном объеме, а гипотеза полностью подтвердилась.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в работе логопедов по проблемам формирования и развития грамматических конструкций младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и школьников с задержкой психического развития, а также рекомендованы для ознакомления студентов педагогических вузов, обучающихся по логопедическому профилю.





